Уйгуры

Значение слова Уйгуры по Ефремовой:
Уйгуры - 1. Народность тюркской языковой группы, живущая на территории Западного Китая, а также в некоторых районах Казахстана, Узбекистана, Туркмении и Афганистана.
2. Представители этой народности.

Значение слова Уйгуры по Ожегову:
Уйгуры - Народ, живущий в некоторых районах Китая и на территории Ссср в Средней Азии

Уйгуры в Энциклопедическом словаре:
Уйгуры - (самоназвание - уйгур) - народ в Китае (7,5 млн. человек; 1992)Живут также в Казахстане, Киргизии, Узбекистане и др. Общая численность7,77 млн. человек. Язык уйгурский. Верующие - мусульмане-сунниты.

Значение слова Уйгуры по словарю Ушакова:
УЙГУРЫ
уйгуров и уйгур, ед. уйгур, уйгура, м. Народность тюркской языковой группы, живущая в восточных районах Казахской ССР и в нек-рых районах Западного Китая.

Значение слова Уйгуры по словарю Брокгауза и Ефрона:
Уйгуры — восточно-турецкий народ, упоминаемый в китайских летописях с IV в. после Р. Х. По мнению некоторых ученых, У. называли себя прежние турецкие народы, и название У. тождественно с названием финских угров, или югров: при движении на З турки смешались с финнами и дали свое имя нескольким финским народностям; но эта теория не может считаться доказанной. В средние века У. разделялись на две ветви: одна кочевала в Монголии, в бассейне Байкала, другая поселилась в Вост. Туркестане, где подверглась влиянию китайской культуры и религиозных учений, распространявшихся из Индии (буддизм) и зап. Азии (зороастризм, манихеизм, несторианство, впоследствии ислам). В китайских летописях северные У. упоминаются под названиями гао-гюй, хой-ху и хой-хэ. В VIII в., после распадения государства турков-огузов, У. достигли первенствующего положения в Монголии и образовали сильное государство, просуществовавшее около ста лет (744—840). Им принадлежит основание города Каракорума (см.), развалины которого существуют и теперь и размерами значительно превосходят развалины города того же имени, построенного в XIII в. монголами. Среди развалин сохранился памятник начала IX в. с надписями (китайской и турецкой), открытый Ядринцевым в 1889 г. (см. Орхонские экспедиции); из надписей видно, что северные У., подобно своим южным соплеменникам, подчинились влиянию западных религиозных учений и что уже тогда рядом с древнетурецким алфавитом (см. Орхонские надписи) употреблялся алфавит сирийского происхождения, получивший потом название уйгурского. Подобно другим кочевым владетелям Монголии, уйгурские ханы вели постоянные войны с китайцами. В 840 г. они были разбиты киргизами, жившими в бассейне Верхнего Енисея, и бежали на юг, в Вост. Туркестан и Тангоут; об их судьбах в течение следующих веков существуют только догадки. В эпоху появления монголов (начало XIII в.) упоминается только одно уйгурское владение, в Вост. Туркестане, с городами Бишбалык (развалины около Гучена) и Кара-ходжа (развалины в 30 вер. к В от Турфана); владетель носил титул идикута, был вассалом кара-китайских гурханов (см. Кидани), отложился от них в начале XIII в. и в 1209 г. добровольно подчинился Чингисхану. Уйгурская культура имела значительное влияние на монголов; во всех государствах, основанных монголами, уйгуры еще в XIV в. и частью в XV в. сохраняли влиятельное положение, в качестве чиновников монгольских канцелярий и воспитателей монгольских царевичей и других знатных юношей; от уйгурского алфавита происходят алфавиты монгольский и маньчжурский. У. были частью буддистами, частью несторианами и считались самыми ожесточенными врагами ислама; в половине XIII в. один из идикутов был казнен за намерение перебить в один день всех мусульман в Бишбалыке. Владение идикутов упоминается еще во второй половине ХШ в., но в уменьшившихся пределах; под властью идикута оставались только город Кара-ходжа и его округ; восточная часть (Хами) отошла к Китаю, западная (Бишбалык) — к Джагатайскому государству, в состав которого потом вошел и Турфан. Ислам постепенно (с XV в.) вытеснил последние остатки буддизма и несторианства; уйгурский алфавит был вытеснен арабским. В настоящее время название У. существует у многих турецких народов, в качестве названия отдельного рода; как народное название, оно употребляется только двумя народцами, на границе Тибета — кара-У. и сарыг-У.; первые говорят по-монгольски, вторые сохранили турецкий язык. Выяснению истории У. и их культуры будут способствовать сделанные в последние годы археологические открытия, научная разработка которых только начата. Кроме развалин построек, найден целый ряд уйгурских рукописей, частью буддийских религиозным текстов (иногдасанскритские тексты с уйгурской транскрипцией), частью деловых документов. Литература. В. В. Радлов, "К вопросу об У." (СПб., 1893; Прилож. к LХХ т. "Зап. Имп. Акад. Наук", 2); W. Radloff, "Die allt ü rkischen Inschriften der Mongolei" (СПб., 1895); G. Schlegel, "Die chinesische Inschrift auf dem uigurischen Denkmal in Kara-Balgas-sun" (Гельсингфорс, 1896; "M é moires de la Soc. Finno-Ougrienne", ст. IX); "Nachrichten ü ber die von der Kais. Akademie der Wiss. zu St.-Petersburg im Jahre 1898 ausger ü stete Expedition nach Turfan" (тетр. I, СПб., 1899; статьи Д. А. Клеменца и В. В. Радлова). В. Б.

Определение слова «Уйгуры» по БСЭ:
Уйгуры - народ, коренное население Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР (около 5,5 млн. чел., 1975, оценка). Живут также в некоторых районах СССР, Афганистана, Пакистана, Индии. Говорят на уйгурском языке. Верующие исповедуют ислам, вытеснивший в 14-17 вв. шаманство, манихейство, христианство и буддизм. Антропологически относятся к европеоидной расе с незначительной монголоидной примесью. У. - один из древнейших тюркоязычных народов Центральной Азии. Их предки - кочевые племена Восточного Туркестана играли значительную роль в гуннском племенном союзе (3 в. до н. э. - 3-4 вв. н. э.).
В письменных источниках У. упоминаются с 3 в. н. э. (в том числе в орхонских надписях 8 в.). В 5-8 вв. У. входили в состав каганата жужан и затем Тюркского каганата. Процесс этнической консолидации У. завершился в 8 в. после распада Тюркского каганата и образования Уйгурского раннефеодального государства на р. Орхон. В 840 государство У. было разгромлено енисейскими кыргызами. Часть У. переселилась в Восточный Туркестан и западную часть Ганьсу, где были созданы два независимых государства - с центрами в Ганьсу и Турфанском оазисе. Первое было уничтожено тангутами, а второе в 12 в. стало вассалом каракитаев, а в 14 в. вошло в Моголистан. Длительное господство завоевателей, раздробленность и ряд др. причин привели к тому, что этноним
«У.» почти перестал употребляться. У. стали называть по месту жительства - кашгарлык (кашгарец), турфанлык (турфанец) и др., или по роду занятий - таранчи (земледелец). Однако У. сохранили этническое самосознание и свой язык. В 17-18 вв. в Восточном Туркестане существовало государство У., которое к 1760 было захвачено маньчжурскими правителями Китая. Национальное угнетение и жестокая эксплуатация вызывали многочисленные восстания У. против маньчжуро-цинских, а позднее гоминьдановских поработителей. С победой в 1949 народной революции в Китае и образованием в 1955 Синьцзян-Уйгурского автономного района получили некоторое развитие хозяйство и культура У.
Исконные занятия У. - земледелие и различные домашние ремёсла; начал складываться рабочий класс. У. создали богатую и своеобразную культуру (монументальная культовая архитектура, музыкальные и литературные произведения), оказавшую влияние на культуру многих стран Востока. См. также Уйгурская литература.
В СССР У. живут в ряде районов Казахской ССР, Киргизской ССР, Узбекской ССР и Туркменской ССР (общая численность 173 тыс. чел.; 1970, перепись). У. переселялись в Среднюю Азию (преимущественно в Семиречье и Фергану) из Кашгарии из-за притеснений китайских правителей с середины 18 в. до начала 20 в. В 1921 на съезде представителей У. в Ташкенте древнее самоназвание
«У.» было восстановлено как общенациональное. У. в СССР заняты главным образом в колхозном производстве, часть - в промышленности. Сложилась национальная интеллигенция.
Лит.: Народы Средней Азии и Казахстана, т. 2, М., 1963; Народы Восточной Азии, М. - Л., 1965; Тихонов Д. И., Хозяйство и общественный строй Уйгурского государства X-XIV вв., М. - Л., 1966; Хамраев М. К., Расцвет культуры уйгурского народа, А.-А., 1967; Исхаков Г. М., Этнографическое изучение уйгуров Восточного Туркестана русскими путешественниками второй половины XIX в., А.-А., 1975; Кабиров М. Н., Очерки истории уйгуров Советского Казахстана, А.-А., 1975.
Г. М. Исхаков.

Уйгурское Письмо    Уйгуры    Уйдобро