Майя
Значение слова Майя по Ефремовой:
Майя - 1. Группы родственных по языку индейских племен в Центральной Америке, создавших древнюю культуру.
2. Индейский народ этноязыковой группы майя-киче, живущий в основном в Мексике.
3. Представители этого народа.
Тонкая легкая хлопчатобумажная
ткань.
Значение слова Майя по Ожегову:
Майя - Индейский народ в Мексике, создатель одной из древнейших американских цивилизаций
Майя Легкая хлопчатобумажная
ткань
Майя в Энциклопедическом словаре:
Майя - (юкатеки) - индейский народ в Мексике, Гватемале (п-ов Юкатан) иБелизе. 700 тыс. человек, в т. ч. в Мексике 670 тыс. человек (1992). Языкветви майя семьи майя-киче. По религии католики. Предки майя - создателиодной из древнейших цивилизаций Америки (связанной с ольмекскойкультурой), существовавшей на территории юго-восточной Мексики, Гондураса,Гватемалы. Сохранились развалины св. 100 городов, наиболее крупныеЧичен-Ица, Копан, Майяпан, Ушмаль, Тикаль.
в греческой мифологии
одна из Плеяд,
нимфа горы Киллены,возлюбленная Зевса и
мать Гермеса. В Др. Риме была отождествлена с богинейземли Майестой; ее праздники приходились на май (отсюда -
название месяца).
понятие древней и средневековой индийской философии, имеетнесколько значений,
наиболее известное, развитое
особенно вадвайта-веданте, -
иллюзорность всего воспринимаемого
мира, скрывающегопод видимым многообразием свою истинную
сущность, - Брахмана какединственная реальность.
легкая хлопчатобумажная ткань; выпускается отбеленной,гладкокрашеной и
набивной. Из майи шьют женские и детские платья.
Значение слова Майя по Религиозному словарю:
Майя - В индуизме творящая сила иллюзии. В сикхизме Брахма, Вишну и Шива являются порождением майи.
Значение слова Майя по словарю Брокгауза и Ефрона:
Майя (Maja) — краб сем. Majidae, характеризующегося своеобразной формой тела, а именно передний край вытянут в клювообразный придаток; ноги равной длины и только передняя пара обыкновенно покороче. М. squinado, verrucosa и др. в Атлантическом океане, Средиземном и друг. европейских морях. Съедобен. В. М. Ш.
Определение слова «Майя» по БСЭ:
Майя - индейский народ в Мексике (полуостров Юкатан) (340 тысяч человек, 1970) и в Белизе (13 тысяч человек). Язык М. относится к семье языков майя-киче. Часть М. знает испанский язык. По религии М. формально католики, но фактически у них сохраняются пережитки дохристианских верований. Основное занятие современных М. - земледелие.
М. - создатели одной из древнейших цивилизаций Америки, существовавшей на территории юго-восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы. Возникновение цивилизации М. тесно связано с ольмекской культурой в Мексике. Древние М. занимались подсечно-огневым земледелием, выращивая кукурузу, фасоль, тыкву, томаты, корнеплоды, хлопчатник; разводили индюков и собак, мясо которых шло в пищу; занимались также охотой, рыболовством и пчеловодством. В 1-м тысячелетии н. э. у М. появились города с каменными сооружениями. Известно более 100 городов, наиболее крупные: Тикаль, Копан, Чичен-Ица, Ушмаль. В 9 веке большинство городов М. погибло, по-видимому, вследствие вторжения руководимых тольтеками индейских племён.
В 10 веке на Юкатане возникло новое майя-тольтекское государство, в дальнейшем распавшееся на независимые города-государства. Господствующий слой в обществе М. составляли военная знать и жрецы (жречество имело сложную иерархию). У М. сохранялись пережитки родовых отношений, было развито рабство. Жители селений, составлявших территорию общины, несли различные повинности. В городах было развито ремесленное производство. Существовала многочисленная прослойка купцов. М. создали свою иероглифическую письменность (см. Майя письмо). Они обладали научными знаниями в области математики, медицины, астрономии (в частности, существовал детально разработанный календарь, с помощью которого они определяли сроки сельскохозяйственных работ). В религии М. особенно почитали божества дождя и ветра.
Из-за героического сопротивления М. начавшееся в 1527 завоевание Юкатана испанцами продолжалось многие десятилетия. М. неоднократно восставали и после установления независимости Мексики (крупнейшие выступления в 1847-54 и в 1904).
Древние сооружения М., помещенные на стилобатах, - четырёхгранные ступенчатые пирамиды, на усечённых вершинах которых находятся небольшие храмы (например, «Храм Солнца» в Паленке, 2-я половина 7 века), а также узкие длинные здания (резиденции правителей, жречества и знати), которые группируются вокруг замкнутых дворов, и площадки для культовых игр. Скульптура (первоначальный материал - дерево, затем - известняк), представленная рельефами на стенах храмов и стелах (весьма схематичными до 4 века, более естественными в 7 - начале 8 веков), получила особенное развитие во 2-й половине 8-9 веков, когда образовались местные школы (Пьедрас-Неграс, Паленке, Копан и Киригуа). В это время появились уравновешенные многофигурные композиции, в которых плоский рельеф свободно сочетался с горельефом. Совершенства достигла мелкая пластика (статуэтки из терракоты и изделия из полудрагоценных камней). Живопись М. представлена настенными росписями (яркие по цвету росписи храма в Бонампаке, 2-я половина 8 века) и изображениями на сосудах (мифологическая или историческая тематика). Известны рисунки в иероглифических рукописях М. (среди них своим художественным уровнем выделяются рисунки в «Дрезденской рукописи»).
В майя-тольтекский период на полуострове Юкатан крупными архитектурно-художественными центрами были города Чичен-Ица, Ушмаль и Майяпан.
Лит.: Ланда Д., Сообщение о делах в Юкатане. 1566 г., перевод со староиспанского, М. - Л., 1955; Народы Америки, т. 2, М., 1959; Кнорозов Ю. В., Письменность индейцев майя, М. - Л., 1963; Галленкамп Ч., Майя, перевод с английского, М., 1966; Кузьмищев В., Тайна жрецов майя, М., 1968; Кинжалов Р. В., Искусство древних майя, М. - Л., 1968; его же. Культура древних майя, Л., 1971 (библиография); Morley S. G., The ancient Maya, 3 ed., Stanford, [1956]; Сое M. D., The Maya, N. Y. - Wash., [1966]: Kidder A., Samayoa Chinchilla C., The art of the ancient Maya, N. Y., 1959; Martinez Paredez D., Un continent
й у una cultura. Мйх., 1960; Wadepuhl W., Die alten Maya und ihre Kultur, Lpz., 1964; Maya, Fribourg, [1964].
Фрагмент фигуры с факелом на фасаде «Трибуны для зрителей» в Копане. Камень. 8 в.
Каменная статуя и фрагмент колоннады «Храма воинов» в Чичен-Ице. 9-12 вв.
Мужская фигура. Терракота. Музей штата Табаско. Вилья-Эрмоса.
Дворец в Паленке. 7-8 вв.
«Королева». Деталь архитектурного декора из Ушмаля. Известняк. 10-12 вв. Национальный музей антропологии. Мехико.
Рельеф с изображением игрока в мяч. Известняк. Национальный музей антропологии. Мехико.
Обсерватория «Караколь» в Чичен-Ице. 9-12 вв.
«Эль Арко» (ложный свод) в Лабне. 8 в.
«Храм надписей» в Паленке. 7-8 вв.
Майя - Майя (санскр. -
видимость, иллюзия)
одно из важнейших и наиболее универсальных понятий древней и средневековой индийской религии, философии и культуры.
Первоначально, по-видимому, означало магическую
способность шамана, мага или жреца
преобразовывать друг в друга вещи и
события видимого мира.
Впоследствии из первоначального мифологического
представления развились три
концепции М., отразившие три
стороны её исходного
значения. Во-первых,
«энергетическая» концепция: М. как божественная творческая сила, ассоциирующаяся с рождающим женским началом («шакти»),
служащая необходимым дополнением образа любого индийского божества - способом его
раскрытия в
универсуме. Во-вторых,
«материальная» концепция: М. представляется «тканью»
любой действительности и конечным продуктом всякой (не
только божественной) деятельности и
таким образом приравнивается к понятию «сотворённая вселенная», противополагаясь несотворённому духовному началу. В-третьих,
«психологическая» концепция: М. выступает синонимом игры психических сил («хрида», или «лила»),
иллюзорности всего воспринимаемого и мыслимого, завесы, закрывающей от человеческого взора высшую
сущность бытия и
действительный смысл обыденного существования.
В философском
толковании адвайта-веданты
(учение «майя-вада») М. предстаёт как способность, промежуточная
между абсолютной реальностью (Брахманом) и абсолютной
нереальностью («круглый квадрат»). Она не сотворена и не уничтожима.
Противопоставление брахмана как абсолютной
реальности и М. как мира явлений позволило
основателю адвайта-веданты Шанкаре
создать законченную систему
метафизики, в которой
онтологические, гносеологические и
психологические антиномии и парадоксы решаются за счёт
введения понятия об уровнях реальности, образующих
структуру М.
В отдельных религиозных культах
(прежде всего в
Шиваизме) М. выступает в антропоморфном виде - как
супруга Шивы.
Лит.: Shastrо P. D., The doctrine of Mвyв in Vedanta. L., 1911; Deutsch E., Advaita-Vedanta, Honolulu, 1969; Saccidanandamurti K., Revelation and reason in Advaita-Vedanta, Waltair, 1959.
А. М. Пятигорский.
Майцзишань
Майя
Майя Письмо