Рай

Значение слова Рай по Ефремовой:
Рай - 1. Прекрасный сад, в котором - по библейскому преданию - до своего грехопадения жили Адам и Ева.
2. Место, где - по религиозным представлениям - души умерших праведников пребывают в вечном блаженстве.
3. перен. Красивая местность, где можно счастливо и безмятежно жить.
4. перен. разг. Прекрасные условия жизни, спокойная, счастливая жизненная обстановка. // Радость, блаженство.

Значение слова Рай по Ожегову:
Рай - Легкие и радующие условия; обстановка


Рай Место, где души умерших праведников пребывают в вечном блаженстве

Рай в Энциклопедическом словаре:
Рай - согласно вероучениям большинства религий, место вечного блаженствадля душ праведников.


Джамини (1887-1972) - индийский живописец и график. Использовалтрадиции бенгальского народного лубка в композициях, отмеченныхвыразительной простотой, чертами декоративной стилизации.
Раммохан (1772 или 1774-1833) - индийский просветитель, разработалрелигиозно-философскую систему, утверждавшую равенство людей и отвергавшуюнаиболее одиозные обычаи, увековеченные индуизмом. Основным средствомобщественного прогресса считал просвещение народа. Родоначальниксовременной бенгальской прозы.

Значение слова Рай по Религиозному словарю:
Рай - Место вечного блаженства для душ праведников. Понятие рая или близкое к нему прослеживается во множестве религий. В ветхозаветной традиции - место пребывания Адама и Евы до изгнания их на Землю.

Значение слова Рай по словарю Символизма:
Рай - В большинстве традиций рай - это огражденный сад, остров-сад или Зеленый Остров. Наиболее важные исключения: христианская традиция, в которой Новый Иерусалим - это Град, а таже кельты и маори, помещавшие рай под водой- Рай символизирует изначальное совершенство и Золотой Век, космический центр, исходную невинность, блаженство, совершенную гармонию между Богом и человеком, человеком и всеми живыми существами. Означает также глубины души, где находит приют бессмертие; место, где не движется время, погружение в изначальное Великое Время, такую близость Неба к Земле, что на него можно попасть, взобравшись на дерево, лиану или гору, или любой другой предмет, символизирующий ось. Рай - это всегда место, огражденное или окруженное морем и открытое только Небесам. Поскольку в раю Бог и человек могут непосредственно общаться, то человек и животные живут в полном согласии и говорят на одном языке. В зороастризме рай - это Обитель Песни. Во всех вариантах райского сада в центре стоят два дерева, Жизни и Знания, Бессмертия и Смерти. Из корней Древа Жизни бьет ключ или источник, от которого берут начало четыре райские реки, текущие в направлении четырех сторон света и образующие вертикальную и горизонтальную линии креста. Утраченный рай, или грехопадение, символизирует падение от единства к двойственности и множественности мира, удаление от центра совершенства, рассеяние и дезинтеграцию в мире множественности. Вновь обретенный рай - это возвращение к единству, к духовному центру, победа человека над самим собой, восстановление изначальной невинности. Утрата рая ввергает человека во время и тьму, обретение рая восстанавливает единство и кладет конец времени. Символы рая - это центр, огражденный и тайный сад, полный пения птиц и благоухания цветов, сад роз, Остров Блаженных, Зеленый Остров, Елисейские Поля, Земля Обетованная, Эльдорадо, Гроздь Жемчужин (в Китае) и т. д. Утраченный рай охраняют чудовища, драконы или ангелы с пылающими мечами. Обретение рая связано с великими трудностями, испытаниями и опасностями, которые символизируют трудный духовный путь обратного путешествия к центру.

Значение слова Рай по словарю синонимов:
Рай - эдем

Значение слова Рай по словарю Ушакова:
РАЙ
рая, о рае, в раю, мн. нет, м. 1. В религиозных учениях - место, где души праведников после смерти ведут блаженное существование; первонач. в библии - прекрасный сад, в к-ром жили Адам и Ева до так наз. грехопадения (религ.). И рад бы в рай, да грехи не пускают. Пословица. 2. перен. Красивая местность; место, где можно жить счастливо и безмятежно. В деревню, в теплый край, деревня летом - рай! Грибоедов. - Вот там-то прямо рай! И вспомнить, так душе отрада! Крылов. 3. перен. Об очень хороших условиях жизни, о покойной, счастливой жизненной обстановке (разг.). Кабы не было блох да становых, что бы это за рай, а не жизнь была! Салтыков-Щедрин. земной рай или рай земной (книжн.) - перен. то же, что рай во 2 знач. Я жил между Генуей и Ниццей, в так называемом земно раю, между пальм и апельсинных плантаций. Дружинин. Вокруг домика рай земной, зелень, живут веселые птицы. Чехов. отправить в рай кого (ирон.) - перен. то же, что отправить на тот свет, см. свет. Я сам отправил четверых прямой дорогой в рай. А. Прокофьев.

Значение слова Рай по словарю Даля:
Рай
м. костр. яросл. ниж. отдаленный гул, раскаты, зык, голк, отгул, отголосок, отдача, раскат звука, отзыв, луна, вторье, эхо; шумный и долгий гул. В горах от грома рай стоит. Лесы от раю стонут. Охотники гончих закинули - рай лесом идет! Раять вост. звучать, зычать, раз(от)даваться гулом, отголашивая. Райкий, звучный, зычный, гулкий, отголосистый. Райкое место, где раздается голос и вторит. Райкая зала, с хорошим резонансом, для музыки. Девки белье прут, зарей по реке райко раздается. Полочка в гуслях (дек) делается для райкости. Райник м. костр. большой, обширный лес. Райдуга, радуга.


Рай
м. первобытный сад, вертоград, жилище прародителей Адама и Евы. Насади Господь Бог рай во Едеме, Быт. Земной рай погублен искони. | Пребывание праведных душ. Днесь со мною будеши в раю. Лук. В рай просятся, а смерти боятся! Не позволишь

Определение слова «Рай» по БСЭ:
Рай - Раммохан (Раммохон) (22.5.1772 или 1774, Радхнагор, Бенгалия, - 27.9.1833, Бристоль, Великобритания), индийский (бенгальский) просветитель, философ, религиозный реформатор, общественный и литературный деятель, предшественник индийского буржуазного национализма. Писал на бенгальском, английском, персидском языках. Происходил из знатной брахманской семьи. Окончил высшую мусульманскую школу в Патне. Главную свою задачу Р. видел в борьбе за преодоление отсталости родины. С этой целью он разработал на рационалистической основе универсальную религиозно-философскую систему, утверждающую равенство людей перед богом и отвергающую некоторые установления ортодоксального индуизма (кастовое деление, самосожжение вдов, детские браки и др.). Основным средством прогресса Р. считал просвещение. По его инициативе в 1817 в Калькутте была открыта первая в Индии светская школа (Индусский колледж). В 1821-22 Р. начал издавать газеты
«Шомбад коумуди» («Луна новостей») на бенгальском языке и «Мират уль-ахбар» («Зеркало новостей») на персидском языке. Р. публично выступал в защиту свободы слова и печати, за равенство индийцев и англичан перед законом. В области экономики Р. призывал изучать английский опыт в сфере торговли и промышленности, установить во всех провинциях Индии постоянные ставки земельного налога. К 1815 Р. образовал из единомышленников кружок
(«Арья сабха» - общество ариев); члены этого кружка составили костяк общества Брахмо самадж, основанного Р. в 1828 в Калькутте.
Р. сыграл видную роль в формировании новой бенгальской литературы. Богатое литературное наследие Р. включает переводы на бенгальский язык философских произведений Древней Индии (упанишад), юридические исследования, острополемические трактаты - памфлеты на религиозно-социальные темы, учебники.
Р. не связывал создание подлинно просвещённой Индии с борьбой за независимость родины, но объективно его деятельность была направлена как против феодализма, так и против колониального гнёта.
Соч. : The English works of Raja Rammohun Roy, Allahabad, 1906.
Лит.: Комаров Э. Н., Рам Мохан Рай - просветитель и провозвестник национального движения в Индии, в книга: Общественно-политическая и философская мысль Индии, М., 1962; Паевская Е. В., Рам Мохан Рой - предшественник буржуазного национального движения в Бенгалии,
«Уч. зап. Тихоокеанского института», т. 2, М. - Л., 1949; её же, Идея равенства от бхактов (XV-XVI вв.) до Раммохан Рая (первая треть XIX в.), в книге: Труды межвузовской научной конференции по истории литератур зарубежного Востока, М., 1970; Raja Rammohun Roy and progressive movements in India, Calc., 1941; The father of modern India. Commemoration volume of the Rammohun Roy, Calc., 1935.
Е. В. Паевская.


Рай - согласно большинству религиозных учений (в христианстве, исламе, иудаизме, буддизме), место вечного блаженства для душ праведников. Истоки представления о Р. уходят в первобытные верования в загробное существование душ. В Библии (Ветхий завет) Р. изображен прекрасным садом, в котором жили
«первочеловеки» Адам и Ева, изгнанные из него после грехопадения. В дальнейшем развитии христианского вероучения закрепилась идея Р., в который возвращаются праведники после своей смерти. Райское блаженство противопоставляется во многих религиях мучениям грешников в Аду; однако, в отличие от детально разработанных подробностей относительно устройства ада, представления о Р. расплывчаты и схематичны. Понятия о Р. и аде используются священнослужителями с религиозными целями - для воздействия на сознание и чувства верующих.

Раичич    Рай    Рай...