Гроций

Гроций в Энциклопедическом словаре:
Гроций - (Гуго де Гроот) (Grotius - Hugo de Groot) (1583-1645),нидерландский юрист, социолог и государственный деятель, один изосновоположников теории естественного права и современной наукимеждународного права. Основные труды ''Свободное море'' (1609) и ''О правевойны и мира'' (1625).

Значение слова Гроций по словарю Брокгауза и Ефрона:
Гроций (Гуго Grotius, de Groot) — известный голландский юрист, государственный деятель и писатель; род. в 1583 г. Восьмилетним мальчиком он писал уже латинские стихи; в одиннадцать лет он сделался студентом Лейденского университета. Здесь он удивлял своих учителей (Скалигера, Юния и др.) своими обширными познаниями, к которым, казалось, и университет не мог ничего прибавить. 15 лет Г. участвовал в посольстве, отправленном во Францию, ко двору Генриха IV. Король уже раньше знал Г. по оде, посвященной ему и, представляя его своим царедворцам, воскликнул: "вот чудо Голландии". В Орлеане Г. изучал право. Вернувшись на родину, он занялся адвокатурой, выступая иногда и на ученом поприще; так он издал "Satiricon" Марциана Капеллы, снабдив его очень ценными комментариями. Тогда же он перевел и некоторые матем. и астрон. сочинения классических писателей и написал три латинских трагедии ("Adamus exul", "Christus patiens" и "Sophomphaneos"). В 1601 г. Г. был назначен историографом Голландской республики, в 1607 г. — ген.-фискалом, в 1613 г. — ратспенсионарием в Роттердаме. В этой должности, соответствовавшей должности синдика в нем. городе, он принял участие во внутренних политико-религиозных распрях страны, как сторонник знаменитого Ольденбарневельда. Победителем из борьбы вышел Мориц Оранский, представитель идеи централизации. Ольденбарневельд был казнен (1619); Г. заключен в тюрьму, но бежал во Францию, где провел 11 лет, пользуясь пенсией от Людовика XIII. После неудачной попытки снова водвориться на родине Г. по предложению шведского канцлера А. Оксенштирна перешел на службу к стокгольмскому двору [переписка Г. с канцлером теперь издана] и был назначен шведским послом в Париж (1634). В 1645 г. Г. вышел в отставку и в том же году умер. Несмотря на чрезвычайно сложную общественную и дипломатическую деятельность, Г. успел оставить после себя ряд трудов богословских, юридических, исторических и смешанного содержания. Из его богословских трудов самые известные: комментарии на св. Писание ("Annotationes in Vet. et in Novum Testam."), которые Лейбниц предпочитал всем до него существовавшим; "De veritate religionis christianae" (1662), перевод не только на европейские, но и на азиатские яз.; "Via ad pacem ecclesiasticam". Сын Г. издал все богословские трактаты отца в Амстердаме ("Opera Theologica"). O религиозных возрениях Г. см. Creuzer, "Luther u. H. Grotius" (Гейд., 1846). Из юридических соч. Г. самое замечательное — "De jure belli et pacis", благодаря которому он считается по справедливости основателем всеобщего государственного права, философии права и международного права. Г. исходит из идеи общежительности (sociabilitas); принципом права он считает безопасность общества (societatis custodia). Это право он называет естественным, его источник видит в здравом смысле; оно отличается от позитивного права, божественного или человеческого, которое всегда произвольно. Божественное право, в его глазах, — право общее, относящееся ко всему человечеству; он его ставит рядом с естественным правом; но он допускал еще специально божественное право, приложимое к одним израильтянам. Г. дал толчок изучению права; стали открывать кафедры с специальною целью изучать и комментировать его знаменитый трактат. Ср. Hertenstein, "Darstellung der Rechtsphilosophie des H. Grotius" (1850); Hély, "Étude sur le droit de la guerre de Gr." (1875). Очень известен в XVII столетии был и трактат Г. "De Mari libero". Этот труд он написал против притязания Испании на исключительное право торговли в Индии; он защищал здесь проект свободного пользования морями. Этот трактат изучался всеми прибалтийскими государями в разгар борьбы из-за "dominium maris Balthici". К юридическим трудам Г. следует отнести еще "De imperio summarum potestatum circa sacra" (1677). Большое значение имеют и исторические труды Г. Благородный патриот с особенным воодушевлением занимался историей своей родины; "Annales et historiae de rebus Belgicis" доставили Гроцию почетное место в историографии XVII стол. и до сих пор не потеряли своего значения. Г. известен и двумя изданиями Иордана и Павла Диакона, вышедшими в 1655 г. под загл. "Historia Gothorum, Vandalorum et Longobardorum". О Г. биографии Лудена (1806), Бутлера (1827), и де-Фриза (de Vries, 1827). Ср. Caumont, "Etude sur la vie et les travaux de G." (1862). Г. Форстен.

Определение слова «Гроций» по БСЭ:
Гроций - Гуго де Гроот (Giotius, Hugo de Groot) (10.4.1583, Делфт, - 28.8.1645, Росток), голландский юрист, социолог и государственный деятель. Один из основателей теории естественного права и науки международного права. В 1619 за участие в политической борьбе был приговорён к пожизненному заключению, в 1621 бежал во Францию, затем, преследуемый А. Ж. Ришельё, поселился в Швеции. Первая крупная работа Г.
«Свободное море» («Mare liberum», 1609) защищала принцип свободы морей, что соответствовало интересам Голландии, ставшей в то время крупной морской державой и сталкивавшейся с притязаниями Англии и Испании на господство в океане. Работа Г.
«О праве войны и мира» (1625) посвящена проблемам международного права, но в ней Г. рассматривает и общие вопросы государства и права. Г. делит право на «естественное» и «человеческое», вкладывая в эти понятия иное содержание, чем античные и средневековые мыслители. По Г., естественное право истинно само по себе и потому существует независимо от воли божьей; в ходе исполнения его принципов (воздержание от посягательств на чужую собственность, соблюдение договоров, наказание за преступления) складывается право «человеческое».
Государство возникает, по Г., из «общежительной природы человека», его возникновению предшествует т. н. общественный договор (см. Общественный договор, Естественное право). Хотя Г. и говорит о боге как творце всего сущего, теории его носили очевидный антиклерикальный характер. Папская курия внесла книгу Г. в число запрещенных.
Концепция международного права Г. вытекает из общих принципов его теории. Её основные положения следующие: договоры между государствами должны заменить власть папы римского, они будут соблюдаться в силу естественного закона; должны быть запрещены несправедливые войны, нарушающие чьё-либо право; воюющие стороны будут обязаны воздерживаться от истребления вражеской собственности и несправедливых жестокостей по отношению к гражданскому населению. Г. предлагал также учредить постоянный орган для разрешения споров между государствами, который обладал бы эффективными средствами принуждения. Теория Г. создавала основу для критики позитивного права с позиций естественного, что в конечном счёте служило ниспровержению феодализма. Его учение свидетельствует о зарождении т. н. юридического мировоззрения; по словам Ф. Энгельса, оно
«...было теологическим мировоззрением, которому придали светский характер» («Юридический социализм», см. Маркс К. и Энгельс. Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 496).
Соч.: О праве войны и мира, пер. с лат., кн. 1-3, М., 1956.
Лит.: История политических учений, М., 1965, с. 215-18.
З. М. Черниловский.
Г. Гроций.

Грохочение    Гроций    Грош