Роттердам

Роттердам в Энциклопедическом словаре:
Роттердам - (Rotterdam) - город в Нидерландах, на северном рукаве дельтыРейна. 596 тыс. жителей (1993). Один из крупнейших портов мира(грузооборот ок. 223 млн. т в 1983). Аванпорты - Влардинген, Схидам, Хукван Холланд, Европорт. Центр торгово-финансовой деятельности. Крупныйтранспортный узел, международный аэропорт. Крупная нефтеперерабатывающая инефтехимическая промышленность. Машиностроение (судостроение), химическая,легкая, пищевая промышленность. Метрополитен. Университет, Академияискусств, Королевское нидерландское общество естественной истории,Национальный институт навигации и кораблестроения. Музеи: исторический,морской, страноведения и этнографии, художественный музей Бойманса - ванБенингена и др. Роттердам упоминается с 1282.

Значение слова Роттердам по словарю Брокгауза и Ефрона:
Роттердам (Rotterdam) — главная торговая гавань Нидерландов, в провинции Южной Голландии, на Новом Маасе. Жителей, с предместьями, 276337 (1897). Город изрезан каналами. Церковь св. Лаврентия (1477 г., недавно реставрирована, с башней в 64 м), ратуша, биржа, фонтан Свободы (1872). Памятники Эразму, поэту Толленсу, морскому герою Питу Хейну и государственному деятелю Гогендорпу. Правый берег Мааса соединен с левым, через острова Нордер-Эйланд и Фейеннорд, железнодорожными мостами и монументальным мостом Виллемсбруг (850 м длины). Р. — главный складочный пункт товаров, идущих со всей рейнской и маасской области. Канал Ниуве Ватервег открывает доступ в Р. самым большим морским судам. Уже до 1890-х гг. великолепные портовые сооружения обнимали 70 гектаров, с 20 км набережных; затем в 1894 г. закончено устройство обширной Рейнской гавани, в 1896 г. — металлической гавани; в 1895 г. заложена так называемая 2-я Катендрехтская гавань. Гавань снабжена обширными складами, паровыми и электрическими кранами, элеваторами, плавучими доками. Обширные верфи и машиностроительные заводы. Правильные пароходные сообщения с главными портовыми городами Европы и Америки. В 1896 г. вошло в гавань 5974 морских судов и 103848 речных. Главные предметы ввоза (в 1896 г. — 5,2 млн. тонн): керосин, кофе, хлеб, сахар, масла, табак, пряности и москательные товары, затем лес, лен, пенька, вино, рыба и рыбий жир (из Норвегии), каменный уголь (из Англии и Вестфалии), железо (из Швеции и Англии), шерсть и мануфактурные товары (из Германии и Англии). Главные предметы вывоза (около 3 млн. тонн): кофе, сигары, сахар, пряности, вино, пиво, керосин, рыбий жир, мука, лес, машины, сыр, рыба, убойный скот. Кораблестроение; фабрики сигар, белил, консервов, маргарина и искусственного удобрения. Р. защищен с моря несколькими фортами и батареями. Мореходная и рейнская судоходные школы, городская картинная галерея, библиотека, архив, музеи этнографический и морской, сады зоологический и ботанический, естественнонаучная коллекция общества "Bataafsch Genootschap". История. P. получил городские права в 1340 г. В 1572 г. взят испанцами и разграблен, но в том же году Р. вновь примкнул к восстанию против испанцев. До начала XIX столетия Р. уступал в торговом отношении Амстердаму, но в войнах 1779—1812 гг. он пострадал сравнительно меньше, торговое значение его стало возрастать и в настоящее время на Немецком море он уступает лишь Гамбургу и Антверпену.

Определение слова «Роттердам» по БСЭ:
Роттердам (голл. Rotterdam, буквально - дамба на р. Ротте)
город в Нидерландах, в провинции Южная Голландия. Самый крупный порт мира, важнейший торгово-промышленный центр страны; второй в стране после Амстердама по численности населения город - 654 тыс. жителей в 1973. Расположен на обоих берегах северного рукава дельты Рейна, называется Ньиве-Маас; глубоководным каналом Новый водный путь соединён с Северным морем, доступен для крупных океанских судов (аванпорт - Хук-ван-Холланд). Р. - узел железных дорог и авиасообщений (аэродром Зестинховен). Положение Р. в отношении внешних и внутренних водных путей, у выхода к морю р. Рейн, способствовало экономическому росту города и превращению его в значительный транзитный и торгово-перевалочный пункт для грузов, следующих с Северного моря по Рейну и в обратном направлении. Через порт проходит около І/3 всего вывоза и ввоза страны, а также около і/4 всех грузоперевозок по Рейну, грузооборот до 300 млн.т (1973). Основные предметы ввоза: нефть (70% всего ввоза), руды чёрных и цветных металлов, уголь, лес, каучук, химические товары, зерновые, хлопок и др.; вывоза: нефтепродукты (70% всего вывоза), каменный уголь (из Рурского бассейна), химические товары, машины, оборудование, суда и др., а также металлы, продовольствие. Свыше 1/5 вывоза и ввоза через Р. - транзитные грузы.
Р. и его окрестности - высокоразвитый индустриальный район, промышленность которого базируется главным образом на привозном сырье. Р. - один из ведущих в Западной Европе центров нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности (производятся пластмассы, азотные удобрения и т. п.); мощность нефтеперерабатывающих заводов (принадлежащих «Ройял датч-Шелл», «Бритиш петролеум», «Эссо», «Шеврон» и «Галф»)
около 90 млн.т (1974), основные заводы размещаются в районах Ботлек и Пернис. От Р. на З. до Схидама и Влардингена и на Ю.-В. до Дордрехта тянется цепь машиностроительных предприятий - судостроительных верфей, предприятий, выпускающих портовое оборудование, электротехнические и металлообрабатывающие заводы. В Р. широко представлены также пищевкусовая и лёгкая промышленность (производство кормов, маргарина, переработка чая, какао, кофе; текстильное и швейное производство).
В Р. находятся правления англо-голландских международных монополий «Ройял датч-Шелл» и «Юнилевер», Роттердамский банк (см. Амстердамско-Роттердамский банк). В Р. находятся университет им. Эразма, Академия искусств, консерватория, Национальный институт навигации и кораблестроения, Королевское нидерландское общество естественной истории, Всеобщее нидерландское объединение социальной медицины и здравоохранения и другие научные учреждения. Музеи: Исторический музей г. Р., Морской музей
«Принс Хендрик», картинная галерея, Музей этнологии. Крупнейшие библиотеки: Муниципальная библиотека, библиотека Университета им. Эразма.
Впервые упоминается в источниках в 1282. В 1299 получил городские привилегии. В средние века Р. - центр лова сельди. С 80-90-х гг. 19 в. (после открытия в 1882 так называемого Нового водного пути, соединившего Р. с Северным морем) - один из крупнейших портов мира. Р. - центр рабочего и демократического движения Нидерландов (выступление в поддержку Советской России в 1918, баррикадные бои летом 1934 и др.).
Среди средневековых зданий - готическая церковь Синт-Лауренскерк (15-17 вв.). С 1922 Р.- один из центров развития архитектуры голландского рационализма [фабрика «Ван Нелле», рабочие жилые районы (Кифхук, 1925-29, архитектор Я. Й. П. Ауд; и др.)]. Во время 2-й мировой войны 1939-45 сильно разрушен (особенно бомбардировкой немецко-фашистской авиации 14 мая 1940). По плану реконструкции (1946, архитектор К. ван Тра; доработан в 1955-60) разрушенный центр застраивается преимущественно зданиями повышенной этажности; строятся пригородные районы и 3 города-спутника (Хогвлит, Ботлек, Харингвлит). Среди современных сооружений - торговый центр «Лейнбан».
Многочисленные монументы и произведения монументально-декоративной скульптуры (М. С. Андриссен, М. Марини, Х. Мур, О. Цадкин).
Лит.: [Крашенинникова Н. Л.], Роттердам, [М., 1969]; Blijstra R., Rotterdam stad in beweging, Arnst. - [e. a.], 1965.
Торговый центр Лейнбан в Роттердаме. 1949-53. Архитекторы Й. Х. ван ден Брук и Я. Б. Бакема.

И. А. Бринкман, Л. К. ван дер Влюгт. Табачная фабрика «Ван Нелле» в Роттердаме. 1928-30.

Порт Роттердама.

Роттердам. Одна из центральных улиц - Колсингел.

Роттердам. Универмаг «де Бейенкорф». 1956-57. Архитекторы М. Брёйер, А. Элзас (скульптура Н. Габо).

Роттердам. План.

Роттер (Rotter) Джулиан Бернард    Роттердам    Роттмайр