Жертва

Значение слова Жертва по Ефремовой:
Жертва - 1. Предмет или живое существо, обычно убиваемое, которое приносится в дар божеству.
2. То же, что: жертвоприношение (1).
3. устар. Дар, пожертвование на что-л.
4. Добровольный отказ, отречение в пользу кого-л., чего-л.; самопожертвование.
5. Тот, кто подвергся чьему-л. насилию, злому умыслу, пострадал от кого-л., чего-л.
6. Тот, кто пострадал или погиб от какого-л. несчастья, неудачи.
7. Тот, кто пострадал или погиб во имя чего-л., вследствие преданности чему-л.

Значение слова Жертва по Бизнес словарю:
Жертва - А. Пострадавший, погибший в результате несчастного случая, стихийного бедствия, преступных действий и т.п.

Б. Добровольный или вынужденный отказ от имущества, прав, привилегий ради достижения поставленных целей или получения выгод в будущем.

Значение слова Жертва по словарю Символизма:
Жертва - Восстановление изначального единства, воссоединение всего, что разбросано в мире явлений. Поскольку всякое творение подразумевает жертву, она представляет собой жизнь-смерть, цикл перевоплощений. Жертва отождествляется с творением, а человек - с одним из аспектов космоса. Кроме того, она означает подчинение себя божественному руководству через примирение, предоставление своего я на волю Бога, искупление. Каждое место жертвоприношения - это центр мира. Жертвоприношение человека - это искупление беспредельной человеческой гордыни предложением богам крови. Ритуальное жертвоприношение царей (считалось, что они приносят земле плодородие) было связано с началом ирригационных работ, приносящих оплодотворяющие и дающие жизнь воды. Когда оплодотворяющая сила царя истощалась, от этого страдала страна и ее народ, поэтому царя приносили в жертву богине Матери-Земли, чтобы восстановить эту силу в новом царе. Жертвоприношение происходило в день смерти старого года, в период двенадцатидневного хаоса перед возрождением солнца и нового года. Позднее вместо царя стали приносить в жертву козла отпущения. В ведической традиции в контексте жертвоприношения восток символизировал царство богов, юг - предков, запад - змею, север - людей. Во многих мифологиях и традициях считается, что мир был создан из частей объекта жертвоприношения: в Вавилоне - из расчлененной Тиамат, а у древних германцев - из Йинир. Голова жертвенного животного символизирует рассвет, глаз - солнце, дыхание - ветер, спина - небо, живот - воздух, подбрюшье - землю. Во время жертвоприношения жрец и жертва становятся едины друг с другом и со вселенной, микрокосм и макрокосм встречаются и обретают единение.

Значение слова Жертва по словарю Ушакова:
ЖЕРТВА
жертвы, ж. (книжн.). 1. В древних религиях - приносимые в Дар божеству предмет или живое существо (умерщвляемое при этом). Приносить жертву. Принести кого-что-н. в жертву. Человеческие жертвы. || То же, что жертвоприношение. Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон... Пушкин. 2. Дар, пожертвование на что-н. (устар.). Начал подавать им и наш народ, жертвы стекались в определенные места, в редакции журналов... Достоевский. 3. Добровольный отказ, отречение в пользу кого-чего-н., самопожертвование. Мать готова на всякие жертвы ради ребенка. 4. кого-чего. Человек, подвергшийся чьему-н. насилию, злому умыслу, пострадавший от кого-чего-н. Убийца накинулся на свою жертву. Жертвы русского самодержавия. Виселица со своими жертвами страшно чернела. Пушкин. 5. чего. Человек, пострадавший или погибший от какого-н. несчастия, неудачи. Он стал жертвой обстоятельств. Пожар с человеческими жертвами. Жертва уличного движения. Жертва своей неосторожности. 6. чего. Человек, пострадавший пли погибший во имя чего-л., вследствие преданности чему-н. Он пал жертвой честного отношения к делу. Вы жертвою пали в борьбе роковой любви беззаветной к народу. Похоронный марш. Принести жертву чему (книжн.) - перен. делать что-н. во имя чего-н. Он принес жертву дружбе, согласившись участвовать в неприятном деле. Принести в жертву что (книжн.) - перен. пожертвовать чем-н. Все высокие чувства, драгоценные человечеству, были принесены в жертву демону смеха и иронии. Пушкин.

Значение слова Жертва по словарю Даля:
Жертва
ж. пожираемое, уничтожаемое, гибнущее; что отдаю или чего лишаюсь невозвратно. | Приношенье от усердия божеству: животных, плодов или иного чего, обычно с сожиганием; | отречение от выгод или утех своих по долгу или в чью пользу; самоотвержен

Значение слова Жертва по словарю Брокгауза и Ефрона:
Жертва — умилостивительное или благодарственное приношение Богу от плодов земных или из царства животных. Этимологически это слово происходит от глагола жрети, жрать, пожирать (отсюда жрец, см.) — как вследствие представления о том, что приносимое в Ж. потребляется божеством, так и вследствие того, что Ж., по освящении ее, потреблялась самими приносящими. Идея Ж. проникает собой все религии, как древнего, так и нового мира, но формы ее разнообразны до бесконечности. В наиболее чистом виде Ж. представляется в Библии, где она выступает уже в первобытные времена как символ отношений между Богом и человеком. Чувствуя свое ничтожество и свою полную зависимость от Высшего существа, человек старается умилостивить его в случае бедствия или возблагодарить в случае успеха и благоденствия, равно как и просто выразить чувства своей преданности ему, и вследствие этого приносит ему Ж., т. е. жертвует от своего достатка что-нибудь такое, что дорого и приятно ему самому, в предположении, что то же самое будет приятно и божеству. Первые следы Ж. в Ветхом Завете мы видим уже на первых страницах Библии; сыновья прародителей приносили в Ж. Богу — один от плодов земных (Каин), а другой от стад своих (Авель). После потопа обычай жертвоприношений является уже вполне выработавшимся. Патриархи приносят Ж. при всяком выдающемся случае в своей жизни; но только при Моисее вполне выработана была подробная обрядовая регламентация жертвоприношений. Правила о них изложены в книге Левит; они разделялись на пять родов: 1) Ж. всесожжения (см. Всесожжение). 2) Ж. о грехе, 3) Ж. повинности — за невольные и вольные прегрешения; 4) Ж. мира — в выражение благодарности Богу и 5) Ж. бескровная — состоявшая из приношения не животных, а муки, масла, вина и ладана. Как первые четыре рода Ж. означали принесение Богу жизни, так этот последний род означал принесение Ему плодов земли. При необычайных событиях Ж. иногда приносились в огромном количестве. Так, Соломон по случаю освящения храма принес в Ж. 22 тыс. волов и 120 тыс. овец. Отличительной особенностью библейских Ж. было то, что в них весьма сложная обрядность не закрывала основной идеи этого установления, получавшей все большее развитие. Во времена пророков прямо уже ставился вопрос о замене символа самой сущностью дела: вместо того чтобы приносить в Ж. животных или плоды земные, требовалось приносить Богу сердце чистое, по принципу, что правда и милость — выше и благоугоднее Богу, чем кровь и жир баранов и козлов ("Милости хочу, а не жертвы" — господствующий тон пророческих воззрений на этот предмет). В высшем своем значении ветхозаветные Ж. были символом великой Ж. Богочеловека, принесенной им во искупление человечества от первородного греха. В языческих религиях самая идея Ж. подверглась грубому искажению. Чувственность здесь всегда господствует над идеей, а в некоторых культах Ж. получает кровожадный характер, переходя в полный каннибализм. Так, в семитическом культе Ваала и Астарты этим божествам приносилась в Ж. девическая честь, и у капищ их существовали особые штаты "священных блудниц и блудников" (часто с омерзением упоминаемые в Библии кедешимы и кедошоты). Кровожадность находила себе высшее выражение в человеческих жертвоприношениях, бывших в обычае у многих народов древности, не исключая и классических (в первобытные времена их истории). Хотя с течением времени они и отменялись, но существование их ясно засвидетельствовано памятниками; например, на ассиро-вавилонских памятниках часто можно видеть изображение приношения людей в Ж., во всей обстановке религиозного ритуала. Чаще всего родители приносили в жертву своих детей, господа — рабов, победители — побежденных. Таких безнравственных и каннибальских жертвоприношений совершенно чужда ветхозаветная религия. Новейший критицизм, впрочем, готов усматривать следы их и в Библии, в подтверждение чего ссылается особенно на факт жертвоприношения Авраамом своего сына Исаака и на историю дочери Иеффая. Но приводимые факты нисколько не подтверждают этой мысли. Видеть в жертвоприношении Исаака доказательство существования человеческих жертвоприношений и у евреев, значит упускать из виду значение этого факта, как испытания твердости веры Авраама. Более правдоподобия, по-видимому, имеет ссылка на Иеффая, принесшего в Ж. свою дочь; но и эта история излагается в Библии (Суд., XI, 30-40) с такой таинственной неопределенностью, что факт жертвоприношения в ней может подлежать различным толкованиям, и большинство новейших исследователей склоняется к объяснению, что дочь Иеффая была просто посвящена Богу на служение при Скинии. Во всяком случае Моисеев закон ясно запрещает человеческие жертвоприношения (см. Лев., XVIII, 21; XX, 2-5; Второзак., XII, 31; XVIII, 10), как "мерзость" перед Господом. Ср. Bähr, "Symbolik d. Mos. Cultus"; Mövers, "Opferwesen der Karthager"; Hartung, "Religion der Römer"; Sykes, "Versuch über die Natur, Absicht u. d. Ursprung der Opfer" (1778). А. Л.

Жерсон    Жертва    Жертва Продольной Пилы