Поленов

Поленов в Энциклопедическом словаре:
Поленов - Андрей Львович (1871-1947) - один из основоположниковнейрохирургии в СССР, академик АМН (1945). Труды по травматологии ихирургии периферической и вегетативной нервной системы, проводящих путейголовного и спинного мозга. Государственная премия СССР (1946).


Василий Дмитриевич Дмитрий Васильевич (1806-78) -российский историк государственной школы, библиограф, член-корреспондентПетербургской АН (1861). Труды о русских летописях. Исследования ипубликации по истории Уложенной комиссии.
Константин Павлович (1835-1908) - российский металлург. Разработалспособ производства упрочненных железных рельсов (1864) и процессбессемерования жидкого малокремнистого чугуна с предварительным подогревомего в пламенной отражательной печи - т. н. русское бессемерование(1875-76).
Алексей Яковлевич (1738-1816) - российский историк, просветитель.В сочинении ''О крепостном состоянии крестьян в России'' (1766, опубликовано1865) предлагал ограничить крепостное право.
Василий Дмитриевич (1844-1927) - российский живописец. Сын Д. В.Поленова. Передвижник. Пленэрные пейзажи (''Московский дворик'', 1878),бытовые (''Больная'', 1886), исторические картины. В композициях наевангельские сюжеты стремился к заострению их современной нравственнойпроблематики (''Христос и грешница'', 1886-87). Театральный художник,организатор народного театра. Автор музыкальных сочинений (опера ''ПризракиЭллады'', романсы и др.).
Андрей Львович (р. 1925) - российский физиолог, морфолог,член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990).Исследовал структуры гипоталамуса и роль его нейрогормонов в регуляциифункций организма в норме и патологии.

Значение слова Поленов по словарю медицинских терминов:
Поленов - см. Тихоновича-Поленова...

Определение слова «Поленов» по БСЭ:
Поленов - Алексей Яковлевич [1(12).10.1738 - 10(22).7.1816, Петербург], русский историк. Учился в университете при Петербургской АН, в Страсбургском и Гёттингенском университетах. По возвращении в Петербург написал на объявленную Вольным экономическим обществом конкурсную тему сочинение
«О крепостном состоянии крестьян в России», в котором критиковал крепостничество (опубликовано 1865). П. предлагал прекратить торговлю крестьянами без земли, запретить продажу членов одной семьи порознь, ввести всеобщее обучение грамоте, обеспечить крестьян лекарями, ограничить барщину одним днём в неделю. В 1768 совместно с С. С. Башиловым издал 2-ю часть Никоновской летописи.
Лит.: Штранге М. М., Демократическая интеллигенция России в XVIII в., М., 1965; Белявский М. Т., Крестьянский вопрос в России накануне восстания Е. И. Пугачева, М., 1965.


Поленов - Андрей Львович [7(19).4.1871, Москва, - 19.7.1947, Ленинград], один из основоположников нейрохирургии в СССР, академик АМН СССР (1945), заслуженный деятель науки РСФСР (1934). В 1896 окончил Военно-медицинскую академию. С 1914 профессор кафедр оперативной хирургии, травматологии и ортопедии Петербургского психоневрологического института. Инициатор создания и директор (1917-24) Петроградского физиохирургического института, где организовал (1921) первое в СССР нейрохирургическое отделение. С 1924 директор организованного им травматологического института. В 1935 создал и возглавил первую в СССР кафедру нейрохирургии в Ленинградском институте для усовершенствования врачей. С 1938 директор Ленинградского нейрохирургического института. Основные труды по хирургическому лечению заболеваний периферических нервов, симпатической нервной системы, хирургии проводящих путей при болях и гиперкинезах. Создал
«Атлас операций на головном и спинном мозге» (Государственная премия СССР, 1946). Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Соч.: Избр. труды, Л., 1956 (лит.).
Поленов - Василий Дмитриевич [20.5(1.6).1844, Петербург, - 18.7.1927, усадьба Борок, ныне Поленово Тульской области], русский живописец, действительный член петербургской АХ (1893), народный художник РСФСР (1926). Сын Д. В. Поленова. Учился у П. П. Чистякова и в петербургской АХ (1863-71). Пенсионер АХ в Италии и Франции (1872-76). Участвовал в сербо-черногорско-турецкой (1876) и русско-турецкой (1877-78) войнах как художник-корреспондент. С 1878 - передвижник. За границей исполнил ряд картин в духе салонного академизма на темы из западно-европейской истории («Право господина», 1874, Третьяковская галерее); в то же время много работал на пленэре. С конца 1870-х гг. большое место в творчестве П. занимает пейзаж. Продолжая традиции лирического пейзажа А. К. Саврасова и Ф. А. Васильева, П. передавал тихую поэзию, неброскую красоту уголков русской природы, неразрывно связанных с повседневной жизнью человека, одним из первых в русской живописи добивался пленэрной свежести колорита, живой естественности мотива, сочетавшейся в его произведениях с композиционной завершённостью и чёткостью рисунка
(«Московский дворик», 1878; «Бабушкин сад», 1878; «Заросший пруд», 1879; все - в Третьяковской галерее). Разрабатываемые П. принципы (привнесение в пейзаж жанрового или лирико-ассоциативного начала, понимание этюда как самостоятельные художественные произведения) имели большое значение для дальнейшего развития русской пейзажной живописи. Этюды, выполненные П. на Ближнем Востоке и в Греции (1881-82), послужили материалом к картине
«Христос и грешница» (1886-87, Русский музей, Ленинград), попытке разрешить нравственную проблему в духе христианской этики, а в плане художественном - обновить живописную систему академизма. Большую убедительность тяготение П. к гуманистическим темам получает в близкой передвижничеству по замыслу и исполнению картине
«Больная» (1886, Третьяковская галерея). Продолжая в дальнейшем обращаться к евангельским сюжетам, П. чаще всего придавал им жанровую или пейзажную окраску. Для пейзажей П., посвященных родной природе, с середины 1880-х гг. характерны нарастание эпического звучания, черт монументальности, своеобразного декоративизма, свободная манера письма
(«Золотая осень», 1893, Музей-усадьба им. В. Д. Поленова, Поленово). Начиная с 1870-х гг. П. много работал в области театрально-декорационной живописи, в которую внёс новые живописно-образные приёмы. С 1873 оформлял спектакли в доме и позже в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова; в 1910-18 вёл в Москве просветительскую деятельность по организации народного театра. В 1882-95 преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ученики П.: И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и др. В 1905 П. вместе с В. А. Серовым направил в Совет АХ протест против расстрела рабочих 9 января. В усадьбе Борок (с 1931 - Поленово, Тульская область) П. был создан художественный музей (в 1939 передан родственниками П. в дар государству).
Лит.: Сахарова Е. В., В. Д. Поленов. Письма. Дневники. Воспоминания, 2 изд., М. - Л., 1950; Юрова Т. В., В. Д. Поленов, М., 1961; В. Д. Поленов, Е. Д. Поленова. Хроника семьи художников, М., 1964.
В. А. Марков.
В. Д. Поленов.

В. Д. Поленов. «Московский дворик». 1878. Третьяковская галерея. Москва.
Поленов - Дмитрий Васильевич [28.5(9.6).1806, Петербург, - 13(25).10.1878, там же], русский историк и библиограф. Окончив Петербургский университет (1827), служил в МИДе. В 1832-36 секретарь русского посольства в Афинах. С 1851 член, а затем секретарь Русского археологического общества. Принадлежал к историкам государственной школы. Основные труды посвящены истории издания русских летописей и истории Уложенных комиссий 18 в., о деятельности которых П. опубликовал ценные документы.
Соч.: О летописях, изданных от святого Синода, СПБ, 1864; Материалы для истории русского законодательства, в. 1, СПБ. 1865; Исторические сведения о Екатерининской комиссии для сочинения проекта Нового Уложения, ч. 1-3, в кн.: Сб. Русского исторического общества, т. 4, 8, 14, СПБ, 1869-75.
Лит.: Хрущев И., Очерк жизни и деятельности Д. В. Поленова, СПБ, 1879.
Поленов - Константин Павлович [25.7(6.8).1835 - 13(26).1.1908, Екатеринбург, ныне Свердловск], русский металлург. Родился в Костромской губернии, в семье губернского секретаря. В 1856 окончил Московский университет, в 1858 - Николаевскую академию Генштаба в Петербурге. После ухода в отставку около 40 лет проработал на уральских металлургических заводах - Висимо-Шайтанском (1862-64) и Нижне-Салдинском (с 1864). Предложил и в 1864 осуществил производство упрочнённых железных рельсов (вместо рельсов со стальной головкой). В 1875-76 разработал и внедрил способ бессемерования малокремнистых чугунов с предварительным подогревом их в отражательной печи (т. н. «русское бессемерование»).
Впервые в России внедрил кауперовские воздухо-нагревательные аппараты (1882), а также резку горячих рельсов «в меру» по фотометру.
Лит.: Грум-Гржимайло В. Е., Константин Павлович Поленов. [Некролог], «Горный журнал», 1908, т. 3, № 8; его же, Бессемерование на Нижне-Салдинском заводе, в его кн.: Сб. трудов, М. - Л., 1949.
Н. К. Ламан.

Полено    Поленов    Поленова