Вкус

Значение слова Вкус по Ефремовой:
Вкус - 1. Ощущение, возникающее в результате раздражения слизистой оболочки языка различными веществами. // Способность ощущать такие воздействия.
2. Свойство, качество пищи, ощущаемое при еде.


1. Способность человека к эстетическому восприятию и оценке. // Развитое чувство красивого, изящного.
2. Склонность, интерес, пристрастие к чему-л.

Значение слова Вкус по Ожегову:
Вкус - Одно из внешних чувств человека и животных, органом которого служит слизистая оболочка языка и полости рта


Вкус Ощущение на языке, во рту или свойство пищи, являющееся источником этого ощущения
Вкус Склонность, пристрастие к чему-нибудь
Вкус Стиль, манера
Вкус Чувство, понимание изящного, красивого

Вкус в Энциклопедическом словаре:
Вкус - ощущение, возникающее при воздействии различных растворимых веществна вкусовые рецепторы, расположенные у позвоночных главным образом вязыке. Основные вкусовые ощущения: горькое, сладкое, кислое, соленое. Вкусвлияет на аппетит и пищеварение, зависит от физиологического состояния.При некоторых болезнях может быть извращен. У большинства беспозвоночныхорганами общего химического чувства (вкус и обоняние) служат сенсиллы идругие хеморецепторы.


эстетический - способность человека к различению, пониманию и оценкеэстетических явлений во всех сферах жизни и искусства. Формирование иразвитие вкуса - задача эстетического воспитания.

Значение слова Вкус по словарю медицинских терминов:
вкус (gustus) - ощущение, возникающее при действии какого-либо вещества на рецепторы, расположенные гл. обр. на поверхности языка, а также в слизистой оболочке ротовой полости. Синонимы к слову вкус: вкус см. стиль, чувство || во вкусе, входить во вкус, по своему вкусу, прийтись по вкусу, приятный на вкус

Значение слова Вкус по Психологическому словарю:
Вкус - Вкус - один из видов хеморецепции, представляющий собой чувствительность - рецепторов полости рта по отношению к химическим раздражителям. Субъективно проявляется в виде вкусовых ощущений (горького, кислого, сладкого, соленого и их комплексов). Для объяснения механизма формирования вкусовых ощущений выдвинуто две гипотезы: аналитическая - и энзиматическая - . При чередовании ряда химических веществ может возникать вкусовой контраст (после соленого пресная вода кажется сладкой). Целостной вкусовой образ - возникает в силу взаимодействия вкусовых - , тактильных - , температурных - , обонятельных - рецепторов.

Значение слова Вкус по словарю Ушакова:
ВКУС, вкуса, м. 1. только ед. Ощущение, возникающее при раздражении слизистой оболочки языка растворимыми веществами. Горький, сладкий, соленый, кислый вкус. Вкус - одно из пяти внешних чувств. Пробовать на вкус. || Качество пищи, оцениваемое по производимым ею ощущениям, вкусовое свойство. Приятный вкус. Вкус хлеба. Горький на вкус. Хорошее на вкус яблоко (вкусное). 2. только ед. Чувство изящного, способность эстетической оценки. Тонкий вкус. Человек со вкусом. У него есть вкус. Большой вкус. Одеваться со вкусом. 3. Склонность, любовь к чему-н., привычка, пристрастие. Вкус к поэзии. Грубые вкусы толпы. У нас одни и те же вкусы. Грибоедов. О вкусах не спорят. У всякого свой вкус: кто любит дыню, а кто арбуз. Пословица. Он выбрал себе занятие по вкусу. 4. только ед. Стиль, художественная манера (разг.). Ваза в античном вкусе. Это в моем вкусе. Входить во вкус - начинать ощущать удовольствие от чего-н., пристращаться к чему-н. Я еще во вкус не вошел. иметь вкус к чему - Быть склонным к чему-н., любить что-н. Быть одного вкуса, разного вкуса (о предметах) - иметь одинаковый вкус, разный вкус. Быть одних вкусов, разных вкусов (о людях) - иметь одинаковые, разные вкусы, взгляды. Буржуи с нами вкусов разных. Д. Бедный.

Значение слова Вкус по словарю Даля:
Вкус
м. смак, одно из пяти внешних чувств, которого орудия расположены во рту, главнейшие в языке, для распознания некоторых свойств пищи, как сладости, горечи, кислоты, солоности, пресноты, и пр. | Самое свойство разнообразия пищи и о

Определение слова «Вкус» по БСЭ:
Вкус - ощущение, возникающее при действии растворов химических веществ на рецепторы вкусовых органов, расположенных у млекопитающих и человека на языке и слизистой оболочке рта. Основные ощущения В. - кислое, солёное, сладкое, горькое - определяются конфигурацией молекул веществ, адсорбирующихся на определённых рецепторах В., имеющих специфическую форму поверхности. Все сложные вкусовые ощущения образуются комбинацией основных. Наиболее чувствительны к кислому - края, к солёному - кончик и края, к сладкому - кончик, к горькому - основание языка. Кислый В. определяется концентрацией свободных водородных ионов и взаимодействием кислот со слюной. Хлористый натрий - единственное вещество, обладающее чисто солёным В. При возрастании молекулярной массы неорганических солей их В. меняется от солёного к горькому. Однако строгого соответствия между химическими и физическими свойствами веществ и их В. не обнаружено. Сложные ощущения В. - результат одновременного поступления в нервные центры информации от разных вкусовых, обонятельных, а также болевых, тактильных, температурных рецепторов ротовой полости. Так, жгучий и острый В. зависят от раздражения болевых рецепторов ротовой полости.
Минимальные (пороговые) концентрации растворов, вызывающие ощущение В., неодинаковы для различных веществ (например, 0,4% для сахара и 0,00005% для хинина). При продолжительном действии вещества на рецептор возникает Адаптация физиологическая - понижение вкусовой чувствительности к этому веществу. Адаптация к сладким и солёным веществам происходит быстрее, чем к горьким и кислым. У человека и животных, питающихся смешанной и растительной пищей, сладкие вещества вызывают положительные, горькие - отрицательные реакции. Положительная вкусовая реакция на сладкие вещества отсутствует у хищников, отрицательная вкусовая реакция на горькие вещества у насекомоядных.
В. влияет на Аппетит и Пищеварение и зависит от физиологического состояния организма. При избыточном содержании в организме определенных веществ (например, сахара или поваренной соли) на них возникает отрицательная вкусовая реакция. Недостаток тех или иных веществ повышает вкусовую чувствительность к ним и стимулирует их повышенное потребление. Так, поражение коры надпочечников, сопровождающееся повышенным выведением из организма натрия, приводит к усиленному потреблению солёной пищи. Дети и беременные женщины, испытывающие острую потребность в кальции, фосфоре, натрии, железе, иногда едят мел, уголь и др. Точные количественные критерии ощущений В. отсутствуют, поэтому вкусовые качества ряда продуктов - вина, сыра и др. определяют дегустаторы.
Лит.: Бронштейн А. И., Вкус и обоняние, М. - Л., 1956; Olfaction and taste, v. 1-3, Oxf. - [а. о.], 1963-69.
В. Г. Кассиль.


Вкус - эстетический, способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в явлениях действительности и произведениях искусства. В. представляет собой результат длительного исторического развития. В процессе общественной практической деятельности создаётся человеческий вкус к природе,
«... музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, - короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 593). Особое значение для воспитания В. имеет Искусство.
В эстетике нового времени вплоть до 19 в. шли споры, какую природу имеет В.: рациональную или иррациональную, основывается он на разуме или на чувстве, является прирождённой или воспитываемой способностью, имеют его суждения всеобщее или индивидуальное значение. Во Франции категория В. получила рационалистическое решение в сочинениях Н. Буало, Ш. Баттё, Ш. Монтескье, Вольтера и др. Начиная с Буало, находившегося под влиянием рационалистической философии Декарта, основой В. считается изучение произведений древности, а его главными признаками - правдоподобие, разумность, ясность. В английской эстетике 17-18 вв. понятие В. приобрело не только эстетический, но и нравственный смысл: согласно А. Шефтсбери и Г. Хому, истинный В. обусловлен не умом и знанием, а характером, гармонической уравновешенностью в человеке различных аффектов. В. проявляется не в следовании стеснительным правилам, а в чувстве правды, в соответствии истине, природе. Английские философы Ф. Хатчесон, а затем Э. Бёрк утверждали всеобщность эстетического В., коренящуюся в общности психофизиологической организации всех людей. Д. Юм акцентировал субъективность вкуса
(«о вкусах не спорят»).
И. Кант в «Критике способности суждения» (1790) указал на основную трудность теории вкуса: В. должен быть признан одновременно и общественным, и индивидуальным, и обязательным для всех, и зависящим лишь от характера данного индивида, не подчиняющимся рассудочным правилам. Никакие логические доказательства и объяснения не могут заставить человека признать прекрасным то, что ему не нравится, и вместе с тем в природе В. заложено притязание на то, что прекрасное для одних людей должно быть прекрасным для всех. Противоречие это, по Канту, неразрешимо:
«правила В.» не могут быть сформулированы теоретически и В. может развиваться лишь при постоянном непосредственном восприятии гениальных художественных произведений, являющихся образцом вкуса. Г. Гегель подверг критике универсализацию понятия В., в особенности применительно к оценке и восприятию художественных произведений.
Марксистско-ленинская эстетика отрицает абстрактный нормативизм в подходе к В. и рассматривает его как выражение общественно-исторической культуры человека, проявляющейся во всех областях человеческой жизни - художественном творчестве, многообразных видах трудовой деятельности, в быту, поведении людей и т.п. Видя во В. не только способность к созерцанию и пассивной оценке, но прежде всего способность к творчеству, марксистская эстетика преодолевает созерцательный подход в истолковании В., свойственный просветительской эстетике 18 в., и подчёркивает его деятельную природу и общественную предметную обусловленность. По словам К. Маркса,
«предмет искусства... создает публику, понимающую искусство... и способную наслаждаться красотой» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 718). Формирование и развитие В. составляет предмет эстетического воспитания. В ряду проблем социологии В. важное значение имеет конкретное исследование влияния средств массовой коммуникации на формирование эстетических оценок.
Лит.: Маца И. Л., Об эстетическом вкусе, М., 1963; История эстетики, т. 2, М., 1964, с. 93-100, 140-143, 160-162, 166-172, 274, 284-288, 295-297, 299-307, 362-364, 383-390, 407-409, 491-492, 571-575, 804, 818; Лосев А. Ф. и Шестаков В. П., История эстетических категорий, М., 1965, с. 258-93; Chambers F. P., The history of taste, N. Y., 1932; Weisbach W., Vom Geschmack und seinen Wandlungen, Basel, 1947; Ziegenfu
Я W., Die Ьberwindung des Geschmacks, Potsdam, 1949; Della Volpe G., Critical del gusto, Mil., 1960.
Б. И. Вязьмин.

Вкупе    Вкус    Вкусить