Полинезийцы

Значение слова Полинезийцы по Ефремовой:
Полинезийцы - 1. Коренные жители Полинезии и некоторых других островов Тихого океана.
2. Представители этих жителей.

Полинезийцы в Энциклопедическом словаре:
Полинезийцы - группа народов (маори, самоанцы, тонганцы, таитяне и др.),коренное население Полинезии, 1120 тыс. человек (1992). Языкиполинезийские. Верующие - католики, часть придерживается традиционныхверований.

Значение слова Полинезийцы по словарю Ушакова:
ПОЛИНЕЗИЙЦЫ
полинезийцев, ед. полинезиец, полинезийца, м. Коренные жители островов Тихого океана (Полинезии).

Значение слова Полинезийцы по словарю Брокгауза и Ефрона:
Полинезийцыобитатели Полинезии или островов Тихого океана, приблизительно между 180° в. д. и 109° з. д., за исключением островов Фиджи, населенных меланезийцами. Крайняя южная группа полинезийских островов — Новая Зеландия, крайняя севернаяострова Сандвичевы, или Гавайские, крайняя восточная — острова Пасхи. Обитатели западных — Каролинских, Маршальских и Гильбертовых — островов отделяются обыкновенно в особую группу микронезийцев, представляющих переходные черты от П. к меланезийцам. Впрочем, примесь меланезийской крови замечается и в населении некоторых других групп островов, так что некоторые наблюдатели затрудняются резко различать П. от микронезийцев. Вообще П. характеризуются менее темным, смуглым или светло-бурым цветом кожи, прямыми или волнистыми черными волосами, большой короткоголовостью (череп. показатель — 76—80), с кривым или плосковатым носом, живыми черными глазами, иногда несколько выдающимися скулами и толстоватыми губами. Сложение большей частью пропорциональное, но не очень крепкое, рост средний, местами даже высокий. Ближайшие родичи П. — малайцы, с которыми они сходны и по языку (см. Полинезийские языки). По всей вероятности, П. представляют ветвь малайцев, распространившуюся с запада, отчасти, может быть, благодаря случайному заносу лодок ветром и течением, отчасти, вероятно, вследствие намеренных передвижений, вызванных политическими смутами, размножением населения и т. д. Кое-где сохранились еще предания о расселении, напр. на Новой Зеландии — о прибытии предков с о-вов Самоа, которые вообще были, по-видимому, одним из центров переселений в разные стороны. Некоторые группы были заселены, вероятно, не долее как лет 400—500 тому назад, причем кое - где сохранились следы древних обитателей (напр. колоссальные статуи на о-ве Пасхи, остатки древних каменных построек во внутренних частях о-вов и т. п.), вероятно, истребленных пришельцами. До прибытия европейцев все П. находились в каменном веке и представляли из себя типичных "дикарей", хотя образ жизни их местами казался настолько привлекательным, что Руссо и другие видели в них наиболее счастливых и свободных людей на земле. Взгляд этот скоро пришлось оставить: при ближайшем знакомстве многие островитяне оказались людоедами, от которых погибли некоторые известные путешественники, напр. знаменитый Кук. Беспечность П. отчасти вызывалась природой, среди которой они жили: она доставляла им без особенных забот необходимое пропитание и благодаря теплому, ровному климату не требовала особых стараний о жилище и одежде. Тем не менее на всех почти островах одежда была известна в виде короткой юбки, пояса, накидки, изготовлявших из древесной коры или из листьев и (в Микронезии) растительных волокон. Еще более были распространены украшения — из раковин, черепахи, перьев, цветов, костей, зубов, семян, а также татуировка. Орудия и оружие приготовлялись из дерева, камня, костей, раковин, часто весьма искусной работы — копья с каменными или костяными наконечниками, палицы круглые и плоские, каменные топоры и долота в деревянных рукоятках, деревянные мечи, усаженные акуловыми зубами, пращи, рыболовные крючки (из раковин и костей), ножи, гребни, веера и др. Лук, стрелы, щит не были в употреблении, но встречались панцири и шлемы — из деревянных пластинок, кокосовых волокон и т. д. Глиняной посуды вообще не было, ее нашли только на о-ве Пасхи; ее заменяла деревянная посуда, раковины, корзинки; изготовлялись также циновки, подставки под голову, скамейки, столы, но сиденья не были известны. Весьма искусны были туземцы в постройке лодок из древесных стволов; парус употреблялся всегда один, из циновок, треугольной формы; в плавании по морю островитяне руководились звездами и углом, под которым лодка пересекала гребни волн; имелось также представление о простейших картах — из палочек и камешков. Главная пища была растительная; хлебное дерево одно уже обеспечивало на некоторых островах пропитание в течение почти целого года, затем имелись еще кокосовые орехи и другие плоды; туземцы разводили еще таро (Caladium esculentum), бататы, пизанг, сахарный тростник, ямс, им были известны искусственное орошение и культура террасами, а также садоводство (разведение цветов и деревьев для тени). В качестве домашних животных держались свиньи, собаки, куры; обильное пропитание доставляло море (рыбы, раки, моллюски). Диких животных на островах почти не было, за исключением крыс, которые также употреблялись в пищу. Варка пищи была неизвестна; ее заменяло печение и копчение, причем пища приправлялась морской водой. Каннибализм практиковался, по-видимому, всюду, но он стал местами исчезать еще до прихода европейцев; всего более он был распространен у маори Новой Зеландии и на о-вах Маркизских. Опьяняющим напитком служила кава (см.): в Нов. Зеландии она не была известна. Распространены были пляски, пение, музыка, (барабан, флейты, трубы из раковин), эпическая поэзия, резьба (на крышах и столбах домов, на лодках, деревянных орудиях, ящиках, также грубые статуи богов), орнамент (из геометрических линий и узоров, имевших в основе фигуру человека или части его тела). Селения были расположены большей частью по берегам и состояли из деревянных построек на столбах с крышей в форме опрокинутой вверх дном лодки, из пальмовых листьев, ветвей камыша, бамбука. Кое-где встречались большие (длинные) дома, разгороженные внутри циновками на отделения. В отношениях полов была значительная свобода; на Каролинских островах девушки жили в общих домах, свободно сходясь с молодыми людьми, покуда не находился охотник взять которую-либо себе в жены; молодые люди также составляли местами особые товарищества. Положение женщины было более свободное, чем у других дикарей, хотя на жене лежали многие работы по земледелию, приготовлению одежды, пищи и т. д. Женщины исключались обыкновенно из участия на пирах и даже не могли есть вместе с мужьями. Брак легко заключался и расторгался. Новорожденные дети, особенно женского пола, нередко убивались, как обуза. Всюду преобладала матриархальная семья; дети принадлежали материнскому роду и наследовали своим родственникам по матери. На большей части островов существовали три общественные группы — благородных, свободных и рабов: важнейшие должности находились в руках благородных, из среды которых выделялся король; иногда в управлении участвовал военный вождь или совет вождей. В обращении народа с королем были выработаны правила этикета; соприкосновение с ним посторонних не допускалось. Местами народ распадался на отдельные группы, общины с независимыми вождями; местами группы были соединены в одно племя, охватывавшее целую группу островов; иногда власть короля поддерживалась отрядами наемников с других островов. Религия П. представляла более или менее развитой фетишизм и шаманизм; существовали жрецы или шаманы, способные приходить в экстаз, прорицать, колдовать, лечить; иногда, впрочем, звание жреца соединялось с званием вождя. Существовала вера в духов, связанная отчасти с культом мертвых; храмы, более распространенные в Восточной Полинезии, были соединены с кладбищами; многочисленные местами идолы первоначально изображали, вероятно, предков. Местами прилагались заботы к возможно дольшему сохранению трупа и при погребении приносились человеческие жертвы. Бессмертие приписывалось обыкновенно только душам благородных; люди других классов и женщины не могли на него рассчитывать. На некоторых группах островов выработалась более сложная мифология с различными богами в роли создателей — Маци, Тангароа, сотрясателя земли Тати, небесного бога Ру и др. Были распространены мифы о создании мира и человека, о потопе, о принесении с неба огня и др. Характерным для Полинезии является обычай табу — запрещение пользоваться известными предметами, налагаемое жрецами и другими привилегированными лицами; обычай этот отчасти религиозного значения, отчасти практического (для предотвращения голода, для усиления социального различия и т. п.). В настоящее время на менее культурной ступени находятся некоторые микронезийцы, тогда как на островах Новой Зеландии, Тонга, Самоа и др. уже утвердились христианские и европейские формы, а на Гавайских о-вах — парламент. Главнейшие группы П.: маори — на Новой Зеландии (более 40000), некогда самое воинственное племя, с своеобразной во многих отношениях культурой, теперь значительно вымершее и христианизированное, находящееся под властью Англии; самоанцы — на о-вах Самоа (35000), также большею частью христиане и под европейским влиянием; тонгане — на о-вах Тонга, или Дружбы (22000); школы с 5500 учащихся; таитяне — на о-вах Таити, или Товарищества (16000), совершенно христианизированные, под французским протекторатом; жители о-вов Куковых (Раротонга) — около 8000 чел.; жит. о-вов Табуаи, Мангарева, Помоту (всего около 9000); жители Маркизских о-вов (4000) и гавайцы (Сандвичевых островов) — около 40000, но смешавшиеся отчасти с европейцами и вымирающие. Д. А.

Определение слова «Полинезийцы» по БСЭ:
Полинезийцы - группа родственных народов, коренное население Полинезии и некоторых небольших островов восточной Меланезии. К ним относятся тонганцы (острова Тонга), самоанцы (острова Самоа), увеанцы (острова Уоллис), футунанцы (острова Хорн), эллисцы (острова Эллис), токелауанцы (острова Токелау), ниуэанцы (остров Ниуэ), пукапуканцы, раротонганцы, мангайцы, тонгареванцы, манихики-ракаханганцы и др. (острова Кука), таитяне (острова Общества), тубуайцы (острова Тубуаи), туамотуанцы, напуканцы, реао-пукаруханцы (острова Туамоту), мангареванцы (острова Гамбье), хиванцы (Маркизские острова), рапануйцы (остров Пасхи), гавайцы (Гавайские острова), маори (Новая Зеландия). Общая численность - около 750 тыс. чел. (1970, оценка). Языки П. входят в малайско-полинезийскую семью языков. Господствующая религия - христианство - сочетается у П. с древними местными верованиями. Антропологический тип П. сложился в результате смешения древних южных монголоидов и негро-австралоидов. Т. Хейердал отстаивает теорию американского происхождения П., но большинство исследователей считает, что предками П. были группы мореходов, которые из Юго-Восточной Азии проникли через Меланезию и Микронезию на западные рубежи Полинезии.
Здесь в условиях сравнительной изоляции завершилось формирование антропологического типа П. и основных особенностей общеполинезийской культуры. Заселение П. многочисленных островов Полинезии началось, вероятно, с середины 1-го тыс. до н. э. и растянулось почти на 2 тысячелетия. Несмотря на ограниченность природных ресурсов островов, в частности отсутствие металлов, П. сумели создать относительно высокую культуру. Основными занятиями были тропическое земледелие, местами с применением удобрений и искусственного орошения, и рыболовство. Разводили свиней, собак, кур. Занимались различными ремёслами, которые уже отделились от земледелия. К началу европейской колонизации (конец 18 в.) П. находились на различных стадиях разложения первобытнообщинного строя, а на Гавайских островах, Таити и Тонга складывались раннеклассовые государства. Хозяйничанье колонизаторов привело к значительному уменьшению численности П., утрате ими лучших земель, разрушению многих сторон их самобытной культуры. На многих островах капиталистические отношения стали определяющими, хотя сохранились пережитки первобытнообщинного уклада. Современные П. ведут полунатуральное сельское хозяйство, работают на капиталистических плантациях, появилась немногочисленная интеллигенция. П. ведут борьбу за национальное освобождение. В 1962 достигло национальной независимости Западное Самоа.
Лит.: Народы Австралии и Океании, М., 1956; Те Ранги Хироа. Мореплаватели солнечного восхода, М., 1959; Тумаркин Д. Д., Тур Хейердал и проблема заселения Полинезии, «Австралия и Океания». (История и современность), М., 1970; Suggs R. С., The island civilizations of Polynesia, N. Y., 1960: Polynesian culture history, Honolulu, 1967.
Д. Д. Тумаркин.

Полинезийский    Полинезийцы    Полинезия