Мане

Мане в Энциклопедическом словаре:
Мане - (Manet) Эдуар (1832-83) - французский живописец. Переосмысливалобразы и сюжеты старых мастеров в духе современности (''Завтрак на траве'',''Олимпия'', обе - 1863), создавал произведения на бытовые, исторические,революционные темы. Работам Мане присущи свежесть и острота восприятия(''Завтрак в мастерской'', 1868; ''Бар ''Фоли-Бержер'', 1881-82). Один изосновоположников импрессионизма, в 70-х гг. обратился к светлой пленэрнойживописи (''Аржантей'', 1874).


(Manet) Эдуар (23 января 1832 - Париж - 30 апреля 1883, там же),французский художник. Годы ученияРодился в семье крупных чиновников.Рисовать начал еще в коллеже. Воспротивившись предназначавшейся емукарьере юриста, поступил в морскую школу. В 1848 отправляется в поход накорабле в Рио-де-Жанейро. В начале 1850 вместе со своим другом по гимназииА. Прустом (в будущем - автор воспоминаний о Мане) учится в Школе изящныхискусств в Париже у Т. Кутюра, известного мэтра салонного и академическогоискусства, прославившегося картиной ''Римляне эпохи упадка'' (1847, Лувр). Вотличие от многих своих современников-новаторов, надолго незадерживавшихся в мастерских профессоров, Мане провел у Кутюра шесть лет,усваивая навыки четкого рисунка и его моделировки цветом, законыкомпозиционного построения. Мане много путешествует, посещает Нидерланды,Австрию, Италию, а позже Германию, Испанию и Англию. Как и в собранияхЛувра, его везде интересуют ''секреты'' живописи старых мастеров,преимущественно Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Халса, Рембрандта, Рубенса,Ван Дейка, Ватто и Шардена, а среди новых - Делакруа. Часто он делаеткопии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные.Уничтожив работы, исполненные в мастерской Кутюра, он решает начатьработать самостоятельно, выставляется в парижском Салоне.Мане и Бодлер.Испанская темаПервое значительное произведение - картина ''Любительабсента'' (1858-59, Ну Карлсберг, Глиптотека, Копенгаген), в которой втрадиции живописи Веласкеса представлен деклассированный пропойца -наследник романтических бродяг; сюжет картины мог быть инспирированвлиянием Ш. Бодлера, с которым художник познакомился в это время. Втрадициях старых мастеров исполнен и ''Портрет родителей'' (1860, частноесобрание, Париж), выполненный как жанровая картина; Мане одним из первыххудожников заметил отчужденность людей друг от друга, изображенные имперсонажи находятся рядом, но словно не обращают внимания на окружение.Одновременно художник разрабатывает ''испанскую'' тему. Так, он создает''Лолу из Валенсии'' (1862, Музей д Орсе, Париж) - портрет испанскойартистки на фоне театральных кулис, ''сокровище с розово-черным мерцанием''(Бодлер). К ''испанскому'' циклу относятся также ''Гитарерро''(Метрополитен-музей) и ''Викторина Меран в костюме эспады'' (там же).Увлечение испанской темой заметно ослабевает после поездки в Испанию в1865. Картина ''Музыка в Тюильри'' (1860, Национальная галерея, Лондон) -образ нарядно одетой толпы в оболочке бытового жанра.''Завтрак на траве'' и''Олимпия''В 1863 Мане пишет картину ''Завтрак на траве'' (Музей д Орсе,Париж), которая под названием ''Купание'' была выставлена в скандальноизвестном Салоне отверженных, где экспонировались произведения, непринятые официальным жюри. Разрушая традиционные каноны бытовой живописи,в частности, отказываясь от четкой сюжетной мотивировки, Маневоспользовался иконографическими мотивами картин ''Концерт'' Тициана (в 19в. приписывался Джорджоне), ''Паломничество на остров Киферу'' Ватто и''Девушки на берегу Сены'' Курбе, а для построения композиции - гравюройРаймонди с рисунка Рафаэля ''Суд Париса''.В том же году Мане пишет ''Олимпию''(Музей д Орсе, Париж). В представленном здесь образе обнаженной женщины наложе (как и в ''Завтраке на траве'', это Викторина Меран; в ногах женщиныпомещена черная кошка - бодлеровский символ из ''Цветов зла''), напоминающемво многом традиции жанра у Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Гойи и Энгра,присутствуют и приметы нового времени - черты марионетки и фетиша.Кпримерам ''чистой'' живописи относится ''Флейтист'' (1866, Музей д Орсе,Париж). В 1860-е гг. создаются ''Самоубийца'' (частное собрание), ''Пейзаж скатафалком'' (Метрополитен-музей), ''Христос и ангелы'' (там же), ''Мертвыйтореро'' (Национальная галерея, Вашингтон) и др. Картина ''Бой ''Кирседжа'' и''Алабамы'' (1864, Музей искусств, Филадельфия) представляет морскоесражение двух американских кораблей армии северян и южан, близ Шербура. В1867 Мане строит собственный павильон на всемирной выставке в Париже, длякоторой он создает не без влияния Гойи картину ''Расстрел императораМаксимилиана в Кверетаро'', повествующую о бесславной кончине ставленникаНаполеона III на мексиканский престол.Сближение с Золя, Моне иимпрессионистамиПосле смерти Бодлера художник сближается с Э. Золя, пишетего портрет. В картине ''Балкон'' (1868, Музей д Орсе, Париж) Мане, сочетаяпринципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людейдруг от друга. В 1874 - в год первой выставки импрессионистов, Мане едет''в малую столицу импрессионизма'' - Аржантей, где работают К. Моне и О.Ренуар. Его увлекают возможности пленэрной живописи, мазок в его картинахстановится более дробным, способным чутко улавливать и передавать нюансыизменчивой жизни природы. Однако Мане не до конца принимает принципынового искусства, о чем свидетельствует картина ''Аржантей'' (1874, Музейизящных искусств, Турне). В ''Нана'' (1877, Кунстхалле, Гамбург) художниксоздает образ содержанки в духе романов Золя; определенная''новеллистичность'' ощутима и в картине ''У папаши Латюйль'' (Музей изящныхискусств, Турне).Поздние произведенияВ парных композициях начала 1880-хгг. ''Весна. Портрет Демарси'' (Метрополитен-музей) и ''Осень. Портрет Лоран''(Музей изящных искусств, Нанси), где изображенные артистки представленыкак аллегории времен года, ощущается некое предчувствие стиля модерн:плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры показаны впрофиль. В ''Осени'' мастер использует новую колористическую гамму, правда,уже открытую в композиции ''В лодке'' (1874, Метрополитен-музей), -сочетание оттенков голубого с коричневатыми тонами. В связи с намечающимся''возрождением'' техники пастели Мане пишет цветными мелками рядпроизведений (например, ''Портрет Ирмы Бруннер'', ок. 1882, Музей д Орсе,Париж), отличающийся тонкостью красочных отношений.Синтезом предшествующиххудожественных исканий Мане явилась картина ''Бар ''Фоли-Бержер'' (1881-82,Институт Курто, Лондон). Скучающая барменша на фоне огромного зеркала, вкотором отражается зал с посетителями и полуфигура пытающегося с нейзаговорить клиента, кажется одинокой среди великолепия разноцветныхбутылок с яркими наклейками и с цветной фольгой на горлышках, цветов вбокале и фруктов в хрустальной вазе. Тема ''выключенности'' человека изсреды и тут остается главной.Непосредственными ученицами Мане являлись Б.Моризо, Е. Гозалес и М. Кэссет, однако он оказал значительное влияние навсю группу художников-импрессионистов.Литература:Золя Э. Эдуар Мане: Пер.с франц. Л., 1935.Эдуар Мане: Альбом репродукций / Сост., авторпредисловия А. Барская. М., 1961.Эдуар Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания.Критика современников: Пер. с франц. / Сост., вступительная статья икоммент. В. Н. Прокофьева. М., 1965.Перрюшо А. Э. Мане: Пер. с франц. М.,1976.Чегодаев А. Д. Э. Мане. М., 1985.Meier-Graefe J. Manet. Muenchen,1912.Venturi L., Orienti M. Tutte le opera di E. Manet. Milano,1967.Ronart D., Wildenstein D. E. Manet: Catalogue raisonne. Paris, 1975.V. 1-2.В. С. ТурчинВИЧ Лев Ефимович (1898-1945) - разведчик, Герой Советского Союза(1965, посмертно), полковник (1935). В 20-е - нач. 30-х гг. добывал важнуюразвединформацию, был арестован итальянской фашистской контрразведкой. С1943 в фашистских лагерях. Умер от туберкулеза после освобождения.

Значение слова Мане по словарю Брокгауза и Ефрона:
Мане (Эдуард Manet, 1832-188 3) — французский живописец-жанрист и гравер, родоначальник импрессионистов (см.), с детства выказывал влечение к искусству; начал свою карьеру в морской службе и в юности совершил плавание на корабле в Рио-Жанейро. Это путешествие усилило его страсть к живописи, которой посвятил себя всецело по возвращении своем в Париж. М. поступил, в 1851 г., в ученики к Кутюру и занимался под его руководством около 6 лет. Покинув мастерскую этого художника, М. предпринял поездку в Голландию, Германию и Италию и изучал в музеях этих стран великих колористов, в особенности Рембрандта и Веласкеса. Вскоре, однако, он отрекся от всяких образцов и от всяких преданий, поставив себе задачей полный натурализм, сколь возможно верное и сильное воспроизведение общего впечатления природы, эффекта света и красочных пятен, без заботы о содержании картины, о красоте форм, выделке деталей и изяществе исполнения. Это направление художника приобрело ему многих порицателей, но также и многих хвалителей. Картины М., полные жизни и характера, писанные смелой, доходившей иногда до грубости кистью, долго не находили себе доступа в годичные парижские салоны, как произведения антихудожественные и порой безнравственные. Это побудило его, в 1867 г., устроить свою отдельную выставку. Двери салона открылись для него только 10 лет спустя, когда он сам и примкнувшая к нему группа искателей новизны и неприкрашенной естественности в искусстве мало-помалу завоевали себе расположение публики. Наиболее характеристичные картины M. — "Завтрак на траве" (1863), "Олимпия" (1865; находится в Люксембургском музее), "Любитель пива" (Bon bock, 1873), "Девочка, смотрящая на железнодорожный поезд" (1874), "Костюмированный бал в Парижской опере" (1874), "Нана", "Скачки в Булонском лесу" и нек. др. М. занимался также гравированием и, сверх снимков со многих из своих картин, прекрасно исполнил аквафортным способом воспроизведения "Мадонны с кроликом" Тициана, "Портрета Тинторетто", писанного им самим, и "Маленьких всадников" Веласкеса. А. С-в.

Определение слова «Мане» по БСЭ:
Мане (Manet)
Эдуар (23.1.1832, Париж, - 30.4.1883, там же), французский живописец. Сын чиновника. Жил в основном в Париже, где учился в Школе изящных искусств (1850-1856) у Т. Кутюра. Испытал влияние и копировал произведения мастеров итальянского Возрождения и 17 века (Джорджоне, Тициана, Д. Веласкеса, Ф. Халса и других), а также Ф. Гойи и Э. Делакруа. В ранних работах М. (конец 1850 - начало 1860-х годов), составляющих галерею остро переданных человеческих типов и характеров, жизненная достоверность образа в целом сочетается с романтизацией внешнего облика модели
(«Любитель абсента», 1859, Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген; «Лола из Валенсии», 1862, Музей импрессионизма, Париж). Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, М. стремился наполнить их современным звучанием, решить новые живописные задачи. Так, современники становятся персонажами картины
«Завтрак на траве» (1863, Музей импрессионизма), и тема, навеянная «Сельским концертом» Джорджоне (изображение одетых и нагих фигур на фоне пейзажа), приобретает здесь свою особую, хотя и несколько противоречивую эмоциональную напряжённость; острота творческого преломления натуры, тяготение к вневременным художественным формулам при умении сообщить зрителю ощущение определённой эпохи отличают картину
«Олимпия», где моделью для классического, обычно мифологизированного, мотива обнажённого тела служит подчёркнуто земная парижанка середины 19 века. Живопись М. на протяжении 1860-х годов постепенно освобождается от присущих ей ранее глухих и плотных тонов, чёрных теней, однако в ней сохраняются и даже усиливаются контуром контрасты между тёмными и светлыми зонами, отчего возникает некоторая плоскостность изображения; манера становится более свободной и вместе с тем более изощрённой, живописная ткань всё чаще обогащается прозрачными рефлексами и Валёрами. В 1860-е годы М. обращается к эпизодам современной истории
(«Казнь императора Максимилиана», 1867, Кунстхалле, Мангейм), позже, повторяя найденную композицию, откликается на события Парижской Коммуны 1871 («Расстрел коммунаров», акварель, 1871, Музей изобразит, искусств, Будапешт), и всё же проникновенное внимание М. к современной жизни в первую очередь проявляется в сценах, словно выхваченных из её будничного течения, почти лишённых действия и тем не менее полных лирической одухотворённости и внутренней значимости
(«Завтрак в мастерской», Новая галерея, Мюнхен; «Балкон», Музей импрессионизма; оба - 1868), а также в близких к ним по общей установке портретах (портрет Э. Золя, 1868, Музей импрессионизма). Обновляя бытовой жанр 19 века, М. поэтизирует заурядную на первый взгляд жизненную ситуацию, мир окружающих человека вещей, выявляет скрытую гармонию бытия. Предвосхитив своим искусством возникновение Импрессионизма, М. с конца 1860-х годов сближается с его мастерами (Э. Дега, К. Моне, О. Ренуаром) и с начала 1870-х годов переходит к пленэрной живописи. Ряд произведений
(«Аржантёй», Музей изящных искусств. Турне; «Моне и госпожа Моне в лодке», оба - 1874) несёт в себе черты этого метода (намеренная фрагментарность композиции, светонасыщенность, яркая, вибрирующая цветовая гамма); в то же время М. расходится с импрессионистами, сохраняя конструктивную ясность рисунка, ритмически организующего плоскость, оставляя в своей палитре серые и чёрные тона и в целом не изменяя бытовому жанру с его литературно-ассоциативной подосновой. С редкой наблюдательностью М. выбирает в суетной и пёстрой жизни большого города, в калейдоскопе мгновенных мизансцен наиболее характерные моменты; привлечённый не только их живописным эффектом, но и их психологическим содержанием, он, синтезируя свои наблюдения, возводит отдельные явление до ранга типического, раскрывает его комические, грустные или даже трагические стороны
(«Бал-маскарад в Опере», 1873, собрание Хавемейер, Нью-Йорк; «Нана», 1877, Кунстхалле, Гамбург). В своём самом значительном и последнем произведении «Бар „Фоли-Бержер"» (1881-1882, институт Курто, Лондон), посвященном теме призрачности счастья, столкновения мечты и реальности, одиночества человека в толпе М. достигает полного единства замысла, изящно-остроумного композиционного решения и живописного содержания. В 1870-е годы М. много работает в области портрета, перенося в неё основные проблемы своих сюжетных композиций, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей импрессионизма), пишет натюрморты и пейзажи, выступает как рисовальщик, мастер литографии и офорта.
Творчество М. принадлежит к числу тех явлений, которые как бы завершают сложение реалистических традиций во французском искусстве 19 века и в то же время их значительно обновляют; художественные проблемы, впервые поставленные и разрешаемые М., во многом определяют направленность исканий, характерных для изобразительного искусства последующего исторического периода.
Лит.: Золя Э., Эдуард Мане, перевод с французского, [Л., 1935]; [Барская А.], Э. Мане, М., 1961; Эдуард Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников, [перевод с французского], М., 1965; Jamot P., Widenstein G., Bataille M. L., Manet, v. 1-2, P., 1932; Hamilton G. H., Manet and his critics, New Hawen - L., 1954; Venturi М., OrientiS., L
’opera pittorica di Ed. Manet, Mil., [1967].
В. А. Калмыков.
Э. Мане.

Э. Мане. «Олимпия». 1863. Музей импрессионизма. Париж.

Мандулис    Мане    Маневр