Психоанализ

Значение слова Психоанализ по Ефремовой:
Психоанализ - 1. Учение и основанный на нем метод лечения неврозов, заключающийся в изучении заболевания и комплекса обстоятельств, его вызвавших (включая отношения больного с внешним миром, людьми), и в выработке у больного правильных установок по отношению к окружающему его миру.
2. Комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества.

Психоанализ в Энциклопедическом словаре:
Психоанализ - (от психо... и анализ) - метод психотерапии и психологическоеучение, развитое З. Фрейдом в кон. 19 - нач. 20 вв., ставящее в центрвнимания бессознательные психические процессы и мотивации. Вытеснение изсознания неприемлемых для него влечений (преимущественно сексуальных) итравмирующих переживаний рассматривается в психоанализе как главныйисточник невротических симптомов и различных патологических явлений(забываний, ошибочных действий и т. п.). В основе психотерапии - анализвытесненных комплексов с помощью свободных ассоциаций, толкованиясновидений и т. п. Психическая структура личности в психоанализе:бессознательное ''Оно'' (область влечений); сознательное ''Я'', сдерживающееимпульсы ''Оно'' посредством различных защитных механизмов; ''Сверх-Я''(область социальных норм и нравственных установок). Послужил исходнойосновой многообразных течений глубинной психологии; оказал влияние налитературу, литературоведение, искусствоведение и другие гуманитарныенауки.

Значение слова Психоанализ по словарю медицинских терминов:
психоанализ (психо- анализ) - разработанный З. Фрейдом умозрительный метод изучения неосознаваемых психических процессов путем анализа ассоциаций, воспоминаний, сновидений, описок при письме, оговорок с целью восстановления в сознании комплексов, конфликтов, сексуальных переживаний раннего детства, вытесненных в бессознательное и являющихся, по мнению автора, причиной психических расстройств.

Значение слова Психоанализ по Психологическому словарю:
Психоанализ - Психоанализ - психологическое направление, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом - в конце ХIХ в. Развился из метода изучения и лечения истерических неврозов - . В дальнейшем был

Значение слова Психоанализ по словарю Ушакова:
ПСИХОАНАЛИЗ, психоанализа, мн. нет, м. (от греч. psyche - душа и слова анализ) (мед.). Метод исследования психики и лечения психических заболеваний, основанный на анализе скрытых, подавленных душевных переживаний человека, неправильно используемый сторонниками идеалистической философии и основателем этого метода Фрейдом для объяснения социальных явлений.

Определение слова «Психоанализ» по БСЭ:
Психоанализ (от Психо... и Анализ)
метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Был разработан в конце 19 - начале 20 вв. австрийским врачом З. Фрейдом. От П. как конкретной теории и метода психотерапии следует отличать Фрейдизм, возводящий положения П. в ранг философско-антропологических принципов. Отдельные положения П. можно обнаружить у Ж. Шарко и П. Жане (психологическая теория неврозов); ещё в 1882 венский психиатр И. Брёйер показал, что можно достигнуть излечения тяжёлой формы истерии, если с помощью гипноза заставить пациента вспомнить и
«отреагировать» забытую им травматическую ситуацию, послужившую источником невроза. Позднее Фрейд заменил гипноз методом свободных ассоциации, который и лег в основу техники П. Было обнаружено, что травматические события, аффективные переживания, неисполнившиеся желания и т.п. не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению - активному удалению из сознания в сферу бессознательного, где продолжают активно воздействовать на психическую жизнь, проявляясь часто в замаскированной,
«зашифрованной» форме в виде невротических симптомов. Последние рассматриваются в П. как компромиссные психические образования, возникшие в результате столкновения вытесненных влечений с противостоящей им внутренней «цензурой», представляющей собой механизм защиты сознательного
«Я» против опасных влечений и импульсов. Такого же рода компромиссные образования П. усмотрел в сновидениях, ошибочных действиях (оговорках, описках и т.д.), остротах. Эти наблюдения вывели П. за пределы собственно психиатрии и позволили установить связь между нормальными и патологическими явлениями психики: в тех и других П. обнаружил общие психические механизмы символизации, замещения, конденсации и прочее.
С точки зрения П. каждое психическое явление должно быть раскрыто в трёх аспектах - динамическом (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил), энергетическом (распределение связанной и свободной энергии, вовлечённой в тот или иной процесс; по аналогии с физической энергией П. вводит понятие о квантуме психической энергии, её «зарядах» - катексисах, способах её распределения и перемещения и т.п.)
и структурном. На первом этапе развития П. (конец 90-х - начало 900-х гг.) было разработано учение о различных формах и проявлениях психической энергии с акцентом на сексуальных влечениях (Либидо). Учение о психической структуре возникло в П. позднее (З. Фрейд, «Я» и «Оно», 1921).
Наиболее архаическая, безличная, всецело бессознательная часть психического аппарата получила наименование «Оно». Это резервуар психической энергии, «кипящий котёл» влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению. Эта часть психики связана с соматической областью, служащей для неё источником энергии влечений. Она лишена контактов с внешним миром и не знает различия между внешней реальностью и субъективной сферой. Вторая психическая структура - сознательное
«Я» формируется как «оттиск» внешней реальности на начальной массе влечений и импульсов. Среди факторов формирования «Я» особую роль П. придаёт идентификации. «Я» - посредник между внешним миром и
«Оно», влечением и удовлетворением. «Я» руководствуется не принципом удовлетворения, а требованиями реальности, сдерживает иррациональные импульсы «Оно» с помощью различных защитных механизмов, основанных на вытеснении. К ним относятся Проекция; реактивное образование, построенное на амбивалентности влечений, при котором какое-либо влечение заменяется в сознании на противоположное, сохраняя в бессознательном свой первоначальный характер (бессознательная любовь проявляется как сознательная ненависть, жестокость - как чрезмерная доброта и т.п.); инверсия - влечение, направленное первоначально на внешний объект, под действием страха обращается человеком на самого себя. Третья психическая структура -
«Сверх-Я» формируется в результате интроекции социальных норм, воспитательных запретов и поощрений и выступает как источник моральных установок индивида. «Сверх-Я» функционирует большей частью бессознательно, проявляясь в сознании как совесть; вызываемые им напряжения в психической структуре воспринимаются как чувства страха, вины, депрессии, неполноценности и т.п. После формирования
«Сверх-Я» весь психический аппарат начинает функционировать как целое.
Распространение П. в Европе началось после создания в 1908 Международной психоаналитической ассоциации (с 1912 издавался журнал «Imago», с 1913 - «Internationale Zeitschrift fьr Psychoanalyse») и особенно интенсивно шло после 1-й мировой войны 1914-18. В 1920 был открыт Психоаналитический институт в Берлине, начавший выпускать профессиональных врачей-аналитиков. С приходом к власти фашизма в 1933 П. подвергается запрету в Германии, с 1938 - в Австрии. С этого времени начинается быстрое развитие П. в Великобритании и особенно в США, куда эмигрировало большинство психоаналитиков из Европы. На США, где организовано свыше 20 учебных и исследовательских институтов П., приходится около і/4 всей публикуемой литературы по П.
П. послужил отправным пунктом для развития многообразных течений глубинной психологии. Внутренние противоречия концепции П. у Фрейда и его последователей привели к появлению новых школ и направлений - индивидуальной психологии А. Адлера, аналитической психологии К. Г. Юнга и др. В противовес односторонней ориентации на бессознательные процессы получила разработку т. н. эгопсихология (Х. Гартман и др.), утверждающая относительную автономию сознательного «Я».
После 2-й мировой войны 1939-45 развитие П. в Европе проходило в значительной мере под влиянием идеалистической философии Экзистенциализма, феноменологии, Неотомизма, в США - Неофрейдизма. Попытки применения метода П. характерны для ряда модернистских направлений искусства и литературы 20 в.: школы
«потока сознания», сюрреализма и др.
Советская психология, отмечая, что П. ввёл в научное рассмотрение целый ряд важных явлений человеческой психики (бессознательные процессы и мотивы, влияние переживаний раннего детства на формирование характера и его патологической деформации и др.), критикует его за сведение разнотипных и изменчивых отношений между неосознаваемой высшей нервной деятельностью и деятельностью сознания к изначальному антагонизму сознания и бессознательного, за универсализацию психоаналитических понятий и механическое перенесение их в сферу социальных явлений, ведущее к психологизации человеческого общества, личности и культуры.
Лит.: Фрейд З., Лекции по введению в психоанализ, [т. 1 -2], М. - П., 1922; его же, Основные психологические теории в психоанализе, М. - П., 1923; Психоанализ детского возраста. [Сб. ст. М., 1924; Бассин Ф. В., Проблема «бессознательного»,
М., 1968; Grinstein A., The index of psychoanalytic writings, v. 1-10, N. Y., 1956-72; Pumpian-Mindlin Е., Psychoanalysis as science, [2 ed.], N. Y., [1956]; Art and psychoanalysis, N. Y, 1963; Psychoanalysis and current biological thought, Madison - Milwaukee, 1965; Encyclopedia of psychoanalysis, N, Y. - L., 1968. См. также лит. при ст. Глубинная психология.
Д. Н. Ляликов.
П. в литературоведении - способ трактовки литературных произведений с точки зрения психологического учения о бессознательном. П. рассматривает художественное творчество как сублимированное (см. Сублимация) символическое выражение изначальных психических импульсов и влечений (сексуальных и инфантильных в своей основе), отвергнутых реальностью и находящих компенсаторное удовлетворение в области фантазии. П. выявляет в истории литературы ряд устойчивых сюжетных схем, в которых автор идентифицирует себя с героем и рисует либо исполнение своих подсознательных желаний, либо их трагическое столкновение с силами социального и нравственного запрета (так, в «Царе Эдипе» Софокла, «Гамлете» Шекспира и «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского варьируется, согласно П., один мотив отцеубийства, связанный с вытесненным «эдиповым комплексом»).
Первые образцы применения П. к литературе и искусству дал З. Фрейд («Поэт и фантазия», «Достоевский и отцеубийство»), предупреждавший, однако, против смешения задач П. и литературоведения: П. подходит к литературе только как к сюжетно-иллюстративному материалу и сам по себе не способен объяснить разницу между шедевром и его пересказом или репродукцией, между великим писателем и рядовым невротиком или сновидцем. Наиболее адекватно П. приложим к изучению продуктов мифологии и
«массовой культуры», где сознательное «Я» личности растворяется в бессознательном «Оно» и устраняются собственно эстетические критерии. В 20-30-е гг. наряду с вульгарным П., разоблачавшим художество как иллюзию и сводившим его к биологическим инстинктам, имеют место серьёзные попытки использовать положения П. в борьбе против формалистической и вульгарно-социологической методологии [Л. Выготский, В. Волошинов (М. Бахтин)], осмыслить с его помощью практику новейших течений (Дадаизм, Сюрреализм, Экспрессионизм, «мифологизм»),
найти объяснение загадочным литературным феноменам прошлого (этюды С. Цвейга о Достоевском, Г. фон Клейсте, М. Бонапарт об Э. По, В. В. Брукса о М. Твене), соединить П. с учением о художественной форме и об общественной роли литературы (Х. Рид, Р. Фрай, К. Бёрк, К. Кодуэлл). В послевоенное время на Западе наиболее распространены две версии П.: экзистенциальный П. (Ж. П. Сартр, А. Мальро, С. Дубровский и др.) ищет в литературе свидетельства о подлинном человеческом бытии, укоренённом не в биологической природе, но в этической свободе и достигающем полного личностного самораскрытия в мире художественного вымысла, где духовная
«самость» преодолевает гнёт исторической судьбы и выбирает себя; структуральный П. (Ж. Лакан, К. Морон, Р. Барт, Ж. Деррида) подчёркивает зависимость художника от сверхиндивидуальных механизмов культуры (языка и др. знаковых систем), действующих в сфере бессознательного и обусловливающих структуру произведения безотносительно к его
«сознательному» замыслу и смыслу. П. в западном литературоведении подвергается критике со стороны марксистов; причём имманентно-статическим структурам подсознания противопоставляется динамика социально-исторической жизни как источник творческого процесса. Доктрину П. оспаривают также последователи культурно-исторической школы и приверженцы математических и кибернетических методов.
Лит.: Фрейд З., Поэт и фантазия, в кн.: Совр. книга по эстетике, М., 1957 (есть лит.); Выготский Л., Психология искусства, М., 1968: Кодуэлл К., Иллюзия и действительность, М., 1969; Morrison С. С., Freud and the critic, Chapel Hill., 1968; Matt P. von, Literaturwissenschaft und Psychoanalyse, Freib., 1972.
М. Н. Эпштейн.

Психоаналептики    Психоанализ    Психоаналитик