Декоративно-Прикладное Искусство

Декоративно-Прикладное Искусство в Энциклопедическом словаре:
Декоративно-Прикладное Искусство - область декоративного искусства:создание художественных изделий, имеющих практическое назначение вобщественном и частном быту, и художественная обработка утилитарныхпредметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения,одежда, украшения, игрушки и т. д.). При обработке материалов (металл,дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладномискусстве используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба,роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т. д. Произведениядекоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды,окружающей человека, и эстетически ее обогащают. Они обычно тесно связаныс архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке,в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс. Возникнув вглубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной изважнейших областей народного творчества, его история связана схудожественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностьюпрофессиональных художников и народных мастеров, с нач. 20 в. также схудожественным конструированием.

Определение «Декоративно-Прикладное Искусство» по БСЭ:
Декоративно-прикладное искусство - раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями Д.-п. и. могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Наряду с делением произведений Д.-п. и. по их практическому назначению в научной литературе со 2-й половины 19 в. утвердилась классификация отраслей Д.-п. и. по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.).
Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в Д.-п. и. и его непосредственной связью с производством (см. Художественная промышленность). Решая в совокупности, как и Архитектура, практические и художественные задачи, Д.-п. и. одновременно принадлежит к сферам создания и материальных, и духовных ценностей. Произведения Д.-п. и. неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения Д.-п. и. своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру.
Эстетически насыщая среду, окружающую человека, произведения Д.-п. и. в то же время как бы поглощаются ею, т.к. обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в неё др. предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное содержание произведений Д.-п. и. может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и с человеком.
Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными возможностями и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественного изделия. Нередко в Д.-п. и. красота материала, пропорциональные соотношения частей, ритмическая структура служат единственными средствами воплощения эмоционально-образного содержания изделия (например, лишённые декора изделия из стекла или др. ничем не тонированных материалов). Здесь наглядно проявляется особое значение для Д.-п. и. чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка, использование которых и роднит Д.-п. и. с архитектурой. Эмоционально-содержательный образ зачастую активизируется образом-ассоциацией (сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека, животного, её отдельными элементами, с каким-либо др. изделием - колоколом, балясиной и т.п.). Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на его образную структуру. Нередко именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произведением Д.-п. и.
Обладая собственной эмоциональной выразительностью, своим ритмом и пропорциями (нередко контрастными по отношению к форме, как, например, в изделиях хохломских мастеров, где скромная, простая форма чаши и нарядная, праздничная роспись поверхности различны по своему эмоциональному звучанию), декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе. В Д.-п. и. для создания декора широко привлекаются Орнамент и элементы (порознь или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже - графика). Средства изобразительных искусств и орнамент служат в Д.-п. и. не только для создания декора, но порой проникают и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды в виде цветка, плода, фигуры птицы, зверя, человека). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделия (узор решётки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра). Необходимость согласовать декор с формой, изображение - с масштабом и характером изделия, с его практическим и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных мотивов, к условности трактовки и сопоставления элементов натуры (например, сочетание в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и лебяжьей головы).
В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начал проявляется синтетический характер Д.-п. и. Произведения Д.-п. и. рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки получают в Д.-п. и. значение особо активных средств эстетического воздействия.
Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, Д.-п. и. на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим (относящимся к доисторической эпохе) произведениям Д.-п. и., охватывавшим самый широкий круг представлений о мире и человеке, свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала и к эстетике овеществлённого труда, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. Эта тенденция удержалась в приверженном традициям народном творчестве (см. также Народные художественные промыслы) вплоть до наших дней. Но с началом классового расслоения общества в стилевой эволюции Д.-п. и. ведущую роль начинает играть его особая ветвь, призванная обслуживать нужды господствующих общественных слоёв и отвечающая их вкусам и идеологии.
Постепенно всё большее значение приобретает в Д.-п. и. интерес к богатству материала и декора, к их редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы. Однако вплоть до середины 19 в. мастера Д.-п. и. сохраняют цельность пластического мышления и ясность представления об эстетических связях между предметом и средой, для которой он предназначен. Становление, эволюция и смена художественных стилей в Д.-п. и. протекали синхронно с их эволюцией в др. видах искусства. Тенденции эклектизма в художественной культуре 2-й половины 19 в. приводят к постепенному оскудению эстетического качества и образно-эмоционального содержания Д.-п. и. Утрачивается связь между декором и формой, художественно решённый предмет подменяется украшенным. Засилью безвкусицы и обезличивающему воздействию на Д.-п. и. массового машинного производства художники пытались противопоставить уникальные предметы, изготовленные по их проектам в условиях ремесленного (мастерские У. Морриса в Великобритании, «Дармштадтская колония художников» в Германии)
или фабричного (Немецкий Веркбунд) труда, возродить образно-эмоциональную цельность и идейную содержательность художественно осмысленной среды (см. «Модерн», Югендстиль). На новых идеологических и эстетических основах эти попытки были развиты после Великой Октябрьской социалистической революции, открывшей перспективы создания художественно содержательной среды для труда и быта самых широких масс. Её идеи и цели вдохновляли художников, видевших в искусстве одно из действенных средств революционной агитации (например, так называемый агитационный фарфор 1918-25, см. Фарфоровый завод имени М. В Ломоносова). Задача создания комплексного убранства квартиры рабочего, рабочих общежитий, клубов, столовых, удобной спецодежды, рационального оборудования рабочего места, рассчитанных на массовое фабричное изготовление, открывала путь для творческих исканий конструктивистов в СССР (см. Производственное искусство), функционалистов в Германии (см. «Баухауз»)
и др. странах, что во многом предваряло появление Дизайна. Возрождение народных промыслов в СССР и пробудившийся в 1930-е гг. интерес к русскому художественному наследию сыграли видную роль в освоении советскими мастерами Д.-п. и. лучших технологических и художественных традиций прошлого. Однако подход к произведениям Д.-п. и. с мерками станкового искусства, погоня за парадностью изделий, особенно сильно давшие себя знать в первые годы после Великой Отечественной войны, заметно тормозили развитие Д.-п. и. С середины 1950-х гг. в СССР наряду с поисками функциональных и художественно-выразительных форм и декора для повседневных бытовых вещей, производимых фабричным способом, художники заняты созданием уникальных произведений, в которых эмоциональность образа сочетается с многообразием приёмов обработки простейших материалов, со стремлением выявить всё богатство их пластических и декоративных возможностей. Такие произведения (так же как и нарядные, уникальные в силу своей рукодельности произведений народного Д.-п. и.) призваны служить зрительными акцентами в художественно организованной среде, образуемой главным образом менее индивидуализированными по форме художественными изделиями заводского изготовления и предметами, которые создаются на базе дизайнерского проектирования.
Об отдельных отраслях, разновидностях и видах техники Д.-п. и. см. статьи: Батик, Ваза, Веер, Вышивка, Гобелен, Игрушка, Инкрустация, Интарсия, Керамика, Ковёр, Ковка, Кружево, Лаки художественные,
Майолика, Маркетри, Мебель, Набойка, Насечка, Резьба, Роспись декоративная, Сосуды художественные, Стекло, Терракота, Тиснение, Ткани художественные, Фарфор, Фаянс, Филигрань, Хрусталь, Чеканка, Чернь, Шпалеры, Эмали, Ювелирное искусство.
Лит.: Аркин Д., Искусство бытовой вещи, М., 1932; Каган М., О прикладном искусстве, Л., 1961; Салтыков А. Б., Избранные труды, М., 1962; Чекалов А. К., Основы понимания декоративно- прикладного искусства, М., 1962; Magne L., L’art appliqu
й aux mйtiers, v. 1-8, P., 1913-1928; Bossert H. T. [Hrsg.], Geschichte des Kunstgewerbes aller Zeiten und Vцlker, Bd 1-6, В., 1928-35; Marangoni G., Clementi A., Storia dellarredamento, v. 1-3, Mil., 1951-52.
И. Л. Глозман.
Декоративно-прикладное искусство. А. Якобсен. Настольная лампа. Железо. 20 в.

Декоративно-прикладное искусство. Камин. Сталь и золочённая медь. Тула. Конец 18 в. Музей Виктории и Альберта. Лондон.

Декоративно-прикладное искусство. Кресло. Дерево, резьба, золочение. Англия. Конец 18 в.

Декоративно-прикладное искусство. А. Ш. Буль. Футляр для часов. Дерево, инкрустация (слоновая кость, бронза, олово, панцирь черепахи). Нач. 18 в. Лувр. Париж.

Декоративно-прикладное искусство. Столик для письма. Дерево, лак. Япония. Ок. 1605. Национальный музей. Токио.

Декоративно-прикладное искусство. Бра в стиле П.Гутьера. Бронза, чеканка, золочение. Франция. 2-я пол. 18 в.

Декоративно-прикладное искусство. Фигурный кувшин. Бронза. Фландрия. 14 в. Национальный музей. Флоренция.

Декоративно-прикладное искусство. Светильник. Керамика. Нигерия. Музей этнографии. Гамбург.

Декоративно-прикладное искусство. А.Бриоско (Риччо). Чернильный прибор.Бронза. 16 в.

Декоративно-прикладное искусство. Костяной гребень с резным «Благовещением». Испания. 15 в. Национальный музей археологии. Мадрид.

Декоративно-прикладное искусство. Ящик для драгоценностей из гробницы Тутанхамона. Дерево, кость. Древний Египет. Ок. 1350 до н.э. Египетский музей. Каир.

Фаянсовое блюдо из Нишапура. Иран. 9-10 вв. Археологический музей. Тегеран.

Маски-подвески из слоновой кости. Бенин. 15-16 вв. Музей искусства примитивов (Нью-Йорк) и Британский музей (Лондон).

Бархат с золотыми и серебряными нитями. Генуя. Середина 16 в. Городской музей старинного искусства. Турин.

Декоративно    Декоративно-Прикладное Искусство    Декоративно-прикладной