Кондиционирование Воздуха
Кондиционирование Воздуха в Энциклопедическом словаре:
Кондиционирование Воздуха - создание и поддержание в закрытых помещениях итранспортных средствах состояния воздушной среды, наиболее благоприятногодля самочувствия людей, протекания технологических процессов, работыоборудования и т. п. Системы кондиционирования воздуха содержаттехнические средства для охлаждения (подогрева), очистки, увлажнения(осушения) и перемещения воздуха, а также автоматического регулированияего температуры, влажности, давления, состава, скорости движения.
Значение слова Кондиционирование Воздуха по словарю медицинских терминов:
кондиционирование воздуха (лат. condicio условие, требование) - создание и автоматическое поддержание в закрытых помещениях и транспортных средствах заданных параметров воздушной среды, оптимальных для пребывания людей, ведения определенных технологических процессов, обеспечения сохранности ценностей культуры и искусства и т. д.
Определение «Кондиционирование Воздуха» по БСЭ:
Кондиционирование воздуха (от латинского condicio - условие, состояние)
Под термином «К. в.» обычно понимают создание и поддержание (главным образом автоматически) в закрытых помещениях и средствах транспорта параметров воздушной среды (температуры, относительной влажности, чистоты, состава, скорости движения и давления воздуха), наиболее благоприятных для самочувствия людей (комфортное К. в.), ведения технологических процессов, действия оборудования и приборов, обеспечения сохранности ценностей культуры и искусства и т. п. (технологическое К. в.). Системы К. в. часто выполняют функции приточной вентиляции. В тёплый период года они охлаждают и осушают воздух, в холодный - подогревают и увлажняют; могут работать совместно с системами отопления или выполнять их функции. Технологическое К. в. осуществляется в изолированных замкнутых помещениях, капсулах и контейнерах.
К. в. впервые начали применять в конце 19 в. для технологических целей в текстильной промышленности. В США в 1897 был запатентован один из основных аппаратов для увлажнения, осушки и охлаждения воздуха водой - форсуночная камера, а в 1906 предложен используемый в настоящее время метод регулирования влажности воздуха по его температуре точки росы (влагосодержанию) за форсуночной камерой. Комфортное К. в., предположительно, впервые применено в 1922 в кинотеатрах. В 30-х гг. начали изготовлять так называемые автономные кондиционеры.
В СССР К. в. стали применять в 20-х гг. главным образом в текстильной, а позже и в др. отраслях промышленности; заводское производство кондиционеров и оборудования для систем К. в. было организовано в начале 50-х гг.
К. в. предусматривается преимущественно в общественных и административных зданиях, поездах, самолётах, автомобилях, на судах - для обеспечения комфортных условий; в промышленных зданиях - для получения продукции, качества которой удовлетворяют требованиям стандартов, а также для обеспечения оптимальных условий труда и повышения его производительности при одновременном уменьшении производственного брака; в жилых домах (главным образом в южных районах); в шахтах и рудниках, в кабинах кранов, тракторов, комбайнов, экскаваторов и др. машин - для облегчения условий труда; в научно-исследовательских учреждениях - для проведения экспериментальных работ в строго определённых воспроизводимых климатических условиях, в библиотеках, архивах, музеях, картинных галереях - для обеспечения наиболее благоприятных условий хранения книг, документов и произведений искусства; в хранилищах пищевых и сельскохозяйственных продуктов - для создания и поддержания микроклимата, при котором достигаются минимальные потери продукции и сохраняются её вкусовые и питательные качества; в медицинских учреждениях - для поддержания требуемой чистоты воздуха и в лечебных целях; в сельскохозяйственных зданиях - для круглогодичного выращивания овощей, фруктов, цветов, выращивания и откорма птицы и др.
Технологическое К. в. в промышленности устраивается с целью обеспечения постоянства влагосодержания материалов, скорости протекания химических и биохимических реакций, процессов кристаллизации, поддержания неизменных температуры и влажности, необходимых для испытания материалов в стандартных условиях, и др. Технологическое К. в. требуется, например, для помещений, в которых изготовляются и обрабатываются гигроскопичные материалы, т. к. температура и относительная влажность воздуха оказывают большое влияние на ход технологических процессов, массу, внешний вид и качество материалов и изделий из них; поддержание постоянной внутренней температуры необходимо при точной обработке инструментов, приборов с допусками порядка 2-3 мкм, т. к. колебания температуры воздуха приводят к недопустимым отклонениям в размерах деталей в процессе их обработки; относительная влажность воздуха (выше 55%), поддерживаемая в некоторых производственных помещениях, практически исключает возможность накопления электростатических зарядов, что особенно важно для производств со взрывоопасной средой. К. в. устраивается более чем в 200 видах производств различных отраслей промышленности. В ряде случаев уровень температуры воздуха внутри производственных помещений определяется комфортными условиями.
Оптимальные комфортные параметры воздуха (удовлетворяющие санитарно-гигиеническим требованиям), регламентируемые в СССР Строительными нормами и правилами, указаны в таблице
Нормируемые оптимальные параметры воздуха в рабочей зоне производственных помещений (на постоянных рабочих местах) и в обслуживаемой зоне общественных и жилых зданий
| | Холодный и переходный периоды | Теплый период года (температура |
| | года (температура наружного | наружного воздуха 10°C и выше) |
| Катего- | воздуха ниже 10°C) |
Помеще- | рия |
ния и здания | работы | | относи- | Скорость | | относи- | скорость |
| | темпера- | тельная | м/сек (не | Темпера- | тельная | м/сек (не |
| | тура, °C | влаж- | более) | тура, °C | влаж- | более) |
| | | ность, % | | | ность, % |
Производ- | Легкая | 18-21 | - | 0,2 | 22-25 | - | - |
ственные |
| Средней | 16-18 | 60-40 | 0,3 | 20-23 | 60-40 | 0,3 |
| тяжести |
| Тяжелая | 14-16 | - | 0,3 | 17-20 | - | - |
Жилые и |
обществен- | - | 19-21 | 60-40 | 0,3 | 22-25 | 60-40 | 0,3 |
ные |
Системой К. в. называется
совокупность технических средств, служащих для
приготовления, перемещения и
распределения воздуха, а также автоматического регулирования его параметров.
Системы К. в. оснащаются средствами для
очистки от пыли,
нагревания, охлаждения,
осушения и увлажнения воздуха, автоматического регулирования его параметров,
контроля и
управления. В отдельных случаях системы К. в. осуществляют также одорацию,
дезодорацию, регулирование ионного состава (ионизацию),
удаление избыточной углекислоты,
обогащение кислородом (регенерацию) и бактериологическую очистку воздуха.
Воздух приготовляется в кондиционерах. Различают системы К. в. центральные и местные. Центральные системы, как
правило, обслуживают
несколько помещений, а местные - одно помещение или
часть его. Центральные системы снабжаются
извне теплом (доставляемым горячей водой,
паром, газом или электричеством), холодом (доставляемым
холодной водой от холодильных машин, артезианских скважин, горных рек; хладагентами или растворами солей) и электрической энергией для привода электродвигателей насосов, вентиляторов и компрессоров. Местные системы могут
иметь собственные встроенные
источники холода и
снабжаться извне
только электрической энергией для привода холодильных машин, вентиляторов и насосов и питания электрических воздухонагревателей и увлажнителей. В районах с сухим и жарким климатом применяют охлаждение воздуха за счёт
испарения воды (испарительное охлаждение).
По давлению, создаваемому приточными вентиляторами, различают системы низкого давления - до 1 кн/мІ (100 кгс/мІ), среднего -от 1 до 3 кн/мІ и высокого-более 3 кн/мІ. Центральные и местные системы К. в. бывают одно- и двухканальными. Одноканальная
система низкого давления включает воздухоприготовительную
установку -
кондиционер, каналы и устройства для подачи кондиционированного и удаления отработанного воздуха и приборы автоматического регулирования, дистанционного контроля и управления. Центральные водовоздушные системы (как правило, одноканальные) снабжаются теплом и холодом от тепловых и холодильных станций по одно-, двух-, трёх- или четырёхтрубной системам трубопроводов.
Системы К. в. бывают
прямоточные и с
частичной рециркуляцией внутреннего воздуха. В прямоточных системах осуществляется
обработка и перемещение только наружного воздуха, в системах с частичной рециркуляцией (для экономии тепла в холодное время и холода в
тёплое время года) обрабатывается и перемещается
смесь наружного и части внутреннего воздуха, извлекаемого из обслуживаемых помещений. Необходимые температура и влажность воздуха в помещениях обеспечиваются
соответственно воздухоподогревателями и аппаратами для осушки или увлажнения воздуха. В тёплое время года системы К. в.
иногда работают совместно с системами радиационного охлаждения.
Удаление и
рециркуляцию отработанного воздуха, а в ряде случаев и подачу кондиционированного воздуха в конце 60-х гг. стали
осуществлять через осветительные приборы с люминесцентными лампами. При этом выделяемое ими
тепло используется для
подогревания воздуха.
Одноканальные системы выполняются с центральным качественным регулированием, с центральным или местным количественным регулированием, с местными или зональными доводчиками. В многоэтажных административных и гостиничных зданиях получают
распространение одноканальные системы среднего давления с подоконными местными эжекционными кондиционерами-доводчиками.
Применение этих систем позволяет
экономить тепло и
холод за счёт рециркуляции внутреннего воздуха в пределах одного помещения, не
прибегая к
устройству центральной рециркуляции и, следовательно,- к
прокладке рециркуляционных воздуховодов. Перспективны двухканальные системы, в которых по одному из каналов подаётся холодный воздух, а по другому - тёплый; в каждом помещении или
вблизи него по команде терморегулятора в
специальной смесительной коробке холодный и тёплый воздух смешивается в
необходимой пропорции, и смесь с требуемой температурой вводится в помещение.
В ж.-д. вагонах, автобусах, автомобилях и самолётах, как правило, устраиваются одноканальные системы К. в., снабжаемые холодом от встроенных холодильных машин; на судах применяются одно- и двухканальные системы среднего и высокого давлений.
Устройство К. в. обычно
сопряжено с увеличением затрат на
строительство и
реконструкцию зданий.
Однако в промышленных зданиях эти
затраты во многих случаях
быстро окупаются повышением производительности труда, улучшением качества продукции, снижением производственного брака.
Работа многих промышленных
предприятий и цехов в современных условиях без К. в. практически невозможна (текстильная, табачная, фармацевтическая, электронно-вакуумная
промышленность, точное
приборостроение и
машиностроение). В дальнейшем К. в. получит
широкое распространение. Этому способствуют
развитие новых видов производств,
остро нуждающихся в поддержании стабильных параметров воздуха;
оснащение промышленных предприятий, научно-исследовательских и конструкторских организаций дорогостоящими точными приборами, механизмами и счётно-решающими машинами, правильная и безотказная
работа которых возможна только при определенной температуре и влажности воздуха;
увеличение объёмов строительства закрытых общественных помещений для длительного
пребывания больших количеств людей при
необходимости обеспечения круглогодичной и
рентабельной эксплуатации этих помещений;
применение больших поверхностей
остекления в зданиях;
отсутствие окон и фонарей в некоторых типах промышленных зданий и т. п.
Лит.:
Зворыкин М. Л.,
Черкез В. М.,
Установки кондиционирования воздуха и
холодильники пассажирских вагонов, М., 1969; Баркалов Б. В., Карпис Е. Е., Кондиционирование воздуха в промышленных, общественных и жилых зданиях, М., 1971;
Захаров Ю. В.,
Андреев Л. М.,
Оборудование судовых систем кондиционирования воздуха, Л., 1971.
Е. Е. Карпис.
Рис. 1. Принципиальная
схема одноканальной системы кондиционирования воздуха низкого давления: 1 - воздушный
клапан в канале наружного воздуха; 2 -
канал рециркулируемого воздуха; 3 - воздушный фильтр; 4 - воздухоподогреватель; 5 - форсуночная камера; 6 - центробежный
насос с электродвигателем; 7 -
аппарат для регулирования производительности вентилятора; 8 - электродвигатель; 9 - центробежный вентилятор; 10 - шумоглушитель; 11 - канал подачи воздуха; 12 -
местный воздухоподогреватель; 13 - канал отработанного воздуха; 14 -
осевой вентилятор с электродвигателем; 15 -
шахта для удаления отработанного воздуха в атмосферу; 16 - воздушный клапан; 17 - клапан на
трубопроводе подачи холодоносителя.
Рис. 2.
Схема центральной одноканальной водовоздушной системы кондиционирования воздуха: а - с вентиляторным кондиционером-доводчиком, работающим на рециркуляционном воздухе и питаемым теплом и холодом от двухтрубной системы; б - с вентиляторным кондиционером-доводчиком, работающим на смеси кондиционированного наружного и рециркулируемого воздуха; в - с эжекционным кондиционером-доводчиком, питаемым теплом и холодом от четырёхтрубной системы; г - с эжекционным кондиционером-доводчиком, питаемым теплом и холодом от трёхтрубной системы; 1 - канал наружного воздуха; 2 - воздушный фильтр; 3 -
калориферы второго подогрева; 4 - вентиляционный
агрегат для перемещения кондиционированного воздуха; 5 - канал кондиционированного воздуха; 6 - насос,
обслуживающий форсуночную камеру; 7 -
калорифер первого подогрева; 8 - орошаемый поверхностный воздухоохладитель; 9 - шумоглушитель; 10 - трёхходовой
автоматический клапан; I - теплопровод; II - холодопровод; III -
общий обратный трубопровод. (Холодильная
установка, приборы автоматического регулирования, дистанционного контроля и управления не показаны.)
Кондиционирование
Кондиционирование Воздуха
Кондиционированный