Эразм Роттердамский

Эразм Роттердамский в Энциклопедическом словаре:
Эразм Роттердамский - (Erasmus Roterodamus) - Дезидерий (Desiderius)(1467-1536), гуманист эпохи Возрождения (глава ''северных гуманистов''),филолог, писатель. Родом из Роттердама. Автор ''Похвалы Глупости'' - сатиры,высмеивавшей нравы и пороки современного ему общества. Сыграл большую рольв подготовке Реформации, но не принял ее. Враг религиозного фанатизма.


Дезидерий (Erasmus Roterdamus Desiderius) (28 октября1467 - Роттердам - 11 июля 1536, Базель), богослов, философ, филолог,педагог, виднейший представитель ''христианскогогуманизма''.ОбразованиеНезаконнорожденный сын священника, Эразмпервоначальное образование получил в школе ''братьев общей жизни'' вДевентере. В 1486 он стал монахом, вступив в братство регулярныхканоников-августинцев. Шесть лет Эразм провел в монастыре, изучая древниеязыки, античных и раннехристианских писателей. Затем он продолжилобразование в Париже, где познакомился не только с богословской мысльюпоздней схоластики, но и с устремлениями гуманистической культуры. Большоевлияние на Эразма оказали труды итальянского филолога-гуманиста ЛоренцоВаллы, идеи флорентийской Платоновской академии. В 1499 Эразм впервыепосетил Англию, где завязал отношения с оксфордскими гуманистами иТ.Мором.''Философия Христа''Общеевропейскую известность Эразму принеслопервое издание в 1500 ''Адагий'' - собрания поговорок, или крылатых слов,найденных у античных и раннехристианских писателей и рассматриваемых вкачестве реликтов стародавней мудрости, наставления которой, как стремилсяпоказать Эразм, не утратили своей актуальности. В 1501 был написанрелигиозно-этический трактат ''Оружие христианского воина'' (1504), вкотором сформулированы основные принципы эразмианской ''философии Христа''(или ''небесной философии''), подчеркивавшей в христианстве не обрядовуюсторону, а нравственное преображение человека в соответствии с Христовымизаповедями.В Италии и АнглииС 1506 по 1509 Эразм жил в Италии, в туринскомуниверситете был удостоен степени доктора богословия, а находясь вВенеции, тесно сотрудничал с прославленным книгоиздателем А. Мануцием.Затем несколько лет он провел в Англии, читал лекции в Оксфорде. В гостяху Мора в Лондоне (1509) Эразм закончил прославившую его философскую сатиру''Похвала Глупости'' (1511): в этом произведении в шутливо-серьезномавтопанегирике Глупости он критиковал принятый уклад жизни, нравы и обычаиобщества и вместе с тем проводил гуманистические идеи.Базельский периодСовременем Эразм приобрел широкую известность и славу, став в глазахобразованного европейского общества главой так называемой ''республикиученых''. С его мнением считались не только в вопросах научных илитературных, но также в религиозных и политических, ему охотно помогалимеценаты, предлагали свое покровительство светские государи и князьяцеркви. Однако с 1514 Эразм предпочел обосноваться в швейцарском городеБазеле, где прожил до конца своих дней. В этом городе у Эразма сложилисьдружеские отношения с типографом И. Фробеном, ставшим его главнымиздателем.Откликаясь на развернувшиеся в ренессансной политическойлитературе дискуссии о типе идеального монарха, Эразм в 1515 написал''Наставление христианского государя'' (1516). В 1516 он сочинил (в жанреречи) и издал ''Жалобу мира'', в которой с позиций гуманизма показывалпагубность завоевательных войн, приносивших неисчислимые бедствия народамЕвропы.Переводы с греческогоБольшое место в творчестве Эразма занималипереводы с греческого на латынь античных и раннехристианских авторов -Еврипида, Лукиана, Оригена, Иоанна Златоуста. Эразм также способствовализданию текстов древних писателей. Он опубликовал вместе с собственнымикомментариями творения Иеронима, автора латинского перевода Библии(''Вульгаты'', конец IV в.). Особо важное значение имело предпринятое им в1517 издание греческого текста ''Нового Завета'', а затем его новый переводна латинский язык (1519), сопровождаемый обширными пояснениями исущественно отличающийся от ''Вульгаты'', что вызвало нарекания со стороныревнителей католической ортодоксии.Полемика с ЛютеромНекоторое времяЭразму удавалось держаться в стороне от бушевавшей в Германииидеологической борьбы, вызванной Реформацией, несмотря на желание обеихсторон привлечь его в свой лагерь. Однако в 1524, опубликовав трактат ''Освободе воли'', Эразм оказался вовлеченным в полемику с Лютером, который вответном сочинении ''О рабстве воли'' (1525) отстаивал тезис, прямопротивоположный тезису Эразма. Продолжая спор с Лютером, ученыйопубликовал еще несколько сочинений, в их числе ''О желанном церковномсогласии'' (1533).''Разговоры запросто''Ряд сочинений Эразма посвященпроблемам воспитания. В течение многих лет (1518-33) он работал надглавным своим этико-педагогическим сочинением ''Разговоры запросто'',пополняя его все новыми диалогами, в которых образование рассматривалось вего связи с формированием нравственно ответственнойличности.Сочинения:Похвальное слово глупости. М.; Л., 1931.Разговорызапросто. М., 1969.Философские произведения. М., 1986.Жалоба мира // ЭразмРоттердамский и его время. М., 1989. С. 244-274.Opera omnia. LugduniBatavorum. 1703-1706. T. 1-10.Литература:Маркиш С. П. Знакомство с Эразмомиз Роттердама. М., 1971.Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационноедвижение в Германии. М., 1978.Эразм Роттердамский и его время. М., 1989.О.Ф. КудрявцевЭРАК (Сольтанабад) - город в западной части Ирана, административный центрЦентр. остана. 265 тыс. жителей (1986). Транспортный узел. Центрсельскохозяйственного района (сахарная свекла, зерновые).Машиностроительные, алюминиевые, текстильные, пищевые предприятия.Ковроделие.

Определение «Эразм Роттердамский» по БСЭ:
Эразм Роттердамский (Erasmus Roterodamus)
Дезидерий (Desiderius) (28.10.1469, Роттердам, - 12.7.1536, Базель), нидерландский учёный-гуманист, писатель, филолог, богослов, виднейший представитель северного Возрождения. Образование получил в Парижском университете (1495-99). Жил во Франции, Англии, Германии, Италии, Швейцарии, пользовался всеевропейским признанием. Писал на латыни, универсальном языке образованной Европы того времени.
Решающими для формирования творческой личности Э. Р. были нидерландский мистицизм и гуманистическая образованность, а также влияние кружка т. н. оксфордских реформаторов (Дж. Колет и др.), призывавших к новому, углублённому, научно-обоснованному прочтению священных текстов христианства. Э. Р. осуществил первопечатное издание греческого оригинала Нового завета со своими обширными комментариями (1517) и собственный латинский перевод (в изд. 1519). Он создал стройную систему нового богословия, которое называл «философией Христа».
В этой системе главное внимание сосредоточивается на человеке в его отношении к богу, на нравственных обязательствах человека перед богом; проблемы спекулятивного богословия (сотворение мира, первородный грех, троичность божества и др.) обходятся Э. Р. как не имеющие жизненно важного значения и принципиально не разрешимые. Он стал главой течения в гуманизме, получившего название «христианский гуманизм».
Э. Р. выступал против обмирщения церкви, культа реликвий, монашеского паразитизма и пустосвятства, бездуховной обрядности и потому был предтечей Реформации. Но не менее последователен был он и в неприятии фанатизма, жёсткого догматизма и особенно беспредельного унижения человека перед богом, характерного для лютеранства; поэтому он порвал с Лютером, которого ранее поддерживал. Его позиция не удовлетворяла ни одну из враждующих сторон, он вынужден был бежать из Лувена и из Базеля, спасаясь от религиозного фанатизма лувенских католиков (1521) и базельских церковных реформаторов (1528).
Из огромного наследия Э. Р. наиболее известны «Похвала Глупости» (1509, русский перевод 1960) и «Разговоры запросто» (1519-35, русский перевод 1969). Первое сочинение - сатира философская, второе - по преимуществу бытовая, но оба построены на общем фундаменте: убеждённости в противоречивости всего сущего и зыбкости рубежа между противоположностями. Госпожа Глупость, поющая хвалу себе самой, легко оборачивается мудростью, самодовольная знатность - тупой низостью, безграничная власть - худшим рабством, поэтому драгоценнейшим правилом жизни становится призыв «ничего сверх меры!».
В этой убеждённости - суть идейной позиции Э. Р., обнаруживающейся и в других его произведениях. Сб. «Пословицы» («Adagia», 1500) включает изречения и поговорки античных писателей с комментариями.
Публицистична большая часть педагогических, нравственно-поучительных, богословских сочинений Э. Р.: антилютеровский трактат «О свободе воли» (1524), «О достойном воспитании детей с первых лет жизни» (1529) и др. Сохранилась обширная переписка Э. Р., который был большим мастером эпистолярного жанра.
Соч.: Opera omnia..., t. 1-4, Amst., 1971-73; Opus epistolarum... denuo recognitum... per P. S. Alien, t. 1-12, Oxonii, 1906-58.
Лит.: Маркиш С. П., Знакомство с Эразмом из Роттердама, М., 1971; Смирин М. М., О политической концепции Эразма Роттердамского, в сборнике: Ежегодник германской истории 1972, М., 1973; Smith P., Erasmus, N. Y., 1962; Huizinga J., Erasmus, 5 ed., Haarlem, 1958; Tracy J., Erasmus - the growth of a mind, Gen., 1972.
Эразм Ротердамский. Портрет работы А. Дюрера. 1526.

Эра    Эразм Роттердамский    Эралиев