Квиетизм

Значение слова Квиетизм по Ефремовой:
Квиетизм - Религиозно-этическое учение, проповедующее мистически-созерцательное, безучастное, пассивное отношение к жизни.


Безучастное, пассивное отношение к жизни.

Квиетизм в Энциклопедическом словаре:
Квиетизм - (от лат. quietus - спокойный - безмятежный), религиозное учение,доводящее идеал пассивного подчинения воле Бога до требования бытьбезразличным к собственному ''спасению''. Возникло в 17 в. внутрикатолицизма, было осуждено церковными инстанциями. В переносном смысле -созерцательность, бездейственность.

Значение слова Квиетизм по словарю Ушакова:
КВИЕТИЗМ, квиетизма, мн. нет, м. (от латин. quietus - спокойный) (книжн.). 1. Мистически-созерцательное отношение к жизни. Проповедь квиетизма, спячки, ленивого прекраснодушия. 2. Соответствующая религиозно-философская доктрина в 17 в. (истор.).

Значение слова Квиетизм по словарю Брокгауза и Ефрона:
Квиетизм (от лат. quies — покой), или молиносизм — мистически-религиозное направление, вызванное в XVII в. испан. проповедником Михаилом Молиносом и долженствовавшее служить противовесом механическому богопочитанию, обрядности и культу добрых дел, в которых иезуиты и доминиканцы видели сущность благочестия и богобоязни. Молинос в своей книге "Guida spirituale" (Рим, 1675) требовал полнейшего пассивного покоя души, в котором она отдавалась бы божественному действию и как бы прекращала свое существование, с любовью умерев в Боге. Несмотря на осуждение Молиноса Римом, книга его была переведена на многие языки и вызвала массу брошюр в том же духе. Во Франции при Людовике XIV К. нашел покровительницу в лице вдовы Гюйон (см.). В сочинении Фенелона "Explication des maximes des Saints sur la vie int é rieure" К. представляется добродушною мечтательностью, требующею, прежде всего, так называемой "чистой любви", которая без страха и надежды, без внимания к небу или к аду, с полным самоотрицанием направляется к Богу, потому что Он того желает. Плоть при этом должна быть умерщвлена, всякое доверие к собственным силам уничтожено. Молящийся ничего не желает и ничего не просит, но отдается Богу и удовлетворяется созерцанием его бытия. Раздражение против К. большей части духовенства объяснялось тем, что он делал излишним для спасающегося помощь духовника или проповедника; кроме того, учение квиетистов о "спасении через грехи" и т. п. служило соблазном для публики, фигурируя во многих процессах, напр. в деле Кадьер (см.). О борьбе Боссюэ против К. см. Гюйон. Ср. Нерре, "Geschichte der quietistischen Mystik" (Берл., 1876).

Определение слова «Квиетизм» по БСЭ:
Квиетизм (франц. quiйtisme, от лат. quietus - спокойный, безмятежный, quies - покой)
религиозно-этическое учение, проповедующее мистически-созерцательное отношение к миру, пассивность, спокойствие души, полное подчинение божественной воле, безразличие к добру и злу, к раю и аду. Возникнув в конце 17 в. внутри католицизма, К. выражал рост оппозиционных настроений против папства и враждебное отношение к иезуитам. Идеи К. были развиты испанским священником М. Молиносом (1628-96), издавшим в Риме в 1675 книгу «Духовный руководитель».
Согласно учению квиетистов, душа, примирившаяся со всеми страданиями и отрешившаяся от мира, полностью погружается в божественную любовь.
Католическая церковь и особенно иезуиты резко выступили против К. В 1685 Молинос был заключён в тюрьму, а 68 положений К. были осуждены как ересь. Идеи Молиноса были развиты его последовательницей во Франции Ж. М. Гюйон (1648-1717), в защиту которой выступил епископ Ф. Фенелон. Однако особая церковная комиссия, возглавляемая Ж. Боссюэ, осудила К. как безнравственное еретическое учение и добилась заключения Гюйон в Бастилию. Элементы К. обнаруживаются и в лютеранском Пиетизме 18 в.
Термин «К.» приобрел и более общий смысл, став синонимом пассивности, непротивления, воздержания от какой-либо деятельности. В этом смысле в К. часто видят характерную особенность многих восточных религий. В. И. Ленин, находя элементы К. в толстовстве подверг резкой критике всякие попытки их идеализации (см. Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 20, с. 104).
Б. Я. Рамм.
Лит.: Scharling С. Е., Michael de Molinos. Ein Bild aus der Kirchengeschichte des siebzehnten Jahrhunderts, Gotha, 1855; Heppe H., Geschichte der quietistischen Mystik in der katholischen Kirche, B., 1875.

Квидде    Квиетизм    Квиетист