Меч

Значение слова Меч по Ефремовой:
Меч - 1. Старинное колющее и рубящее оружие в виде обоюдоострого прямого клинка с рукояткой.
2. перен. То, что или кто наказывает, карает кого-л., что-л.

Значение слова Меч по Ожегову:
Меч - Холодное оружие с обоюдоострым длинным прямым клинком

Меч в Энциклопедическом словаре:
Меч - колющее и рубящее металлическое оружие. Появился (бронзовый) в сер.2-го тыс. до н. э. Употреблялся до 16 в.

Значение слова Меч по словарю Символизма:
Меч - Символизирует силу, защиту, власть, королевское достоинство, лидерство, правосудие, мужество, бдительность, физическое уничтожение. мужского начала, активной силы. Фаллический символ, но вместе с ножнами олицетворяет единство мужского и женского начал. На метафизическом уровне меч олицетворяет проницательность, силу интеллекта, духовную решимость, неприкосновенность святынь. Обладает сверхъестественной силой либо на земле, либо под землей, либо под водой и ассоциируется с гигантами и сверхъестественными существами, такими как Дама Озера. Меч находится в руке космического или солнечного героя, победителя драконов и демонических сил. Это символ высших форм рыцарства, символ более низких - копье. Меч разделяет и отделяет душу от тела, Небо от Земли, пламенеющий меч отделяет человека от рая. Обоюдоострый меч символизирует двойственную силу и противоположные течения в проявлении, творении и разрушении, жизни и смерти; те силы, которые как бы противодействуют друг другу, но на самом деле дополняют друг друга и составляют одно целое. Четыре меча монарха при коронации - это меч государства; curtana, или затупленный меч милосердия; духовное правосудие; временное правосудие. У алхимиков меч символизирует очищающий огонь, который убивает и воскрешает к жизни, подобно проницательному духу. У буддистов означает проницательность, которая под корень срубает невежество. Подобно тому, как меч рассекает узлы, так и разум достигает самых укромных уголков буддийской мысли. Манджушри как мудрость несет в своей правой руке меч проницательности. Острие меча мудрости излучает свет неуничтожимой ваджры, уничтожающий еретическую мысль и изгоняющий врагов Дхармы. У кельтов меч - атрибут героя-короля Нуады ассоциируется со сверхъестественными подводными силами. Этот меч символизирует активную сторону воли, а кристалл - пассивную. У китайцев меч - это проникающее в суть явления озарение; меч с волнистым клинком - символ дракона, плывущего в водах. У христиан меч олицетворяет страсти Господни, мученичество. Пламенеющий меч у каждых ворот или на каждом углу отделяют человека от рая. Меч - символ архангела Михаила и святых Адриана, Агнессы, Альбана, Варвары, Евфемии, Юстинии, Мартина, Павла, Петра, Георгия Каппадокийского, Джеймса из Компостеллы. У греков Дамоклов меч символизирует опасность при кажущемся процветании, постоянно присутствующую опасность, воздаяние. У индусов деревянный меч в ведическом жертвоприношении символизирует молнию и имеет то же значение, что и ваджра . Этот меч символизирует также воинственный характер Асуров. Атрибут касты кшатриев. У мусульман меч символизирует священную войну правоверных против неверных, а также человека против его собственного зла. У японцев - это мужество, сила. Одно из Трех Сокровищ наряду с зеркалом и драгоценностью - символами истины и сострадания. У скандинавов меч - атрибут Фрейя; его меч сражался сам по себе. Суртр, огненный великан, держит в руке огненный меч. У даосов меч символизирует проникающее в суть явления озарение, победу над невежеством.

Значение слова Меч по словарю Ушакова:
МЕЧ
меча, м. (книжн.). Старинное холодное оружие в виде обоюдоострого длинного прямого ножа с рукояткой. Острый меч. Разрубить мечом. И он мне грудь рассек мечом. Пушкин. Обнажить меч. Бутафорский меч. || перен. Употр., как символ войны, в выражениях: поднять меч (объявить войну), точить меч (готовить войну) и т. п. (ритор.). Не совестно, Рожнов, что на меня ты поднял меч? Пушкин....Враги человечества и мира между народами злобно точат меч, лихорадочно вооружаются... Ворошилов. || перен., чего. То, что разит, карает (ритор.). Меч правосудия. Дамоклов меч (книжн.) - постоянно грозящая опасность. (По имени Дамокла, над головой к-рого тиран Сиракузский Дионисий в 4 в. до н. эры повесил во время пира на конском волосе меч, чтобы показать тщету радостей и удовольствий.) Скрестить мечи (книжн. ритор.) - вступить в бой, в состязание, в спор.

Значение слова Меч по словарю Даля:
Меч
м. холодное, ручное оружие древних и средних веков, что ныне шпага, сабля, палаш, шашка; при различной длине мечей, они были прямы и обоюдоостры. | Рыба с долгим, зубчатым, костяным рогом или зубом, Xiphias gladius. | Южное созвездие этог

Значение слова Меч по словарю Брокгауза и Ефрона:
Мечоружие, приспособленное к тому, чтобы колоть или рубить; изготовляется из металла — некогда из бронзы (отливкой), позже из железа (ковкой). Вошло оно в употребление, по-видимому, сравнительно поздно. Люди имели палицы, ножи, кинжалы, топоры, молотки, копья, умели метать стрелы, дротики, пращи, бумеранги ранее чем дошли до искусства приготовлять длинные и острые клинки мечей. Все указанные виды оружия изготовлялись первоначально из камня, кости, рога, тогда как М. мог появиться только в металлическую эпоху, и то по достижении известного искусства в обработке металлов. Некоторое подобие М. представляют разве встречающиеся иногда у дикарей плоские деревянные палицы, иногда сточенные к обоим краям и даже заостренные к концу. Между предметами древнейшей "бронзовой" эпохи на Западе М. еще нет, а есть только широкие ножи-кинжалы; среди находок "медного" века, предшествовавшего, как думают теперь, бронзовому, М. тоже не встречаются; нет М. и на Востоке, в Сибири, где процветала некогда оригинальная медная промышленность, изготовлявшая своеобразные цельты, ножи, кинжалы, топоры и т. д. (известные 2—3 медных М. из Сибири скорее напоминают большие кинжалы). Бронзовые М., находимые в Скандинавии, имели форму узкого (ивового) листа, были средней величины, прямые, обоюдоострые; ими кололи, а не рубили; рукоятка таких М. была сравнительно короткая, что подало повод к предположению о малой величине рук у изготовлявших эти М. народа. У нас в России бронзовые М. находили редко, более на западной и юго-западной окраинах, в Финляндии, Польше, Подолии. Встречаются они иногда и на Кавказе, но в формах иного типа, сходных с ассирийскими. Уже в древнейших скифских курганах М. оказываются из железа, хотя по форме они еще отчасти напоминают бронзовые; рукоятка их обыкновенно обкладывалась медью, золотом или костью. Некоторые железные М. с обложенными бронзой рукоятями или с кольцом на верху последней, найденные на Кавказе, напоминают восточные или древнегреческие формы (из Ассирии, Микен). Древнейшие железные М., найденные в Западной Европе (Скандинавии, северной Германии), — довольно грубой работы и похожи на косари или даже на косы. Постепенно форма и работа железных М. совершенствуется; у кельтов в Галльштадтском могильнике, в поселении La T ê ne, на Невшательском озере в Швейцарии они хотя и подражают еще отчасти в своей форме бронзовым, но получают большую величину и другие отличия. Меч римлян был короткий; у германцев, рядом с коротким мечом-ножом (scramasak), употреблявшимся и для метания, были в ходу длинные (собственно кельтские) M. (spatha), с перекладиной и с конечной треугольной или полуовальной шишкой (набалдашником) на рукоятке. Железный стержень рукоятки оправлялся в дерево, кость, рог, золото, и эта оправа украшалась еще иногда гранатами и другими камнями. В Скандинавии такие М. характеризуют собой эпоху примерно с III по VII в. после Р. Х.; позже, с VIII по Х в., М. становятся массивнее, шире, рукоятки их солиднее; они делаются только из железа, часто украшаемого серебряной насечкой. Дальнейшее развитие М. на Западе состояло в том, что перекладина рукоятки стала делаться длиннее и тоньше, а набалдашник меньше, так что М. с рукоятью стал представлять большее подобие креста. При этом клинок постепенно суживался, делался легче, а рукоятка, сравнительно с клинком, длиннее. Еще позже, в XIII в., перекладине стали придавать изогнутую форму, выпуклую книзу, к клинку, а иногда и кверху, к рукоятке; с XV столетия стали приделывать кольца или овальные пластинки, которые впоследствии развились в сложные эфесы, защищавшие руку и отчасти еще сохранившиеся на новейших шпагах. В средние века и позже продолжали, впрочем, употребляться и более массивные М., иногда даже такие, что ими можно рубить, только держа их обеими руками. В России древнейшие железные М. были, по-видимому, плохого качества и редко сохранялись в могилах. В период древних могильников и курганов, по крайней мере в средней России, М. не были, по-видимому, распространены. Впрочем, в некоторых (иногда очевидно княжеских) курганах Х и последующих веков (в Петербургской, Курляндской, Смоленской, Черниговской, Орловской, Казанской губерниях) были найдены большие М. с рукояткой, часто украшенной серебряной насечкой, совершенно скандинавского типа. С другой стороны, М., хранящиеся в псковском Троицком соборе и приписываемые князьям Довмонту и Гавриилу Псковскому, представляют полнейшее сходство с западноевропейскими XIII—XIV веков и, очевидно, иностранного происхождения (на одном есть даже латинская надпись). Прямые М. рано были вытеснены в России саблями. Прямые М. были известны и на Востоке, в Индии, Китае, а также в Африке, где местами, например в Абиссинии, у туарегов Сахары, они употребляются еще и теперь, в формах, напоминающих М. крестоносцев. Особый центр распространения М. составляет Малайский архипелаг, где у даяков, бугизов и др. встречаются своеобразные, прямые и кривые, часто расширяющиеся к концу формы мечей и шашек. Изогнутые М., с выпуклым или выгнутым лезвием, были известны также у греков (kopis); в Индии и в других местах они были отчасти первообразами некоторых позднейших форм ятаганов и им подобного оружия. М. обыкновенно носится в ножнах, первоначальная форма которых — кольцо, прикрепленное к поясу, браслету и т. п. У многих народов ножны состоят из одной деревянной пластины, соединенной с двумя плоскими кольцами, так что М. является замкнутым только со стороны, ближайшей к телу; полные ножны появляются уже позже. М. носится различно, большей частью на поясе, на левой или правой стороне или спереди (как кинжал, например на Кавказе). Большинство народов, по-видимому, носит М. на левой стороне, но римляне, например, носили его на правой, для того чтобы правой рукой можно было скорее его обнажить, не встречая препятствия в щите, носимого на левой руке. Д. А.

Определение слова «Меч» по БСЭ:
Меч - колющее и рубящее оружие ближнего боя. Состоит из клинка (обычно прямого и обоюдоострого) и рукояти, снабженной перекрестием и навершием. Предшественники М. - клинки, состоявшие из костяной основы, в которую вставлялись кремнёвые вкладыши, известны по находкам эпохи Неолита в районе озера Байкал. Бронзовые М. были распространены с середины 2-го тыс. до н. э. в Месопотамии, Закавказье и Западной Европе. Древнейшие металлические М. делились на колющие (рис., 1, 2) и рубящие. В последней трети 2-го тыс. до н. э. появились колюще-рубящие М. Железные М. начала 1-го тыс. до н. э. повторяли форму бронзовых (рис., 3, Гальштатская культура).
В 1-й половине 1-го тыс. до н. э. длинные железные М. (иногда с бронзовыми рукоятями) существовали в Европе, Закавказье и на Среднем Востоке. Короткий М. - Акинак (рис., 4) был распространён у скифов. Длинные рубящие М. употреблялись в Европе во 2-й половине 1-го тыс. до н. э. пехотой и тяжёлой конницей (рис., 5). Древние римляне (3 в. до н. э. - 3 в. н. э.) имели для пешего боя короткий и широкий М. - гладиус (рис., 6), для конного - длинный рубящий М., называвшийся спата (рис., 7). На Руси древнейшие М. датируются 9 в. и существовали до 16 в. (рис., 8, 9), когда были вытеснены саблей. В 13 в. появились первые русские колющие М. При специальном исследовании М., хранящихся в отечественных музеях, обнаружено, что многие из них имеют различные меты, указывающие на место их производства. Выявлены, в частности, подписи западно-европейских ремесленников, а на М. конца 10 в. - русская надпись: «Людота Коваль».
М. были обычно оружием знати и у многих народов являлись символом власти.
Лит.: Кирпичников А. Н., Древнерусское оружие, в. 1 - Мечи и сабли. IX-XIII вв., М.-Л., 1966 (Археология СССР. Свод археологических источников); Bonnet Н., Die Waffen der Vцlker des alten Orients, Lpz.,1926; Seitz Н., Blankwaffen, Bd 1, Braunschweig, [1965], (Bibliothek f ьr Kunst und Antiquitдtenfreunde, Bd 4).
А. Н. Кирпичников.
Мечи: 1-2 - древнейшие типы бронзовых мечей; 3 - древнейший тип европейских железных мечей (гальштатская культура); 4 - скифский меч акинак; 5 - меч латенской культуры (5-1 вв. до н. э.); 6 - римский меч гладиус; 7 - длинный римский меч спата; 8-9 - древнерусские мечи (9-11 и 12-13 вв.); 10 - кавалерийский меч Ближнего Востока.

Меццо-тинто    Меч    Меч-кладенец