Ибн Сина

Ибн Сина в Энциклопедическом словаре:
Ибн Сина - (латинизир. Авиценна - Avicenna,) (ок. 980-1037), ученый,философ, врач, музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и везиром приразных правителях. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма,отчасти неоплатонизма. Основные философские сочинения - ''Книга исцеления'',''Книга указаний и наставлений'' и др. - содержат также естественно-научныевоззрения, музыкально-теоретические положения Ибн Сины. Трактаты Ибн Синыбыли необычайно популярны на Востоке и на Западе; энциклопедиятеоретической и клинической медицины ''Канон врачебной науки'' (в 5 ч.) -обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатскихврачей - была много веков обязательным руководством, в т. ч. всредневековой Европе (ок. 30 латинских изданий). Абу Али ХусейнАбдаллах (латинизированное - Авиценна) (16 августа 980, Афшана, близБухары - 18 июня 1037, Хамадан, Иран), философ, ученый, поэт, врач. ЖизньИранец по происхождению. Его биография, составленная им самим (охватываетпервые 30 лет жизни) и продолженная его учеником ал-Джузджани, сохраниласьв трех близких редакциях. Начальное образование получил от отца -чиновника саманидской администрации, принадлежавшего к исмаилитам.Отличаясь незаурядными способностями, уже к 10 годам знал наизусть Коран иосвоил словесные дисциплины (грамматику персидского и арабского языков,поэтику, риторику, литературу и историю). Математику изучал у торговцаМахмуда Массоха, логику и фикх (мусульманское право) - у Исмаила Захида,медицину - у бухарского врача Абу Мансура Камари. Философии обучался уученого Абу Абдаллаха Натили, которого вскоре превзошел в знаниях. С 15лет начал заниматься самостоятельно и к 18 годам уже сложился как зрелыйученый; в это время он стал известен в Бухаре и как искусный врач. В 1002вскоре после смерти отца переезжает в столицу Хорезма Гургандж (нынеУргенч), научная жизнь которого концентрировалась вокруг ''АкадемииМамуна'', объединявшей крупных ученых. В 1008 после отказа Ибн Синыпоступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизньсменилась годами скитания по Хорасану и Табаристану. Некоторые работы онписал в седле во время своих долгих переездов. В 1015-24 жил в Хамадане,сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических игосударственных делах эмирата (занимал посты визиря и придворного врачаэмира Хамадана Шамс ад-Давла). После смерти эмира за попытку перейти наслужбу к правителю Исфахана на четыре месяца был заточен в крепость. Впоследние годы жизни служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла. ТрудыСохранилась значительная часть философских и научных сочинений Ибн Сины.Его работы, написанные в основном по-арабски (некоторые - на фарси),охватывают, помимо философских дисциплин, химию, геологию, грамматику,поэтику, историю, кораническую экзегетику, мистику. На формирование егофилософских взглядов оказали влияние труды ал-Фараби, которого Ибн Синаназывал своим вторым учителем после Аристотеля, а также неоплатонизм, сидеями которого он был знаком преимущественно по так называемой ''ТеологииАристотеля'' (извлечения из 4-6 разделов ''Эннеад'' Плотина). Главнаяфилософская работа Ибн Сины - энциклопедический труд ''Книга исцеления'' -состоит из четырех разделов: логики, физики, математических наук(геометрии, арифметики, музыки, астрономии) и метафизики. К этому трудупримыкает написанная на фарси ''Книга знания'' (''Даниш-намэ''). В сокращенномизложении философские идеи ''Книги исцеления'' содержатся в ''Книге спасения''(русский перевод фрагментов см.: Избранные произведения мыслителей странБлижнего и Среднего Востока. М., 1961. С. 219-229). ''Книга указаний инаставлений'', написанная в последние годы жизни, - итоговое изложение егофилософских идей, испытавшее влияние суфизма. Среди других работнаибольшее влияние на ученых Востока и Европы в течение несколькихстолетий имел ''Канон врачебной медицины''. Сохранились немногочисленныестихи (большей частью в форме рубаи).Философия В классификации философскихнаук и понимании предмета метафизики (сущее как таковое) Ибн Сина следовалАристотелю. Вслед за ал-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее,существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующееблагодаря себе (в нем сущность и существование тождественны, тогда как ввозможно сущем - различны). Абсолютно необходимо сущее - Бог для Ибн Сины,в отличие от Аристотеля, не только предельная причина всех других сущих,но и личность в соответствии с теистическим миропониманием ислама (см.Теизм). В то же время Ибн Сина расходится с доктриной креационизма,утверждая совечность мира Творцу (как необходимо сущее Бог снеобходимостью сообщает Себя вечно). Творение в вечности Ибн Синаобъяснял, в частности, с помощью неоплатонического понятия эманации,обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого кмножественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма онограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю некак конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элементлюбого возможного бытия.В философской повести ''Живой, сын Бодрствующего''Ибн Сина в аллегорической форме излагает учение об активном ''уме''(аристотелевско-неоплатонический нус), который ведет человека по путипознания высших абстрактных истин. Предметы физики и метафизикипредставлены здесь в образе космоса, по которому можно совершить мысленноепутешествие. Космос делится на три мира: материальный мир (Запад), мирвечных несотворенных форм (Восток) и земной, физический мир во всем егоконкретном многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единуюсубстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителемфилософского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное кпринятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнутапосредством интуитивного видения, которое предстает, таким образом,кульминацией процесса мышления.Сочинения:Книга знания. Сталинабад,1957.Канон врачебной медицины. Ташкент, 1956-60. Т. 1-5.Послание о любви.Тбилиси, 1976.Избранные философские произведения. М.,1980.Литература:Завадовский Ю. Н. Абу Али Ибн Сина: Жизнь и творчество.Душанбе, 1980.Шидфар Б. Я. Ибн Сина. М., 1981.Сагадеев А. В. Ибн Сина(Авиценна). М., 1985.Gardet L. La pense religieuse d Avicenne (Ibn Sina).Paris, 1951.Morewedge P. The Metaphysica of Avicenna. London, 1973.А. В.ЖуравскийИБН ТУФАЙЛЬ (латинизированная форма Абубацер - Abubacer) (ум. ок. 1185),арабский ученый, философ, государственный деятель, врач и секретарьправителей Гранады, Сеуты, Танжера, затем врач и придворный альмохадскогохалифа. В ''Повести о Хайе ибн Якзане'' (с 17 в. переведена на латинскийязык, затем почти на все европейские языки) рисуется картина духовногоразвития человека, заброшенного на уединенный остров.

Определение «Ибн Сина» по БСЭ:
Ибн Сина - Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (латинизированное - Авиценна) (980, с. Афшана, близ Бухары, - 18.6.1037, Хамадан), учёный, философ, врач, представитель восточного аристотелизма. Жил в Средней Азии и Иране, занимал должности врача и везира при различных правителях. Главные философские труды -
«Книга исцеления» (в сокращённом изложении - «Книга спасения»), «Книга указаний и наставлений»,« Книга знания» (на языке фарси).
Философия И. С. продолжает традиции восточного аристотелизма в области метафизики, гносеологии и логики, отчасти - онтологической концепции Неоплатонизма. И. С. отрицает сотворённость мира во времени, объясняя его как вневременную эманацию бога -
«первой причины» (ср. «Единое» Плотина), из которого в иерархическом порядке истекают разумы, души и тела небесных сфер.
Т. о., «универсальный разум» и «мировая душа» неоплатонизма дробятся у него на отдельные разумы и души согласно аристотелевской космологической схеме. Один бог, по И. С., обладает абсолютным существованием, всё же остальное само но себе только возможно, а действительно лишь благодаря богу. Однако природа, истекшая от бога через иерархию эманаций, в дальнейшем развивается по принципу самодвижения, будучи вместе с тем замкнутой во времени и пространстве. В социальном учении И. С. примечательна мысль о дозволительности вооружённого восстания против несправедливого правления.
Мусульманские богословы (в частности, Газали) обвиняли И. С. в ереси и атеизме, тогда как Ибн Рушд критиковал его с позиций более последовательного натурализма. Философские и естественно-научные трактаты И. С. пользовались большой популярностью на Востоке и на Западе в течение ряда столетий.
А. В. Сагадеев.
Сохранились немногочисленные стихи И. С. на арабском языке и на фарси. Основная тема его поэтического творчества - вечность материи, проповедь просвещения и науки. Характерные черты стихов И. С. - афористичность, простота художественно-изобразительных средств. Б. ч. его стихов на фарси написана в форме рубай. В своеобразных философских повестях
«Живой, сын Бодрствующего», «Послание о птице», «Саламан и Абсал» И. С. излагает свои идеи и взгляды в форме развёрнутой аллегории. Выступал и как теоретик литературы - в комментариях к «Поэтике» Аристотеля и в дошедшем до нас толковании стихов арабского поэта Ибн ар-Руми. Большую роль в становлении классического фарси как литературного языка сыграли научные сочинения И. С., прежде всего «Даниш-наме».
И. С. оказал влияние на классическую иранскую литературу, в меньшей мере - на арабскую, узбекскую и отчасти средневековую еврейскую литературы. С его повестью «Живой, сын Бодрствующего» некоторые исследователи связывают сюжет
«Божественной комедии» Данте.
И. И. Михайлов.
Важнейшее медицинское сочинение И. С. «Канон медицины» - медицинская энциклопедия в 5 частях, получило мировую известность и многократно переводилось на многие европейские языки. «Канон врачебной науки» - итог взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей, переиздавался на латинском языке около 30 раз и много веков был обязательным руководством в Европе и в странах Востока. В
«Каноне» излагаются теоретические основы медицины - взгляды автора на философию медицины, учение о т. н. соках (кровь, лимфа, жёлчь) и различных телосложениях, основы анатомии человека, рассматриваются причины болезней и здоровья, симптомы болезней, развивается учение о рациональном питании. И. С. выдвинул гипотезу о невидимых возбудителях
«лихорадочных» (инфекционных) заболеваний, передающихся при посредстве воды и воздуха. Описанные И. С. клинические картины болезней отличаются точностью и полнотой. «Канон» оказал громадное влияние на развитие медицины во всех странах мира.
Б. Д. Петров.
Соч.: Диван, Тегеран, 1957; в рус. пер. - Четверостишия, «Литературный Таджикистан», 1953, кн. 5; Канон врачебной науки, кн. 1-5, Таш., 1954-60; Данишнамэ, [Душанбе], 1957; Математические главы «Книги знания», Душанбе, 1967; О душе, в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. 9-14 в., М., 1961, с. 215-86.
Лит.: Ибн Сина. Материалы научной сессии АН УзССР, посвященной 1000-летнему юбилею Ибн Сины, Таш., 1953; Семенов А. А., Абу Али Ибн Сина (Авиценна), 2 изд., [Душанбе], 1953; Терновский В. Н., Ибн Сина (Авиценна), М., 1969 (библ. с. 183-89); Corbin Н., Avicenneet ie r
йcit visionnaire, v. 1, 2 йd., Tйhйran - P., 1954; Goishon A.-M., La philosophie dAviceiine et son influence en Europe mйdiйvale, 2 йd., P.,1951; Afnan S. M., Avicenna. His life and works, L., 1958; Anawati G. C., Essai de bibliographie d
’Avicenna, Cairo, 1952.
Ибн Сина.

Ибн Сида    Ибн Сина    Ибн Фадлан