Каутский

Каутский в Энциклопедическом словаре:
Каутский - (Kautsky) Карл (1854-1938) - один из лидеров и теоретиковгерманской социал-демократии и 2-го Интернационала, центрист. В 1883-1917редактор теоретического журнала германской социал-демократии ''Нойе цайт''.В 80-х гг. 19 - нач. 20 вв. написал ряд марксистских работ. С 1881 вЛондоне, где в 1885-90 тесно сотрудничал с Ф. Энгельсом. С 1905 началвыступления против радикальных марксистов (Р. Люксембург и др.). Снаступлением 1-й мировой войны занял пацифистскую позицию. Октябрьскуюреволюцию в России встретил враждебно.

Значение слова Каутский по словарю Брокгауза и Ефрона:
Каутский (Karl Kautsky) — современный немецкий экономист, историк и публицист, род. в 1854 г. в Праге, по происхождению чех. В 1875 г. К. опубликовал первую свою более крупную работу "Darwin und der Sozialismus" (в лейпцигском "Volksstaat"), a в 1880 г. издал серьезный труд по вопросу о населении: "Der Einfluss der Volksvermehrung auf den Fortschritt der Gesellschaft". K. признает теорию Мальтуса в основе верной. Хотя колебания заработной платы независимы от движения населения, и, следов., при существовании капиталистического строя применение практических советов Мальтуса нисколько не улучшит положения рабочих; тем не менее, Мальтус прав, утверждая, что повышение благосостояния усиливает размножение; поэтому переход к более совершенному способу производства может лишь отсрочить перенаселение. Самодействующего регулятора, устанавливающего соответствие между населением и средствами существования, нет, и поэтому искусственное предупреждение рождений (pr ä ventiver Verkehr) безусловно необходимо для того, чтобы и в социалистическом обществе перенаселение не создало очень быстро всеобщей нищеты. В техническую (медицинскую) сторону вопроса К. не вдается. В настоящее время К. отказался от мальтузианства, хотя по-прежнему не разделяет оптимизма большинства социалистов, верующих в постоянную гармонию между населением и средствами существования. К. полагает теперь, что опасность перенаселения, могущая грозить социалистическому обществу, не так велика и не так близка, как он думал раньше; это доказывается фактом необычайного расширения за последнее время пищевой площади. Искать уже теперь специфический закон населения, который будет действовать в социалистич. обществе, — такой же утопизм, как утопичны вообще все попытки наперед определить учреждения и законы так назыв. будущего общества. Редактируемый К. журнал "Neue Zeit" (сперва ежемесячный, теперь еженедельный) признается весьма солидным и интересным изданием; задача его — разработка и научное освещение вопросов общественной жизни и история в духе марксизма. Такой же характер носит и литературная деятельность К. Ему принадлежит, кроме журнальных статей, ряд исторических и социологических работ в духе историко-экономического материализма, талантливо написанных и основанных на серьезном изучении: "Thomas More u n d seine Utopie" (Штутгарт, 1888); "Die Klassengegens ä tze von 1789" (Штутгарт, 1889); в 1-м томе "Geschichte des Sozialismus und der Arbeiterbewegung in Einzeldarstellungen" (Шт., 1894), изд. под редакцией К. и Бернштейна, — история социализма от Платона до Т. Мора; "К. Marx oekonomische Lehren gemeinverst ändlich dargestellt u. erlä utert" (начало переведено на русский язык в сборнике "Помощь самообразованию"). К. участвовал в выработке Эрфуртской программы (1891) социал-демократической партии и написал к ней обстоятельный комментарий ("Das Erfurter Programm m seinem grunds ätzlichen Theile erlä utert", Шт., 1892). Характерны рассуждения К. о борьбе двоякого рода тенденций в капиталистическом обществе: принижающих пролетариат и поднимающих его. Не первые приведут к торжеству более справедливого экономического порядка, а наоборот, последние. Отсюда вытекает отрицание максимы: чем хуже, тем лучше. Социальные реформы, правда, не в силах устранить противоречия капиталистического строя, но это не значит, что реформы не нужны. Безусловно отвергает К. реформы, направленные к восстановлению прежних, докапиталистических экономических отношений. Поддержание ремесленников и крестьян как производителей невозможно на почве существующего экономического порядка, но облегчение их положения как потребителей — важная задача социал-демократии. Совершенно оригинальный взгляд высказал К. на значение картелей и их отношение к кризисам (см. Картели). Оценивая все явления, в том числе и политические, с точки зрения интересов и исторической задачи промышленного пролетариата, К. выступил защитником парламентаризма в книге "Der Parlamentarismus, die Volksgesetzgebung u. die Sozialdemocratie" (Шт., 1893). Замену парламента прямым народным голосованием по проекту Риттингсгаузена (см.) К. признает невозможной даже как корректив к парламентарному строю, народное голосование (в форме референдума и инициативы) желательно только при известных условиях, как то: 1) отсутствии противоположности между городом и деревней или численном преобладании городского населения над сельским, 2) развитой политической и, в частности, партийной жизни и 3) отсутствии чрезмерно централизованной, независимой от народного представительства государственной власти. В государствах с мнимым конституционализмом (напр. в Германии) пролетариат, по мнению К., должен поддерживать парламент, а не ослаблять его, не раздроблять нацию на отдельные голосующие общины, с которыми гораздо легче сладить, чем с национальным представительством. Кроме названных выше, К. принадлежат еще следующие брошюры и статьи: "Irland" (Шт., 1880; русский перевод в "Русском богатстве" за 1893 г.), "Internationale Arbeitergesetzgebung" (Шт., 1880), "Die ueberseeische Lebensmittelkonkurrenz" (Шт., 1881), "Der Arbeiterschutz u. der Achtstundentag" (Шт., 1890), " Tschernyschewsky u. Malthus" (в "Jahrbuch f. Sozialwissenschaft", Цюрих, 1881), биография Энгельса в "Pionier, Volks Kalender" (Нью-Йорк, 1892) и мн. др. На русс. языке некоторые исторические и социологические этюды К. ("Классовые противоречия, 1789", "Общественные инстинкты у человека и животных" и др.) были напечатаны в "Северн. вестнике" и "Мире Божием"; отдельное их издание готовится к печати. П. Струве.

Определение слова «Каутский» по БСЭ:
Каутский - Каутский (Kautsky)
Бенедикт (1.11.1894, Штутгарт, - 1.4.1960, Вена), один из лидеров и идеологов австрийской социал-демократии. Сын К. Каутского. В 1919 статс-секретарь по иностранным делам, в 1921 секретарь рабочей палаты австрийского парламента. С 1920 занимал ответственные посты в социал-демократической партии Австрии. После захвата Австрии нацистами был арестован и находился в концлагерях (1938-45). С 1951 руководитель экономической школы рабочей палаты в Граце. Придерживаясь концепции правой социал-демократии о трансформации капитализма, К. утверждал, что
«социализм уже не нуждается в проведении экспроприации капиталистов, поскольку эту задачу взяли на себя управляющие». К. - главный автор реформистской программы социал-демократической партии Австрии (1958).


Каутский (Kautsky)
Карл (16.10.1854, Прага, - 17.10.1938, Амстердам), один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии и 2-го Интернационала, идеолог Центризма; вначале марксист, затем ренегат. В 1874, будучи студентом Венского университета, примкнул к социалистическому движению, в первое время был близок к лассальянству. С конца 70-х гг., а особенно после знакомства в 1881 с К. Марксом и Ф. Энгельсом, начал переходить на позиции марксизма. Маркс и Энгельс уже тогда отметили такие отрицательные черты К., как педантизм, склонность к схоластике. В 1883-1917 К. - редактор теоретического журнала германских социал-демократов
«Нойе цайт» («Die Neue Zeit»). В 1885-88 жил в Лондоне, где общался с Энгельсом. С 1890 - в Германии. В 80-90-е гг. написал ряд работ и статей, пропагандировавших марксистские идеи: «Экономическое учение Карла Маркса» (1887; рус. пер. 1956),
«Томас Мор и его утопия» (1888; рус. пер. 1905), «Комментарии к Эрфуртской программе» (1892; рус. пер. 1959), «Предшественники новейшего социализма» (т. 1-2, 1895, рус. пер., т. 1-2, 1924-25) и др. Работа К. «Аграрный вопрос»
(1899; рус. пер. 1900) получила положительную оценку В. И. Ленина. Однако и тогда К. совершал оппортунистические ошибки. После ревизионистского выступления Э. Бернштейна К. включился в борьбу с ним, но лишь после длительных колебаний. Книга К.
«Бернштейн и социал-демократическая программа» (1899; рус. пер. 1906) сыграла в общем положительную роль в борьбе с ревизионизмом, но обходила вопрос о ревизии Бернштейном марксистского учения о государстве и диктатуре пролетариата. После 2-го съезда РСДРП (1903) поддерживал меньшевиков.
В начале 20 в. К. опубликовал ряд работ, написанных, несмотря на отдельные отступления, в духе революционного марксизма: статью «Славяне и революция», напечатанную в 1902 в ленинской «Искре», брошюры «Движущие силы и перспективы русской революции»
(1906-07; рус. пер. 1907, под редакцией и с предисловием В. И. Ленина). «Путь к власти» (1909; рус. пер. 1959) и др.
В годы, предшествовавшие 1-й мировой войне 1914-18, К. всё более отходит от революционного рабочего движения, проводя линию на примирение с ревизионистами, поддерживая ликвидаторов в российской социал-демократии, отрицая партийность марксистской философии и т.д. Поддерживая антимарксистские теории насилия, социал-дарвинизма, пытался доказать совместимость научного социализма с немарксистскими философскими системами. К. стал идеологом центризма, соединявшего словесное признание марксизма с приспособлением к оппортунистическим элементам. С началом войны К. окончательно порвал с революционным марксизмом, оправдывал союз с открытыми социал-шовинистами.
Отрицание К. связи между господством монополий и захватнической политикой империалистических государств, попытка свести империализм к разновидности политики современного капитализма вели, как показал Ленин (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 27, с. 387, 409-20), к затушевыванию коренных противоречий, свойственных монополистической стадии развития капитализма. Столь же апологетической и реформистской была выдвинутая К. Ультраимпериализма теория, рисовавшая ложную перспективу наступления новой фазы мирного развития капитализма и изживания его противоречий. К. сеял пацифистские иллюзии, по существу отрицал неизбежность пролетарской революции. Октябрьскую социалистическую революцию К. встретил враждебно, выступал против установления диктатуры пролетариата, в защиту буржуазной демократии. Отступничество К. от марксизма было разоблачено Лениным в работе
«Пролетарская революция и ренегат Каутский» (см. там же, т. 37, с. 235-338).
В 1917 К. участвовал в создании Независимой социал-демократической партии Германии. В период Ноябрьской революции 1918 фактически поддерживал контрреволюционную политику шейдемановцев, выступал против установления дружественных отношений с Советской Россией. Возглавляя комиссию по социализации, К. на деле проводил линию на сохранение в Германии капиталистического строя. В 1922 приветствовал объединение правого крыла
«независимцев» с социал-демократической партией. Выступал против установления единого рабочего фронта в борьбе с фашизмом. С 1924 жил в Вене. После захвата Австрии фашистской Германией (март 1938) переехал в Прагу, затем в Амстердам.
Современные правосоциалистические лидеры используют оппортунистические и ревизионистские взгляды К. для обоснования реформистской политики.
Соч. в рус. пер. (кроме указ. в статье): Собр. соч., т. 1-4. 10, 12, М. - П., 1923-30; Социальный переворот, СПБ, 1905; Крестьяне и революция в России, СПБ, 1905; Возникновение брака и семьи, 3 изд., П., 1923; Национализм и интернационализм, П., 1918; Происхождение христианства, 5 изд., М. - Л., 1930.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 35, с. 146, 178-80, 375; т. 36, с. 287, 297; т. 38, с. 133; Ленин В. И., Рецензия [на книгу К. Каутского «Аграрный вопрос»], Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4; его же, Рецензия [на книгу К. Каутского
«Бернштейн и с.-д. программа»], там же; его же, Предисловие к русскому изданию брошюры К. Каутского «Нет больше социал-демократии!», там же. т. 12; его же, Предисловие к русскому переводу брошюры К. Каутского «Движущие силы и перспективы русской революции»,
там же. т. 14; его же, Оппортунизм и крах II Интернационала, там же, т. 27; его же, О «программе мира», там же: его же, Империализм и раскол социализма, там же, т. 30; его же, Пацифизм буржуазный и пацифизм социалистический, там же; его же, Государство и революция, гл. 6, там же, т. 33; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 37; его же, О
«демократии» и диктатуре, там же; его же, Третий Интернационал и его место в истории, там же, т. 38; История Второго Интернационала, т. 1-2, М., 1965-66.
Б. Г. Тартаковский.
К. Каутский.

Каутилья    Каутский    Каутский (Kautsky) Карл (1854-1938)