Седло

Значение слова Седло по Ефремовой:
Седло - 1. Упряжь для верховой езды в виде сиденья для всадника, укрепляемого на спине лошади, мула и т.п.
2. Кожаное сиденье у велосипеда, мотоцикла, мотороллера.
3. То же, что: седловина (2).
4. Околопочечная часть бараньей, телячьей туши.

Значение слова Седло по словарю Ушакова:
СЕДЛО
седла, мн. сёдла, сёдел, сёдлам, ср. 1. Упряжь для верховой езды, сиденье для всадника на спине лошади. Кавалерийское седло. Английское седло. Дамское седло. Вьючное седло. Подтянуть седло. Сесть в седло. Сидеть в седле. Вскочить в седло. лошадь не успела двинуться, как Вронский гибким и сильным движением стал в стальное, зазубренное стремя и легко, твердо положил свои сбитое тело на скрипящее кожей седло. Л. Толстой. || Кожаное сиденье у велосипеда. 2. То же, что седловина во 2 знач. Седло Эльбруса (Ходить) под седлом - быть в употреблении в качестве верховойлошади). Эта лошадь уже третий год под седлом (ходит). Седло барометрическое (метеор.). - две области пониженного давления между двумя областями высокого давления - признак изменчивой, пасмурной погоды.

Значение слова Седло по словарю Даля:
Седло
ср. арчак, ленчик, деревянный остов, состоящий из двух лук и двух лавок и обтянутый кожею; под лавками войлочные пуки, под седлом чепрак и потник; по обе стороны седла тебенки, кожаные лоскуты, и по стремени, на путлище; при казачьем седл

Значение слова Седло по словарю Брокгауза и Ефрона:
Седлоприбор для удобного соединения всадника с лошадью. Нумидийцы ездили не только без С., но и на незанузданных лошадях. Греки и римляне также не имели С., и только в 385 г., в царствование Феодосия, появились почтовые С. Совершенствование С. в различных эпохах и странах находилось в зависимости от целей, которые преследовались. Рыцарское С., например, устраивалось так, чтобы всадник имел в нем возможно крепкую посадку для единоборства; нижняя часть туловища и ноги до колен находили в С. прочный упор, но оно получалось сложное и громоздкое. Англичане, добиваясь лишь наименьшего веса в конструкции С. для скачек, дошли до простейшего прибора всего около 1 фунта весом. В устройстве С. важно, чтобы оно, давая всаднику возможность удобной посадки, не портило спины лошади. В различных странах цель эта достигается разными системами С. Главнейшие виды последних в Европе: С. немецкое, французское, венгерское, английское и казачьи. Первые четыре системы разнятся устройством арчаков (ленчиков), а последние, кроме того, и мягким сиденьем, подушкою. Русская регулярная конница имеет С. венгерского типа, ленчик которого был в 1871 г. усовершенствован Станкевичем. В 1885 г. С. это подверглось существенному изменению (прик. по воен. вед. № 68): суконное сиденье (сложенная поверх С. попона) заменено кожаным, деревянные луки — железными; в 1888 г. в нем сделаны еще некоторые частные перемены (прик. по воен. вед. № 136). — В настоящее время для ездовых пешей и конной артиллерии принято С. образца 1871 г. (прик. по воен. вед. № 230). Ленчик этого С. состоит из двух березовых полок (лавки, палицы); на них деревянными нагелями и ушивочными ремешками укреплены луки (березовые арки), а между последними натянут живец (сыромятный ремень, служащий сиденьем). В полках прорезаны отверстия, через которые пропущены путлища (ремни черной глянцевой кожи для поддержки стремян). Поверх живца — вчетверо сложенная попона, а на нее накладываются подпруги, т. е. 2 сыромятные ремня, посредством коих С. приторачивается к лошади; но предварительно под ленчик, на спину лошади, кладется потникнесколько слоев войлока с кожаной крышей. С. регулярной кавалерии ныне состоит из ленчика, живца, 2 подкладок под лавки ленчика, 2 крыльев, 2 путлищ со стременами, 2 подпруг, подперсья, потника, потниковой крыши, 2 кабур переднего вьюка, 2 переметных сум заднего вьюка и вьючных ремней. Принадлежности к С.: попона, попонный трок, саквы (сухарная, соляная, овсяная, для сахару и чаю), 2 мешочка для ружейных и швейных принадлежностей, щетки (платяная, смазная, для чистки амуниции и конского убора), сетка для сена, конская торба, фуражный аркан, конская щетка, скребница, коновязный кол, водопойное ведро, 2 пута, кожаный карман для скребницы, подков и гвоздей, конюшенный недоуздок и бушмат к пике (кому полагается). Об укладке перечисленных принадлежностей и вообще седлания коней см. Снаряжение конское. Вьючные С. полагаются у нас в горных батареях (пеших и конных) для перевозки артиллерии и обоза и, кроме того, в пехотных и кавалерийских полках на случай передвижения некоторого количества груза вьюком. С. пеше-горной артиллерии имеют 4 типа. Из них С. 1-го типа назначается под орудие и лобовую часть лафета, причем состоит из массивной буковой колодки, выделанной со внутренней стороны по фигуре спины лошади. Вес такого С. (с ремнями, но без потника) — 36 фн. С. 2-го типа — под хоботовую часть лафета; оно устроено из двух деревянных полок, соединенных деревянными арками посредством железных обойм и болтов. Вес С. — 29 фн. С. 3-го типа — под колеса, передок и оглобли; также 2 деревянные полки, соединенные деревянными арками, между которыми с каждой стороны С. укреплено по деревянной подушке с железным штырем для надевания на последний колеса (его ступицы). Вес С. — 41 фн. С. 4-го типа — под ящики со снарядами и зарядами; оно такой же конструкции, как и С. 2-го типа, но арки его для большей прочности и более правильного положения вьючных ящиков скрепляются внизу и вверху продольными брусками и снабжены крючками для навешивания ящиков. Вес С. — 27 фн. В каждой пеше-горной батарее полагается вьючных С. под орудие — 10 (в том числе 2 запасных), лобовую часть лафета — 12 (3 зап.), его хоботовая часть — 12 (3 зап.), колесных — 11 (2 зап.), под ящики со снарядами и зарядами — 67 (3 зап.), а в горном взводе летучего парка — 71 (4 зап.). С. конно-горной артиллерии. Их также 4 типа. В каждой конно-горной батарее должно быть вьючных С.: под орудия — 7 (в том числе 1 запасное), лобовую часть лафета — 8 (1 зап.), его хоботовая часть — 8 (1 зап.), под оси — 14 (1 зап.), раму передка — 8 (1 зап.), раму зарядного ящика — 13 (1 зап.), вкладные ящики — 49 (2 зап.), под колеса — 27 (1 зап.). Вьючное обозное С. состоит из соединенных ремнями симметричных половин, и в каждой — соломенная подушка, обшитая парусиной, к которой со стороны, прилегающей к телу лошади, подшит войлок. Подушки представляют одновременно и потник, и полки. В верхней части подушки прикреплен ремешками деревянный брусок. Обе половины С. соединяются двумя ремнями, находящимися по концам брусков, а двумя в середине, причем ремни одной половины имеют пряжки, таким образом половины С. могут сближаться или расходиться при пригонке на лошадь. К ремням в средней части брусков прикреплена спинная подушка из войлока, обтянутого кожей. К передней части С. пристегнута на ремнях ярмовая подушка, лежащая на первых позвонках холки лошади; назначение этой подушки — сдерживать слезание С. назад при подъеме лошади в гору, а при спусках — устранять наклон передней части С. С помощью двух подпруг и нагрудника С. приторачивается к лошади, а для укрепления груза служит решетка (8 деревянных брусков, соединенных двумя веревками), которая перекидывается через С. Решетка удерживается на последнем петлями, а при навьючивании груза охватывает его и притягивает к С.; кроме решетки, груз увязывается особою веревкою. Вес С. с решеткою, подпругами и веревками — 37 фн. На пеше-горную батарею полагается вьючных обозных С.: для артиллерийского обоза — 17, интендантского — 54; на конно-горную батарею, соответственно — 14 и 54; на горный взвод летучего парка — 14 и 23.

Определение слова «Седло» по БСЭ:
Седло - часть упряжи для верховой езды и перевозки груза на спине животного (лошади, мула, оленя и др.). Самые ранние находки С. относятся ко 2-й половине 1-го тыс. до н. э. Различают С. строевые (см. рис.), казачьи, спортивные, тренировочные, скаковые и др. Некоторые особенности имеют казахские, узбекские, туркменские и другие С. Вьючные С. для перевозки грузов снабжены приспособлениями, прикрепляющими груз.
Седло строевое: 1 - лавка; 2 - луки; 3 - дуга; 4 - покрышка; 5 - крыло; 6 - путлище; 7 - потник; 8 - подперсье; 9 - подпруги; 10 - стремя.


Седло - Особая точка дифференциального уравнения первого порядка. В окрестности С. имеются четыре интегральные кривые, которые входят в особую точку; между ними располагаются интегральные кривые типа гипербол (см. рис.). Картина интегральных кривых в окрестности С. напоминает линии уровня гиперболического параболоида, имеющего форму С.; отсюда название особой точки.
Рис. к ст. Седло.

Седлаться    Седло    Седловидно