Эразм Роттердамский
Эразм Роттердамский в Энциклопедическом словаре:
Эразм Роттердамский - (Erasmus Roterodamus) - Дезидерий (Desiderius)(1467-1536), гуманист эпохи Возрождения (глава ''северных гуманистов''),филолог, писатель. Родом из Роттердама. Автор ''Похвалы Глупости'' - сатиры,высмеивавшей нравы и пороки современного ему общества. Сыграл большую рольв подготовке Реформации, но не принял ее. Враг религиозного фанатизма.
Дезидерий (Erasmus Roterdamus Desiderius) (28 октября1467 -
Роттердам - 11 июля 1536, Базель),
богослов, философ, филолог,педагог, виднейший
представитель ''христианскогогуманизма''.ОбразованиеНезаконнорожденный сын священника, Эразмпервоначальное
образование получил в школе ''братьев общей жизни'' вДевентере. В 1486 он стал монахом, вступив в
братство регулярныхканоников-августинцев.
Шесть лет Эразм провел в монастыре, изучая древниеязыки, античных и раннехристианских писателей.
Затем он продолжилобразование в Париже, где познакомился не
только с богословской мысльюпоздней схоластики, но и с устремлениями гуманистической культуры. Большоевлияние на Эразма оказали
труды итальянского филолога-гуманиста ЛоренцоВаллы, идеи флорентийской Платоновской академии. В 1499 Эразм впервыепосетил Англию, где завязал
отношения с оксфордскими гуманистами иТ.Мором.''Философия Христа''Общеевропейскую
известность Эразму принеслопервое
издание в 1500 ''Адагий'' - собрания поговорок, или крылатых слов,найденных у античных и раннехристианских писателей и рассматриваемых вкачестве реликтов стародавней мудрости, наставления которой, как стремилсяпоказать Эразм, не утратили своей актуальности. В 1501 был написанрелигиозно-этический
трактат ''Оружие христианского воина'' (1504), вкотором сформулированы основные
принципы эразмианской ''философии Христа''(или ''небесной философии''), подчеркивавшей в христианстве не обрядовуюсторону, а нравственное
преображение человека в соответствии с Христовымизаповедями.В Италии и АнглииС 1506 по 1509 Эразм жил в Италии, в туринскомуниверситете был удостоен степени доктора богословия, а находясь вВенеции,
тесно сотрудничал с прославленным книгоиздателем А. Мануцием.Затем
несколько лет он провел в Англии, читал
лекции в Оксфорде. В гостяху
Мора в Лондоне (1509) Эразм закончил прославившую его философскую сатиру''Похвала
Глупости'' (1511): в этом произведении в шутливо-серьезномавтопанегирике
Глупости он критиковал
принятый уклад жизни,
нравы и обычаиобщества и
вместе с тем проводил гуманистические идеи.Базельский периодСовременем Эразм приобрел широкую
известность и славу,
став в глазахобразованного европейского общества главой так называемой ''республикиученых''. С его мнением считались не
только в вопросах научных илитературных, но
также в религиозных и политических, ему
охотно помогалимеценаты, предлагали свое
покровительство светские государи и князьяцеркви.
Однако с 1514 Эразм предпочел
обосноваться в швейцарском городеБазеле, где прожил до конца своих дней. В этом городе у Эразма сложилисьдружеские
отношения с типографом И. Фробеном, ставшим его главнымиздателем.Откликаясь на развернувшиеся в ренессансной политическойлитературе дискуссии о типе идеального монарха, Эразм в 1515 написал''Наставление христианского государя'' (1516). В 1516 он сочинил (в жанреречи) и издал ''Жалобу
мира'', в которой с позиций гуманизма показывалпагубность завоевательных войн, приносивших неисчислимые бедствия народамЕвропы.Переводы с греческогоБольшое
место в творчестве Эразма занималипереводы с греческого на
латынь античных и раннехристианских авторов -Еврипида, Лукиана, Оригена, Иоанна Златоуста. Эразм
также способствовализданию текстов древних писателей. Он опубликовал
вместе с собственнымикомментариями творения Иеронима, автора латинского перевода Библии(''Вульгаты'',
конец IV в.).
Особо важное значение имело предпринятое им в1517
издание греческого текста ''Нового Завета'', а
затем его
новый переводна
латинский язык (1519), сопровождаемый обширными пояснениями исущественно отличающийся от ''Вульгаты'', что вызвало нарекания со стороныревнителей католической ортодоксии.Полемика с ЛютеромНекоторое времяЭразму удавалось
держаться в стороне от бушевавшей в Германииидеологической борьбы, вызванной Реформацией,
несмотря на
желание обеихсторон привлечь его в
свой лагерь. Однако в 1524, опубликовав
трактат ''Освободе воли'', Эразм оказался вовлеченным в полемику с Лютером,
который вответном сочинении ''О рабстве воли'' (1525) отстаивал
тезис, прямопротивоположный тезису Эразма. Продолжая
спор с Лютером, ученыйопубликовал еще
несколько сочинений, в их числе ''О желанном церковномсогласии'' (1533).''Разговоры запросто''Ряд сочинений Эразма посвященпроблемам воспитания. В
течение многих лет (1518-33) он работал надглавным своим этико-педагогическим сочинением
''Разговоры запросто'',пополняя его все новыми диалогами, в которых
образование рассматривалось вего
связи с формированием
нравственно ответственнойличности.Сочинения:Похвальное
слово глупости. М.; Л., 1931.Разговорызапросто. М., 1969.Философские произведения. М., 1986.Жалоба
мира // ЭразмРоттердамский и его
время. М., 1989. С. 244-274.Opera omnia. LugduniBatavorum. 1703-1706. T. 1-10.Литература:Маркиш С. П.
Знакомство с Эразмомиз Роттердама. М., 1971.Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационноедвижение в Германии. М., 1978.Эразм Роттердамский и его
время. М., 1989.О.Ф. КудрявцевЭРАК (Сольтанабад) -
город в западной части Ирана,
административный центрЦентр. остана. 265 тыс. жителей (1986).
Транспортный узел. Центрсельскохозяйственного района (сахарная
свекла, зерновые).Машиностроительные, алюминиевые, текстильные, пищевые предприятия.Ковроделие.
Определение «Эразм Роттердамский» по БСЭ:
Эразм Роттердамский (Erasmus Roterodamus)
Дезидерий (Desiderius) (28.10.1469, Роттердам, - 12.7.1536, Базель), нидерландский учёный-гуманист, писатель, филолог, богослов, виднейший представитель северного Возрождения. Образование получил в Парижском университете (1495-99). Жил во Франции, Англии, Германии, Италии, Швейцарии, пользовался всеевропейским признанием. Писал на латыни, универсальном языке образованной Европы того времени.
Решающими для формирования творческой личности Э. Р. были нидерландский мистицизм и гуманистическая образованность, а также влияние кружка т. н. оксфордских реформаторов (Дж. Колет и др.), призывавших к новому, углублённому, научно-обоснованному прочтению священных текстов христианства. Э. Р. осуществил первопечатное издание греческого оригинала Нового завета со своими обширными комментариями (1517) и собственный латинский перевод (в изд. 1519). Он создал стройную систему нового богословия, которое называл «философией Христа».
В этой системе главное внимание сосредоточивается на человеке в его отношении к богу, на нравственных обязательствах человека перед богом; проблемы спекулятивного богословия (сотворение мира, первородный грех, троичность божества и др.) обходятся Э. Р. как не имеющие жизненно важного значения и принципиально не разрешимые. Он стал главой течения в гуманизме, получившего название «христианский гуманизм».
Э. Р. выступал против обмирщения церкви, культа реликвий, монашеского паразитизма и пустосвятства, бездуховной обрядности и потому был предтечей Реформации. Но не менее последователен был он и в неприятии фанатизма, жёсткого догматизма и особенно беспредельного унижения человека перед богом, характерного для лютеранства; поэтому он порвал с Лютером, которого ранее поддерживал. Его позиция не удовлетворяла ни одну из враждующих сторон, он вынужден был бежать из Лувена и из Базеля, спасаясь от религиозного фанатизма лувенских католиков (1521) и базельских церковных реформаторов (1528).
Из огромного наследия Э. Р. наиболее известны «Похвала Глупости» (1509, русский перевод 1960) и «Разговоры запросто» (1519-35, русский перевод 1969). Первое сочинение - сатира философская, второе - по преимуществу бытовая, но оба построены на общем фундаменте: убеждённости в противоречивости всего сущего и зыбкости рубежа между противоположностями. Госпожа Глупость, поющая хвалу себе самой, легко оборачивается мудростью, самодовольная знатность - тупой низостью, безграничная власть - худшим рабством, поэтому драгоценнейшим правилом жизни становится призыв «ничего сверх меры!».
В этой убеждённости - суть идейной позиции Э. Р., обнаруживающейся и в других его произведениях. Сб. «Пословицы» («Adagia», 1500) включает изречения и поговорки античных писателей с комментариями.
Публицистична большая часть педагогических, нравственно-поучительных, богословских сочинений Э. Р.: антилютеровский трактат «О свободе воли» (1524), «О достойном воспитании детей с первых лет жизни» (1529) и др. Сохранилась обширная переписка Э. Р., который был большим мастером эпистолярного жанра.
Соч.: Opera omnia..., t. 1-4, Amst., 1971-73; Opus epistolarum... denuo recognitum... per P. S. Alien, t. 1-12, Oxonii, 1906-58.
Лит.: Маркиш С. П., Знакомство с Эразмом из Роттердама, М., 1971; Смирин М. М., О политической концепции Эразма Роттердамского, в сборнике: Ежегодник германской истории 1972, М., 1973; Smith P., Erasmus, N. Y., 1962; Huizinga J., Erasmus, 5 ed., Haarlem, 1958; Tracy J., Erasmus - the growth of a mind, Gen., 1972.
Эразм Ротердамский. Портрет работы А. Дюрера. 1526.
Эра
Эразм Роттердамский
Эралиев