Панамский Канал

Панамский Канал в Энциклопедическом словаре:
Панамский Канал - проложен через Панамский перешеек в его наиболее низкойчасти, на территории Панамы; соединяет Тихий ок. у городов Бальбоа иПанама с Атлантическим ок. у городов Кристобаль и Колон. В сер. 19 в.Великобритания и США оспаривали право на постройку канала. Франция,воспользовавшись их противоречиями, начала строительство (1879), но всвязи с крахом французской компании (см. ''Панама'') право на сооружениеПанамского канала в 1901 (по англо-американскому договору) перешло к США(см. Американо-панамские договоры). Первое судно прошло в 1914.Официальное открытие - в 1920. Длина 81,6 км (в т. ч. 65,2 км по суше и16,4 км по дну бухты Лимон Карибского м. и Панамского зал.), гарантийнаяглубина на шлюзах 12,5 м, ширина 150-305 м; 12 шлюзов. Ежегодно черезПанамский канал проходит св. 14 тыс. судов; объем перевозок - св. 150 млн.т.

Значение слова Панамский Канал по словарю Брокгауза и Ефрона:
Панамский каналначатый в 1881 г. с целью соединения вод Атлантического океана с Тихим и избежания длинного объезда через Магелланов пролив — прорывается на П. перешейке в том месте, где Колумб, во время своего четвертого путешествия, искал проезда к вост. части азиатской Индии. Сокращение пути тем значительнее, чем отдаленнее место от мыса Горна: путешествие из Ливерпуля в Окланд (в Новой Зеландии) сокращается на 8170 км, в Вальпарайзо — на 4535 км, в С.-Франциско — на 9527 км. Мысль о прорытии междуокеанского канала явилась вследствие развития мировой торговли и успешного прорытия Суэзского канала. С этой целью предпринимались две экспедиции: 1-я — под руководством Люциана-Наполеона-Бонапарта Уайз, 2-я — под руководством Армана Реклю, по поручению международного общ. междуокеанского канала, находившегося под председательством ген. Тюра. Было представлено на рассмотрение парижского географического конгресса несколько проектов, между прочим проект Никарагуаского канала, канала между зал. С.-Блаз и истоком р. Баяна, канала между Дариенским зал. и Чиричирибаией и, наконец, проект П. канала. Большинство членов конгресса высказалось за прорытие последнего. В конце 1879 г. Фердинанд де Лессепс, строитель Суэзского канала, отправился, со штабом инжереров различных национальностей, в Панаму. Инженеры эти представили к 1880 г. отчет, по которому выполнение канала на уровне океана объявлялось осуществимым. Расходы, принимая в расчет необходимость выкопать и удалить массу в 75 млн. куб. м, были высчитаны в 843 млн франк. Но при составлении этой сметы не были приняты в расчет % на затраченную сумму, расходы по реализации и расходы по надзору за работами, которые должны были составить почти такую же сумму, по позднейшему разъяснению самого Лессепса. Акционерное общество для постройки канала, состоявшее как из крупных, так и из мелких франц. капиталистов, приступило к работам уже в 1681 г. Предполагалось на протяжении 73 км прорезать перешеек открытым каналом на одном уровне с океаном, причем наибольшая высота над Атлантическим ок. = 102 м, ширина канала среди гор должна была равняться 28 м, а в равнине 50 м, глубина у атлантического входа 8,5 м, а у Тихого ок., где во время прилива вода поднимается на высоту от 2 до 6 м выше уровня при отливе — 10,54 м. От г. Колона канал должен был следовать жел.-дорожному пути, проложенному в 1850—56 гг., через 10 км достичь Pиo-Шагрес у Габуна, воспользоваться этой рекой до р. Обиспо (46 км до Колона) и следовать по ней на протяжении 7 км. Далее он должен был пересечь р. Kулебpa, на расстоянии 54 или 55 км от Колона, и, пользуясь равниной Pиo-Гранде, выйти в П. залив. Так как у Колона прилив наступает на 5 час. позже, чем в Панаме, и разница в уровне во время отлива и прилива здесь очень значительна, то казалось необходимым у Колона построить двойные приливные шлюзы, а у Панамы — отливные и приливные шлюзы. У С.-Пабло, южнее Кулебры, П. канал должен был идти под землей. Скоро оказалось, что недостанет полученных средств для проведения канала на морском уровне. Камень обрушивался и заваливал ночью работу, сделанную днем; в одну ночь обвалилось 80000 км с боков канала, который пришлось бы сделать по крайней мере втрое шире, чтобы он был, на будущее время обеспеченным от подобных катастроф. Тогда было решено, якобы временно, отказаться от постройки канала на уровне с океаном и продолжать П. канал, как шлюзный, с перенесением железной дор. между Бoxиo-Сольдадо и Кулеброй на вост. сторону канала. От уровня Атлантического ок. двойные шлюзы, № 1 и 2, должны были вести от Бaxиo-Сольдадо (в 24 км от Колона) на высоту +17; двойные шлюзы № 3 и 4 у Мамеи (в 37 км от Колона и 2 км на В от С. — Пабло) должны были поднимать воду на высоту +35; затем, на расстоянии 1,5 км на ЮВ от Кулебры, повышение оканчивалось и, посредством двойных шлюз № 5 и 6 у Парайзо и шлюз № 7 у Педро-Мигуэля и № 8 у Мирафлорес, на расстоянии 57, 59,4 и 62 км от Колона, предполагалось достигнуть уровня Великого ок. Paбoчиe сильно страдали от убийственно жаркого и нездорового климата. Смертность среди европейских строителей достигала 6,4 %, а среди рабочих, по большей части негров и туземцев — 7,2 %. Большей частью умирали от болотной лихорадки. Большие затруднения представлял отвод горных потоков Pиo-Шагрес; для этого требовалось проведение побочных каналов, которые необходимо было защищать на большом протяжении дорогими плотинами. В 1888 г. было уже израсходовано 1400 млн франк., а едва 1/3 работ окончена; собственно судоходно было только расстояние от Колона до Габуна. Дальнейшая утайка положения дел была невозможна уже потому, что Лессепс нуждался в новых капиталах. Предприятие, несмотря на все старания поправить его, рухнуло; акционерное общество не могло в 1888 г. уплатить по декабрьским купонам и принуждено было ликвидировать дело. Ликвидатор Брюнэ потребовал отчет комиссии, который появился в июне 1890 г. Отчет этот рекомендовал проведение шлюзного канала и признавал необходимым для этого 900 млн франк, и от 7 до 8 лет работы. Правда, Уайз добился нового договора с Колумбией, который продолжал срок концессии, истекавший в 1889 г., до 1903 г.; но образование нового акционерного общества с солидными капиталами замедлилось. П. кризис имел важные политические последствия (см. Франция). Машины и нивелировочные инструменты частью погребены под сором и илом, и крупные суммы потребуются для восстановления дела. В 1894 г. основано было в Париже новое общество: "Compagnie Nouv e lle du Canal de Panama", с капиталом в 56 млн. франк., и работы снова начаты в Кулебре 1 октября того же года. В 1897 г. должна отправиться на перешеек техническая комиссия, для представления отчета о том: возможно ли доведение дела до конца. Большие суммы предполагалось затратить на устройство верфей в Колоне и Ла-Бока.

Определение «Панамский Канал» по БСЭ:
Панамский канал - искусственный водный путь на территории Панамы в Центральной Америке, пересекающий Панамский перешеек в его наиболее низкой части и связывающий Атлантический и Тихий океаны. Один из важнейших транспортных водных путей международного значения. Проходит в пределах особой зоны, находящейся под юрисдикцией США (см. Панамского канала зона).
Идея прорытия канала относится к началу 16 в., но лишь с развитием капитализма возникла реальная возможность его строительства. В 1846 США навязали Колумбии (тогда Новой Гранаде, в состав которой входила территория Панамы) договор, по которому получили право беспошлинного транзита через Панамский перешеек. Вынужденные считаться с влиянием Великобритании в Центральной Америке, США заключили Клейтона - Булвера договор 1850, по которому стороны отказались приобретать исключительные права на будущий канал и обязались гарантировать его нейтралитет. Воспользовавшись англо-американскими противоречиями, Франция в 1879 учредила
«Всеобщую компанию межокеанского канала», однако невиданная коррупция превратила строительство П. к. в скандальную авантюру (см. «Панама») и привела к банкротству компании. Испано-американская война 1898 усилила стремление США построить канал в целях борьбы за господство в Западном полушарии. В 1901 они заключили с Великобританией новый договор (см. Хея - Паунсфота договор 1901), согласно которому США получили исключительное право сооружения П. к. Воспользовавшись национально-освободительным движением Панамского народа, США поддержали в 1903 требование Панамы об отделении от Колумбии и в качестве так называемой компенсации получили у Панамы зону для строительства канала. В 1904 военное министерство США приступило к сооружению канала. Первое судно прошло через П. к. 15 августа 1914, но официальное открытие состоялось лишь 12 июня 1920, после чего канал фактически вступил в строй.
Длина П. к. 81,6 км, в том числе 65,2 км по суше и 16,4 км по дну Панамской и Лимонской бухт (для прохода судов к глубокой воде), его трасса на атлантическом склоне проходит по долине р. Чагрес, на которой создано искусственное озеро Гатун, а на тихоокеанском занимает долину р. Рио-Гранде. Наименьшая высота водораздельного массива Кулебра 87 м над уровнем океана. Наименьшая ширина по дну после завершения в 1970 работ по расширению Кулебрской выемки увеличилась с 91,5 м почти до 150 м. Гарантийная глубина на шлюзах 12,5 м. Водораздельный участок П. к., большая часть которого проходит по озеру Гатун и Кулебрской выемке, лежит на высоте 25,9 м над средним уровнем океана. На П. к. имеется 6 ступеней (по три на каждом склоне) парных шлюзов с размером камер 305 Х 33,5 м. Проводка судов через шлюзы осуществляется специальными электровозами. Среднее время прохождения через П. к. 7-8 ч, минимальное 4 ч. Средняя пропускная способность 36 судов, максимальная (при использовании двух линий шлюзов) 48 судов в 1 сут.
П. к. избавил суда от необходимости следовать по Магелланову проливу или вокруг мыса Горн и коренным образом изменил направления ряда важнейших морских путей. Наибольшее значение он имеет для связей между восточным и западным побережьями США (и Канады), расстояние между которыми сократилось в 2,5-3 раза, между восточными побережьями США и Дальним Востоком, а также между странами Латинской Америки.
В 1971 через него прошло 15,3 тыс. судов, перевёзших 121 млн.т грузов, в том числе из Атлантического в Тихий океан 69 млн.т и из Тихого в Атлантический океан 52 млн.т. Около 70% приходится на грузы, отправляемые из США или поступающие в порты США. Пропускная способность П. к. уже почти исчерпана; к тому же через его шлюзы не могут проходить суда водоизмещением более 40 тыс.т - крупные пассажирские лайнеры, супертанкеры, новейшие авианосцы, в связи с чем неоднократно выдвигались проекты его реконструкции или постройки параллельного канала. Специальная комиссия в своём докладе президенту США в 1970 рекомендовала построить новый канал на уровне океана по трассе Ла-Чоррера - Лагарто, приблизительно в 15 км к З. от существующего П. к. Сроки строительства ещё не определены. Вдоль П. к., между городами Панама и Колон, проходят железная дорога и шоссе.
Панама неоднократно требовала от США пересмотра неравноправного договора 1903 о П. к. и зоне П. к. В 1973 этот вопрос обсуждался на проводившейся в Панаме выездной сессии Совета Безопасности ООН. В 1974 была подписана совместная декларация
«Об основных принципах ведения переговоров с целью заключения нового договора о Панамском канале». С подписанием этой декларации переговоры между Панамой и США о П. к., ведущиеся с 1971, вступили в новую фазу.
Лит.: Padelford N. Y., The Panama canal in peace and war, N. Y., 1943; Diplomatic history of the Panama canal, Wash., 1914; Antologia del Canal Panama. 1914-1939, Panama, [1940]. см. также лит. при ст. Панама.
В. М. Гохман.
Панамский канал.

Панамский канал.

Панамский Залив    Панамский Канал    Панамский Перешеек