Анабаптисты

Анабаптисты в Энциклопедическом словаре:
Анабаптисты - (от греч. anabaptizo - вновь погружаю - т. е. крещу вторично)(перекрещенцы), участники радикального сектантского движения эпохиРеформации 16 в., главным образом в Германии, Швейцарии, Нидерландах.Требовали вторичного крещения (в сознательном возрасте), отрицалицерковную иерархию, осуждали богатство, призывали к введению общностиимущества. Участвовали в Крестьянской войне 1524-26, образовалиМюнстерскую коммуну 1534-35; разгромлены. Отдельные элементы ученияанабаптистов перешли в догматику некоторых протестантских сект.

Значение слова Анабаптисты по словарю Брокгауза и Ефрона:
Анабаптисты — см. Перекрещенцы.

Определение слова «Анабаптисты» по БСЭ:
Анабаптисты (от греч. anabaptнzo - вновь погружаю, т. е. перекрещиваю)
перекрещенцы, последователи одного из наиболее радикальных течений сектантского типа в народном направлении Реформации в Западной и Центральной Европе в 16 в. Социальной базой анабаптизма были городское плебейство, крестьянство, радикальные слои бюргерства. Пестрота социального состава предопределила неоднородность социально-политических и религиозно-догматических устремлений движения А. Общим в системе их взглядов было: отрицание крещения детей и требование вторичного крещения (в сознательном возрасте) при вступлении в анабаптистские общины; отрицание всякой церковной организации и иерархии, икон, таинств; отрицание необходимости каких-либо духовных и светских властей, отказ платить налоги, нести военную службу, занимать общественные должности; осуждение богатства и социального неравенства и призыв к введению общности имуществ; вера в установление тысячелетнего
«царства Христова» на земле (Хилиазм) как строя социальной справедливости и др. Своё происхождение А. вели от радикально-мистических сект («цвиккауские проповедники» в Тюрингии, сакраментисты в Нидерландах). Ранее всего распространились в Германии, где пользовались поддержкой Т. Мюнцера и приняли активное участие в Крестьянской войне 1524 - 26 (См. Крестьянская война 1524-26), и в Цюрихе (Швейцария), где они отпочковались от радикальных цвинглиан (см. Цвингли). Среди швейцарских А. ведущее место принадлежало умеренному крылу (К. Гребель, Ф. Манц); представители радикального направления (Г. Гут, М. Затлер, У. Хугвальд) вступили в связь с вождями восставших крестьянских отрядов в Германии, поднимали восстания. Разгром Крестьянской войны в Германии, поражение выступлений А. в Швейцарии, их жестокие преследования (не только католиками, но и протестантами) привели к перемещению А. в некоторые имперские города Германии (Страсбург, Нюрнберг), Моравию (где А. создали колонии с полностью обобществленным бытом), Восточную Фрисландию, Прибалтику. Крупнейшими проповедниками А. в это время были М. Ринк, И. Гуттер, Мельхиор Гофман (см. Мельхиориты), создавший свой, насквозь мистический, вариант учения, предрекавший наступление
«царства Христова» в 1533. В начале 30-х гг. центрами движения А. стали Северные Нидерланды и Вестфалия, особенно Мюнстер, где А. удалось захватить власть (Мюнстерская коммуна, 23 февраля 1534 - 25 июня 1535). Мюнстерские революционные А. (их вожди - Ян Матис, Иоанн Лейденский) в догматике на первый план выдвигали Ветхий завет, хилиазм,
«божественное откровение»; их программа предусматривала применение силы для уничтожения существующего строя и для установления «царства Христова» на земле, введение общности имуществ и всеобщего равенства в духе уравнительства, новых семейных и морально-этических норм, опирающихся на анабаптистское толкование «священного писания».
Падение Мюнстера, подавление выступлений А. в Нидерландах и др. районах привели к разложению анабаптизма на ряд самостоятельных течений: террористически-заговорщическое (последователи И. Батенбурга - т. н. батенбуржцы), непротивленческое (последователи Менно Симонса - т. н. Меннониты) и компромиссное (последователи Давида Йориса - т. н. давидйористы), а затем и к ликвидации (с середины 16 в.) анабаптизма в его прежней форме. Верх одержали меннониты и др. непротивленческие секты, положившие начало современному баптизму.
Лит.: Смирин М.М., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, 2 изд., М., 1955; Чистозвонов А. Н., Реформационное движение и классовая борьба в Нидерландах в первой половине XVI в., М., 1964; Payne E. A., The anabaptists on the 16-th century and their influence in the modern world, L., [1949]; Zschabitz G., Ziir mitteldeutschen Wiedert
дuferbewegung nach dem Grossen Bauernkrieg, B., 1958.
А. Н. Чистозвонов.

Анабаптизм    Анабаптисты    Анабар