Юм

Юм в Энциклопедическом словаре:
Юм - (Hume) Аллан Октавиан (1829-1912) - англичанин, участник индийскогонационального движения, один из основателей и руководителей Индийскогонационального конгресса.


Дейвид (1711-76) - шотландский философ, историк, экономист. В ''Трактатео человеческой природе'' (1739-40) развил учение о чувственном опыте(источнике знаний) как потоке ''впечатлений'', причины которых непостижимы.Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой. Отрицал объективныйхарактер причинности и понятие субстанции. Разрабатывал теорию ассоциацииидей. В этике развил концепцию утилитаризма, в политэкономии разделялтрудовую теорию стоимости А. Смита. Учение Юма - один из источниковфилософии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма. (Hume) Дейвид (26апреля 1711, Эдинбург - 25 августа 1776, там же), шотландский философ иисторик. Оказал решающее воздействие на возникновение в 19 в. традициипозитивизма, а в 20 в. - на развитие аналитической философии. Жизнь итрудыУчился в Эдинбургском университете, затем работал клерком в торговойфирме. В 1734-36 находился во Франции, где подготовил свой главный труд -''Трактат о человеческой природе'' (первые две книги вышли в 1739, третья в1740). Вопреки ожиданиям автора, ''Трактат'' не вызвал интереса у широкойпублики, однако опубликованные в 1741-42 эссе на различные темы уже имелиуспех. Попытки сделать академическую карьеру окончились неудачей из-запротиводействия представителей Церкви Шотландии, видевших в нем опасногоскептика и даже атеиста. В 1748 выходит ''Исследование о человеческомпознании'', в 1751 ''Исследование о принципах морали'' - переработанные исокращенные варианты первой и третьей книг ''Трактата''. Приблизительно вэто же время написаны ''Диалоги о естественной религии'', опубликованныепосмертно в 1779; в 1752 Юм издает эссе на экономические темы. Работа вкачестве библиотекаря Эдинбургского общества адвокатов дала Юмувозможность собрать богатый фактический материал для восьмитомной ''ИсторииАнглии'' (1754-62). В 1757 была опубликована ''Естественная историярелигии''. Участие в 1763-66 в дипломатической миссии в Париже в качествеличного секретаря британского посла позволило Юму познакомиться сфранцузскими просветителями, у которых он встретил горячий прием(некоторые из них ошибочно принимали его за атеиста). В 1767-68 Юм былпомощником государственного секретаря. Автобиографическое эссе Юма ''Мояжизнь'' было издано через год после его смерти его другом Адамом Смитом.Учение об опытеВ ''Трактате'' и в ''Исследованиях'' Юм говорит о необходимостисовершенствования ''моральной философии'' как универсальной науки очеловеке, которой, в отличие от ''естественной философии'' (естествознания),еще предстоит стать подлинно эмпирической наукой.В духе сенсуализмаисточником знания Юм считает опыт, складывающийся из ''восприятий''(perceptions), которые Юм разделяет на ''впечатления'' и ''идеи''. Впечатленияотличаются яркостью и живостью, они - исходные элементы чувственногоопыта; Юм делит их на впечатления ощущения и впечатления рефлексии. Идеисуть копии впечатлений, уступающие им по степени яркости и живости. Идеиразделяются на простые, происходящие из конкретных впечатлений и имсоответствующие, и сложные (модусы, субстанции и отношения).Психологический механизм связи восприятий Юм усматривает в принципеассоциации (непознаваемом по существу), благодаря которому из простых идейобразуются сложные. Юм подробно анализирует три типа ассоциации идей: посходству, по смежности в пространстве и во времени и, наконец, наиболеераспространенный тип - по причинности.Юм предлагал отказаться от идеисубстанции, считая ее фикцией воображения. Восприняв аргументацию ДжорджаБеркли против материальной субстанции, Юм шел дальше, подвергая критикетакже и понятие духовной субстанции. Такой же фикцией выступает для Юмасоздаваемое воображением тождество личности, понимаемой им как ''связка илипучок... различных восприятий''.Вслед за Беркли он заменяет абстрактныепонятия конкретными идеями-представлениями, скопированными с яркихчувственных впечатлений, и подчеркивает при этом сигнальную роль языка,способного вызвать нужную идею. Принятое со времен Джона Локка разделениепервичных и вторичных качеств Юм считает лишенным смысла, полагая, что всекачества имеют чувственно-субъективный характер. Идея причинностиВ центретеоретической философии Юма - анализ проблемы причинности, т. е.необходимой связи между двумя событиями, которую Юм считает недоказуемой:каузальные и логические связи не совпадают, действие не содержится впричине, не похоже на нее и невыводимо из нее. Основанием причинности неможет быть и опыт, так как мы не наблюдаем связь причины и действия, аимеем лишь впечатления совместного появления двух событий. Ожидание того,что будущая последовательность событий будет похожа на прошлую (например,солнце завтра взойдет), основывается исключительно на вере, источникомкоторой является привычка. Привычное соединение впечатлений и идей,сопровождающееся особым чувством обязательности, и создает, по Юму, идеюнеобходимой связи причины и действия. Таким образом, ''необходимость естьнечто существующее в уме, а не в объектах...''. Анализ проблемы причинностиЮма оказал влияние на возникновение ''критической философии'' Канта.Аффекты. ''Симпатия''Волей человека, по Юму, руководят именно аффекты, а неразум. Разум сам по себе не способен нейтрализовать действие какого-либоаффекта, это может сделать только другой аффект. Все аффекты Юм делит наспокойные (например, чувство прекрасного) и бурные (например, любовь илиненависть). Особое место среди описываемых им аффектов занимает аффектсимпатии, которая оживляет все другие аффекты. Она возникает в результатевоображаемого перенесения себя на место другого человека, испытывающегоопределенные душевные переживания.ЭтикаПодчеркивая важнейшую рольчувственности в морали, Юм стоял на позиции этическогоантиинтеллектуализма, для него характерно также неприятие религиозногообоснования нравственности. Он подчеркивал, что многие философы-моралистыне объясняют переход в рассуждениях от сущего к должному. В целом, по Юму,этика занимается мотивами поступков, которые в конечном итогеобусловливаются психологическими особенностями людей. В его ученииутилитаризм сочетается с альтруизмом.Философия религииВ ''Естественнойистории религии'' Юм показывал укоренность религиозных представлений вособенностях ''природы человека''. Он считал, что монотеизм не был раннейрелигией человечества. Заботы о житейских делах, надежды и страхи, аотнюдь не простое и незаинтересованное созерцание природы явились,согласно Юму, источником религиозных представлений. Положительно относилсяон и к известной гипотезе, что прототипом богов древних религий былиреальные люди, ставшие благодаря своим особым достоинствам предметомвосхищения народа. В знаменитой главе ''О чудесах'', включенной в''Исследование о человеческом познании'', он доказывал, что описаниявсевозможных чудес противоречат свидетельством чувств и здравого смысла.Критическая аргументация Юма была призвана показать не невозможность чудескак таковых, а невозможность разумной веры в чудеса, представляющие собойнарушения законов природы. Свою позицию он, как и деисты, называл''естественной религией'', в основе которой лежит допущение непознаваемойвысшей причины.Сочинения:Сочинения: В 2 т. М., 1996.Inquiries concerningthe Human Understanding and concerning the Principles of Morals / Ed. byL. A. Selby-Bigge. Oxford, 1975.Treatise of Human Nature / Ed. by L. A.Selby-Bigge. Oxford, 1978.Литература:Виноградов Н. Д. Философия ДавидаЮма. М., 1905-11. Ч. 1-2.Нарский И. С. Философия Давида Юма. М.,1967.Basson A. H. David Hume. Harmondsworth, 1958.Jedynak S. Hume.Warszawa, 1974.Ayer A. J. Hume. Oxford, 1980.А. Ф. Грязнов''АНИТЕ'' (L Humanite) - французская еженедельная газета, с 1920центральный орган Французской коммунистической партии (в 1904-1920 органСоциалистической партии), Париж. Основана Ж. Жоресом.

Значение слова Юм по словарю Даля:
Юм
м. более мн. юмы, груды, ряды обжигаемого кирпича.

Определение слова «Юм» по БСЭ:
Юм (Hume)
Дейвид (7.5.1711, Эдинбург, Шотландия, - 25.8.1776, там же), английский философ, историк, экономист и публицист. Сформулировал основные принципы новоевропейского Агностицизма; предшественник Позитивизма. Родился в семье небогатого шотландского дворянина. Получил юридическое образование в Эдинбургском университете. В 1739 опубликовал главное сочинение «Трактат о человеческой природе».
В 1753-62 работал над восьмитомной «Историей Англии», в которой выразил претензии «новых» тори на роль лидеров блока двух партий английской буржуазии. В 1763-66 на дипломатической службе в Париже. В последние годы жизни участвовал в работе Научного общества в Шотландии. Славу на родине Ю. принесли
«Эссе» (1741) на общественно-политические, морально-эстетические и экономические темы.
Теория познания Ю. сложилась в результате переработки им субъективного идеализма Дж. Беркли в духе агностицизма и Феноменализма. Первичными восприятиями Ю. считал впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичными - впечатления внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти). Считая проблему отношения бытия и духа теоретически неразрешимой, Ю. заменил её проблемой зависимости простых идей (т. е. чувственных образов) от внешних впечатлений. Отвергая отражение в сознании объективных закономерностей бытия, Ю. толковал образование сложных идей как психологические ассоциации простых идей друг с другом.
С убеждением Ю. в причинном характере процессов ассоциирования связан центральный пункт его гносеологии - учение о причинности. Поставив проблему объективного существования каузальных (причинных) связей, Ю. решал её агностически: он полагал, что эта проблема недоказуема, т. к. то, что считают следствием, не содержится в том, что считается причиной, и не похоже на неё. Психологический механизм, вызывающий убеждение людей в объективном существовании причинности, основан, по Ю., на восприятии следования во времени события Б после А, а также регулярности появления Б после А; эти факты принимаются за свидетельство необходимого порождения следствия причиной; эта ошибка перерастает в устойчивую ассоциацию ожидания, в привычку, и, наконец, в
«веру», что в будущем всякое появление А повлечёт за собой появление Б. Если, по Ю., в науках о природе убеждение в существовании причинности основано на внетеоретической вере, то в области наук о психических явлениях каузальность бесспорна, ибо она действует как механизм ассоциирования. Согласно Ю., каузальность надо превратить в ветвь психологии, что он и стремился осуществить.
Отвергая свободу воли с позиций психического детерминизма, Ю. использовал этот вывод для критики понятия духовной субстанции. Личность, по Ю., есть «... связка или пучок... различных восприятий, следующих друг за другом...» (Соч., т. 1, М., 1965, с. 367). Критика духовной субстанции перерастала у Ю. в критику религиозной веры, которой он противопоставлял привычки обыденного сознания и расплывчатую «естественную религию».
В основе этики Ю. - концепция неизменной человеческой природы. Человек, по Ю., - существо слабое, подверженное ошибкам и капризам ассоциаций; образование приносит ему не знания, но привычки. Вслед за А. Шефтсбери и Ф. Хатчесоном Ю. считал, что моральные оценки проистекают из чувства удовольствия. От этого гедонистического принципа Ю. перешёл к утилитаризму. Но в поисках мотивов, которые заставили бы людей следовать требованиям
«общественного блага», он обращался к альтруистическому чувству общечеловеческой «симпатии», которое противопоставлял индивидуализму.
Эстетика Ю. сводилась к психологии художественного восприятия; прекрасное он толковал как наиболее пригодное к достижению практических целей.
В социологии Ю. был противником как феодально-аристократических, так и буржуазных договорных концепций происхождения государства. Общество, по Ю., возникло в результате разрастания семей, а политическая власть - из института военных вождей, которым народ
«привык» подчиняться. Согласно Ю., степень законности власти зависит от продолжительности правления и соблюдения принципа частной собственности. В политической экономии Ю. отвергал Меркантилизм и близко подошёл к трудовой теории А. Смита. Наряду с Ш. Монтескье Ю. был представителем т. н. количественной теории металлистических денег.
Под влиянием идей Ю. развивалось большинство позитивистских учений 19-20 вв., вплоть до эмпириокритицизма, неопозитивизма и лингвистической философии.
Соч.: The philosophical works, v. 1-2, L., 1890; то же, v. 1-2, L., 1898; Political discources, Edin., 1752; The life of D. Hume, esquire, written by himself, L., 1777; The letters of D. Hume, v. 1-2, Oxf., 1932; New letters of D. Hume, Oxf., 1954; в рус. пер. - Сочинения, т. 1-2, М., 1965; Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А., Эстетика, М., 1973.
Лит.: Энгельс Ф., Положение Англии. Восемнадцатый век, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1; его же, Развитие социализма от утопии к науке, там же, т. 19; его же, Л. Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Маркс К., Теории прибавочной стоимости, там же, т. 26, ч. 1-2 (по указат.); Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18; Виноградов Н. Д., Философия Д. Юма, т. 1-2, М., [1905-11]; Роговин С. М., Деизм и Д. Юм, М., 1908; Михаленко Ю, П., Философия Д. Юма - теоретическая основа английского позитивизма 20 века, М., 1962; Нарский И. С., Философия Д. Юма, М., 1967; его же, Давид Юм, М., 1973; Burton J. Н., The life and correspondence of D. Hume, v. 1-2, Edin., 1866; Kemp Smith N., The philosophy of D. Hume, L., 1949; Mac Nabb G. C., D. Hume. His theory of knowledge and morality, L., 1951; Leroy A. L., D. Hume, P., 1953; Basson A. Н., D. Hume, Harmondsworth, 1958; Zabeeh F., Hume, precursor of modern empiricism, The Hague, 1960; David Hume. A Symposium, ed. by D. F. Pears, L., 1963; Mossner E. G., The life of D. Hume, Oxf., 1970; Hume and the Enlightenment. Essays presented to Е. C. Mossner, ed. by W. B. Todd, Edin., 1974; Forbes D., Humes philosophical politics, Camb., 1975; Jessop T. E., A bibliography of David Hume and of Scottish philosophy from Francis Hutcheson to Lord Balfour, L., 1938.
И. С. Нарский.
Д. Юм.

Юлтый    Юм    Юм Давид