Стенные Росписи

Стенные Росписи в Энциклопедическом словаре:
Стенные Росписи - фигурные изображения или орнаменты, исполненные краскаминепосредственно на стенах или на холсте, бумаге и т. д. и закрепленные настенах. Выполняются средствами фрески, темперы, клеевой живописи, восковойили масляной живописи и т. д.

Определение «Стенные Росписи» по БСЭ:
Стенные росписи - картины и орнаменты, исполненные красками непосредственно на оштукатуренных стенах, потолках или на холсте, бумаге и др. материалах, закрепленных на различных поверхностях архитектурных сооружений. С. р., которые выполняются преимущественно средствами фрески, клеевой живописи, темперы, восковой живописи, масляной живописи, являются областью монументального искусства (иногда к С. р. условно относят мозаику). Нередко С. р. не включают фигуративных изображений и носят чисто орнаментальный характер, что особенно типично для народного искусства (см. Роспись декоративная).
К древнейшим образцам С. р. относятся пещерные изображения, появившиеся ещё в эпоху позднего палеолита, и Наскальные изображения. Плоскостные росписи зданий, включающие культовые, батальные и жанровые сцены, были распространены в Древнем Египте (особенно в 3-1м тыс. до н. э.). Ко 2-му тыс. до н. э. относятся древнейшие С. р. в Китае, к 1-му тыс. до н. э. - в Урарту. Ко 2-му тыс. до н. э. восходят С. р. Эгейского мира, отличающиеся динамикой композиционных решений. Мастерами Древней Греции создавались настенные картины, отмеченные тяготением к пространственной убедительности изображений, получившим развитие в С. р. Древнего Рима. Если в 7-8 вв. среднеазиатские здания (храмы и дворцы в Варахше, Пенджикенте и др. центрах) украшались С. р. с фигурными изображениями, то в мусульманском средневековом искусстве Средней Азии, Ирана и Переднего Востока получили распространение чисто орнаментальные росписи. Богатейшие С. р. пещерных сооружений характерны для средневекового Китая (Дуньхуан) и Индии (Аджанта).
В средневековой Европе С. р., проникнутые высокой одухотворённостью и расположенные в строго определенном иерархическом порядке, стали одним из важнейших видов живописи в Византии, Грузин, на Балканах, в Древней Руси. К ранним примерам древнерусских С. р. принадлежат росписи церквей в Киеве, Новгороде, Владимире (11-12 вв.); нового подъёма искусство древнерусских С. р. достигло в 14-16 вв. в творчестве Феофана Грека, Андрея Рублёва и Дионисия. В рус. искусстве 17 в. техника С. р. особенно интенсивно развивается в приволжских городах (Ярославль, Кострома и др.) и в Москве. В Западной Европе остроэкспрессивные, нередко напряжённо-драматич. С. р. характерны для построек романского стиля, в готических зданиях Западной и Центральной Европы, почти лишённых сплошных гладких стен, они были вытеснены Витражами.
Новый этап в эволюции С. р. наступил в эпоху Возрождения в Италии, где художники (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и др.) достигли в своих С. р. глубокой реалистичности изображений, нередко насыщенных гражданским пафосом. Ренессансным С. р. свойственны тенденции к иллюзорному расширению реального пространства, в связи с чем в них постоянно встречаются имитации архитектурных мотивов и скульптуры. Тяготение к иллюзорному прорыву плоскости стены усилилось в С. р. Барокко, приобретающих преимущественно декоративный характер. В 17-18 вв. С. р. нередко вытеснялись гобеленами, зеркалами, обоями, а живопись использовалась главным образом для украшения потолков (см. Плафон). В С. р. Классицизма 18 - начале 19 вв. преобладали изображения скульптуры (в технике гризайли), архитектурных форм, пейзажа. Мастера 19 в., возрождавшие тематические С. р., иногда обращались к наследию раннего итальянского Возрождения (например, нем. Назарейцы), нередко впадая в эклектизм, свойственный большинству С. р. этого периода. Обострённый интерес к С. р. испытывали живописцы, близкие к стилю
«Модерн» и национально-романтическим направлениям (П. Пюви де Шаванн, М. Дени во Франции, Ф. Ходлер в Швейцарии, Э. Мунк в Норвегии, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров в России), как правило, избегавшие «прорывов» картинной плоскости и тяготевшие к подчёркнуто ритмизованным колористическим и композиционным решениям. В современном искусстве капиталистических стран в настенную живопись интенсивно проникают черты формалистической стилизации, родственной абстрактному искусству или Сюрреализму (М. Шагал во Франции, С. Спенсер в Великобритании, Р. Тамайов Мексике). Вместе с тем особая масштабность и эмоциональная доходчивость языка С. р. привлекают к ней мастеров, стремящихся найти публицистически острое художественное выражение для прогрессивно-демократических идей (Д. Ривера, Х. К. Ороско, Д. А. Сикейрос в Мексике, Х. Эрни в Швейцарии, А. Рефрежье в США). Необычайно обогащается в 20 в. техника С. р. (например, мексиканские «муралисты» применяют для них новые пироксилиновые краски).
В СССР развитию искусства С. р. способствуют широкий размах строительства, создание величественных общественных зданий и мемориальных ансамблей, интерес художников к общественно-воспитательным аспектам проблемы синтеза искусств. В 1920-40-е гг. в области настенной живописи успешно выступили Ч. Ахмаров. Д. А. Бруни, А. А. Дейнека, П. Д. Корин, Е. Е. Лансере, В. А. Фаворский. Среди мастеров, выдвинувшихся в 1950-1960-е гг., - А. В. Васнецов, Н. Ю. Игнатов, Б. П. Милюков, Б. А. Тальберг и др. искусство С. р. успешно развивается также в ГДР (В. Вомака), Венгрии (Э. Домановский) и др. странах социализма.
Лит.: Шмид Т., Техника античной фрески и энкаустики, пер. с нем., М., 1934; Жадова Л. А., Монументальная живопись Мексики. М., 1965; Воейкова И. Н., Художники-монументалисты, М., [1969]; Данилова И. Е., Итальянская монументальная живопись, М., 1970; Лазарев В. Н., Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв., М., 1973; Лебедева В., Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973: Philippot P., Die Wandmalerei, W. -
Mьnch., [1972].
Н. В. Воронов.
Е. Е. Лансере. «Строительство Москвы». 1933-34. Плафон ресторанного зала Казанского вокзала, Москва.

В. А. Фаворский. «Детский сад». 1933. Музей охраны материнства и младенчества. Москва.

Ф. Гойя. «Чудо св. Антония». 1798. Купол церкви Сан-Антонио де ла Флорида. Мадрид.

Х. Эрни. «Эйнштейн». 1954. Музей этнографии. Невшатель (Швейцария).

Ф. Ходлер. «Выступление йенских студентов в 1813». 1908-1909. Университет. Йена.

Д. Сикейрос. «Освобождение Мексики». 1941-42. Школа «Мексика». Чильян (Чили).

Дж. Б. Тьеполо. «Антоний и Клеопатра». Около 1750. Палаццо Лабиа. Венеция.

Гверчино. «Аврора». 1621. Плафон казино виллы Лудовизи. Рим.

Рафаэль. «Диспута». («Спор о причастии»). 1509-11. Станца делла Сеньятура. Ватикан.

Мантенья. «Встреча Лудовико Гонзага с кардиналом Франческо Гонзага». 1474. «Камера дельи Спози» в замке Сан-Джорджо. Милан.

Микеланджело Буонарроти. «Сотворение светил». 1508-12. Плафон Сикстинской капеллы. Владимир.

«Ангелы». 12 в. Дмитриевский собор. Владимир.

Джотто. «Возвращение Иоакима к пастухам». 1304-06. Капелла дель Арена. Падуя.

«Музыкантши». 15 в. до н.э. Гробница Нахта. Фивы.

«Снятие со креста». Конец 12 в. Крипта собора. Аквилея (Италия).

«Летящий Индра». Конец 5 в. н. э. Пещерный храм № 17. Аджанта (Индия).

«Акробаты с быком». 16 в. до н. э. Кносский дворец. Ныне - в Археологическом музее в Ираклионе (Крит).

«Музыканты». Около 470 до н.э. Т.н. гробница леопардов в Тарквинии. Ныне - в Национальном музее в Тарквинии.

Дж. Б. Тьеполо. «Пир Антония и Клеопатры». Фреска в Палаццо Лабиа в Венеции. Около 1750.

В. М. Васнецов. Панно «Каменный век» (фрагмент). 1883-85. Исторический музей. Москва.

«Охота фараона». Фрагмент росписи из гробницы в Фивах. Клеевая живопись. Конец 15 в. до н.э. Британский музей. Лондон.

Рафаэль и ученики. Фрагмент фрески в Лоджиях Ватикана в Риме. 1519.

Ч. Ахмаров. «Фархад и Ширин». Фрагмент росписи театра оперы и балета им. Навои в Ташкенте. 1944-47.

Мантенья. Роспись потолка «Камеры дельи Спози» Замка Сан-Джорджо в Мантуе. Темпера. 1474.

Дионисий. Фрагмент росписи северо-западного свода собора Ферапонтова монастыря. Темпера. 1500-02 или 1502-03.

Стенной    Стенные Росписи    Стено