Макарий

Макарий в Энциклопедическом словаре:
Макарий - Синайский (5 в.) - христианский монах, преподобномученик,подвизался в Синайской пустыне. Убит во время нашествия арабов. Память вПравославной церкви 14 (27) января.


(в миру Михаил Яковлевич Глухарев) (1792-1847) - русскийправославный монах, миссионер. В 1830-43 в миссии на Алтае перевел наалтайские языки библейские и богослужебные тексты. Перевел также нарусский язык с древнееврейского Ветхий Завет (опубликован 1860-67).
см. Булгаков М. П.
Александрийский (ум. ок. 250) - христианский мученик, пострадавшийв Александрии в гонение императора Деция. Память в Православной иКатолической церкви 6 сентября.
Каневский - Пинский, Овручский, Переяславский (1605-78),преподобный, чудотворец. Родом из г. Овруч на Волыни. монах, затем игуменКупятичского Пинского монастыря (1656-59); архимандрит УспенскогоОвручского монастыря (1660-71); настоятель Каневского монастыря (1672-78).убит при разгроме обители турецкими войсками. В 1688-1942 мощисвященномученика находились в Переяславле, ныне в г. Черкассы. Память вПравославной церкви 13 (26) мая и 7 (20) сентября.
Мелитинский (ум. ок. 312) - христианский мученик, пострадавший вгонение императора Максимиана Галерия. Память в Православной церкви 6 (19)сентября.
(ум. 1574) - патриарх Сербский(1557). Память в Православной церкви30 августа (12 сентября) (собор Сербских святителей).
Угличский (ум. 1609) - имя каждого из двух преподобномучеников,погибших при разорении Углича поляками в Смутное время. Память вПравославной церкви 23 мая (5 июня) (собор Ростово-Ярославских святых).

Значение слова Макарий по словарю Брокгауза и Ефрона:
Макарий (Булгаков) (в мире Михаил Петрович Булгаков; 1816-1882) — знаменитый русский богослов и церковный историк, сын сельского священника Новооскольского у. Курской губ.; учился в Курской семинарии и Киевской духовной акд., в последний год студенчества принял монашество и был назначен на вновь открытую в Киевской акд. кафедру русской церковной и гражданской истории. Ни той, ни другой из этих наук М. не слушал ни в семинарии, ни в акд., так как тогда их вовсе не было в составе курсов этих учебных заведений. Тем не менее молодой бакалавр, много работавший и читавший, оказался вполне на высоте своих обязанностей. В лекциях своих по русской истории М., по рассказу одного из его слушателей, доказывал, между прочим, непричастность Бориса Годунова к убиению царевича Дмитрия, что, как известно, допускали после него и другие ученые. В 1842 г. он был перемещен в СПб. дух. акд. на кафедру богословских наук. К этому предмету он был подготовлен наилучшим образом, так как имел в нем наставниками Иннокентия (Борисова) и Димитрия (Муретова), признаваемых доселе лучшими профессорами богословия в России. В продолжение первого года своей службы в СПб. М. напечатал "Догматическое учение св. Димитрия Ростовского" (в "Христианском чтении") и еще несколько журнальных статей, а отдельной книгой — магистерское сочинение "История Киевской дух. акд." (СПб., 1843). Последняя составила "событие" в тогдашней русской исторической литературе. Назначенный инспектором акд. в сане архимандрита М., кроме богословия догматического, преподавал еще "Энциклопедию богословия" или "Богословие основное ". В 1847 г. он издал свои лекции по основному богословию под заглавием "Введение в прав. богословие", за которые получил степень доктора богословия. В 1849 г. появился 1-й том "Богословия догматического". Еще раньше (1846 и 1847) вышли первые тома его "Истории русской церкви", а в 1850 г. он закончил доселе не изданное "Собрание материалов для науки канонического права православной церкви". В 1850 г. М. назначен ректором академии и возведен в сан епископа. Это не мешало ему продолжать чтение лекций и трудиться над составлением следующих томов "Истории русской церкви" и "Догматического богословия". О последнем сочинении знаменитый Иннокентий, рассматривавший его по поручению Акд. наук, дал самый блестящий отзыв, и с тех пор репутация М. как первого русского богослова установилась навсегда. Другой знаменитый ученый богослов русской церкви, архиеп. Никанор, назвал М. не только "великим", но и "беспримерным" богословом. Тогда же составленный М. краткий учебник догматики для духовных семинарий был издан только в начале восьмидесятых годов. В 1854 г. явилась его "История русского раскола старообрядства", как плод занятий его по должности наставника миссионерского противораскольнического класса, открытого в СПб. акд. В связи с занятиями по составлению "Истории раскола" М. издал два древние Символа Веры по рукописи XIII в. и написал "Монографию о секте странников", в целом виде доселе не напечатанную. Он занимал должности ответственного редактора журнала "Христианское чтение", члена Главного правления училищ, главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия в учебных и воспитательных заведениях всех ведомств; председателя Комитета по изданию книг для народа, исполнял массу поручений Синода и Акд. наук, поместил множество статей в "Христианском чтении" и "Известиях" Акд. наук. В 1854 г. он был избран ординарным академиком Имп. акд. наук и во время пребывания своего в СПб. не пропустил ни одного из заседаний II отделения академии. Десять из этих заседаний были посвящены слушанию рефератов самого М. В 1857 г. М. назначен был на епархиальную епископскую кафедру в Тамбов, причем СПб. дух. акд. напутствовала его избранием в свои почетные члены. Впоследствии он избран был в члены, почетные или действительные, почти всех ученых обществ археологических, исторических и т. п. В 1 8 59 г. он был перемещен на кафедру харьковскую, в 1860 г. литовскую, а в 1879 г. назначен митрополитом Московским. Его "Введение в Богословие" (5 изд. 1884) и "Догматическое Богословие" (4 изд. 1883) — труды монументальные, поныне сохраняющие большое значение в смысле систематического изложения богословия, хотя время указало и для богословия необходимость другого методаисторического. Еще важнее его тринадцатитомная "История русской церкви" (последний том издан уже после его смерти): это — сочинение, вполне аналогичное с "Историей России" С. М. Соловьева. Кроме исчисленных сочинений, М. оставил около 200 проповедей, составивших три сборника. Они посвящены главным образом решению теоретических вопросов догматики и морали, но есть между ними немало прекрасных проповедей публицистических, каковы, напр., некоторые "Слова" на дворянские выборы и проповеди по поводу открытия памятника Пушкину и всероссийской выставки в Москве. В проповеди на Пушкинском торжестве М. высказал пожелание, "чтобы зрела на Руси здоровая мысль, чтобы развивалось и зрело русское слово, чтобы больше нарождалось в России великих деятелей на всех поприщах проявления духа". К научному и всякому умственному труду М. относился всегда с особенной симпатией и всем труженикам науки всегда оказывал самое энергическое моральное, а часто и материальное содействие, завершившееся пожертвованием в Академию наук всех денег, вырученных от продажи его сочинений, в количестве 120000 руб., на премии за лучшие ученые и учебные сочин. Премии эти, до 5000 р. в год, назначаются по очереди академией и Синодом за сочинения в первом случае по светским наукам, во втором — по богословским. Кроме того, он пожертвовал в пользу духовно-учебных заведений свой учебник по догматическому богословию; в 1869 г. им пожертвовано на премии за лучшие сочинения киевской академии 25000 р., 2000 р. — на стипендию в литовской семинарии. См. Ф. Титов, "Макарий Булгаков, митрополит Московский" (Киев, 1895). H. Б-в.


Макарий (Глухарев) (дополнение к статье) Макарий (в мире Михаил Яковлевич Глухарев). — О нем: М. Макаревский,. "Жизнеописание архимандрита М. (Михаила Глухарева), основателя алтайской миссии" (СПб., 1892); "М., архим., основатель алтайской духовной миссии. Письма" (ч. 1,Томск, 1903); "М., архим. (Глухарев), основатель алтайской миссии. Письма" (Казань, 1905).
Макарий (Зимин)даровитый богослов (род. около 1800 г.), магистр Моск. духовной академии, в сане архимандрита, ректор СПб., потом Тверской семинарии. Его лекции по догматическому богословию, читанные в СПб. семинарии и впоследствии отлитографированные, долго признавались лучшим пособием для профессоров не только в семинариях, но и в академиях. Ум. в начале 70-х гг., в числе братии Желтикова м-ря (близ Твери). См. А. Надеждин, "История СПб. духовной семинарии" (СПб., 1885). Н. Б-в.
Макарий (Иванов) (в мире — Михаил Иванов) — иеросхимонах. Дворянин родом, он постригся в 1815 г. и с 1834 г. жил в Оптиной пустыни, был настоятелем скита и прославился строгой жизнью и духовными наставлениями. Ум. в 1860 г. Отд. изд. его "Собрание писем" (М., 1862).
Макарий (Миролюбов ) (в мире Николай Миролюбов, 1817-94) — духовный писатель; окончив курс Московской духовной академии, защитил диссертацию "Примеры благочестия среди соблазнов, или поведение древних христиан в отношении к язычникам"; приняв монашество, был ректором семинарии, потом епископом в разных епархиях. С 1888 г. — архиепископ Донской и Новочеркасский. Известен своими церковно-археологическими исследованиями — "Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях" (Москва, 1860), "Путеводитель по Новгороду", "Историко-статистическое описание Рязанской духовной семинарии", описания многих городов (Шадринска, Верхотурья, Семенова и др.), — а также биографиями многих духовных деятелей (св. Стефана, епископа Пермского, преподобного Макария Желтоводского и др.). Отдельно вышли также его "Слова и речи" (2 изд., СПб., 1891).
Макарий (Миролюбов) (дополнение к статье) (в мире Николай Кириллович Миролюбов). — О нем см. "Пятидесятилетие церковно-общественной и научно-литературной деятельности высокопреосв. М., архиепископа донского и новочеркасского" (Новочеркасск, 1893).
Макарий (Невский) (в мире Михаил Андреевич Heвcкий, род. в 1835 г.) — миссионер и духовный писатель. Был начальником алтайской духовной миссии. С 1891 г. епископ томский и барнаульский. Библиографию переводных и самостоятельных трудов М. по 1895 г. см. в "Томских Епарх. Ведомостях" (1895, № 5). Новейшие труды М.: "Слова, беседы, поучения, речи и воззвания" (Томск, 1895, 1898 и 1904); "Беседа о Св. Земле и Импер. православном палестинском обществе" (СПб., 1898); "Беседы о христианской жизни и воспитании" (ib., 1902); "Образование, права и обязанности женщины" (ib., 1903); "Простые речи о церкви. Речь первая и вторая" (ib., 1902). См. К. Харлампович, "Преосвященный М., епископ томский и барнаульский" (Казань, 1905).
Макарий (Неронович) — монах униатского ордена базилиан, автор книги "Краткий катихизис исторический... не токмо правоверным христианам, но наипаче иереям парохиальным всепотребный" (1756 г., Почаев). Подробных сведений о его жизни не сохранилось.
Макарий (Петрович) — серб родом (1734-1766), живший в России и окончивший курс в Моск. духовной акд.; был ректором Тверской семинарии. Сочин. его, весьма ценные по тому времени, — "Православное учение" (СПб., 1783) и "Проповеди" (М., 1786) — частью изданы в 1790 г., в виде "Собрания сочинений"; другая часть осталась в рукописях. См. С. К. Смирнов, "История московской Славяно-греко-латинской акд.".
Макарий (Сусальников) (в мире Михаил Сусальников, † 1787) — проповедник и писатель, архимандрит Сергиевой пустыни близ Петербурга. После его смерти в Москве было издано собрание его сочинений (1799-1803), из которых большая часть — проповеди.
Макарий (Сушкин) (1821-1889) — архимандрит русского Пантелеймонова монастыря на Афоне. Родился в купеческой семье в г. Туле; уже в детстве при виде разлада между родителями-православными и дедом-раскольником вынес тяжелую внутреннюю борьбу, ища религиозной истины. Сначала помогал отцу в его торговых делах, но, предприняв путешествие по св. местам Востока и посетив Иерусалим и Александрию, остался в Пантелеймоновом мон-ре и принял во время тяжкой болезни схиму (1851). Выздоровев, М. предался самому суровому аскетизму, в 1853 г. занял должность монастырского духовника, в 1868 г. избран был в игумены обители. Значительно подняв материальное положение обители, пожертвованием всего своего состояния и привлечением других щедрых вкладов, увеличив число братии, преимущественно русскими, он построил несколько новых храмов, умиротворил взаимные отношения на Афоне русских и греков, рассеял существовавшие дотоле обвинения русских и славянских афонцев в панславизме, устроил множество так назыв. метихов (подворий) и скитов своего монастыря в России и других странах и своим личным примером и духовными наставлениями сумел не только поддержать, но и усилить духовно-нравственное значение своего монастыря. Его имя — одно из самых популярных имен среди простых людей во всей России. В таком смысле изображают его биографы: К. Н. Леонтьев, "Воспоминания об архимандрите Макарии" (в "Гражданине", 1889); его же, "Панславизм на Афоне" (в "Русском вестнике", 1873); И. Ф. Красовский, "Макарий, архимандрит афонский" (М., 1889); проф. Алексей Дмитриевский, "Русские на Афоне". Имея свою типографию (с 1865 г.), Пантелеймонов м-рь по распоряжению отца М. издал громадное количество брошюр и печатных листов (свыше 100 заглавий), а также большое число книг. Кроме того, монастырем издается, по мысли М., журнал "Душеполезный собеседник" (печатаемый в 22000 экземпляров). Число экземпляров книг и брошюр, изданных М. и разошедшихся в русском народе, исчисляется десятками миллионов. В самом м-ре коллекции этих брошюр, а отчасти и книг, раздаются паломникам бесплатно. Н. Б-в.
Макарий (Троицкий) (в мире Макарий Трифонович Троицкий) писатель, епископ калужский и боровский, воспитанник киевской духовной академии. Главные его труды: "Слова, беседы и поучения" (СПб., 1881); "Беседы о божественной литургии" (ib., 1881); "Великопостные поучения" (Белев, 1904); "Священная и путевая лира. Сборник стихотворений" (Калуга, 1899). "Священная лира в уединении" (вып. 1, Киев, 1902; вып. 2, Тула, 1903; вып. 3, Белев, 1903).

Определение слова «Макарий» по БСЭ:
Макарий - Макарий (1482 - 31. 12. 1563)
церковный и политический деятель, архиепископ новгородский с 1526, митрополит московский и всея Руси с 1542. Убеждённый сторонник усиления самодержавной власти, представитель иосифлян, отстаивал позиции сильной воинствующей церкви. Под влиянием М. Иван IV в 1547 принял царский титул. М. предпринял канонизацию пантеона русских
«святых» с целью унификации местных культов. На Стоглавом соборе (1551) добился провала правительственной программы секуляризации церковных земель. М. возглавлял кружок образованных книжников. На церковных соборах М. подверг решительному осуждению ереси М. Башкина и Ф. Косого, отражавшие антифеодальные настроения народных масс. Под руководством М. была составлена
«Степенная книга», обосновывавшая укрепление самодержавия и идеологической позиции церкви, а также произведена систематизация и обработка оригинальной и переводной церковной литературы, составившей сборник «Великие Минеи-Четьи». М. способствовал открытию первой русской типографии.


Макарий - Макарий (настоящая фамилия и имя Булгаков Михаил Петрович)
[19.9(1.10).1816, село Сурково Новооскольского уезда Курской губернии, - 9(21).6.1882, село Черкизово, ныне в черте города Москвы], академик Петербургской АН с 1854. Родился в семье священника. В 1841 окончил Киевскую духовную академию. Ректор этой же академии в 1851-57. Епископа 1857-59, архиепископ в 1859-79, митрополит московский и коломенский в 1879-82. Автор многих сочинений по истории русской церкви, в том числе 12-томной
«Истории русской церкви» (1866-83), в которой освещена политическая история церкви с 10 века до патриаршества Никона включительно, ценна публикацией многих новых источников.
Лит.: Титов Ф., Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский, т. 1-2. К., 1895-1903.
Макарий - Макарий (настоящая фамилия и имя Глухарёв Михаил Яковлевич)
[30.10(10.11).1792, Вязьма, ныне Смоленской области, - 17(29).5.1847, Волхов, ныне Орловской области], русский церковный деятель, миссионер и переводчик. Сын священника. Окончил Петербургскую духовную академию. В 1830 был послан в город Бийск Томской губернии во главе миссии, учрежденной Синодом для обращения в христианство некрещёных алтайцев
(«Алтайская миссия»), положил начало изучению алтайских языков, составил словарь местных наречий. В 1843 был поставлен настоятелем Волховского - Оптина монастыря. Перевёл с древнееврейского на русский язык древнейшую часть Библии - Ветхий завет.
Лит.: Ястребов И., Краткие сведения о жизни и деятельности архимандрита Макария, основателя Алтайской духовной миссии, Бийск, 1893.

Макаренко    Макарий    Макарий (1482-1563)