Вотчина

Значение слова Вотчина по Ефремовой:
Вотчина - 1. Феодальная земельная собственность, родовое поместье на Руси (до XVIII в. передававшиеся по наследству).
2. перен. Территория, место, где кто-л. является полновластным хозяином.

Значение слова Вотчина по Ожегову:
Вотчина - Родовое наследственное земельное владение

Вотчина в Энциклопедическом словаре:
Вотчина - древнейший вид земельной собственности в России,переходившей по наследству. Возникла в 10-11 вв. (княжеская, боярская,монастырская), в 13-15 вв. господствующая форма землевладения. С кон. 15в. противостояла поместью, с которым сближалась в 16-17 вв. и в нач. 18 в.слилась в один вид - имение. В дальнейшем вотчина - всякая феодальнаяземельная собственность....2) Термин, употребляемый в русской историческойлитературе для обозначения комплекса феодальной земельной собственности исвязанных с нею прав на зависимых крестьян. Как правило, делилась нагосподское хозяйство (домен) и крестьянские держания. В пределах вотчиныее собственнику (обладавшему правом иммунитета) принадлежалаадминистративная и судебная власть, право взимания налогов. Синонимывотчины - сеньория, манор, поместье.

Значение слова Вотчина по словарю Ушакова:
ВОТЧИНА
вотчины, ж. (истор.). В Московской Руси - родовое имение крупного землевладельца (князя, боярина), переходившее от отца к сыну.

Значение слова Вотчина по словарю Брокгауза и Ефрона:
Вотчинатермин древнерусского гражданского права, для обозначения земельного имущества с правами полной частной собственности на него. В Московском царстве В. противополагается поместью, как земельному имуществу с правами условного, временного и личного владения. Такое вполне определенное значение термин В. сохраняет в русском праве до начала XVIII века, когда петровское законодательство, введя впервые термин "недвижимое имение", смешало поместье и вотчину под одним наименованием "недвижимое имение вотчина". По своему грамматическому происхождению термин В. означает все доставшееся от отца сыну ("купля отца моего — моя отчина", 1373) и может поглощать собой понятия "дедина" и "прадедина". Теряя частноправовой характер, В. в княжеском словоупотреблении возвышается до термина государственного права, когда ею хотят означить территорию известного удела или отвлеченное право какого-либо князя владеть какою-нибудь областью: так, московские князья и цари называют своей вотчиной Новгород Великий и Киев. Следы частной земельной собственности становятся очевидными у нас в XII в. и намечаются, кажется, еще в XI в. В начальном летописном своде по Лаврентьевскому списку есть следующее место под 6694 г.: "Олег повеле зажещи Суждаль город, токмо остася двор манастырьскый Печерьского монастыря и церкы, яже тамо есть святого Дмитрея, юже бе дал Ефрем и с селы". Вотчинное землевладение — древнейшая форма, сравнительно с землевладением поместным. Объем прав древнейшего вотчинника представляется чрезвычайно обширным; в своей вотчине он был почти тем же, чем князь был в своем княжении, — был не только собственником земли, но и лицом, имевшим административную и судебную власть над населением, жившим на его земле; такой вотчинник сам подсуден был только князю. Однако население (крестьянское), жившее на его земле, отнюдь не было крепостным, а вполне свободным, имевшим право переходить с земли одного вотчинника на землю другого. Такое понятие о вотчиннике древнейшей Руси мы получаем из жалованных грамот на вотчины, которых за XV и XVI века дошло до нас достаточно. Эти грамоты рисуют не новый порядок вещей, а служат отголоском старины, начинающей исчезать в Московском великом княжении, где указанный объем вотчинных прав значительно суживается и право собственности на землю сопровождается судебной и административной властью вотчинника лишь как исключение, да и то с отнятием душегубства, разбоя и татьбы с поличным; они являются новостью только в том отношении, что обычный прежде порядок низводят на степень исключения. Это — первая крупная перемена, которую потерпело вотчинное право, — перемена, хронологически совпадавшая до известной степени с изменениями государственного строя и областной администрации (смена вотчинного суда судом кормленщика). Вторая перемена, которую пришлось испытать древнерусскому вотчинному праву, совпадает с усиленным развитием поместного землевладения, пошедшим быстрыми шагами вперед, особенно со времени царя Ивана Грозного. Если начало землевладения вотчинного не без основания приурочивается к элементу дружинному (военно-служилому), то нет никаких трудностей наметить возникновение поместья среди не военно-служилого элемента, среди полусвободного класса так называемых слуг "под дворским", которым князья на известных условиях (платеж оброка натурой и натуральные повинности) давали земли в условное, временное и личное владение. Первый след подобной дачи земли обыкновенно ищут в духовной грамоте московского великого князя Ивана Калиты (начало XIV в.), которая, действительно, как бы намекает на поместье (не употребляя, однако, самого термина), когда говорит о ростовском селе Богородицком, данном какому-то Бориску Воркову. Впервые термин "поместье" в русских актах мы встречаем в одном документе, писанном между 1466—1478 годами (в актах литовско-русских — несколько ранее). Когда старые писатели по истории русского права приписывали возникновение поместья времени Ивана III, они ошибались только наполовину: поместье возникло гораздо ранее Ивана III, но, как поместье служилое (в классе военно-служилом), оно возникает лишь во второй половине XV века и развивается под влиянием ряда политических и финансовых причин. С середины XVI века класс помещиков быстро растет, поместье делается весьма обычным вознаграждением за тягости военной службы, между тем как кормление мало-помалу отступает на задний план: ибо кормление, с одной стороны, с успехом заменяется поместьем, а с другой стороны — населению предоставлена возможность двойной уплатой податей правительству откупаться от кормленщиков, которые в таких случаях заменялись выборными земскими властями. Старые писатели смутно чувствовали какую-то связь между поместьем и кормлением, когда делали крупную юридическую ошибку, смешивая и то и другое: и существо, и объект власти кормленщика и помещика покоятся на совершенно различных основаниях. Так, со второй половины XV в. становятся рядом две формы служилого землевладения: вотчинная и поместная; во второй половине XVI века уже замечается взаимодействие обеих форм. Превращение Московского великого княжения в Московское царство, растворение кормленщика в помещике и замена его выборной земской властью, и быстрое развитие поместной системы заметно отражаются на вотчинном праве. Именно в Москве слагается понятие о служилой земле и появляется ряд правительственных мероприятий, вся цель которых сводится к тому, чтобы "в службе убытка не было и земля бы из службы не выходила". Здесь под словом "земля" равно разумеется и поместье, и В.; в Московском царстве с вотчины отбывается такая же обязательная служба, как и с поместья, — крупный шаг, который принуждена была сделать В. по направлению к поместью. Правительство предпринимает перетасовку во владении землями, ибо оказались служилые люди, завладевшие многими землями и оскудевшие службою, — "не против государева жалованья (т. е. поместий) и своих (в)отчин в службах бывают". Здесь подчеркивается не только одинаковая обязанность военной службы и с поместья, и с вотчины, но и высказывается, по-видимому, намек на желательность, в интересах службы, известного соотношения во владении одним лицом поместной и вотчинной землей. Уже одна возможность держания в одних и тех же руках поместья и вотчины, соединенного с обязательной службой с того и с другого, давала повод к фактическому и, может быть, теоретическому сближению между ними; установилась даже система пожалований из поместья в вотчину, одинаково применимая и к служившим по московскому списку, и к служившим с городов. Оставляя в стороне подробности вопроса о сближении поместья и вотчины, закончившемся указом 23 марта 1714 года, по которому "впредь... как поместья, так и вотчины именовать равно одно недвижимое имение вотчина", необходимо указать на основные типы вотчинного землевладения; их три: 1) собственно "вотчина" (родовая, старинная); 2) "купля"; 3) "жалованье" (государское данье). Существенная разница между этими тремя типами заключается в правах распоряжения. Права распоряжения вотчинами родовыми ограничивались и государством, и вотчичами (особенно сильны были ограничения, налагавшиеся государством, относительно княжеских вотчин). Государство старалось об обращении В. между лицами одной области и одного служилого класса и проводило запрещение отдавать вотчины в монастырь по душе. Вотчичи пользовались правами родового выкупа и родового наследования. Некоторые писатели по истории русского права (см., например, курс М. Ф. Владимирского-Буданова) намечают эпоху, когда вотчинники вовсе не имели права отчуждать, с получением вознаграждения, вотчины без согласия на то вотчичей. К. А. Неволин совершенно основательно высказался против подобного взгляда, признавая право родового выкупа институтом, выросшим на почве государственной (хотя, прибавим, вовсе не в исключительных интересах поддержания знатных фамилий). Согласно указанному праву покупатель родовой вотчины в известный срок и по известной цене мог быть принужден продать ее обратно в род по требованию кого-либо из вотчичей. Условия родового выкупа, известного по актам с XVI века, подвергались различным видоизменениям. Отметим коренную перемену, сделанную царем Алексеем Михайловичем: Уложение отменило выкупную таксу, еще недавно узаконенную актом 1621 г., определив выкуп по цене купчих, на практике приводивший порой к невозможности самого выкупа, так как цена вотчины в купчей могла быть означена слишком высокой сравнительно с действительной стоимостью вотчины. Что касается родового наследования вотчин, то законодательство очень тщательно разработало этот вопрос (см. Наследственное право). Наиболее обширный объем прав распоряжения принадлежит владельцам "купель". Купля — недвижимое имущество, приобретенное покупкой у чужеродцев. Историки русского права единогласно признают, что купленные вотчины сначала не подлежали праву родового выкупа. Из соборного приговора 1581 г. видно, что купленная В., не подлежавшая выкупу у частных лиц, с этого момента наравне с родовой стала подлежать выкупу у монастырей; а в жалованных грамотах на вотчины с 1619 г. находим выражение, которое заставляет предполагать существование выкупа купленных вотчин. Вот это любопытное выражение: "а буде продаст (вотчину) в чужой род, а кто буде роду их захочет ту вотчину выкупить, и ему выкупать по прежнему уложенью, как их родовые и купленные вотчины выкупают". От купленных вотчин у частных лиц вообще следует отличать вотчины, купленные из казны. Что касается жалованных вотчин, то права распоряжения ими подчиняются условиям, изложенным в жалованных грамотах, и не отличаются устойчивостью: можно отметить, однако, процесс приближения их к вотчинам родовым. Первоначально жалованные грамоты не имели одного определенного образца; в XVII веке установлен был один общий тип жалованных грамот, не исключавший, впрочем, возможности появления жалованных грамот экстраординарного характера. Для ХVII в. можно отметить четыре образца жалованных грамот, последовательно сменявших друг друга: 1) времени царей Василия и Михаила до 1619 г.; 2) с 1619 г. по 1628 г.; 3) с 1628 г. по 1639 г.; 4) до 1683 г. По жалованным грамотам последнего образца владельцам пожалованных вотчин предоставляется право продавать, закладывать и в приданое отдавать; нельзя было только отдать в монастырь по душе. Помимо военно-служилых людей, в Московском государстве вотчинами владели монастыри и гости. Литература: Г. Ф. Блюменфельд, "О формах землевладения в древней Руси" (Одесса, 1884); Б. Лакиер, "О вотчинах и поместьях" (СПб., 1848); В. Н. Сторожев, "Указная книга поместного приказа" (М., 1889; свод законодательства до Уложения и источники вотчинного права последнего); Милютин, "О недвижимых имуществах духовенства в России"; А. С. Лаппо-Данилевский, "Выслуженные вотчины в Московском государстве XVI и XVII веков" (в "Историческом Обозрении", т. III). В. Сторожев.

Определение слова «Вотчина» по БСЭ:
Вотчина - 1) комплекс феодальной земельной собственности (земля, постройки, живой и мёртвый инвентарь) и связанных с нею прав на феодально-зависимых крестьян. Синонимы В.: сеньория, манор, нем. Grundherrschaft, а также поместье (в широком смысле слова). В. представляла собой организацию для присвоения вотчинником-феодалом прибавочного труда (и продуктов этого труда) зависимых крестьян и была основой господства феодалов в средневековом обществе. Основные составные части В.: господское хозяйство (домен) и крестьянские держания. Для реализации своих прав в В. её владелец опирался на собственный аппарат принуждения и центральную власть. Экономическая структура В. характеризовалась тем или иным соотношением домена и держаний и различным сочетанием основных форм эксплуатации крестьян в В. (барщина, продуктовый оброк, денежный оброк). В разные периоды феодализма в зависимости от общих социально-экономических условий преобладали В. различной экономической структуры.
Так, в Западной Европе 8-10 вв. для значительной части В., главным образом крупных, было типично широкое использование барщины для обработки домена при сохранении большей части земель В. (не менее І/3) в руках зависимых крестьян-держателей, обязанных продуктовым (отчасти денежным) оброком. Начиная с 11-12 вв., по мере развития внутренней колонизации и роста городов и торговли, стала возрастать доля земельной площади, занятой крестьянскими держаниями, а размер домена и роль барщины - сокращаться; в результате в 14-15 вв. в Западной Европе появились, а в 16-17 вв. стали типичными В. без домена, в которых вотчинник сохранял лишь право на получение с крестьян фиксированных платежей (в основном денежных). В странах Центральной и Восточной Европы до 14-15 вв. преобладали В., в которых основной формой эксплуатации крестьян было взимание оброков (продуктовых или денежных); в 14-15 вв. здесь складывалась, а в 16-18 вв. стала господствующей крупная или средняя В., в которой большая часть земли была занята предпринимательским барским хозяйством, обрабатывавшимся барщинным трудом крепостных крестьян (см. «Второе издание крепостничества»).
В скандинавских странах, в большинстве восточных стран частновладельческая В. или отсутствовала или в ней собственно господское хозяйство не получило распространения.
Лит.: Сказкин С. Д., Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века, М., 1968; Косминский Е. А., Исследования по аграрной истории Англии XIII в., М. - Л., 1947; Duby G., L’йconomie rurale et la vie des campagnes dans l
’Occident mйdievale, v. 1-2, P., 1962; Slichter van Bath В. Н., The agrarian history of Western Europa. AD 500-1850, L., [1966].
2) Вид феодальной земельной собственности в России. В. можно было передавать по наследству, менять, продавать и т.п. Термин «В.» происходит от слова «отчина», т. е. отцовская собственность. Первые сведения о княжеских В. в Киевской Руси относятся к 10 в. 11-12 вв. датируются известия о боярских и монастырских В. Вотчины обслуживались трудом зависимых крестьян-смердов и холопов. В 11-12 вв. феодальные права вотчинников закрепляются в своде законов - Русской правде. В период феодальной раздробленности, в 13-15 вв., В. стала господствующей формой феодального землевладения. Наряду с князьями и боярами В. владели члены их дружин, монастыри, высшее духовенство. В. стали удельные княжества, получаемые князем в наследство от отца. Количество и размеры В. увеличивались путём захвата общинных крестьянских земель, пожаловании, купли, обмена и т.п. Помимо общих вотчинных прав, владельцы В. имели особые иммунитетные привилегии в суде, сборе государственных налогов, уплате торговых пошлин и др.
Важный этап в истории В. начинается с конца 15 в., т. е. с образования единого Русского государства. Некоторые удельные князья и часть родовитого боярства сопротивлялись расширению и укреплению централизованного государства. Поэтому, когда в конце 15 - начале 16 вв. к Московскому княжеству были присоединены новгородские, тверские и псковские земли, многие крупные вотчинники в некоторых из этих областей были лишены своих владений, а их земли переданы дворянству, на которое опиралась великокняжеская власть. Вотчинные права и иммунитетные привилегии стали всё более ограничиваться и стесняться. В 50-х гг. 16 в. вотчинники были приравнены к дворянству в отношении несения военной службы, было ограничено и право родового выкупа В. Во 2-й половине 16 в. многие крупные вотчинники, не сумев приспособиться к развивающимся товарно-денежным отношениям, продали или заложили свои земли. В результате всего этого в конце 16 в. преобладающей формой феодального землевладения стало Поместье.
С начала 17 в. вотчинное землевладение вновь увеличивается. Правительство награждает дворян за верную службу, раздавая им земли в В. Расширяются юридические права владельцев поместий, идёт процесс фактического слияния поместья с В. В конце 17 в. вотчинное землевладение в центральных районах страны уже преобладает над поместным. Указом 23 марта 1714 о единонаследии поместья юридически были приравнены к В. В последующее время термин
«В.» употреблялся вообще для обозначения феодальной земельной собственности.
Лит.: Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., кн. 1-2, М., 1952-54; Черепнин Л. В., Образование русского централизованного государства в XIV-XV вв., М., 1960; Веселовский С. Б., Исследования по истории класса служилых землевладельцев, М., 1969.
И. А. Булыгин.

Вотчал    Вотчина    Вотчинная Промышленность