Транспортное строительство
Определение «Транспортное строительство» по БСЭ:
Транспортное строительство - отрасль строительства, осуществляющая сооружение и реконструкцию объектов железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного, трубопроводного Транспорта; включает строительство земляного полотна железных и автомобильных дорог, верхнего строения пути, устройств электрификации, автоматики и телемеханики железный дорог, дорожных и аэродромных покрытий, мостов, тоннелей и метрополитенов, причалов в морских и речных портах, каналов, магистральных нефте- и газопроводов, вокзалов, депо, служебно-технических и других транспортных зданий.
В дореволюционной России Т. с. ограничивалось главным образом прокладкой железных и гужевых дорог, сооружением причалов на внутренних водных путях. Наиболее крупная железнодорожная стройка - Великая Сибирская магистраль, сквозное движение по которой между Москвой и Владивостоком открыто в 1905.
В СССР Т. с. осуществляется в соответствии с перспективными планами развития единой транспортной системы страны. Первая программа Т. с. на 2 года была определена постановлением СНК от 27 марта 1919. В условиях Гражданской войны и военной интервенции 1918-20 построено 1000 км новых железных дорог. В 1920 принят разработанный по инициативе В. И. Ленина план ГОЭЛРО, в котором предусматривались электрификация наиболее грузонапряжённых железнодорожных магистралей, горных и пригородных участков железных дорог, строительство новых линий. К 1925 наряду с восстановлением разрушенных железных дорог построено 2700 км новых. В 1923 открыта первая воздушная линия гражданского флота Москва - Н. Новгород (ныне г. Горький).
За годы довоенных пятилеток (1929-1940) построено 13,4 тыс.км новых железных дорог, в том числе крупнейшие железнодорожные магистрали Турксиб и Москва - Донбасс, железные дороги на Урале, в Кузбассе, Казахстане, на Дальнем Востоке, усилены связи этих районов с центральным и западным районами страны. Электрифицированы наиболее трудные по профилю и грузонапряженности участки железных дорог, а также Московский железнодорожный узел. Построены Амуро-Якутская автомобильная магистраль, Чуйский, Усинский, Ангаро-Ленский и др. тракты, магистраль Москва - Минск; сотни аэродромов, Внуковский аэропорт в Москве; десятки морских и речных портов, каналы Волго-Донской и им. Москвы. Проложены нефте- и нефтепродуктопроводы Армавир - Трудовая, Каспий - Орск, Ишимбай - Уфа и др. Вступили в действие 2 линии Московского метрополитена.
В результате высоких темпов Т. с. страна к 1941 располагала достаточно развитым транспортом. Это позволило в первые же дни Великой Отечественной войны 1941-45 наряду с фронтовыми перевозками перебазировать промышленность в восточные районы, эвакуировать население. Несмотря на громадный объём восстановительных работ, за 4 года войны построено 9 тыс.км новых железных дорог, 12 тыс.км автомобильных дорог с твёрдым покрытием, 1560 км магистральных Трубопроводов, продолжалось строительство Московского метрополитена.
После окончания войны темпы Т. с. продолжали нарастать (см. табл.). За 1945-75 построены Южно-Сибирская железнодорожная магистраль, железные дороги на целинных и залежных землях, линии Тайшет - Лена, Барнаул - Омск, Тюмень - Тобольск и др.; электрифицированы крупнейшие магистрали Москва - Байкал, Ленинград - Москва - Ленинакан, Москва - Киев - Чоп, Караганда - Целиноград - Магнитогорск; большинство грузонапряжённых линий оборудовано автоблокировкой и диспетчерской централизацией. В 1974 начато строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ) протяжённостью 3145 км от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре, которая позволит вовлечь в народное хозяйство огромные природные ресурсы, создать новый большой промышленный район страны, воздвигнуть новые города и посёлки. Продолжается строительство вторых путей, реконструкция станций, электрификация и внедрение железнодорожной автоматики и телемеханики.
Вид транспорта | 1945 | 1950 | 1965 | 1975 |
Железные дороги Министерства путей сообщения СССР | 112,9 | 116,9 | 131,4 | 138,3 |
в том числе электрофицированные | 2 | 3 | 24,9 | 38,9 |
Автомобильные дороги с твёрдым покрытием Речные | 155,3 | 177,3 | 378,3 | 660,5 |
судоходные пути Воздушные линии Магистральные нефте- и | 117,2 | 130,2 | 142,7 | 145,4 |
нефтепродуктопроводы | 146,3* | 300,5 | 481,1 | 827,0 |
Магистральные газопроводы | 4,4 | 5,4 | 28,2 | 56,9 |
Линии метрополитенов в двухпутном исчислении, км | 0,3 | 2,3 | 41,8 | 99,2 |
| 37* | 43 | 147 | 274 |
*
Данные на 1940.
В 1950 введены в эксплуатацию
автомагистрали Москва -
Симферополь, затем Киев -
Харьков -
Орджоникидзе, Минск -
Брест, Москва - Ленинград -
Мурманск, Москва -
Горький, Фрунзе - Ош, Москва -
Куйбышев -
Челябинск. В 70-е гг.
широко развернулось строительство автомагистрали Москва -
Волгоград, сети дорог в Тюменской области. Наиболее быстрыми темпами развивался воздушный
транспорт. Переход на тяжёлые пассажирские самолёты потребовал технической реконструкции действовавших и строительства новых аэропортов. В 1959-65 построено и
реконструировано более 60 аэропортов, в том числе Домодедовский в Москве, Бориспольский в Киеве, Толмачёвский в
Новосибирске. Строятся (1976) новые взлётно-посадочные полосы в Шереметьевском международном аэропорту (Москва), в аэропортах
Астрахани, Казани, Калининграда.
На морском транспорте к 1950 в основном
завершено восстановление портов и судоремонтных заводов с
одновременной их реконструкцией. В
последующие годы построены новые
порты в Находке,
Ванино, Петропавловске-Камчатском, Сочи,
Ильичёвске. Реконструированы и расширены порты во
Владивостоке, Ленинграде,
Новороссийске, Одессе, Жданове, Баку, Астрахани,
Красноводске. Введены в эксплуатацию
уникальные железнодорожные
паромные переправы Баку - Красноводск (1962) и Ванино -
Холмск (1973). В
ближайшие годы завершится строительство крупного
порта страны - Восточного в бухте Врангеля, порта в Григорьевском лимане близ Одессы. На речном транспорте вступил в эксплуатацию Волго-Балтийский
водный путь, построены новые и реконструированы порты в Ленинграде,
Ярославле, Горьком, Казани,
Ульяновске, Куйбышеве, Волгограде, Перми, Омске,
Иркутске, Якутске. Крупнейшие порты в Тобольске, Сургуте, Осетрове будут построены в начале 10-й
пятилетки 1976-80.
Проложены
магистральные Нефтепроводы Туймазы - Иркутск, «Дружба»,
Субханкулово - Куйбышев - Новороссийск, Самотлор -
Альметьевск - Горький -
Ярославль -
Кириши и др. К 1965 действовало 7 систем Газопроводов: Центральная, Восточно-Украинская, Западная, Поволжская, Кавказская, Среднеазиатская, Уральская. По магистральным газопроводам транспортируется газ из Тюменской области в
центр страны, работает на полную
мощность 4-ниточная
система Средняя Азия -
Центр. Строятся новые линии метрополитенов в Москве, Ленинграде, Киеве,
Тбилиси, Баку, Харькове, осуществляется (1976) строительство
первой линии в
Ташкенте. В городах с населением более 1 млн. чел. также проектируется их строительство (в Горьком, Новосибирске,
Свердловске, Куйбышеве).
Организация и
управление Т. с. совершенствовались на всех этапах развития социалистического народного хозяйства. В 1954
образовано специализированное общесоюзное
министерство транспортного строительства (Минтрансстрой), на которое
возложено строительство железных дорог, больших мостов, тоннелей и метрополитенов, гидротехнических сооружений в морских и речных портах, а с 1959 - строительство автомобильных дорог общегосударственного
значения и аэродромов.
Строительство магистральных трубопроводов ведёт
Министерство строительства
предприятий нефтяной и газовой
промышленности. В 1975 в системе Минтрансстроя 122 строительно-монтажных
треста и управления строительства объединяли 1077 линейных стационарных и передвижных организаций с общей программой подрядных работ более 3 млрд. руб. в год. Небольшие объёмы работ по технической реконструкции железных дорог выполняют организации
министерства путей сообщения. Строительством и ремонтом автомобильных дорог республиканского, областного, районного и местного значения ведают соответствующие министерства или главные управления при Совете Министров союзных республик.
Т. с. имеет собственную производственную базу, обеспечивающую
непрерывное повышение уровня
индустриализации строительства. В её
состав входят предприятия по выпуску железобетонных и металлических конструкций, нерудных стройматериалов, пористых заполнителей бетона, столярных изделий, стационарные и передвижные цементо- и
асфальтобетонные заводы, а также заводы по ремонту строительных машин и
оборудования. Большие
капиталовложения предусмотрены на
создание производственной базы для строительства БАМа: сооружаются новые предприятия в Шимановской, Тайшете, Кургане,
Улан-Удэ, Усть-Куте, Амазаре. В 1975
уровень комплексной механизации на земляных работах, монтаже строительных конструкций, бетонных работах и строительстве автомобильных дорог достиг 98,3-99,6%, объём производства сборных железобетонных конструкций на предприятиях Минтрансстроя возрос в 28 раз по
сравнению с 1954,
производительность труда - в 3,4 раза.
Техническому
прогрессу в Т. с. способствовало
объединение в едином министерстве ведущих отраслевых научно-исследовательских, проектно-конструкторских и строительно-монтажных организаций. Тесная
связь науки с производством позволила в короткий срок создать и широко
внедрить сборные конструкции мостов, тоннелей, автомобильных дорог, аэродромов, портовых гидротехнических сооружений.
Земляное
полотно железных и автомобильных дорог возводится комплексно-механизированным способом с применением Экскаваторов, скреперов, Бульдозеров, автомобилей-самосвалов, специальных уплотнительных и планировочных машин, а также средств
гидромеханизации и
буровзрывной техники. Непрерывно возрастают
мощности землеройных и транспортных машин. Железнодорожный путь заготавливается на звеносборочных машинах и в виде крупных блоков укладывается на земляное полотно с применением Путеукладчиков, Электробалластеров и др. путевых машин.
При строительстве мостов применяют сборные железобетонные и стальные пролётные строения разных систем, фундаменты глубокого
заложения на сборных железобетонных оболочках, буровых и забивных сваях. При
возведении опор применяют мощные
вибропогружатели, буровые станки и
другое специальное оборудование. При сооружении тоннелей и метрополитенов широко используются сборные железобетонные обделки и др. конструкции. Подземные
работы ведутся при помощи механизированных проходческих щитов. На строительстве морских и речных портов внедрены
унифицированные железобетонные конструкции причалов, крупноблочные буны и Волноломы. Нефтепродуктопроводы и газопроводы прокладываются комплексно-механизированным способом с применением трубоукладчиков, сварочных и др. машин.
В других социалистических странах Т. с. также развивается
планомерно. С целью координации работы железнодорожного транспорта, которому принадлежит
ведущая роль в
обеспечении перевозок,
помимо транспортной
комиссии СЭВ создана организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД). Высокими темпами осуществляется электрификация и оборудование железных дорог средствами автоматики. По согласованным планам реконструируются наиболее важные железнодорожные
направления в международных сообщениях. Электрифицированы линии Чоп -
Прага, Варшава - Прага и др. Строятся (1976) новые железные дороги в МНР и на Кубе. По единому плану проводится
расширение портов в бассейнах Чёрного моря, Балтийского моря и р.
Дунай, совместно проложен трансъевропейский нефтепровод
«Дружба»,
строится международный
газопровод Оренбург - Западная
граница СССР. С участием советских специалистов проектируются и строятся метрополитены в Праге,
Будапеште, Варшаве, Лодзи,
Бухаресте, Софии,
Белграде, Пхеньяне.
В развивающихся странах Т. с.
направлено на
укрепление государственного сектора
национальной экономики. При технической помощи СССР в 60-70-е гг. построены автомобильные магистрали
Кушка -
Герат -
Кандагар, Наибабад - Хайратон и др. в
Республике Афганистан; железные дороги
Багдад -
Басра в Иракской Республике;
Конакри - Дебене в Гвинейской Республике; железная
дорога Аккари -
Тартус и строятся
Камышлы -
Халеб -
Латакия, Хомс -
Дамаск и др. в Сирийской Арабской Республике.
В развитых капиталистических странах Т. с. осуществляется за счёт частных и государственных капиталовложений на основе экономической конъюнктуры, без перспективных планов гармоничного
сочетания различных видов транспорта.
После 2‑й
мировой войны 1939-45 в условиях
изобилия дешёвого жидкого топлива основные капиталовложения направлялись на строительство автомагистралей и
перевод железных дорог на тепловозную тягу. На 1973 было
электрифицировано в США
только 1%, в
Великобритании 19% всей сети железных дорог. Во Франции, Италии, ФРГ, Швеции,
Норвегии электрификация железных дорог - основное направление их модернизации.
В Японии, ряде стран Западной Европы, а также в США
большое внимание уделяется созданию высокоскоростного железнодорожного транспорта. При решении сложных проблем развития городского транспорта наблюдается тенденция к расширению и реконструкции сети метрополитенов. Для крупнейших городов капиталистических стран
характерно строительство многоярусных подземных комплексов, включающих станции и
вестибюли метрополитена,
автотранспортные и
пешеходные тоннели, автогаражи и стоянки, магазины, коллекторы городских сетей. Такие комплексы построены,
например, в Париже, Вене,
Гамбурге, Мюнхене,
Токио. См. также
Морской транспорт,
Речной транспорт, Воздушный транспорт, Железнодорожный транспорт, Автомобильный транспорт,
Трубопроводный транспорт, Городской транспорт.
Лит.: Строительство, М., 1965
(Энциклопедия современной техники): Строительство в СССР, М., 1967; Транспортное строительство СССР, М., 1972;
Левин Б. И., Переселенков Г. С.. Транспортное строительство в девятой пятилетке, М., 1973.
Е. А. Величкин.
Транспортное строительство - Транспортное строительство («Транспортное строительство»)
ежемесячный научно-технический и производственный
журнал, орган министерства транспортного строительства СССР. Издаётся в Москве с 1931 (в 1936-40 выходил под названием «Строитель железных дорог», в 1951-1954 - «Железнодорожное строительство»).
Журнал освещает вопросы
изысканий, проектирования и строительства транспортных сооружений (железные и автомобильных дорог, мостов, тоннелей и метрополитенов, морских и речных портов, аэропортов, промышленных и гражданских зданий); публикует сообщения об отечественном и зарубежном опыте в области транспортного строительства,
информационные и справочные материалы.
Тираж (1976)
около 16 тыс. экземпляров.
Транспортное страхование
Транспортное строительство
Транспортные тарифы