Ларионов
Ларионов в Энциклопедическом словаре:
Ларионов - Владимир Петрович (р. 1938) - российский ученый,член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990).Исследования по низкотемпературной прочности деталей машин и конструкций.
Всеволод Дмитриевич (р. 1928) -
российский актер, народный артистРоссии (1977). С 1950 в Московском театре им. Ленинского комсомола (с 1991''Ленком''). Дебютировал в
кино в 1945 в
роли Дика Сэнда в фильме''Пятнадцатилетний
капитан''. Снимался в фильмах:
''Крейсер ''Варяг'' (1946),''Улица полна неожиданностей'' (1957),
''Демидовы'', ''Анна Павлова'' (оба1983),
''Защитник Седов'' (1988), ''Чокнутые'' (1992),
''Кодекс бесчестия''(1993), в телефильмах:
''Обыкновенное чудо'', ''Дом,
который построил Свифт'',''Дело Сухово-Кобылина'', ''Горячев и другие'' и др.
Игорь Николаевич (р. 1960) -
российский спортсмен (хоккей сшайбой),
заслуженный мастер спорта (1982).
Чемпион Олимпийских игр (1984,1988),
мира (1982, 1983, 1986, 1989), Европы (1982, 1983, 1985-1987,1989),
СССР (1982-89).
Леонид
Федорович (1902-73) -
российский онколог, академик АМНСССР (1969).
Труды по экспериментальной онкологии. Выдвинуладаптационно-дистрофическую теорию развития злокачественных опухолей.Работы по экспериментальной индукции опухолей канцерогенными веществами,химиотерапии
рака. Создал ряд противоопухолевых препаратов.Государственная
премия СССР (1951).
Михаил
Федорович (1881-1964) -
российский живописец. С 1915 вПариже. Пейзажи в духе импрессионизма и фовизма, примитивистскиекомпозиции (''Отдыхающий
солдат'', 1911). Создал т. н.
лучизм (вариантабстрактного искусства).
Михаил
Федорович (22 мая 1881 -
Тирасполь Херсонской губернии -10 мая 1964, Фонтене-о-Роз, Франция),
российский живописец, график,театральный
художник, теоретик искусства.
Лидер движения русскихавангардистов конца 1900-х -
начала 1910-х гг. Сын военного фельдшера,Ларионов с 12-летнего возраста посещал реальное
училище в Москве. В 1898поступил в Московское
училище живописи, ваяния и зодчества, где сперерывами - его исключали три раза за художественное вольномыслие -учился до 1910; педагогами его были И. И.
Левитан, В. А.
Серов, К. А.Коровин, С. В.
Иванов. До 1906 года продолжался неоимпрессионистическийпериод
Ларионова. Особенно много работ, в которых он выступил тончайшимколористом, умелым аранжировщиком фрагментированных композиций, былосоздано в 1903 в Крыму,
куда он поехал
вместе с женой, художницей Н. С.Гончаровой. С 1905
Ларионов широко выставлялся; в 1906 совершил поездку вПариж, субсидированную С. П. Дягилевым, где был экспонентом Русскогоотдела Осеннего салона;
тогда же посетил
Лондон. После возвращениясотрудничал в журнале
''Золотое руно'', где
впервые в России опубликовалработы Ван
Гога, Гогена и Сезанна. В 1907-12
Ларионов писал картины,основанные на творческой переработке образно-пластического строя вывески,лубка, росписи подносов и других видов фольклорного искусства; молодойхудожник стал инициатором целого направления в русском искусстве -неопримитивизма (серия ''Парикмахеры'', 1907 и др.).
Служба Ларионова вармии (1908-1909) вызвала
появление цикла примитивистски-бурлескныхполотен на темы из солдатской жизни.
Ларионов был истинным вожакомбунтующей художественной молодежи, зачинщиком многих скандальных акций,ознаменовавших
появление авангарда на российской общественной сцене. В1910 он был
среди основателей общества
''Бубновый валет''; выйдя
вскоре изнего (вместе с Гончаровой), организовал выставку
''Ослиный хвост'' (1912),консолидировавшую его сторонников;
вокруг следующей
выставки, ''Мишень''(1913),
также сложилось
объединение молодых живописцев. В 1914 организовалчетвертую выставку своих единомышленников, которая так и называлась: ''.4''. Иллюстрировал футуристические книги,
преимущественно В. Хлебникова иА.
Крученых (''Мирсконца'', ''Старинная
любовь'', ''Помада'' и др.). В 1912-14стал создателем собственной живописной системы - лучизма, предварившейнаступление эры беспредметности в искусстве. В манифесте
''Лучизм'' (1913)Ларионов провозглашал: ''Живопись самодовлеюща, она имеет
свои формы, цвети
тембр. Лучизм имеет в виду пространственные
формы, которые могутвозникать от пересечения отраженных лучей различных предметов, формы,выделенные волею художника''. С началом войны был призван в армию, служилпрапорщиком, перенес тяжелую контузию и в 1915 был демобилизован.Приглашенный С. П. Дягилевым в качестве сценографа, уехал в 1915
вместе сГончаровой за границу, в 1917 поселился в Париже (французское гражданствополучил в 1938). Оформил
множество постановок дягилевской антрепризы:''Русские
сказки'' А. К. Лядова (1917), ''Шут'' С. С. Прокофьева (1921),''Байка про лису'' И. Ф. Стравинского (1922), ''Классическую симфонию'' С. С.Прокофьева (1931) и др. С отъездом из России закончился
новаторский периодв творчестве
Ларионова. До конца жизни
художник работал как живописец,сценограф,
график, иллюстратор. Написал книгу воспоминаний о русскомбалете, мемуарные статьи о Дягилеве,
Пикассо, Стравинском. С 1950-х гг.,после полосы забвения,
фигура Ларионова как одного из основоположниковмодернизма 20 века стала
привлекать пристальное
внимание. На протяжениидесятилетий во многих странах Европы и США
регулярно проводятся выставкиработ
Ларионова, персональные и совместные с Гончаровой. В 1988 году вРоссию были переданы
несколько сот произведений
Ларионова и Гончаровой,завещанных вдовой
Ларионова А. К. Томилиной.
Андрей Николаевич (1889-1963) -
российский электротехник,член-корреспондент АН
СССР (1953). Основные
труды по электрическим машинами электроприводу.
Значение слова Ларионов по словарю Брокгауза и Ефрона:
Ларионов (Василий Иванович) — русский вице-адмирал; род. в 1699 г.; в морской службе с 1718 г. В 1739 г. отправлен в Якутск к Берингу для снабжения продовольствием "северной экспедиции". Сохранились его "Записка о строении российского флота, корабельных лесах и водяных сообщениях" в "Жизнеописаниях первых русск. адмиралов" (СПб. 1834) и проект соединения водным путем Петербурга с Архангельском.
Определение слова «Ларионов» по БСЭ:
Ларионов - Андрей Николаевич [родился 4(16).7.1889, Москва, - 7.2.1963, там же], советский учёный в области электротехники, член-корреспондент АН СССР (1953). После окончания в 1919 Московского высшего технического училища преподавал в нём, а с 1930 в Московском энергетическом институте (с 1933 профессор). В 1921-41 работал также во Всесоюзном электротехническом институте; с 1953 - в институте автоматики и телемеханики АН СССР. Основные труды по теории, расчёту и конструированию специальных электрических машин и электропривода. Под руководством Л. и при его участии разработан ряд типов малогабаритных электрических машин. В 1924 предложил трёхфазную мостовую схему выпрямления тока. Участвовал в решении технических задач, связанных с пуском турбо- и гидрогенераторов на электрических станциях, с электрификацией нефтяных промыслов и др. Награжден орденом Ленина и медалями.
Соч.: Применение электричества в авиации и автотранспорте, М. - Л., 1954; Основы электрооборудования самолётов и автомашин, М. - Л., 1955 (соавтор).
Лит.: Профессор А. Н. Ларионов. К 60-летию со дня рождения и 30-летию научно-педагогической деятельности, «Электричество», 1950, № 1.
Ларионов -
Михаил Федорович [22.5(3.6).1881, близ
Тирасполя, Молдавия, - 10.5.1964, Фонтене-о-Роз, Франция],
русский живописец, график, театральный
художник. Учился в Московском
училище живописи, ваяния и зодчества (1898-1910) у В. А.
Серова и И. И. Левитана. В 1902-06 работал в духе позднего импрессионизма
(«Куст сирени в цвету», 1904, Третьяковская
галерея). В 1906 посетил
Париж. С 1907,
испытывая воздействие Фовизма и наивного искусства
(лубок, ремесленная
вывеска и т. п.), писал в примитивистской манере
(резкий рисунок, сочная
декоративность цвета) острогротескные сцены из провинциального быта и жизни солдат
(«Отдыхающий солдат», 1911; «Весна», 1912; обе - в Третьяковской галерее). С конца 1900-х гг. Л. (совместно с Н. С. Гончаровой) -
организатор выступлений московских «левых» художников,
инициатор выставок
«Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913) и др.
Противоречивые искания Л. привели его в 1911 к
созданию так называемого лучизма (одного из первых примеров абстрактного искусства), оказавшегося в итоге
бесперспективной художественной системой. В 1910-е гг. Л. выполнял иллюстрации к изданиям поэтов-футуристов
(«Помада» Кручёных, издано в 1912). С 1915, живя в Париже, оформлял
балетные постановки в
антрепризе С. П. Дягилева
(вместе с Гончаровой - «Русские сказки» Лядова, 1916; «Шут» Прокофьева, 1921), в живописи вернулся к ранней манере, камерному жанру и натюрморту.
Соч.:
Лучизм, М., 1913.
Лит.:
История русского искусства, т. 10, кн. 2, М., 1969, с. 38, 104, 125-130;
Сарабьянов Д., Примитивистский
период в
творчестве Михаила
Ларионова, в его кн.:
Русская живопись конца 1900-х -
начала 1910-х годов, М., 1971; George W., Larionov. P., 1966.
Г. Г. Поспелов.
М. Ф. Ларионов. «Отдыхающий солдат». 1911. Третьяковская галерея. Москва.
Ларингофонный
Ларионов
Ларионова