Композиция

Значение слова Композиция по Ефремовой:
Композиция - 1. Строение произведения литературы и искусства, расположение и соотношение его отдельных частей, составляющих единое целое.
2. Произведение живописи, музыки и т.п., имеющее определенное построение. // Сочетание каких-л. элементов, объединенных общим замыслом, идеей и т.п. и образующих гармоническое единство.
3. Теория составления музыкального произведения; сочинение музыки.
4. устар. Сплав различных металлов.

Значение слова Композиция по Ожегову:
Композиция - Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов (например железа и бетона, пластика и стекла, металла и неметалла) Spec


Композиция Произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литературное), сложное или неоднородное по своему составу
Композиция Строение N2, соотношение и взаимное расположение частей
Композиция Теория сочинение музыкальных произведений

Композиция в Энциклопедическом словаре:
Композиция - (от лат. compositio - составление - связывание),1) построениехудожественного произведения, обусловленное его содержанием, характером,назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция -важнейший, организующий элемент художественной формы, придающийпроизведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другуи целому. В художественной литературе композиция - мотивированноерасположение компонентов литературного произведения; компонентом (единицейкомпозиции) считают ''отрезок'' произведения, в котором сохраняется одинспособ изображения (характеристика, диалог и т. д.) или единая точказрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое.Взаиморасположение и взаимодействие этих ''отрезков'' образуюткомпозиционное единство произведения. Композицию часто отождествляют как ссюжетом, системой образов, так и со структурой художественногопроизведения (иногда синонимами понятий композиция и структура служатслова: архитектоника, построение, конструкция).2) Музыкальное, живописное,скульптурное или графическое произведение.3) Произведение, включающееразличные виды искусств (напр., литературно-музыкальная композиция) илисоставленное из различных произведений и отрывков.4) Сочинение музыки;также учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.

Значение слова Композиция по словарю Ушакова:
КОМПОЗИЦИЯ
композиции, ж. (латин. compositio - составление) (книжн.). 1. Теория составления музыкальных произведений (муз.). Он занимается композицией. Класс композиции в музыкальной школе. || Музыкальное произведение (муз.). Это - очень талантливая композиция. 2. Отдел теории архитектуры, излагающий правила соединения частей в одно целое (архит.). 3. Художественная структура, построение произведения (искус.). Поэма, прекрасная по композиции, но недостаточно обработанная. Композиция лирического стихотворения. Композиция картины. Композиция романса, сонаты.

Определение слова «Композиция» по БСЭ:
Композиция (от лат. compositio - составление, сочинение)
1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. К. - важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы К., складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности являются в той или иной мере отражением и обобщением объективных закономерностей и взаимосвязей явлений реального мира. Эти закономерности и взаимосвязи выступают в художественно претворённом виде, причём степень и характер их претворения и обобщения связаны с видом искусства, идеей и материалом произведения и др.
К. в литературе - организация, расположение и связь разнородных компонентов художественной формы литературного произведения. К. включает: расстановку и соотнесенность характеров (К. как «система образов»), событий и поступков (К. Сюжета), вставных рассказов и лирических отступлений (К. внесюжетных элементов), способов или ракурсов повествования (собственно повествовательная К.), подробностей обстановки, поведения, переживаний (К. деталей).
Приёмы и способы К. весьма разнообразны. Художественно значимыми порой оказываются сопоставления событий, предметов, фактов, деталей, удалённых друг от друга в тексте произведения. Важнейшим аспектом К. является также последовательность, в которой вводятся в текст компоненты изображаемого, - временная организация литературного произведения как процесс обнаружения и развертывания художественного содержания. И, наконец, К. включает в себя взаимную соотнесенность разных сторон (планов, слоев, уровней) литературной формы. Наряду с термином
«К.» многие современные теоретики используют в том же значении слово «структура» (см. Структура художественного произведения).
Являя собой «... бесконечный лабиринт сцеплений...» (см. Л. Н. Толстой, О литературе, 1955, с. 156), К. завершает сложное единство и цельность произведения, становясь венцом художественной формы, которая всегда содержательна.
«Композиция - это дисциплинирующая сила и организатор произведения. Ей поручено следить за тем, чтобы ничто не вырывалось в сторону, в собственный закон, а именно сопрягалось в целое и поворачивалось в дополнение его мысли... Поэтому она не принимает обычно ни логической выводимости и соподчинения, ни простой жизненной последовательности, хотя и бывает на неё похожа; её цель - расположить все куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи»
(«Теория литературы», [кн. 3], 1965, с. 425).
Каждое произв. сочетает как общие, «типовые» для данного рода, жанра или направления способы К. (например, троекратные повторы в сказках, узнавание и умолчание в драмах «интриги», строгая строфическая форма сонета, ретардация в эпике и драме), так и индивидуальные, свойственные данному писателю или отдельному произведению (так, в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» ведущий принцип К. персонажей и их системы - полярность, в том числе нарочито мнимая: Николай I - Шамиль).
В современном литературоведении бытует и более локальное использование термина «К.». При этом единицей, компонентом К. выступает такой «отрезок» произведения (текста), в пределах которого сохраняется один способ или ракурс изображения - динамическое Повествование или статическое Описание, характеристика, Диалог, Лирическое отступление и т.д. Простейшие единицы слагаются в более сложные компоненты (цельная зарисовка портрета, психического состояния, воспроизведение разговора и т.д.). Еще более крупным и самостоятельным компонентом является сцена (в эпосе, драме). В эпосе она может состоять из ряда форм изображения (описание, повествование, монолог); в неё могут войти портрет, пейзаж, интерьер; но на всём её протяжении сохраняется один ракурс, выдерживается определённая точка зрения - автора или персонажа-участника, или стороннего наблюдателя-расказчика; иначе: каждая сцена
«изображается» непременно чьими-то глазами. Именно сочетание форм изложения и определенных «точек зрения», их взаимосвязанность и единство и составляют К. в этом смысле.
Своеобразна К. стихотворных произведений, особенно лирических; её отличают строгая соразмерность и взаимообусловленность метрико-ритмических единиц (Стопа, стих, строфа), синтаксических отрезков и интонаций, а также непосредственно-смысловых единиц (тем, мотивов, образов; см. Стих, Стихотворение, Поэзия и Проза).
В литературе 20 в. усиливается активность композиционного начала, что отразилось в возникновении понятия Монтаж (сначала применительно к кино, потом - к театру и литературе).
В пластических искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.). К. организует как внутренне построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем.
К. в архитектуре имеет своей основой гармоническое соотношение идейно-художественных принципов, функционального назначения, конструктивных особенностей и градостроительной роли зданий, сооружений и их комплексов. К. определяет облик, планировочное и объемно-пространственное построение города в целом либо архитектурного ансамбля, отдельного здания или сооружения. Принципы К. там, где они выступают в органическом единстве с художественно отраженными в них принципами конструкции, совместно образуют структурное соотношение нагрузки и опоры, архитектонику сооружения. К. в изобразительном искусстве представляет собой конкретную разработку идейной и сюжетно-тематической основы произведения с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т.д. Типы К. разделяются на
«устойчивые» (где основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в геометрическом центре произведения) и «динамические» (где основные композиционные оси пересекаются под острым углом, господствуют диагонали, круги и овалы),
«открытые» (где преобладают центробежные разнонаправленные силы, а изображение всемерно раскрывается зрителю) и «закрытые» (где побеждают центростремительные силы, стягивающие изображение к центру произведения). Устойчивые и закрытые типы К. преобладают, например, в искусстве Возрождения, динамические и открытые - в искусстве барокко. В истории искусства большую роль сыграли как сложение общепринятых композиционных канонов (например, в древневосточном, раннем средневековом искусстве, в искусстве Высокого Возрождения, классицизма), так и движение от традиционных жёстких канонических схем к свободным композиционным приёмам; так, в искусстве 19-20 вв. большую роль сыграло стремление художников к свободной К., отвечающей их индивидуальным творческим особенностям.
О К. в музыке, т. е. о структуре музыкального произведения, см. Музыкальная форма.
2) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение, конечный результат творческого труда композитора или художника.
3) Сложное художественное произведение, включающее различные виды искусств (например, литературно-музыкальная К.).
4) Сочинение музыки. В музыкальных учебных заведениях (училищах, консерваториях) преподается как особый учебный предмет (в советских музыкальных учебных заведениях носит название сочинения). Обучение композиции тесно связано с изучением таких музыкально-теоретических предметов, как Гармония, Полифония, Инструментовка, анализ музыкальных произведений.
Лит.: Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921; Томашевский Б., Теория литературы. Поэтика, 6 изд., М. - Л., 1931; Алпатов М. В., Композиция в живописи, М. - Л., 1940: Теория литературы, [кн. 2], М., 1964, с. 433-34, [кн. 3], М., 1965, с. 422-42; Лотман Ю. М., Структура художественного текста, М., 1970; его же, Анализ поэтического текста, Л., 1972; Успенский Б., Поэтика композиции, М., 1970; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, М., 1971; Schmarzow А., Kompositionsgesetze in der Kunst des Mittelalters, Bd 1-2, Bonn - Lpz., 1920-22.
В. E. Хализев, В. С. Турчин.


Композиция (математическое)
общее название для операции, производящей из двух элементов а и b третий элемент с = а*b. Например, К. двух функций ƒ(x) и g (x) называют функцию h(x) = f [g(x)]. В математическом анализе и теории вероятностей К. называют некоторые другие способы образования из двух функций ƒ(x) и g (х) третьей функции h(x) = ƒ(x)*g (x), например:
12/12031188.tif.

Композиционный    Композиция    Комполка