Узбеки

Значение слова Узбеки по Ефремовой:
Узбеки - 1. Народ, принадлежащий к тюркской этноязыковой группе, составляющий основное население Узбекистана.
2. Представители этого народа.

Значение слова Узбеки по Ожегову:
Узбеки - Народ, составляющий основное население Узбекской Сср

Узбеки в Энциклопедическом словаре:
Узбеки - (самоназвание - узбек) - народ, основное население Узбекистана (14145 тыс. человек, 1992). Живут также в Афганистане (св. 1,7 млн. челвек),Таджикистане (ок. 1,2 млн. человек), Казахстане (332 тыс. человек) и др.Язык узбекский. Верующие - мусульмане-сунниты.

Значение слова Узбеки по словарю Ушакова:
УЗБЕКИ
узбеков, ед. узбек, а, м. Народ тюркской языковой группы, составляющий основное население Узбекской ССР.

Значение слова Узбеки по словарю Брокгауза и Ефрона:
Узбеки (правильное произношение: Ozbeg). — Под У. в настоящее время подразумевается конгломерат племен тюркского происхождения, с примесью иранского и монгольского элементов, говорящих на одном из среднеазиатских тюркских диалектов и живущих в Бухаре (около 1 млн., по Вамбери), в Хиве (около 257 тыс., по Кузнецову, 1896 г.), в афганском Туркестане (200 тыс., по Вамбери), в русских среднеазиатских владениях (579740 д., по Аристову), общей численностью в 2037240 д., занимая в этих территориях с XVI в. положение политически господствующего элемента. Самое название У. имеет скорее политико-историческое значение, чем этническое. Узбекстаринное, встречающееся еще в памятниках XII в. собственное имя, этимологическое значение которого: истый князь. Значение политического названия целого народа слово У. приобрело в XIV в., в царствование джучида Узбек-хана, стоявшего во главе Золотой орды в течение 30-ти лет и ревностно распространявшего мусульманство среди подвластных ему тюркских племен. Те из последних, которые приняли ислам, с тех пор стали называть себя, по имени своего хана, У., в отличие как от племен, оставшихся шаманистами, так и от племен западного улуса, джагатаев, точно так же как раньше они называли себя, по имени основателя династия, джучами. Начиная со второй половины XV в., джучиев улус стал распадаться; западная часть его совершенно отпала, образовав независимые ханства крымское и казанское, а в восточной части выделился союз киргиз-кайсачий. После гибели Абул-хаир-хана и его сыновей (в 1465—66 гг.) имя У. сохранилось лишь за немногочисленными родами, оставшимися верными своей династии. Возродились У. и снова стали играть крупную роль, когда в конце XV и первой четверти XVI в. потомок Узбек-хана, внук Абул-хаира, Шейбани-хан, объединил вокруг себя разные тюркские племена и спустился с сев. побережья Аральского моря и низовьев Сыр-Дарьи в страны Трансоксании, чтобы сломить могущество Тимуридов и утвердить свое владычество в Бухаре и двух других среднеазиатских ханствах. Весь этот конгломерат племен, в котором тюркский элемент был перемешан с монгольским, получил общее название У. В новозавоеванной территории армия Шебани-хана столкнулась с раньше уже осевшими здесь различными тюркскими племенами, занимавшими положение господствующего класса среди исконного населения края (иранского происхождения), но в значительной мере смешавшегося с последним и усвоившего его культуру. Общее политическое название этих племен было джагатаи. Сначала они отнеслись к У. враждебно, как варварам-разрушителям, но с утверждением власти шебанидов стали сливаться с победителями, образовав то смешанное, говорящее на джагатайском наречии население, которое до настоящего времени в Средней Азии называется У. Процессу слияния в значительной мере подверглись и аборигены страны иранского происхождения — таджики и сарты. Все это вместе взятое, в связи с господствующим положением У., привело к тому, что именем У. стали называться самые различные народности, как киргизы, кара-киргизы, сарты, таджики и т. д. До какой степени термин У. потерял чисто этнографическое значение, видно из того, что не только в официальной статистике У. классифицируются сартами и наоборот, но и в ученой литературе то вовсе предлагается оставить название сартов, как отдельно не существующего народа (Лапин), то рекомендуется отличать сартов от У. по такому единственному, чисто социальному и преходящему признаку, как утрата черт родового быта (Аристов). Основным признаком узбеков приходится считать политическое их положение, как это делает Вамбери, считающий У. те тюркские племена, которые, явившись в Трансоксанию с Шебаки-ханом, менее других подверглись смешению с таджиками, сартами и киргизами и сумели сохранить в течение трех последних веков господствующее положение над другими народностями. Наиболее чистые элементы У. сосредоточены в Хиве, Майменэ и Шерисепсе; их меньше в Бухаре, еще меньше в Коканде. В Хиве все население левого побережья Аму-Дарьи, за исключением туркменов и немногочисленных сартов — сплошь У. В Бухаре, по берегам Зеравшана, а также в южных и западных округах, У. составляют преобладающее земледельческое население. И эти, однако, "чистые" У., судя по родовым названиям (не менее 90), составились из самых различных отраслей тюркского племени, не говоря о других ранних и позднейших примесях. Поэтому об едином антропологическом типе У. говорить нельзя. Наиболее чистый тип — у хивинских У., которые, по Вамбери, среднего роста, выше киргизов, но не так высоки и крепко сложены, как каракалпаки. Голова овальной формы, глаза с продольным разрезом, скулы не очень выступающие, цвет кожи светлее, чем у таджиков, волосяной покров пышнее, чем у туркменов, и чаще темный. У бухарских У. заметны более глубокие следы арийского смешения (преобладающий темный цвет волос и кожи), а кокандских У. уже трудно отличить от сартов. 11 У. Зеравшана, по Федченко, дали 1664,30 (рост) и 83,24 (гол. указ.); 33 У. Самарканда, по Уйфальви — 1678,30 (рост) и 84,01 (гол. указ.); У. Ферганы, по Уйфальви — 1670,50 (рост) и 86,13 (гол. указ.). Громадное большинство У. ведет оседлый образ жизни, занимаясь преимущественно земледелием и отлично усвоив от своих культурных предшественников искусство орошения полей. Кочующих У. очень немного: в восточной Бухаре и, в особенности, по левому берегу Аму-Дарьи, в афганских владениях; полукочующих, летом переходящих со своими стадами с места на место, а зимою пребывающих в постоянных зимних жилищах (кишлак),гораздо больше (преимущественно в вост. Бухаре), но переход этих элементов к земледелию — дело ближайшего будущего. При всем сходстве внешнего быта оседлых У. с сартами и таджиками, замечаются и некоторые различия. Одежда У. из более плотных материй и не так широка, как у таджиков; вместо тюрбана они часто носят высокую меховую папаху, более широкую, чем у туркменов, и более низкую, чем у сартов. Женщины одеваются по-туркменски: только праздничный головной убор выходит из употребления. Как земледелец, У. употребляет и мучную пищу, но молочная и мясная пища, даже конина, играет в обиходе У. такую же роль, как у номадов. Наоборот, стол сартов и таджиков ему совершенно чужд. Из напитков У. употребляет чай, куртабу (разведенный в воде сыр) и айран; кумыса не пьет почти вовсе. Старая привычка к жизни в шатре и на открытом воздухе и теперь еще сказывается: у оседлого У. в обычае раскидывать войлочную палатку на дворе своей окруженной высокими стенами мызы и нередко проводить в ней зиму. И в социальных обычаях У. сохранили много пережитков из прежней жизни номадов. Несмотря на вековое влияние мусульманства, браки заключаются непосредственно между молодежью, без вмешательства родителей, которые участвуют только в уплате калыма, состоящего из традиционных 9 голов скота. Игры, музыка, состязания и прочие развлечения, сопутствующие брачным празднествам — те же, что и у номадов. Как и у последних, женщина у У. во время родов подвергается сильнейшему встряхиванию, для ускорения родов. Положение женщины гораздо лучшее, чем у сартов и таджиков; многоженство встречается только в высших классах, в Хиве — реже, чем в Бухаре и Коканде. Семейная жизнь отличается чистотой и мягкостью отношений, хотя патриархальная власть отца очень велика (даже пожилые сыновья не позволяют себе сидеть или заговаривать первые в присутствии отца). В характере У. очень ярко проявляются типичные черты тюрок: солидность, прямота, честность, отсутствие суетливости, угрюмая тяжеловесность — и в то же время инстинкты воина и повелителя. Литература У. преимущественно народная, состоящая из религиозных и рыцарских рассказов, сюжеты которых заимствованы из мусульманских легенд и народной поэзии киргизов. Исторические сочинения — почти все либо официальные хроники, составленные по распоряжению ханов, либо переводы с персидского и арабского. Имеются также образцы народной лирики. По религии У. — ревностные мусульмане, но далеко не столь фанатичны, как их арийские соседи. В их культе сохранились пережитки древних иранских влияний. В Хиве, например, празднование Норуза, т. е. весеннего равноденствия, так же строго исполняется, как персами Ирана. Скакание вокруг огня, всячески оказываемое ему почтение, лечение лучами заходящего Солнца, наконец, древнеиранские солярные мифы — все это свидетельствует об исконном пребывании тюрок в территории нынешних У. и общении их с аборигенами иранского происхождения. О языке У. — см. Турецкие языки. Литература. Vambery, "Das Turkenvolk" (Лпц., 1885); Η. Аристов, "Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей" ("Живая Старина", вып. III и IV, 1896); Radloff, "Aus Sibirien" (Лпц., 1886); Яворский, "Путешествие русского посольства по Афганистану и Бухарскому ханству в 1878—79 гг." (т. II, СПб., 1883); П. Кузнецов, "О Хивинском ханстве" ("СПб. Вед.", 1896, 128); Ujfalvy, "Le Konhistan, le Ferghana et Kouldja" (Лпц., 1884). Ср. литерат. к словам Бухара, Хива, Коканд, Ферганская область, Афганистан. Л. Ш—г.

Определение слова «Узбеки» по БСЭ:
Узбеки (самоназвание - узбек)
нация в СССР, основное население Узбекской ССР. Общая численность в СССР - 9195,1 тыс. чел. (1970, перепись), из них 7724,7 тыс. живут в Узбекской ССР (65,5% населения республики), 665,7 тыс. - в Таджикской ССР, 216,3 тыс. - в Казахской ССР, 332,6 тыс. - в Киргизской ССР, 179,5 тыс. - в Туркменской ССР. За пределами СССР свыше 1 млн. У. живут в Северном Афганистане, около 14 тыс. - в некоторых городах западных районов КНР. Говорят на узбекском языке. Верующие У. - мусульмане-сунниты. Древними предками У. были согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы и сако-масагетские племена. С рубежа н. э. начинается проникновение в Среднеазиатское междуречье отдельных групп тюркоязычных племён. Со 2-й половины 6 в. н. э., со времени вхождения Средней Азии в состав Тюркского каганата, этот процесс усилился. В последующие века основным этнокультурным процессом, который протекал на территории Среднеазиатского междуречья, было сближение и частичное слияние оседлого, ираноязычного и тюркоязычного, и кочевого, главным образом тюркоязычного, населения.
С развитием феодальных отношений здесь стали формироваться две народности - таджикская и узбекская, происходило становление их языков и культуры. Ко времени вхождения Среднеазиатского междуречья в государство Караханидов (11-12 вв.) относится завершение основного этапа этногенеза узбекской народности. Этот этноним утвердился за ней, однако, позднее, после ассимиляции в её среде дештикипчакских (см. Дешт-и-Кипчак) У., пришедших в конце 15 - начале 16 вв. во главе с Шейбани-ханом. К началу 20 в. процесс консолидации узбекской нации не был завершен: в составе У. прослеживалось наличие 3 больших этнографических групп. Одна из них - узбекское, издавна оседлое население оазисов, у которого отсутствовало родоплеменное деление; главными занятиями были орошаемое земледелие, ремесло и торговля. Другая группа У.- потомки той части до монгольских тюркских племён Среднеазиатского междуречья и тюрко-монгольских племён времени Чингисхана, которая ещё сохраняла полукочевой быт (занимаясь преимущественно овцеводством) и родоплеменные традиции (племена карлук, барласи др.). Большинство их сохраняло самоназвание «тюрк».
В формировании некоторых этнографических групп У. (особенно оседлой части У. Хорезма) участвовали и средневековые огузы. Третья группа состояла из потомков дештикипчакских узбекских племён 15-16 вв. Большинство этих узбекских племён носило имена народов и племён, хорошо известных в средние века (кипчак, найман, канглы, хитай, кунграт, мангыт и др.). Переход к оседлости этих узбекских племён, начавшийся в 16-17 вв., в основном завершился к началу 20 в. Часть их постепенно слилась с оседлым узбекским населением, большинство же сохраняло пережитки кочевого быта и родоплеменные традиции, а также особенности своих говоров. Занимались они земледелием, но в предгорной и степной зоне одним из основных занятий оставалось скотоводство с круглогодичным содержанием скота на подножном корму. Несмотря на то, что каждая из указанных групп У. имела некоторые этнографические особенности, их язык, материальная и духовная культура отличались устойчивыми чертами этнической общности, определявшими этнокультурный облик узбекской народности.
Общественный строй узбекского населения среднеазиатских ханств 16-19 вв. был феодальным со значительными пережитками патриархальных отношений. В дальнейшем, в результате присоединения Средней Азии к России, у У. начали складываться капиталистические отношения, что активизировало процесс их этнического развития. Однако накануне Октябрьской революции 1917 процесс формирования узбекской буржуазной нации ещё не завершился. В условиях советского строя в результате проведения в жизнь ленинской национальной политики У. обрели свою национальную государственность - Узбекскую ССР и сформировались в социалистическую нацию. За короткий исторический срок У. преодолели экономическую и культурную отсталость, создали современную индустрию, преобразовали сельское хозяйство на социалистической основе и достигли огромных успехов в развитии различных областей культуры, науки и искусства. Об истории, экономике и культуре У. см. в ст. Узбекская ССР (См. Узбекская Советская Социалистическая Республика).
Лит.: Народы Средней Азии и Казахстана, т. 1, М., 1962; История Узбекской ССР т. 1-4, Таш., 1967-68; Иванов П. П., Очерки по истории Средней Азии (XVI - сер. XIX в.), М., 1958: Вахабов М. Г., Формирование узбекской социалистической нации, Таш., 1961; Кары-Ниязов Т. Н., Очерки истории культуры Советского Узбекистана, М., 1955.
Б. Х. Кармышева.

Узбек (?-1342)    Узбеки    Узбекистан