Глазго

Глазго в Энциклопедическом словаре:
Глазго - (Glasgow) - город в Великобритании, в Шотландии. 688 тыс. жителей(1991). Административный центр района Стратклайд. С близлежащимипригородами (Дамбартон, Гринок и др.) образует конурбацию Клайдсайд. Портв устье р. Клайд. Крупное судостроение, тяжелое машиностроение,металлургия, швейная, бумажная, пищевкусовая, полиграфическаяпромышленность. Университет. Метрополитен. Художественная галерея и музей.Возник ок. 6 в. на месте древнего кельтского поселения. Готический собор(12 - нач. 16 в.).

Значение слова Глазго по словарю Брокгауза и Ефрона:
Глазго (Glasgow, "Серая метрополия Севера") — после Лондона самый населенный город в Великобритании, лежит на берегу реки Клайд в шотландском графстве Ланарк, имеет около 15 км в окружности и занимает площадь в 2500 гектаров. Г. один из древних городов Шотландии; время основания его относят к VI в., когда полумифический Кентигерн стал проповедовать христианство кельтам Стратклайда и построил маленькую деревянную црк., на месте которой, несколько веков спустя, воздвигнут был великолепный храм, стоящий и доныне. В 1300 г. Г. был только рыбачьей деревней. В XIV в. Г. принимал участие в восстании, поднятом Валласом; жители его, с епископом Визгартом во главе, приняли сторону Роберта Брюса, которого укрывали от англичан. Торговое значение Г. началось только после Реформации и затем снова пало, так как привилегии англ. портовых городов тормозили развитие портов Шотландии и Ирландии. Соединением Шотландии с Англией, которому Г. противился всеми средствами, положено было основание нынешнему процветанию города. Акт соединения даровал всем шотландским портам одинаковые права с английскими, а географическое положение Г. было превосходно для ведения торговли с С. Америкой, и он скоро стал конкурировать в этом отношении с Бристолем; уже в 1772 г. он почти монополизировал ввозную торговлю табаком. Когда Американская война нанесла удар этой торговле, Г. завел торг. сношения с Вест-Индией и затратил большие капиталы на возделывание сахарного тростника. Около этого же времени здесь основаны были бумагопрядильные и ткацкие фбр., послужившие новым источником богатства. Порт города устроен превосходно; гавань сильно углублена, равно и р. Клайд, с затратой более 7 мил. фн. ст. Движение паровых судов по Клайду очень велико; судостроение сделалось одной из главных ветвей промышленности Г., в окрестностях которого находятся большие залежи каменного угля и железа. Г. населен слишком густо, особенно рабочие кварталы, где приходится от 400—1000 чел. на 2 1/2 гектара. Прежде в самых населенных улицах смертность доходила до 70 на 1000. В 1866 г. положено было разрушить многие кварталы, снести дома и приступить к постройке новых, с целью оздоровления города, а также к устройству скверов и жилищ для рабочих, по большей части на окраинах города. Учрежденное для этого санитарное бюро произвело уже много улучшений в Г., и смертность в городе значительно понизилась, чему сильно способствовало также проведение воды из озер, лежащих в 50 км от города, так как вода в Клайде сильно загрязняется фабриками. Шесть мостов перекинуты через Клайд, соединенную каналом с р. Фортом. Грандиозный собор St. Mungo, в старом англ. стиле, биржа с коринфскими портиками; дом "общественного собрания", с концертным залом, могущим вместить 5000 ч.; ратуша, против которой статуи Питта и Мура; несколько театров; обсерватория и унив. Много парков и скверов. На Джорж-Сквере много статуй и памятников великих людей Шотландии и Англии: Джемса Ватта, Роберта Бёрнса (памятник последнего сооружен на шиллинги, собранные шотл. рабочими), Веллингтона, Вильгельма III, королевы Виктории и принца Альберта, Ливингстона, Роберта Пиля, Вальтера Скотта и мног. др. В Г. 334 црк., много элементарных и ремесленных школ, несколько среднеучебных заведений; Городская академия и Академия Киркли, школы при госпитале Готчисона, школы Рисовальная и Техническая, Инст. механический для рабочих. Унив. Г. основан в 1450 г. епископом Тернболлем. В его стенах Джемс Ватт нашел приют и усовершенствовал свою первую модель паровой машины. В 1887 г. в унив. было 2187 студентов и 58 проф.; к нему принадлежат библиотека с 200000 том., Обсерватория, Анат. музей и Бот. сад. В коллегии Андерсона, основанной в 1875 г., имеются все унив. фак., кроме богословского. Много ученых и литературных обществ; Акад. художеств и несколько библиотек, Промышл. музей и карт. галерея, с прекрасной коллекцией картин голландской школы. Доходы Г. достигают 1000000 фн. ст. в год. Город посылает в парламент 7 депутатов. Промышленность Г. самая разнообразная: фбр. бумагопрядильные, ткацкие, шерст. и шелковых изделий, ковров и писчебумажные; заводы химические, пороховые, динамитный, железоделательные, сталелитейные, механич. и машинные. Железное производство Шотландии в руках Г.; ежегодная выработка чугуна доходит до 1500000 тонн. Всех фабрик в Г. до 3250, с 150 тыс. рабоч. В окрестностях Г. разбросано много фбрч. городов, как то: Меригилль, Бархэд, Пэсли, Джонстон, Керкинтиллон и др. Торговля Г., 3-го по значению порта Великобритании, очень оживлена. Главные предметы вывоза: уголь, железо, чугун, трубы, рельсы, хим. продукты, машины, пиво и алкоголь. Вывезено (в 1888 г.) товаров на сумму 14500000 фн. стерл., а ввезено на 11000000 фн. стерл. В 1890 г. прибыло и отбыло судов с 2819362 тон. груза., Трг. флот состоял из 1533 судов, из которых 945 паровых, вместимостью в 1200000 тонн. Главнейшие рынки внешней трг. Г.: Нью-Йорк и канадские порты, затем — Индия, Франция и Бельгия; во всех портах, впрочем, можно встретить корабли из Г. Рост населения Г., со времени соединения королевств, поразителен: в 1708 г. здесь было только 12000 ч. ж., к концу XVII I ст. их насчитывалось уже 80000 чел. Ныне (1891) Г., с предместьями, имеет 792728 ж.; процентное увеличение со времени последней переписи (1881) — 15,56 %. Ср. Denholm, "History of the City of G." (1864); Macgeorge, "Old G." (1880); Ward, "Local descriptio n of G.".

Определение слова «Глазго» по БСЭ:
Глазго (Glasgow)
город на С.-З. Великобритании, в Шотландии, на Средне-шотландской низменности, на р. Клайд, в 35 км от её устья. Г. - третий город страны по численности населения; 956,2 тыс. жителей (1968). Вместе с пригородами и близлежащими городами по р. Клайд - Дамбартон, Порт-Глазго, Гринок и др. Г. образует конурбацию Клайдсайд с населением 1,8 млн. человек (графство Ланарк), являясь её центром.
Основание Г. (название предположительно от кельт. gleschu - зелёная долина или излюбленное зелёное место) обычно относят к 6 в. В средние века Г. был небольшим рыбачьим поселением. В ходе промышленного переворота и развития колониальной экспансии Великобритании, в которой участвовала и шотландская буржуазия, Г. (с середины 18 в.) превращается в один из важнейших промышленных и портовых центров страны. В течение 19 в. население Г. выросло в 10 раз (77 тыс. жителей в 1801; 762 тыс. в 1901). С начала 19 в. Г. крупный центр рабочего движения (стачки 1812, 1820, 1837, демонстрации под чартистскими лозунгами в 1835-38, 1848). В 1858 в Г. основан Совет профсоюзов. В годы 1-й мировой войны в районе р. Клайд развернулось движение фабричных старост; в январе - феврале 1919 произошла крупнейшая стачка судостроителей. После 2-й мировой войны 1939-45 в Г. неоднократно происходили забастовки строителей и докеров, а также демонстрации сторонников мира (в частности, в знак протеста против создания близ Г. в 1960 базы американских атомных подводных лодок).
Г. - важный транспортный узел, торговый центр и порт с грузооборотом около 10 млн.т (1965). В конурбации Клайдсайд во главе с Г. сконцентрирована 1/3 всех занятых в промышленности Шотландии. Издавна близ Г. на каменном угле и привозной железной руде сложилось крупное металлургическое производство, послужившее базой развития судостроения и др. отраслей тяжёлой промышленности в Г. и его окружении. Конурбация Клайдсайд - крупнейший судостроительный район страны; в судостроении занята 1/10 промышленных рабочих; на судоверфях (основные принадлежат консорциумам «Аппер Клайд шипбилдинг» и «Скотт энд Литгоу»)
строят военные суда, танкеры, рудовозы, крупные пассажирские лайнеры, производят судоремонт. Предприятия Г. также выпускают судовые двигатели, котлы, турбины. Около І/5 занятых в промышленности приходится на др. отрасли машиностроения - локомотивостроение, электротехнику, станкостроение, производство авиадвигателей и пр., а также появившееся сравнительно недавно автомобилестроение. Широко представлены отрасли, обслуживающие потребности большого города, - пищевая, швейная, полиграфическая, текстильная (в частности, производство ковров). В Г. находятся университет (с 1451), шотландская музыкальная академия, ряд др. высших учебных заведений. Художественные галереи и музей Глазго - один из крупнейших музеев Шотландии.
Основные жилые районы Г. застроены плотно и хаотично и нередко вплотную примыкают к промышленным предприятиям. Широкие прямые улицы с многоэтажными зданиями, обширные парки (Келвингров и др.) соседствуют с громадными портовыми и промышленными кварталами и районами трущоб (Горбалс и др.). Готический собор (1181-1508). В стиле классицизма - Трейдс-холл (1791-99, архитектор P. Адам) и биржа (1829-30, архитектор Д. Хамилтон). В Г. одно из первых зданий, в которых проявились тенденции современной архитектуры, - Школа искусства (1898-1909, архитектор Ч. P. Макинтош).
Лит.: Kellett J. R., Glasgow. A concise history, L., 1967; Oakiey Ch. A., The second city, Glasgow - L., 1967; Gallacher W., Revolt on the Clyde, 2 ed., L., 1949; Reid J. M., Glasgow, [Glasgow], 1956.
А. Б. Герман, Н. M. Польская, Г. А. Саркисьян.
Глазго. Университет. 1864-70. Архитектор Дж. Г. Скотт.

Глазго.

Глазастый    Глазго    Глазенап