Теизм

Значение слова Теизм по Ефремовой:
Теизм - Религиозно-философское учение, считающее Бога абсолютной бесконечной личностью, стоящей над миром и человеком и рассматривающее мир как осуществление промысла Божия.

Значение слова Теизм по Ожегову:
Теизм - Религиозно-философское учение о Боге как о существе, создавшем мир и управляющем им

Теизм в Энциклопедическом словаре:
Теизм - (от греч. theos - бог) - религиозное мировоззрение, исходящее изпонимания Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободносоздавшей его и действующей в нем. Признание потусторонности Бога отличаеттеизм от пантеизма, признание непрерывной активности Бога - от деизма.Наиболее характерен для генетически связанных между собой религий -иудаизма, христианства и ислама. Термин впервые употреблен Р. Кедвортом.

Значение слова Теизм по словарю медицинских терминов:
теизм (theismus; лат. thea чай) - разновидность кофеинизма, характеризующаяся злоупотреблением чаем.

Значение слова Теизм по Религиозному словарю:
Теизм - Класс религий, признающих безраздельную власть над миром одного высшего существа - бога; понимающих бога как абсолютную личность, существующую вне мира, как правило, создавшую мир и действующую в нем. Потусторонность теистического бога отличает теизм от пантеизма, а наличие непрерывной активности бога - от деизма. Термин впервые применен Р.Кедвортом.

Значение слова Теизм по словарю Ушакова:
ТЕИЗМ
(тэизм), теизма, мн. нет, м. (от греч. theos - бог) (филос.). Религиозно-философское учение, утверждающее, что мир создан и управляется волею бога как разумного существа.

Значение слова Теизм по словарю Брокгауза и Ефрона:
Теизм — Т. в широком значении слова называется направление мысли, противоположное атеизму, или отрицанию существования Бога; в узком значении слова Т. обозначает направление философской мысли в области теологического умозрения, развившееся преимущественно в немецкой философии после Гегеля. От деизма (см.), по мнению Кудрявцева, это направление отличается признанием абсолютной неограниченности Божества и вследствие этого теснейшей связи его с миром; от пантеизма — признанием Его личности и отдельности от миpa. Главным мотивом, послужившим к развитию Т., была неудовлетворительность пантеистического воззрения Шеллинга и Гегеля. Главнейшие представители Т. — Фихте младший, Ульрици, Вирт, Вейсе, Халибеус, Шварц, Каррьер и Цейзинг. Сущность Т. определена Фихте младшим следующим образом: "Под Т. мы разумеем общую мысль, что абсолютное начало, как бы оно ни мыслилось, все-таки не должно быть представляемо в форме слепой, бессознательной силы; поэтому оно не может быть подведено под категорию общей субстанции или отвлеченного, безличного разума, но непременно должно быть мыслимо как личное, само в себе сущее бытие, для обозначения коего человек не имеет другого выражения и аналогии, как безусловное сознание. Из этого понятия абсолютного духа по необходимости вытекает, что мировой порядок столь же мало допускает идею возникновения из случая, как и идею безусловной необходимости. Единственное соответствующее мировому порядку понятиевнутренняя целесообразность... Этот результат эмпирического миропонимания заставляет философское мышление составить понятие безусловной основы, полагающей цели, для характеристики которой у человека нет иных слов кроме совершенного мышления и воли, определяемой благом". Отсюда ясно, что Т. покоится на допущении возможности познания Божества; его последователям необходимо показать ложность результатов критической философии, поскольку она не допускает познание трансцендентного, и, с другой стороны, указать источник действительного познания Бога. Многие теисты склонны видеть такой источник познания в чувстве; в этом они сходятся с неоплатониками, утверждавшими непознаваемость Божества для разума, но допускавшими возможность иного познания, мистического, т. е. непосредственного созерцания сверхчувственного. Однако теист может стоять и за рациональное познание Божества, как это делал, напр., Кудрявцев. Теистическое направление мысли не представляется законченным; определение гносеологического его значения есть дело будущего. Ср. Schaden, " Ueber den Gegenzatz des theistischen und pantheistischen Standpunkts" (Ерланген, 1848); Mayer, "Theismus und Pantheismus" (Фрейбург, 1849); Кудрявцев-Платонов, "Из чтений по философии религии" (II-й т.; деизм, пантеизм, атеизм, теизм); Н. Боголюбов "Теизм и пантеизм" (Нижний Новгород, 1899); Вл. Соловьев, "Оправдание добра". Э. Р.

Определение слова «Теизм» по БСЭ:
Теизм (от греч. theуs - бог)
религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолютного бытия как бесконечной божественной личности, трансцендентной миру, сотворившей его в свободном акте воли и в дальнейшем распоряжающейся им (в ортодоксальном христианстве бог понимается как «триединство» трёх таких личностей).
Признание трансцендентности бога отделяет Т. от Пантеизма; бог мыслится в Т. как источник бытия всех вещей, отличный, однако, от всех вещей (хотя в теологии Католицизма, например, постулируется «аналогия бытия» между бытием бога и бытием вещей).
В этом Т. противостоит как монистической мистике тождества бога и мира, так и пантеистической концепции эманации, то есть природно-необходимого
«истечения» мира из полноты божества. Признание продолжающейся сознательной активности бога в мире отделяет Т. от Деизма - отсюда характерные для Т. представления о божественном провидении (см. Провиденциализм) и чуде. В наиболее чистом виде Т. развивался в рамках трёх генетически связанных религий - Иудаизма, христианства и Ислама. Термин впервые употреблен английским философом Р. Кедвортом (1743).
Марксизм-ленинизм в своей критике Т. как разновидности религиозного мировоззрения основывается на общих принципах критики всякого религиозного сознания. См. Религия.

Тезоименитый    Теизм    Теист