Пикассо

Пикассо в Энциклопедическом словаре:
Пикассо - (Picasso) (собственно Руис - Ruiz) Пабло (1881-1973), французскийживописец. По происхождению испанец. В 1900-х гг. (''голубой'' и ''розовый''периоды) создал обостренно-выразительные произведения, посвященныеобездоленным людям (''Девочка на шаре'', 1905). С 1907 основоположниккубизма, с сер. 1910-х гг. создавал произведения в духе неоклассицизма, вряде работ близок сюрреализму. Произведения Пикассо иногда полны боли ипротеста, имеют большое общественное значение (''Герника'', 1937), глубокоегуманистическое содержание (рисунок ''Голубь мира'', 1947). Много работалкак график, скульптор, керамист. Международная Ленинская премия (1962).Международная премия Мира (1950).


(Picasso) Пабло (Руис-и-Пикассо) (25 октября 1881 - Малага - 8апреля 1973, Мужен, Приморские Альпы), французский художник, испанец попроисхождению. Годы учения Учился у своего отца - Х. Руиса, в школахизящных искусств в Ла-Корунье, Барселоне и в Мадридской академии ''СанФернандо'', увлекаясь французским искусством, знакомым по репродукциям.Испытал воздействие анархизма. В 1900 Пикассо впервые приезжает в Париж, с1904 живет там постоянно. Выставляется с 1901 у ''тетушки Вейль'' и у А.Воллара. В это время он уходит от влияния стиля модерн, которое еще долгосохраняется в манере подчеркивать силуэты фигур, а также в колористическоймонохромии. Своими ''учителями'' Пикассо избирает Ван Гога, Гогена, Сезанна,Тулуз-Лотрека. Он начинает писать яркими пастозными мазками в манерепротофовизма (см. фовизм). ''Голубой'' и ''розовый'' периоды На годы поездокмежду Парижем и Барселоной (1901-04) приходится так называемый ''голубойпериод'': в палитре мастера преобладают голубые оттенки. Для картин этогопериода характерны образы нищеты, меланхолии и печали (Пикассо считал -''кто грустен, тот искренен''); движения людей замедленны, они словновслушиваются в себя (''Любительница абсента'', 1901; ''Свидание'', 1902, обе вЭрмитаже; ''Старый нищий старик с мальчиком'', 1903, Музей изобразительныхискусств, Москва). В следующий период, получивший название ''розового'',появляются сцены дружбы, любования красотой обнаженного тела. Произведениепереходного периода - от ''голубого'' к ''розовому'' - ''Девочка на шаре''(1905, Музей изобразительных искусств, Москва). Кубизм В 1907 Пикассосоздает композицию ''Авиньонские девицы'' (Музей современного искусства,Нью-Йорк) - большое панно, персонажи которого - посетители и девицыпубличного дома в барселонском квартале Авиньон (так полагал поэт А.Сальмон, давший название произведению) - предстают бесполыми существами,некими устрашающими идолами. В произведении сочетаются разныестилистические манеры: розовые фигуры персонажей геометризированы, ликиотдельных из них написаны в штриховой манере, имитирующей приемыафриканских скульпторов. ''Авиньонские девицы'' произвели сенсацию, картинаположила начало многим экспериментам. Вкус к резкой, разрушительнойдеформации оказался знаменем нового века. В 1908-09 Пикассо совместно с Ж.Браком, влияя друг на друга, разрабатывают новый стиль - кубизм, ставшийрадикальным поворотом от поисков художественного эквивалента реальности кее полному пересозданию. Используются нейтральные, преимущественноохристые, серые, коричневые и зеленоватые тона, характерные для живописиСезанна, но заметно ''утяжеленные'', помутнелые; они комбинируются вгеометрические формулы, обнажая некие изначальные ''прототипы'' человеческихфигур, вещей и мира природы (''Королева Изабо'', ''Дама с веером'', обе 1909;''Портрет А. Воллара'', 1910, все в Музее изобразительных искусств, Москва;''Дриада'', ''Фермерша'', ''Три женщины'', ряд натюрмортов, 1909-10, Эрмитаж).Первая стадия кубизма получила впоследствии название ''аналитической''. С1919 она постепенно перерождается, и в 1913 появляется ''синтетическая''стадия, для которой характерны большая цветность форм, стремление кплоскостной трактовке объектов. Начинают преобладать натюрморты,преимущественно с музыкальными инструментами, трубками и коробками из-подтабака, нотами, бутылками с вином и т. п. - атрибуты, присущие образужизни художественной богемы начала века. В композициях появляется''кубистическая тайнопись'': зашифрованные номера телефонов, домов, обрывкиимен возлюбленных, названий улиц, кабачков. Пикассо использует коллаж -вклеивание в холст реклам, этикеток и вырезок из газет; со временем объеминородного материала в картине увеличивается (присыпки песком,вмонтирование кусочков дерева и металла, осколков стекла, использованиегипса и т. п.). В ''синтетический'' период появляется также стремление кгармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временамивписываются в овал. В дальнейшем увлечение кубизмом сходит на нет, однакоотдельные его черты продолжают сохраняться в картинах до конца жизнихудожника (''Три музыканта'', 1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк).Неоклассицизм Уже в картине ''Художник и его модель'' (1914) и в рядерисунков проявился интерес Пикассо к точным контурам и пластике форм.Через три-четыре года неоклассицистические и реалистические тенденциистановятся явными для всех. Многих это смущает: новатор, соблазнившийстольких художников, вернулся к традициям. В прессе появились критическиезаметки о ''художнике-хамелеоне''. В 1917 Пикассо делает декорации длябалета ''Парад'' Э. Сати (текст Ж. Кокто) в ''помпейском стиле''. Женитьба набалерине Ольге Хохловой, рождение сына Поля сопровождаются возвращением кмиру ясных, понятных, чуждых драматической экспрессии форм. Поездка вИталию также усиливает интерес к классике. Некоторые рисунки мастер делаетпо фотографиям. Он отходит от гротескной манеры 1900-х гг., по-иному''активизирует'' форму, словно соревнуясь со своим кумиром тех лет - Энгром(этот период нередко называют ''энгровским''). Сюрреализм При этом втворчестве мастера сохраняется тенденция к одновременным поискам в разныхнаправлениях. Так, в середине 1920-х гг. он испытывает влияние сюрреализма- пишет несколько полотен с изображением женщин на пляже, в трактовке формкоторых соединяет геометрическую манеру кубизма с подчеркнуто витальнымиэлементами. Он продолжает активно заниматься скульптурой, сочетаявпечатления от африканской скульптуры с приемами кубизма и сюрреализма. В1930 художник делает серию из 30 офортов к ''Метаморфозам'' Овидия. В1930-37 создает ''Сюиту Воллара''; в числе ста офортов, продолжающихтрадиции Рембрандта и Гойи, - сцены с человекобыком, где легендарныйобитатель лабиринта Минотавр превращается в ''миф Пикассо'', ибо художниквесьма произвольно трактует древнее сказание. Война в Испании. ''Герника'' В1937 симпатии Пикассо - на стороне республиканцев, борющихся в Испании(серия акватинт ''Мечты и ложь генерала Франко'', отпечатанная в видеоткрыток, разбрасывалась с самолетов над позициями франкистов). В апреле1937 немецкая и итальянская авиация бомбила и разрушила небольшой городокбасков Герника - культурный и политический центр жизни этогосвободолюбивого народа. За два месяца Пикассо создает свою ''Гернику'' -громадное полотно, которое было выставлено в республиканском павильонеИспании на Всемирной выставке в Париже. Светлые и темные монохромныекраски словно передают ощущение от всполохов пожара. В центре композиции,наподобие фриза, в комбинаторике кубистическо-сюрреалистических элементовпоказаны павший воин, подбегающая к нему женщина и раненая лошадь.Основной теме сопутствуют изображения плачущей женщины с мертвым ребенкоми быком за ее спиной и женской фигуры в пламени с воздетыми вверх руками.В темноту маленькой площади, над которой висит фонарь, протягиваетсядлинная рука со светильником - символом надежды. Послевоенный период В1944 Пикассо становится членом Французской компартии; в первомпослевоенном Салоне освобождения для его произведений отводится целый зал.В 1950 он рисует знаменитого ''Голубя мира'', в 1951 пишет картину ''Война вКорее'' (собрание семьи художника). В 1947 Пикассо приезжает в городокВаллорис - традиционный центр керамики на юге Франции. Он изготавливаетздесь блюда и сосуды самых разнообразных форм, способствуя возрождениютрадиционного ремесла. Перед старинным романским собором на торговойплощади устанавливается статуя его работы ''Человек с ягненком'' (1942-44);в крипте храма помещаются живописные панно ''Война'' и ''Мир'' (1952). В1956-57 Пикассо исполняет панно для здания ЮНЕСКО в Париже. Создает рядпроизведений для Музея Гримальди в Антибе, который вскоре получаетназвание ''музей Пикассо''. В 1960-е гг. Пикассо пишет своеобразные вариациина темы прославленых картин знаменитых мастеров прошлого (''Менины''Веласкеса, ''Расстрел повстанцев'' Гойи, ''Завтрак на траве'' Мане и др.).Трактуя их в гротескно-кубистическом стиле, художник дает волю своейнеуемной фантазии, убирая фигуры или добавляя вымышленные. Написанныенебрежно холсты ''позднего Пикассо'' представляют любимые им сцены: художники модель, образы античной мифологии, натюрморты, цирковые мотивы и мотивыбоя быков; часто он обращается к женскому портрету. Пикассо оказалгромадное влияние на художников всех стран, став самым известным мастеромв искусстве 20 в.''ПИКВИКИ'' (''Пиквикский клуб''), кружок разночиннойинтеллигенции в Екатеринославе в 1857-60 (до 1858 ''Обществосамосовершенствования''). Назван в память о И. И. Введенском, переводчикеодноименного романа Ч. Диккенса. Руководители - Н. П. Баллин, В. Н.Елагин, М. М. Стопановский. Социалистические взгляды. Имел связи сХарьковско-Киевским обществом, ''Колоколом'', ''Современником''.

Определение слова «Пикассо» по БСЭ:
Пикассо (Picasso; собственно Руис-и-Пикассо, Ruiz у Picasso)
Пабло (25.10.1881, Малага, Испания,- 8.4.1973, Мужен, Франция), французский художник, испанец по происхождению. Член Французской коммунистической партии с 1944. Учился у своего отца Х. Руиса, в школах изящных искусств в Ла-Корунье (1894-95), Барселоне (с 1895) и Мадриде (1897-98). С 1904 почти постоянно жил в Париже. Первые значительные произведения П. относятся уже к началу 1900-х гг. Картины
«голубого периода» (1901-04), написанные в сумрачной, почти монохромной гамме голубых, синих и зелёных тонов, и «розового периода» (1905-06), в колорите которых преобладают розово-золотистые и розово-серые оттенки, посвящены теме трагического одиночества обездоленных (слепых, нищих, бродяг), романтической жизни странствующих комедиантов; они исполнены острого, подчас горького чувства утраченной или ускользающей, мимолётной гармонии человека с миром
(«Старый нищий с мальчиком», 1903; «Девочка на шаре», 1905; обе - в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Отличающиеся тонкостью цветового строя, пластичностью форм и в то же время остротой лаконичного рисунка, эти произведения П. отмечены проникновенностью социально-психологической характеристики человека. В 1907 П. решительно порывает с реалистической традицией мировой живописи (впоследствии же он ещё не раз будет обращаться к реалистическим приёмам, классическим мотивам и темам, парадоксально сочетая их с самыми крайними экспериментами Авангардизма). Обостренно, в большей мере интуитивно, нежели осознанно, ощущая кризис буржуазного общества и его гуманитарной культуры, новые трагические условия существования, не видя в капиталистическом мире общественных сил, а в современном искусстве ценностей, способных противостоять пугающей действительности, П. подвергает её в своём творчестве безжалостной вивисекции, произвольному искажению. Сознательная деформация натуры
(«Авиньонские девушки», 1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк), а также односторонняя интерпретация системы П. Сезанна и увлечение африканской скульптурой приводят П. (вместе c Ж. Браком) к созданию Кубизма. Разлагая предмет на составные геометрические элементы, оперируя комбинациями ломающихся плоскостей и громоздящихся объёмов, он отрицает реальный мир, существующий вне нас, и само изобразительное начало искусства, заменяя его
«активностью» художника, чей субъективный произвол принимает форму геометрической игры отвлеченных элементов, разрушающих чувственно-наглядные образы вещей. Некоторые произведения П. кубистического периода не лишены декоративного изящества и эмоционального звучания.
(«Дама с веером», 1909), а в ряде случаев сохраняет и остатки реальных образов (портрет А. Воллара, 1910, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). С середины 10-х гг., наряду с опытами в области фактуры («Бутылка аперитива», коллаж, 1913,см. илл.) и поисками чистой декоративности
(«Три музыканта», 1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк), завершающими период кубизма, в творчестве П. возникают неоклассические тенденции (так называемый неоэнгризм); это нашло отражение в таких работах, как «Три женщины у источника»
(1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Мать и дитя» (1922, Художественный музей, Балтимор), иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия (офорт, 1931), серия «Мастерская скульптора» (входящая в «Сюиту Воллара», офорт, 1933-34).
Характерными для неоклассицизма П. являются настроения сказочной идиллии, графическое изящество линий. Более реальным представлением о человеке проникнуты появляющиеся в его творчестве с конца 10-х гг. образы современников, людей из народа (рисунки - «Рыбак», карандаш, 1918; «Отдыхающие крестьяне», перо, 1919).
Резким контрастом по отношению к этим произведениям являются многие работы 20-30-х гг., с их безудержной трансформацией натуры («Танец», 1925, частное собрание), полемической эстетизацией
«безобразного», «отталкивающего», порой низменно-эротического («Женщина на пляже», 1930, Музей современного искусства, Нью-Йорк), в которых П. обнаруживает близость к Сюрреализму. Обе линии - гуманистически-элегическая и иррационально-фантастическая - сталкиваются в серии
«Минотавромахия» (офорт, 30-е гг.), воплощающей в символическом образе Минотавра (человека-быка) извечную борьбу светлого, разумного начала с тёмным, слепоинстинктивным; серия словно проникнута болезненно-острым предчувствием той трагедии, в которую вскоре будет повергнут мир.
Со 2-й половины 30-х гг. творчество П. всё сильнее пронизывают отзвуки современных событий; его реакция на господствующий в буржуазном мире дух насилия, попрание человеческих прав, боль и страдания людей чаще всего получает метафорическую окраску, выражается языком мрачного гротеска, в утрированно искажённых, режущих глаз формах
(«Плачущая женщина», 1937, собрание Пенроз, Лондон; «Кот и птица», частное собрание, 1939). С этого же времени во всей полноте начинает выявляться общественная позиция П. Он становится видным деятелем Народного фронта во Франции, активно участвует в борьбе испанского народа с фашизмом (1936-39). Его искусству этого периода ещё не чужды черты субъективизма, но не эти черты, а то, в какой мере удаётся преодолеть их, обусловливает создание им прогрессивных произведений широкой общественной значимости. Человеконенавистническая сущность фашизма разоблачается им в серии
«Мечты и ложь генерала Франко» (акватинта, 1937). Гневным протестом против фашистского террора является монументальное панно «Герника» (1937, Музей современного искусства, Нью-Йорк), в котором экспрессия манеры П. тех лет достигает своего высшего накала.
В годы 2-й мировой войны 1939-45 П. остаётся в оккупированной немецко-фашистскими войсками Франции и принимает участие в Движении Сопротивления. После войны он находится в первых рядах борцов за мир и демократию. Передовые, гуманистические воззрения П. проявляются в его работах: рисунок
«Голубь мира» (тушь, 1947), ставший символом движения за мир; панно «Мир» и «Война» (1952, капелла «Храм Мира» в Валлорисе). Со 2-й половины 40-х гг. творчество П. особенно многообразно. Он продолжает создавать станковые живописные произведения, возвращаясь в них к античным реминисценциям, в резко утрированной, пародийной форме интерпретируя картины старых мастеров (например, «Лас Менинас» Д. Веласкеса),
продолжая свою полемику против реалистического искусства. П. работает и как скульптор («Человек с ягнёнком», бронза, 1944, статуя в Валлорисе), керамист (около 2000 изделий) и очень много как график, использующий широкий диапазон техник (рисунок, офорт, линогравюра, литография и др.) и изобразительных средств (тонкая, то гибкая, то резкая линия, мягкие монохромные или сочные контрастные пятна). В эти годы вновь проявляется характерная особенность творческого метода П.- принцип серийности (цикл рисунков и литографий «Человеческая комедия», 1953-54, и др.).
Новые, иногда загадочные образные метафоры находит П., продолжая обращаться к своим постоянным, излюбленным темам - цирку, бою быков, античной мифологии, мотивам художника и модели, спящего и созерцающего. Большое место в его наследии занимают женские портреты.
Творчество П. оказало и оказывает большое влияние на искусство 20 в. во многих его областях. Оно противоречиво сочетает в себе передовые общественные стремления и выражение кризиса современного буржуазного искусства. П. прошёл сложный путь, но в ответственные исторические моменты он осознавал своё место - место борца за прогрессивные идеалы.
В 1950 П. был избран во Всемирный Совет Мира. Лауреат Международной премии Мира (1950) и Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1962).
Соч.: [Высказывания и документы], в кн.: Мастера искусства об искусстве, [т. 5, кн. 1], М., 1969, с. 299-316.
Лит.: Плеханов Г. В., Соч., т. 14, М., (б. г.), стр. 170-73; Луначарский А. В., Об изобразительном искусстве, т. 1, [М., 1967], стр. 177-85, 324-27, 351-53; Пикассо. Сб. ст. о творчестве, [Пер. с нем., франц. и польск.], М., 1957; Всеобщая история искусств, т. 6, кн. первая, М., 1965, с. 95-101; Графика Пикассо. [Альбом], М., 1967; Зернов Б. А., Пабло Пикассо против фашизма, Л., 1971; Дмитриева Н. А., Пикассо, М., 1971; Zervos Ch., Pablo Picasso. Catalogue g
йnйral des œuvres de 1895 б 1963, v. 1-23, P., 1932-71.
Гравюра на линолеуме (П. Пикассо. «Натюрморт с бутылкой и лампой». 1962).

П. Пикассо. Иллюстрация к «Лисистрате» Аристофана. Тушь, перо. 1934.

П. Пикассо (Франция). Блюдо. Майолика. 1962.

П. Пикассо. «Женщина в кресле». 1949.

П. Пикассо. «Портрет идальго». 1965. Цветная линогравюра.

П. Пикассо. Иллюстрация к поэме П. Элюара «Перила». 1936.

П. Пикассо. «Девочка на шаре». 1905. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

П. Пикассо. «Три музыканта». 1921. Музей современного искусства. Нью-Йорк.

П. Пикассо. «Женщина с веером». 1908. Эрмитаж. Ленинград.

П. Пикассо. «Кошка с птицей». 1939. Частное собрание.

П. Пикассо. «Скульптор и его скульптура». Гуашь, тушь, перо. 1933. Частное собрание. Нью-Йорк.

П. Пикассо. «Юность». Литография. 1950.

П. Пикассо. «Герника». 1937. Музей современного искусства. Нью-Йорк.

Пикарты    Пикассо    Пикать