Неореализм
Значение слова Неореализм по Ефремовой:
Неореализм - Философское течение ХХ в., направленное против умозрительности в философских исследованиях.
Неореализм в Энциклопедическом словаре:
Неореализм - направление в итальянском кино и литературе сер. 40-х -сер. 50-х гг. 20 в. Фильмы, основанные на документальнх фактах, снималисьглавным образом на натуре, с непрофессиональными исполнителями.Художественный манифест - фильм ''Рим - открытый город'' (1945, режиссер Р.Росселлини). Главные представители в киноискусстве - Ч. Дзаваттини, Л.Висконти, В. Де Сика, Дж. Де Сантис, П. Джерми; в литературе - В.Пратолини, К. Леви, Э. Де Филиппо. Неореализм оказал большое влияние наразвитие кинематографии Италии, кино других стран. 2) В изо-искусствезарубежных стран конца 1940-х-1950-х гг. Художники этого круга (напр., Б.Таслицкий, А. Фужерон во Франции) программно противопоставляли своеискусство авангардизму, создавая образы народной жизни и социальнойборьбы. Их деятельность обычно была тесно связана с культурной политикойкомпартий. Позднее они (подобно Р. Гуттузо, крупнейшему мастеру такогорода) значительно расширили диапазон своих стилистических поисков.
направление в философии 20 в. Основные идеи выдвинули Дж. Э.Мур и Б.
Рассел, в особую доктрину был
развит в США (Р.
Перри, У. Монтегю,Э. Холт, Э. Сполдинг, У. Марвин, У. Питкин). Выдвинул
положение онепосредственной ''данности'' познаваемой
вещи в сознании, ведущее крастворению внешнего
мира в мышлении.
Основа космологии неореализма -теория эмерджентной
эволюции. В 1930-х гг. утратил
влияние.
Определение слова «Неореализм» по БСЭ:
Неореализм - одно из направлений современной буржуазной философии. На формирование Н. оказала влияние Шотландская школа, а также идеи Ф. Брентано, А. Мейнонга, Э. Маха (Австрия) и раннего Б. Рассела (Великобритания), Теоретико-познавательные принципы Н. были высказаны Дж. Э. Муром в ст.
«Опровержение идеализма» (1903) и затем развиты в особую доктрину в США Р. Перри, Э. Холтом, У. Монтегю, У. Марвином, Э. Сполдингом и У. Питкином, которые в 1910 выпустили «Программу и первую платформу шести реалистов». Космология Н. была разработана С. Александером, А. Уайтхедом, Я. Смэтсом, Л. Морганом и представляет собой разновидность метафизической концепции развития - теорию эмерджентной эволюции. В 1930-х гг. влияние Н. падает и на смену ему приходит так называемый Критический реализм.
Н. подверг критике субъективный идеализм - за сведение действительности к сознанию субъекта - и абсолютный идеализм (Ф. Брэдли), отождествляющий действительность с мировым сознанием, и выступил с тезисом о независимом от субъекта существовании объекта. В то же время Н. отверг материализм как
«дуалистическую» теорию, будто бы абсолютно противопоставляющую субъект и объект друг другу, и развил доктрину «эпистемологического монизма». Н. считает, что бытие не имеет ни материального, ни идеального характера - оно есть совокупность
«нейтральных элементов», которые в зависимости от ситуации приобретают либо физическое, либо психическое значение. В познавательном отношении «нейтральный» объект непосредственно входит в сознание субъекта, становясь «психическим»;
когда же объект не включен в гносеологическую ситуацию, он выступает как «физический». Однако положение о непосредственном включении сознанием объекта не даёт возможности решить проблему генезиса ложного сознания и вступает в противоречие с исходной посылкой Н. о независимом от сознания существовании действительности. Т. о., по существу своему Н, оказывается одной из разновидностей идеализма.
Лит.: Богомолов А. С., Философия англо-американского неореализма, М., 1962; Луканов Д. М., Гносеология американского «реализма», М., 1968; Современная буржуазная философия, М., 1972, гл. 8; The new realism, N. Y. 1925; Kremer R., Le neorealisme americain, P., 1920; Evans D. L., New realism and old reality, Princeton, 1928; Ray В., Consciousness in neorealism, Oxf., 1935; Boman L., Criticism and construction in the philosophy of American new realism, Stockh., 1955.
Д.. М. Луканов.
Неореализм - направление в итальянском кино и
литературе середины 40 - середины 50-х гг. 20 в.;
новая форма Реализма, сложившаяся
после 2-й
мировой войны 1939-45, в борьбе за антифашистское и демократическое
национальное искусство. Историческая
почва Н. -
всенародное Движение Сопротивления и
распространение в Италии социалистических идей.
Истоки Н. в литературе Веризма, в теоретических трудах и фильмах советских кинематографистов, в
творчестве прогрессивных французских режиссёров.
Проникнутый уважением к
человеку, силе
солидарности, Н. выдвинул в главные
герои людей из народа, хранящих высокие душевные качества и растущих в борьбе за общенациональное дело. Основная
тематика Н. -
раскрытие ужасов и демагогии фашизма,
героика партизанской войны,
борьба за социальную справедливость; основные проблемы Н. -
сохранение достоинства
личности рядового человека в жестоком и несправедливом социальном мире.
Эстетические принципы Н. в
киноискусстве изложил Ч.
Дзаваттини, воплотивший их также в своих сценариях. Художественным манифестом Н. был
фильм режиссёра Р.
Росселлини «Рим - открытый город» (1945). Сложилась
большая группа художников-единомышленников: режиссёров - Л.
Висконти, В. Де Сика, Р. Росселлини, Дж. Де Сантис, П.
Джерми, К. Лидзани, Л. Дзампа и др., актёров - А.
Маньяни, А.
Фабрици, М. Джиротти, Тото, Р. Баллоне, К. Дель Поджо и др.
Среди лучших фильмов Н.:
«Пайза», «Похитители велосипедов», «Шуша», «Умберто Д.», «Земля дрожит», «Трагическая охота», «Во имя закона» (в советском прокате «Под небом Сицилии»), «Дорога надежды»,
«Неаполь-миллионер» (в советском прокате «Неаполь -
город миллионеров»), «Рим, 11 часов» и др. Режиссёры Н. искали новые выразительные
средства. Значительно менялся киноязык.
Произведения Н. отличались стремлением к точности деталей,
почти документальному показу истинных условий тяжёлой жизни народа. Фильмы были лаконичны, сдержанны, в них
полностью отсутствовала ложная
красивость, пышная постановочность фильмов фашистского периода. Картины,
главным образом
черно-белые, снимались, как
правило, на натуре, на улице, на открытом воздухе, привлекались
непрофессиональные исполнители, в основу
сценария иногда ложились факты газетной
хроники, в диалогах
широко использовался народный язык, местные диалекты. В ряд фильмов вводился
дикторский текст, как бы обобщавший
действие. Всё это придавало фильмам особую достоверность.
Н. в литературе противопоставил себя как различным модернистским течениям и клерикальным тенденциям в искусстве, так и
особенно профашистскому искусству.
Наиболее разработанный литературный жанр - «лирический документ», сочетающий
автобиографический момент с художественным вымыслом
(«Улица Магадзини» и «Семейная хроника» В. Пратолини; «Христос остановился в Эболи» К. Леей и др.); к нему близки комедии Э. Де
Филиппо (например, «Неаполь-миллионер»);
более широкое, эпическое
изображение социальных проблем и конфликтов
представлено в романах
«Метелло»
Пратолини, «Земли Сакраменто» Ф.
Йовине, очерках Леви. Неореалисты стремились к ясности и
простоте словесного и образного
выражения, к широкому
использованию народной речи. Это сказалось и в поэзии (П. П.
Пазолини), отклонявшей формотворческие изыски Герметизма.
В
середине 50-х гг. проявилась
ограниченность метода Н., не сумевшего
раскрыть кардинальные и сложные противоречия новой действительности и
подчас подменявшего
анализ эмпиризмом.
Реализм современного итальянского кино и литературы перерос
рамки Н. как идейно-художественного и мировоззренческого комплекса. Однако Н. уже выполнил серьёзную эстетическую и идейную задачу (в том числе вернул итальянскому искусству
интерес к темам и проблемам народной жизни). Родственные Н. явления были и в итальянском изобразительном искусстве
(живопись и
графика У. Аттарди, А.
Сальваторе, Дж. Дзигайны, К. Леви, ряд картин Р.
Гуттузо), отчасти в театре (где работали Л. Висконти, Э. Де Филиппе, А. Маньяни), в песне и т.д. Н. оказал влияние на ряд европейских литератур в начале 50-х гг., на
кинематограф многих стран мира, в том числе и социалистических. Аналогичные тенденции в искусстве западноевропейских стран
(Франция, Великобритания, ФРГ и др.) иногда также назывались неореалистическими. Традиции Н. живут в отдельных кинофильмах последующих лет, а в начале 70-х гг. получили развитие в прогрессивном направлении «политическое кино».
Лит.:
Сценарии итальянского кино, [т. 1-2, пер.], М., 1958-67; Дзаваттини Ч.,
Некоторые мысли о кино, в его кн.: Умберто Д., пер. с итал., М., 1960;
Потапова З. М., Неореализм в итальянской литературе, М., 1961;
Соловьева И., Кино Италии (1945-1960).
Очерки, М., 1961; Кин Ц., Миф,
реальность, литература, М., 1968; Ferretti G. С., Letteratura е ideologia, Roma, 1964.
Г. Д. Богемский, З. М. Потапова.
Неорганичный
Неореализм
Неоригинально