Опричнина

Значение слова Опричнина по Ефремовой:
Опричнина - 1. Система чрезвычайных мероприятий, осуществленных царем Иваном IV (Грозным) для укрепления Русского централизованного государства и разгрома боярско-княжеской оппозиции.
2. Часть государства, находившаяся в непосредственном управлении царя Ивана IV (Грозного) и служившая ему опорой в борьбе против боярско-княжеской оппозиции.
3. Военно-полицейские силы установленного Иваном IV (Грозным) режима.


Земельный надел, выделявшийся в пожизненное пользование вдове князя (на Руси IX-XIII вв.).

Значение слова Опричнина по Ожегову:
Опричнина - Специальные царские войска этого времени


Опричнина Система чрезвычайных мер, осуществленных Иваном IY для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления самодержавия
Опричнина Земельное владение, выделявшееся вдове князя
Опричнина Часть государственных территорий, находившаяся в непосредственном управлении царя Ивана IY и служившая ему опорой в насаждении этих мер

Опричнина в Энциклопедическом словаре:
Опричнина - в 14-15 вв. особое удельное владение женщин извеликокняжеской семьи...2) Название удела Ивана Грозного в 1565-72 сособой территорией, войском и государственным аппаратом...3) Системавнутриполитических мер Ивана Грозного в 1565-72 для борьбы спредполагаемой изменой в среде знати (массовые репрессии, казни, земельныеконфискации и т. п.).

Значение слова Опричнина по словарю Ушакова:
ОПРИЧНИНА
опричнины, мн. нет, ж. (истор.). 1. В древней Руси удельного периода - земельный надел, выделяемый в пожизненное пользование вдове князя. 2. В царствование Ивана IV - часть государства, выделенная в непосредственное управление царя и служившая ему опорой в борьбе с крупным боярством. Так всё государство разделилось на две части, на земщину и на опричнину: во главе первой осталась боярская дума, во главе второй непосредственно стал сам царь. Ключевский. Крупные феодальные владения отбирались в опричнину. ? Режим этого периода. "Опричнина да сгинет!" он рек, перекрестясь. А.К. Толстой (о князе Репнине). 3. Военно-полицейские силы этого режима. Как специальный полицейский отряд, опричнина получила особый мундир. Ключевский. ? собир. Опричники. Разнузданная опричнина.

Значение слова Опричнина по словарю Брокгауза и Ефрона:
Опричнина — Этим именем назывался, во-первых, отряд телохранителей, наподобие турецких янычар, набранный Иоанном Грозным из бояр, детей боярских, дворян и др.; во-вторыхчасть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников. Эпохой О называется время приблизительно от 1565 г. до смерти Иоанна Грозного. Об обстоятельствах, при которых возникла О., см. Иоанн Грозный. Когда, в начале февраля 1565 г., Иоанн воротился в Москву из Александровской слободы, он объявил, что вновь принимает на себя правление, с тем, чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества без докуки и печалований со стороны духовенства и учредить в государстве О. Это слово употреблялось сначала в смысле особого имущества или владения; теперь же оно получило иное значение. В О. царь отделил часть бояр, служилых и приказных людей и вообще весь свой "обиход" сделал особым: во дворцах Сытном, Кормовом и Хлебенном был назначен особый штат ключников, поваров, псарей и т. п.; были набраны особые отряды стрельцов. На содержание О. были назначены особые города (около 20), с волостями. В самой Москве некоторые улицы (Чертольская, Арбат, Сивцев Вражек, часть Никитской и пр.) были отданы в распоряжение О.; прежние жители были переселены на другие улицы. В О. было набрано также до 1000 князей, дворян, детей боярских, как московских, так и городских. Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание О.; прежние помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие. Все остальное государство должно было составлять "земщину"; царь поручил его земским боярам, т. е. собственно боярской думе, и во главе управления им поставил князя Ив. Дм. Бельского и кн. Ив. Фед. Мстиславского. Все дела должны были решаться по старине, причем с большими делами следовало обращаться к боярам, если же случатся дела ратные или важнейшие земские — то к государю. За подъем свой, т. е. за поездку в Александровскую слободу, царь взыскал с Земского Приказа 100 тыс. рублей. После учреждения О. начались казни; многие бояре и дети боярские были заподозрены в измене и сосланы в разные города. Имущество казненных и сосланных отбиралось на государя и раздавалось опричникам, число которых скоро возросло до 6000. Набирались О. из молодых дворян и детей боярских, отличавшихся удалью; они должны были отрекаться от всего и всех, от семьи, отца, матери, и клясться, что они будут знать-служить только государю и беспрекословно исполнять только его приказания, обо всем ему доносить и с людьми земскими не иметь сношений. Внешним отличием опричников служили собачья голова и метла, прикрепленные к седлу, в знак того, что они грызут и метут изменников царю. На все поступки опричников царь смотрел сквозь пальцы; при столкновении с земским человеком опричник всегда выходил правым. Опричники скоро сделались бичом и предметом ненависти для народа, царь же верил в их верность и преданность, и они действительно беспрекословно исполняли его волю; все кровавые деяния второй половины царствования Грозного совершены при непременном и непосредственном участии опричников. Скоро царь с опричниками уехал в Александровскую слободу, из которой сделал укрепленный город. Там он завел нечто в роде монастыря, набрал из опричников 300 чел. братии, себя назвал игуменом, кн. Вяземского — келарем, Малюту Скуратова — параклисиархом, вместе с ним ходил на колокольню звонить, ревностно посещал службы, молился и вместе с тем пировал, развлекал себя пытками и казнями; делал наезды на Москву, где казни иногда принимали ужасающий характер, тем более, что ни в ком царь не встречал противодействия: митрополит Афанасий был слишком слаб для этого и, пробыв два года на кафедре, удалился на покой, а преемник его Филипп, смело говоривший правду царю, скоро был лишен сана и жизни (см.). Род Колычевых, к которому принадлежал Филипп, подвергся преследованию; некоторые из его членов были казнены по приказу Иоанна. В это же время погиб и двоюродный брат царя Владимир Андреевич (см.). В декабре 1570 г., подозревая новгородцев в измене, Иоанн, в сопровождении дружины опричников, стрельцов и других ратных людей, выступил против Новгорода, грабя и опустошая все на пути. Сначала была опустошена Тверская область; опричники брали у жителей все, что можно было унести с собою, и уничтожали остальное. За Тверью подверглись опустошению Торжок, Вышний Волочок и другие города и села, лежащие на пути, причем опричники без милосердия избивали бывших там крымских и ливонских пленников. В начале января русские войска подошли к Новгороду и опричники начали свою расправу с жителями: людей забивали до смерти палками, бросали в Волхов, ставили на правеж, чтобы принудить их к отдаче всего своего имущества, жарили в раскаленной муке. Пять недель продолжалось избиение, тысячи народу погибли. Новгородский летописец рассказывает, что были дни, когда число убитых достигало до полутора тысяч; дни, в которые избивалось 500—600 чел., считались счастливыми. Шестую неделю царь провел в разъездах с опричниками для грабежа имущества; были разграблены монастыри, сожжены скирды хлеба, избит скот. Военные отряды посылались даже в глубину страны, верст за 200—300 от Новгорода, и там производили подобное же опустошение. Из Новгорода Грозный отправился к Пскову и готовил ему ту же участь, но ограничился казнью нескольких псковичей и грабежом их имущества и возвратился в Москву, где снова начались розыски и казни: искали сообщников новгородской измены. Были обвинены даже любимцы царя, опричники Басмановы отец с сыном, князь Афaнасий Вяземский, печатник Висковатый, казначей Фуников и др. Вместе с ними в конце июля 1570 г. было казнено в Москве до 200 человек: думный дьяк читал имена осужденных, палачи-опричники кололи, рубили, вешали, обливали осужденных кипятком. Сам царь принимал участие в казнях, а толпы опричников стояли кругом и приветствовали казни криками "гойда, гойда". Преследованию подвергались жены, дети казненных, даже их домочадцы; имение их отбиралось на государя. Казни не раз возобновлялись, и впоследствии погибли: князь Петр Серебряный, думный дьяк Захарий Очин-Плещеев, Иван Воронцов и др., причем царь придумывал особые способы мучений: раскаленные сковороды, печи, клещи, тонкие веревки, перетирающие тело, и т. п. Боярина Козаринова-Голохватова, принявшего схиму, чтобы избежать казни, он велел взорвать на бочке пороха, на том основании, что схимникиангелы, а потому должны лететь на небо. В 1575 г. Иоанн поставил во главе земщины крещеного татарского царевича Симеона Бекбулатовича, бывшего раньше касимовским царевичем, венчал его царским венцом, сам ездил к нему на поклон, величал его "великим князем всея Руси", а себя — "государем князем московским". От имени великого князя Симеона всея Руси писались некоторые грамоты, впрочем, не важные по содержанию. Симеон оставался во главе земщины не более двух лет: затем Иоанн дал ему в удел Тверь и Торжок. Разделение на О. и земщину не было, однако, отменено; О. существовала до смерти Грозного (1584), но самое слово вышло из употребления и стало заменяться словом двор, а опричник — словом дворовый; вместо "города и воеводы опричные и земские" говорили ""города и воеводы дворовые и земские". Соловьев старается осмыслить учреждение О., говоря: "О. была учреждена потому, что царь заподозрил вельмож в неприязни к себе и хотел иметь при себе людей вполне преданных ему. Напуганный отъездом Курбского и протестом, который тот подал от имени всех своих собратий, Иоанн заподозрил всех бояр своих и схватился за средство, которое освобождало его от них, освобождало от необходимости постоянного, ежедневного общения с ними". Мнение С. М. Соловьева разделяет К. Н. Бестужев-Рюмин. В. О. Ключевский также находит, что О. явилась результатом борьбы царя с боярством, борьбы, которая "имела не политическое, а династическое происхождение"; ни та, ни другая сторона не знала, как ужиться одной с другой и как обойтись друг без друга. Они попытались разделиться, жить рядом, но не вместе. Попыткой устроить такое политич. сожительство и было разделение государства на О. и земщину. Е. А. Белов, являясь в своей монографии: "Об историческом значении русского боярства до конца XVII в." апологетом Грозного, находит в О. глубокий государственный смысл. Карамзин, Костомаров, Д. И. Иловайский в учреждении О. не только не видят политического смысла, но приписывают его проявлению тех болезненных и вместе с тем жестоких чудачеств, которыми полна вторая половина царствования Грозного. См. Стромилов, "Александровская слобода", в "Чтениях Москов. Общ. Истории и Древн." (1883, кн. II). Главным источником для истории учреждения О. является донесение пленных литовцев Таубе и Крузе курляндскому герцогу Кетлеру, напечатанное у Эверса в "Sammlung Russisch. Geschichte" (X, l, 187—241); см. также "Сказания" кн. Курбского, Александровскую летопись, "Полное Собрание Рос. Летописей" (III и IV). Литературу — см. Иоанн IV Грозный. Н. Василенко.

Определение слова «Опричнина» по БСЭ:
Опричнина - опришнина (от древне-русского опричный - особый; в 14-15 вв. опришниной называли особое владение, выделенное членам великокняжеской династии), 1) название государева удела в 1565-72 (его территорий, войска, учреждений). 2) Наименование внутренней политики правительства Ивана IV Васильевича Грозного в те же годы. Введение О. отвечало интересам дворянства, стремившегося ослабить экономическое и политическое значение крупной феодальной аристократии, провести дальнейшие мероприятия по закрепощению крестьянства.
Учреждение О. было непосредственно подготовлено событиями начала 60-х гг. 16 в. Иван IV стремился к активному продолжению Ливонской войны 1558-1583, но натолкнулся на оппозицию некоторых лиц из своего окружения. Разрыв с Избранной радой и опалы на княжат и бояр в 1560-64 вызывали недовольство феодальной знати, руководителей приказов и высшего духовенства; некоторые феодалы, не согласные с политикой Ивана IV, изменили царю и бежали за границу (А. М. Курбский и др.). В декабре 1564 Иван IV уехал в Александрову слободу (под Москвой) и 3 января 1565 объявил об отречении от престола из-за
«гнева» на духовенство, бояр, детей боярских и приказных людей. В слободу прибыли депутации от бояр и духовенства, а также от посадских людей Москвы, которые согласились на предоставление царю чрезвычайных полномочий, Был подготовлен указ, которым Иван IV объявил об учреждении
«особного» двора с особой территорией, войском, финансами и управлением. Целью О. провозглашалось искоренение «крамолы». Создавались специальный аппарат управления и беспрекословно послушное царю войско (первоначально в 1000 чел.), находившиеся в непосредственном его подчинении. В О. вошли: в центральной части страны - Можайск, Вязьма, Суздаль и др.; на Ю.-З. - Козельск, Перемышль, Белев, Медынь и др.; на С. - Двина, Великий Устюг, Каргополь, Вологда и др., а также дворцовые владения. Доходы с этой территории поступали в государственную казну и шли на содержание опричного войска, аппарата управления и др. Численность опричного войска достигала 5-6 тыс. человек. В состав опричного удела дополнительно были включены Кострома, Старица, часть Новгорода, Обонежская и Бежецкая пятины и др. территории. В О. действовали опричная дума, финансовые приказы - Чети. Командные кадры для О. комплектовались в основном из государева двора. Правительство ввело неподсудность опричников общегосударственным органам власти и суда. Остальная часть государства получила наименование земщины. Она продолжала управляться Боярской думой, вынужденной, однако, по всем важнейшим вопросам испрашивать согласия царя. На устройство О. с земщины брался огромный единовременный налог в 100 тыс. рублей.
С территории О. выселялись многие местные феодалы-землевладельцы, не зачисленные в «особный» двор, а их земли передавались дворянам-опричникам. Взятые в О. дворяне лучше, чем другие помещики, наделялись землёй и крестьянами, получали щедрые льготы. Этими земельными перераспределениями было в известной мере подорвано экономическое и политическое значение крупной земельной аристократии. С О. усилились опалы и казни. Активными проводниками опричных репрессий были боярин А. Д. Басманов, оружничий князь А. И. Вяземский, М. Л. Скуратов-Бельский и др. Учреждение О. и действия Ивана IV Грозного, направленные на физическое уничтожение своих политических противников и конфискацию их земельных владений, вызвали протест части дворянства и духовенства.
На Земском соборе 1566 группа дворян подала челобитную об отмене О. Челобитчики были казнены. Недовольство О. выразил митрополит Афанасий (покинул престол 19 мая 1566), против О. выступил и новый митрополит Филипп Колычев (задушен М. Л. Скуратовым в 1569). С 1568 началась большая волна репрессий (дело боярина И. П. Фёдорова), завершившаяся ликвидацией Старицкого удела (1569) и разгромом Новгорода (1570). По делу И. П. Фёдорова было казнено более 400 чел. Во время новгородского похода в Твери, Торжке (в городах, через которые шли опричники) и в Новгороде опричники только по донесению Скуратова-Бельского убили 1505 чел. (на самом же деле казнённых и убитых было во много раз больше). Опричные репрессии сопровождались убийствами и грабежами населения городов и вотчин. Среди погибших в Новгороде большую часть составляли
«чёрные» посадские люди. Население облагалось непосильными налогами, для взимания которых Иван Грозный применял пытки и казни.
В результате О. Иван IV добился резкого усиления самодержавной власти, придав ей черты восточной деспотии. Крепостническая по сущности и методам проведения, политика О. стала важным этапом на пути крестьянского закрепощения, В годы О. правительство щедро раздавало помещикам, особенно из числа опричников,
«чёрные» и дворцовые земли. В то же время резко увеличились крестьянские повинности, опричники вывозили крестьян из земщины «насильством и не по сроку».
Резкое увеличение государственных податей и частновладельческих повинностей вызывало разорение крестьян. Опричный террор усугублялся военными действиями в Ливонии, набегами крымских татар, голодом, эпидемиями, правежами. В условиях опричного террора, когда любой протест подавлялся в зародыше, главными формами сопротивления крестьянства стали массовые побеги и неуплата податей. Разделение государства на О. и земщину таило в себе многие отрицательные для господствующего класса последствия. В 1572 О. была отменена и часть конфискованных земель возвращена их прежним владельцам. Новое возрождение О. менее чем на год (под именем «удела»)
произошло в 1575-76, когда Иван IV столкнулся с оппозицией в среде господствующего сословия. Поставив во главе земщины служилого татарского хана Симеона Бекбулатовича, Иван IV принял титул «князя московского» и приступил к новым земельным переделам.
Начиная с 16 в. высказывались различные суждения о причинах введения О. и её сущности; по-разному оценивается О. и в современной историографии. Исследования советских историков (П. А. Садикова, С. Б. Веселовского, А. А. Зимина, И. И. Полосина, И. И. Смирнова, Л. В. Черепнина, С. О. Шмидта, Р. Г. Скрынникова, В. Б. Кобрина, С. М. Каштанова, Н. Е. Носова и др.) показали, что под О. следует понимать ряд военных, административных, финансовых и социальных мер правительства Ивана IV и определённую политику, значение которых сводилось к преодолению пережитков феодальной раздробленности в стране, возвышению дворянства и усилению крестьянского закрепощения. Проведение этих мер и этой политики сопровождалось массовыми репрессиями, которые затронули не только княжат и бояр, но и дворян, а также широкие народные массы.
Лит.: Платонов С. Ф., Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв., М., 1937; Садиков П. А., Очерки по истории опричнины, М. - Л., 1950; Веселовский С. Б., Исследования по истории опричнины, М., 1963; Зимин А. А., Опричнина Ивана Грозного, М., 1964; Полосин И. И., Социально-политическая история России XVI - начала XVII в. Сб. ст., М., 1963; Черепнин Л. В., Земские соборы и утверждение абсолютизма в России, в сборнике: Абсолютизм в России (XVII-XVIII вв.), М. 1964; Кобрин В. Б. Состав опричного двора Ивана Грозного, в кн.: Археографический ежегодник за 1959 г., М., 1960; Скрынников Р. Г., Начало опричнины, Л., 1966; его же, Опричный террор, Л., 1969; Носов Н. Е., Становление сословно-представительных учреждений в России, Л., 1969; Каштанов С. М., К изучению опричнины Ивана Грозного,
«История СССР», 1963, № 2; Корецкий В. И., Закрепощение крестьян и классовая борьба в России во второй половине XVI в., М., 1970. См. также лит. при ст. Иван IV Васильевич Грозный.
В. И. Корецкий.

Опричник    Опричнина    Опричный