Макиавелли

Макиавелли в Энциклопедическом словаре:
Макиавелли - (Макьявелли) (Machiavelli) Никколо (1469-1527) - итальянскийполитический мыслитель, историк (''История Флоренции'', 1520-1525, издана1532), писатель (комедия ''Мандрагора'', 1518, поставлена и издана 1524).Видел главную причину бедствий Италии в ее политической раздробленности,преодолеть которую способна лишь сильная государственная власть(''Государь'', 1513, издан 1532, и др.). Ради упрочения государства считалдопустимыми любые средства. Отсюда термин ''макиавеллизм'' для определенияполитики, пренебрегающей нормами морали.


(Machiavelli) Никколо (3 мая 1469 - Флоренция - 22 июня 1527,там же), итальянский политический мыслитель, историк, писатель, поэт эпохиВозрождения.Происходил из старинной дворянской семьи. В юности освоиллатинский язык и свободно читал древних авторов в оригинале; вместе с темвысоко ценил Данте, Петрарку и Боккаччо - ему был чужд педантизмгуманистов, их преклонение перед античностью.ПолитическаякарьераНезависимый в своих гражданских симпатиях и политических взглядах,Макиавелли не был сторонником Медичи, изгнанных из Флоренции в 1494, нестал он и приверженцем Савонаролы. Лишь после его падения в 1498Макиавелли начал активную политическую деятельность: был избран секретаремВторой канцелярии, а позже - Совета Десяти, ведавшего дипломатией ивоенными делами. В течение 14 лет он выполнял множество порученийфлорентийского правительства, ездил с посольствами в различные итальянскиегосударства, Францию и Германию, вел переписку, составлял отчеты и докладыпо вопросам текущей политики, о положении дел в Италии и Европе. Опытгосударственного человека и наблюдения дипломата, а также изучениеантичных писателей дали Макиавелли богатый материал при разработке егополитических и социальных концепций.В 1512 Медичи вернулись к власти воФлоренции. Макиавелли как сторонник республики был отстранен от дел иприговорен к годичной высылке из города. В начале 1513 он по подозрению взаговоре был арестован и подвергнут пытке. Однако вскоре, в связи совступлением Джованни Медичи на папский престол под именем Льва X,Макиавелли был помилован и отправлен в свое маленькое имение в СантАндреа.Литературное творчествоВ деревне Макиавелли много и напряженнотрудился. В 1513 он начал работу над ''Рассуждениями о первой декаде ТитаЛивия'' (1531), в конце того же, 1513, года был создан трактат ''Государь''(1532), обессмертивший имя писателя. В нем провозглашалось в качественормы политического действия положение о том, что цель оправдываетсредства, употребленные для ее достижения; однако подлинной целью ''новогогосударя'' должен стать, по Макиавелли, не частный, сугубо личный интерес,но ''общее благо'', подразумевающее объединение Италии в сильноенациональное государство. В ''Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия'',завершенных, по-видимому, в 1516, Макиавелли доказывал преимуществареспубликанского образа правления.В последующие несколько лет он написалпоэму ''Золотой осел'' (1549), ''Сказку об архидьяволе Бельфагоре'' (1549),комедию ''Мандрагора'' (третье ее издание появилось в 1524), трактат ''Овоенном искусстве'' (1521), ''Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки'' (1532). В1520 Макиавелли начал писать ''Историю Флоренции'' (1532), в 1525 первыевосемь книг этого произведения были преподнесены его заказчику, папеКлименту VII.Последние годыДолгое время попытки Макиавелли вернуться кактивной политической деятельности оставались безрезультатными. Только в1526 он был привлечен к организации обороны Флоренции, которой угрожаливойска императора Карла V. Однако вновь получить пост канцлера ввосстановленной после изгнания Медичи Флорентийской республике Макиавеллине удалось: весной 1527 Большой Совет отклонил его кандидатуру.Сочинения:История Флоренции. Л., 1973.Избранные сочинения. М., 1982.Opere.Milano. 1961-1965. V. 1-8.Литература:Виллари П. Макиавелли и его время.СПб., 1914.Андреев М. Л., Хлодовский Р. И. Итальянская литература зрелогои позднего Возрождения. М., 1988. С. 77-116.Юсим М. А. Этика Макиавелли.М., 1990.Gilbert F. Niccolo Machiavelli e la vita culturale del suo tempo.Bologna, 1964.О. Ф. КудрявцевМАКИНСК - город (с 1945) в Казахстане, Акмолинская обл. Железнодорожнаястанция. 20,9 тыс. жителей (1991). Металлообрабатывающая промышленность.Возник в кон. 1920-х гг.

Определение слова «Макиавелли» по БСЭ:
Макиавелли - Макьявелли (Machiavelli) Никколо (3.5.1469, Флоренция, - 22.6.1527, там же), итальянский политический мыслитель, писатель, историк, военный теоретик. Из обедневшей знатной семьи. С 1498 был секретарём Совета десяти Флорентийской республики, выполнял важные дипломатические поручения. В 1512, после восстановления тирании Медичи, был отстранён от службы и сослан в своё поместье под Флоренцией. Наиболее значительные сочинения:
«Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия» (1531, русский перевод 1869), «Государь» (1532, русский перевод 1869; «Князь» в Сочинения, т. 1, 1934), «История Флоренции» (1532, русский перевод 1973). М., страстный патриот, считавший, что бедствия Италии объясняются главным образом политической раздробленностью, создал теорию государства, способного, как он полагал, преодолеть эту раздробленность. Важным вкладом М. в историю политических идей Возрождения был его подход к проблеме государства со светских (а не с теологических) позиций: он пытался раскрыть законы общественного развития, основываясь на данных истории, на раскрытии человеческой психики, на учёте реальных фактов, реальной обстановки. К. Маркс относил М. к числу тех политических мыслителей, которые
«... стали рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии» (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 1, с. 111). М. разделял веру большинства гуманистов в могучие творческие возможности человека. Согласно концепции М., сильная личность способна противостоять
«фортуне», случайным стечениям обстоятельств (роль которых в истории велика), противопоставив им свою энергию и проницательность (в идее борьбы личной «доблести» - virtъ и «фортуны» особенно ярко проявились черты, характерные для взглядов эпохи Возрождения); всестороннее рассмотрение обстоятельств и умение изменять политику в соответствии с ситуацией способны обеспечить успех правителям. Лучшей формой государства М. считал республику, однако был убеждён, что итальянская действительность (непрерывная вражда между собой итальянских государств, подвергающихся нападениям иноземцев) требует установления единовластия; только при сильном государе возможно создать независимое итальянское государство, свободное от чужеземного ига. Он полагал, что для упрочения государства допустимы любые средства - насилие, убийство, обман, предательство (впоследствии появился термин «макиавеллизм», обозначающий политику, пренебрегающую законами морали).
М. резко осуждал политику феодальной знати и особенно папства, приводившую к постоянным раздорам, препятствовавшую складыванию единого итальянского государства; вместе с тем он опасался и
«черни» (plebs), легко вовлекаемой в авантюры. Его симпатии - на стороне средних и высших слоев торгово-ремесленного населения итальянских городов («народа» - popolo). Как историк М. сделал важный шаг в развитии историографии. Он искал исторические закономерности, глубокую причинную связь событий. М., убеждённый в неизменности человеческой природы, рассматривал историю как столкновение
«вечных» страстей и интересов, индивидов и сословий. Важнейшей движущей силой истории М. считал политическую борьбу, которая в его изложении часто выступала как борьба социальная, классовая.
М. - автор карнавальных песен, сонетов, новелл и других литературных произведений. Наиболее выдающееся из них - комедия «Мандрагора» (русский перевод 1924), резко бичующая нравы тогдашней Флоренции. Особым нападкам подвергнута церковь с её лицемерием и растлением нравов. Отличительная черта комедии - целеустремлённость, воля, активность её персонажей. М. обогатил итальянскую литературу ясной, лаконичной, лишённой риторических украшений прозой.
М. был «... первым достойным упоминания военным писателем нового времени» (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 346). В трактате «О военном искусстве» (1521, русский перевод 1936) резко критиковал систему наёмных войск, состоящих, по его мнению, из подонков общества и занимающихся грабежом, и рекомендовал заменить наёмников постоянной армией милиционного типа, построенной на основе всеобщей воинской повинности и полностью подчинённой государю.
«Жизненной основой всякого войска» М. считал пехоту; кавалерия, полагал М., должна быть немногочисленной, хорошо обученной и экипированной. М. отводил главную роль в бою холодному оружию и недооценивал огнестрельное оружие, поскольку оно в то время было несовершенным. М. требовал от армии высокой тактической выучки, слаженности, дисциплины, способности к быстрому маневру, придавал большое значение резервам. Стратегические взгляды М. были непоследовательны (он выдвигал в качестве главного средства достижения победы то решительное сражение, то измор противника). Многие положения М. заимствовал у Вегеция, нередко механически перенося опыт армии Древнего Рима в совершенно иную эпоху. В 1506-1510 создал во Флоренции пешее и конное ополчение (до 20 тысяч человек), имевшее единое обмундирование и проходившее систематическую боевую подготовку (однако в 1512 оно было разбито профессиональной испанской армией).
Католическая церковь в 1559 внесла сочинения М. в «Индекс запрещенных книг».
Соч.: Opere, Mil. - Naples, 1954; в русском переводе - Сочинения, т. 1, М. - Л., 1934.
Лит.: Виллари П., Н. Макиавелли и его время, перевод с итальянского, т. 1, М., 1914; Грамши А., Избранные произведения, перевод с итальянского, т. 3, М., 1959, с. 111-29, 159-61; Вайнштейн О. Л., Западно-европейская средневековая историография, М. - Л., 1964, с. 276-86; Де Санктис Ф., История итальянской литературы, перевод с итальянского, т. 2, М., 1964, с. 70-146; Строков А. А., История военного искусства, т. 1, М., 1955, с. 337-340; Рутенбург В. И., Жизнь и творчество Н. Макьявелли, в книге: Макьявелли Н., История Флоренции [перевод с итальянского], Л., 1973; Pulver J., Machiavelli..., L., 1937; Ridolfi R., Vita di N. Machiavelli, 2 ed., Roma, 1954; Malarczyk J., U zr
уdeł włoskiego realizmu politycznego. Machiavelli i Guicciardini, Lublin, 1963; Chabod F., Scritti su Machiavelli, Torino, 1964; Sasso G., Studi su Machiavelli, [Napoli, 1967]; Whitfield J., Discourses on Machiavelli, Camb., 1969; Balaci A., Niccolo Machiavelli, [Bucuresti, 1969].
Н. Макиавелли. Портрет работы художника Санти ди Тито. 2-я пол. 16 в. Палаццо Веккьо. Флоренция.

Макиавеллевский    Макиавелли    Макиавеллизм