Гимназия

Значение слова Гимназия по Ефремовой:
Гимназия - Среднее общеобразовательное учебное заведение.

Значение слова Гимназия по Ожегову:
Гимназия - Общеобразовательное среднее учебное заведение

Гимназия в Энциклопедическом словаре:
Гимназия - (от гимнасий) - средняя общеобразовательная школа в России инекоторых зарубежных странах. Возникли в Германии в 16 в. Первая в России- академическая в Санкт-Петербурге (основана в 1726). С 1804 мужскиегимназии открываются в каждом губернском городе (срок обучения с 1871 - 8лет). С 1862 появились женские гимназии (срок обучения 7 лет, 8-й класс -педагогический). В 1863-1882 общее среднее образование давали военныегимназии (срок обучения с 1873 - 7 лет). В 1917 реорганизованы вобщеобразовательные школы. В Российской Федерации с 1989 название''гимназия'' принимают некоторые средние общеобразовательные школы суглубленным изучением ряда предметов.

Значение слова Гимназия по словарю Ушакова:
ГИМНАЗИЯ
гимназии, ж. (от греч. gymnasion - помещение для гимнастических упражнений) (дореволюц.). Среднее учебное заведение. Классическая гимназия (с преподаванием классических языков). Женская гимназия.

Значение слова Гимназия по словарю Даля:
Гимназия
ж. греч. казенное, гражданское учебное заведение средней степени, между низшими и университетами. Гимназический, к гимназии относящийся. Гимназист м. ученик гимназии; гимназистов, ему принадлежащий; гимназистский, им свойственный. Гимнастика ж. ловкосилие? искусство укреплять тело человеческое и делать его сильным, ловким и гибким, упражняя его в телодвижеииях; бег, прыжки, скачка, ломка, лазанье,плаванье, борьба и пр.; иногда так называют и самое устройство для упражнений этих или гимнастическое заведение. Гимнастик м. ловкосил, знающий все приемы телесного упражнения.

Значение слова Гимназия по словарю Брокгауза и Ефрона:
Гимназия — Этот термин имеет двоякое значение: происходя от греческого слова γυμνάζω (упражняю в гимнастике), он означает: 1) место для упражнений и 2) среднеучебное заведение известного типа. В первом значении Г. встречается в древних городах Греции, Египта, Сирии и остальных государств Малой Азии, в которых распространилась греч. культура (см. Гимнастика). Приблизительно с конца V в. Г. стали образовательными школами: в них вели свои беседы философы, риторы, ученые и др. В каждом греч. городе была одна или несколько Г. Наиболее известные из них: Дромос в Спарте; три афинские Г.: Академия, Ликейон, где учили Платон и Аристотель, и Киносарг; Кранейон в Коринфе; Г. в Неаполе, Таренте, Региуме, Ефесе, Никее и др. В Римской республике никогда не было учреждений, подобных греческим Г. Ср. Petersen, "Das Gymnasium der Griechen" (1858). Общий обзор истории Г. Гимназия, как среднеучебное заведение, ведет свое начало с XVI века. В Средние века название Г. было также известно, особенно с ХII в., со времени образования университетов, но оно, в воспоминание о греческих философских Г., присваивалось университетам, которые назывались также academia и Archigymnasium (в Риме). Среднеобразовательными заведениями до XVI века, из которых образовались Г., были школы (scholae) — монастырские, орденские и домовые, устроенные по образцу древнеримских школ. Предметами преподавания в них были artes liberales: грамматика, риторика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия, и три собственно философских (в древнем смысле этого слова) предмета — логика, физика и этика. Из них грамматика, логика (диалектика) и риторика составляли trivium — школу, которую необходимо было пройти всякому образованному, по тогдашнему времени, человеку. Остальные предметы составляли quadrivium, вторую ступень школьного образования, после которой следовало обыкновенно специально-богословское. Обучение в них начиналось с латинской грамматики (обыкновенно изложенной стихами) и велось все почти время на латинском языке. Из латинских писателей читались большей частью не авторы золотого века, а отцы церкви и позднейшие компиляторы. Метод обучения был формальный, механический. Наряду с этими школами с начала XIII века стали возникать городские школы (преимущественно в Германии и Италии), из которых некоторые впоследствии также преобразовались в Г. Всю сумму преподаваемых в них наук составлял, в большинстве случаев, trivium и главным предметом был латинский язык. Гимназии в XVI — XIX вв. С эпохою возрождения и особенно Реформации проникает в школьную образованность новое направление — классическое, скоро вытеснившее средневековое, схоластическое. Под влиянием его возник целый ряд новых гуманистических школ, известных под общим именем латинских школ; они назывались также лицеями, гимназиями, учеными школами, педагогиумами и пр. Первая такая латинская школа возникла в Лондоне в 1510 г.; в Германии первая попытка построения новой системы гимназического образования принадлежит Меланхтону, основавшему Г. в Нюрнберге, в 1526 г. Ее курс обнимал все начальные предметы, до риторики включительно. Рядом с латинским языком в старших классах преподавался и греческий. Продолжателями дела Меланхтона были Камерарий, Неандер, Троцендорф и Штурм, которые требовали от новой школы "приучения юношеского духа к соразмерности, стройности, гармонии и логике мысли". Неандер дошел даже до мысли о введении в гимназический курс естествознания; он говорил, что "соединение языкознания с естественными науками есть залог к всестороннему развитию человеческого духа". Очень скоро, уже в конце XVI века, эти школы стали господствующими по всей Западной Европе. Охватывая все тогдашнее среднее образование, они служили почти исключительно подготовительными заведениями для предназначавших себя к университетским занятиям. Несмотря на это, в течение XVI и XVII веков, гимназии сохраняли много общих черт со средневековыми школами; закон Божий и латинский яз. были в них главными предметами; из математики и греческого языка проходились основы, и метод обучения по-прежнему был чисто формальный. Наряду с Г., начиная со второй половины XVI в., действовали и иезуитские коллегии, в которых Г. соответствовали собственно три низших класса — так наз. inferiora studia. Эти inferiora st. состояли из пяти классов: 1) infima grammatica, 2) media grammatica, 3) suprema gramm., или syntaxis, 4) humanitas и 5) rhetorica; в них, как и в Г., начинали с латинской грамматики и кончали риторикой. "Не знание", говорилось в уставе Аквавивы, "а упражнение в разговоре и письме составляет цель изучения грамматики". Введение в гимназический курс языков немецкого и французского (во второй половине XVII в.) было как бы началом реформы Г., совершившейся в XVIII в. В преподавание были включены математические и естественные науки. Г. были изъяты из влияния духовенства и переданы в заведование государства. В ХVIII в. (во второй половине) Г. освободились от одностороннего грамматического направления в изучении древних языков, благодаря трудам Фр. Августа Вольфа, и стали школами свободного, общечеловеческого образования. В то же время Г. сделались учебными заведениями по преимуществу подготовляющими к университету, а со времени введения в действие в Пруссии правил об аттестате зрелости (1788) они получили исключительное на это право. Но Г. ХVIII в. страдали от многопредметности в от недостатка сносных учителей. Учительские места получались обыкновенно по рекомендации (как и в XVI и X VII вв.) или, в крайнем случае, по экзамену из богословия или философии. Первый экзамен специально на учителя Г. был установлен в начале XIX в. (1810) и вводился весьма постепенно, напр. в Австрии только в 1848 г. Все эти недостатки были устранены в германских гимназиях в первой половине XIX века. Тогда же, под влиянием научных трудов учеников Вольфа (Бека, К. Мюллера, Негельсбаха и др.) и политического и социального возрождения Германии окончательно выработались действующие теперь основные начала гимназического образования. "Гимназия", говорит Шрадер, "есть школа для той части народа, которая, с помощью знания законов человечества, хочет стать в ряды передовых людей, руководящих государственным развитием, или посредством разумения законов природы способствовать совершенствованию практической жизни". Главнейшие средства для достижения этой цели современная гимназия черпает в древних языках и математике. Из древних языков господствует латинский, начинаемый обыкновенно с первого класса (греческий — с III) и имеющий большее число уроков в каждом классе. Из математических наук преподаются обыкновенно арифметика, алгебра, геометрия и тригонометрия; в курс некоторых западно-европейских гимназий вошло и естествознание (ботаника, зоология и минералогия). Затем в современной Г. значительное место отводится отечественному языку и литературе. Отечественный язык, древние языки, математика и закон Божий считаются главными предметами. Второстепенные предметы: новые языки, история и география, в особенности отечественные, чистописание, рисование и гимнастика. Против господствующего положения древних языков раздаются, в последнее время, голоса даже в самом центре гуманитарной образованности, в Германии (см. Классическое образование). Частный обзор истории гимназий. — В настоящее время Г. существуют в Австро-Венгрии, Пруссии, Сербии, Болгарии и России. Во Франции им соответствуют Lyc é es и Coll è ges, в Англии — Grammar-Schools, Grammar-Colleges и High Schools, в Соединенных Штатах — Grammar-Schools и High Schools, в Бельгии — Ath éné es, в Испании — Institutes и colegios, в Италии — licei (итальянские ginnasi имеют характер прогимназий), в Швейцариикантональные школы (Cantonschulen), в Скандинавских государствах — "ученые школы". Гимназии в Австрии. — В течение XVII и первой половины XVIII в. все гимназическое образование в Австрии находилось в руках иезуитов. Г., основываемых другими духовными орденами и обществами, было очень мало, да и в тех держались большей частью иезуитских порядков. Первая попытка вступить в борьбу с педагогической системой иезуитов относится к последним годам царствования Карла VI († 1740), когда за всеми Г. был установлен правительственный надзор. При Марии-Терезии Г. были даже изъяты из ведения церкви и получили в 1753 г. новый учебный план. Вместе с тем Г. были лишены давнишнего их начала — всесословности, и сделаны доступными только для дворян. В 1774 г. последовали новые реформы: расширены программы математики, естественной истории, всеобщей истории (частью на счет лат. яз.); доступ в Г. вновь открыт всем сословиям; установлен строгий контроль в выборе учителей и т. д. Но вскоре произошло возвращение к прежнему уставу, а по смерти Иосифа II (1790 г.) вернулось и влияние духовенства, которое сильно сказалось на новом уставе Г. 1819 г. В 1849 г. был издан новый устав, увеличивавший число классов до восьми, расширявший, за счет латинского яз., преподавание истории, географии, отечественного языка, вводивший снова естественную историю (исключенную уставом 1819 г.) и систему прусских аттестатов зрелости. Наконец, 26 мая 1884 г. были утверждены новые учебные планы. Все Г. объявлены или правительственными, или частными; каждая Г. делится на Untergynmasium (первые четыре класса) и Obergymnasium (старшие четыре класса). Обязательными предметами считаются: закон Божий, языки латинский, греческий и отечественный, география и история, математика, физика, естественная история и философская пропедевтика. Необязательные предметы — новые языки, каллиграфия, рисование, пение, стенография и гимнастика. Недельное распределение уроков по плану 1884 г.:
ПРЕДМЕТЫ Классы Всего
I II III IV V VI VII VIII
Закон Божий 2 2 2 2 2 2 2 2 16
Латинский яз. 8 8 6 6 6 6 5 5 50
Греческий яз. 5 4 5 5 4 5 28
Отечествен. яз. 4 4 3 3 3 3 3 3 26
Географ. и истор. 3 4 8 4 3 4 3 3 27
Математика. 3 3 3 3 4 3 3 2 24
      1-е пол.            
Естеств. история 2 2 2 2 2 10
      2-е пол.            
Физика 2 3 3 3 11
Философск. проп. 2 2 4
Итого 22 23 24 25 25 25 25 25 194
В славян. провинциях Австрии Г. до 1860 г. строго держались общих учебных планов, совершенно исключавших туземные языки. С того времени славянские языки заняли в некоторых Г. не только равное место с нем., но даже первенствующее и стали яз. преподавания. Тоже самое следует сказать и об итальян. языке, там где на нем говорит большинство населения. Учебное время в австр. Г. с 16 сент. по 16 июля. Число праздников, кроме воскресных дней, колеблется между 24 и 27 днями. Ученики поступают в I класс не моложе 9 л. Число их в каждом классе не должно превышать 50. В полной Г. директор, получающий 1400 гульд., 11 учителей (профессоров, ординарных и действительных), с 1000 гул. годового содержания, а в Вене — 1200 (число уроков для каждого учителя от 20 до 24), и 5—6 помощников учителей, с 500 гул. жалованья. Всех Г. в Австрии 139, с 2781 учащими и 43775 учениками (1885). Есть еще реальные гимназии, о которых — см. Реальные училища. См. Holder, "Oesterreichische Volksund Mittelschulen in der Periode 1867—77" (В., 1878). Гимназии в Венгрии возникли в нынешн. столетии и несколько отличаются от австрийских. По уставу 1879 г. различаются Г. правительственные, общинные, частные и принадлежащие католическому духовенству. Рядом с венгерским яз. (30 ур.) изучается немецкий (19 ур.). Число уроков древних языков меньше на 11 и закона Божия на 5. Разница еще в том, что рисование и гимнастика здесь обязательные предметы. Всех Г. 151, с 2356 учащ. и 35803 учениками. Учебный год с 1 сент. по 1 июня. Ср. Schwicker, "Die Ungarische Gymnasien" (1881). В Сербии существуют 2 полн. и 9 неполных Г., в Болгарии — 2 Г. Устройство их сходно с австрийским. Гимназии в Пруссии. Первые Г. стали открываться при Фридрихе I († 1713); но в XVIII ст. их было очень мало, и они почти ничем не отличались от других среднеучебных заведений. В 1788 г. состоялось королевское распоряжение об устройстве экзаменов зрелости (Maturit äts-Prü fung); в унив. стали допускаться только выдержавшие этот экзамен в особой комиссии, благодаря чему увеличилось число Г. и учеников в них. Последующие распоряжения 1820 и 1834 гг. закрыли доступ не выдержавшим экзамена зрелости и на государственную службу. После передачи Г. в ведение светской власти они были подчинены, с 1787 г., высш. учил. совету (Oberschulcollegium), а с 1808 г. — особому департаменту народного просвещения в министерстве внутр. дел. В 1825 г. образовались провинциальные школьные коллегии, в состав которых входили обыкновенно филологи, вместо прежних членов духовных консисторий. Устав 1816 г., разделивший Г. на 6 классов, в которых три последних были двухгодичными, определял основой гимназического образования древние языки и математику и давал больший, против прежнего, простор для др. предметов, составляющих основу реальных школ. Обязательными предметами были признаны: закон Божий — 18 ур.; языки: латинский — 68 ур., греческий — 43 (нач. с IV кл.) и нем. — 40; математика — 54; естественная история — 18 ур.; ист. и география — 27; рисов. — 6 (в первых трех кл.) и чистоп. — 3 (в одном младшем). Необязательными были еврейский яз., пение и гимнастика. В 1837 г. были изданы новые учебные планы, которые, за счет уроков математики, нем. яз. и естественной истории, увеличили число уроков по латинскому яз. (до 86), ввели французский яз. (в трех старших классах, всего 6 ур.) и философ. пропедевтику (6 ур.). Планы 1856 г. еще более увеличили роль древних языков и остальные предметы ограничили только самым необходимым. Так, ур. по естеств. ист. было оставлено только 8. В то же время было уменьшено число недельных уроков по классам: в VI — 28 ур., а в остальных — по 30, тогда как раньше, кроме II и I кл., их было по 32. Нынешние учебные планы утверждены в 1882 г. Хотя они сохраняют преобладание за древними яз., но сделаны уступки в пользу естественных наук, математики и французского яз. Экзамены трех родов: семестриальные, переходные и выпускные. Раздачи наград и конкурса нет. Учителя — Professor и Oberlehrer (в высших классах) и ordentliche Lehrer. Число уроков у директора от 12 до 16, у Oberl. — 20—22, у ord. L. — 22—24. Жалованье учителя около 3000—4200 м., директора — около 6000 м. В некоторых Г. существуют в высших классах отделения: 1) для словесности (Humanisten) и 2) для наук (Realisten), с общим преподаванием некоторых предметов. Прогимназии: 1) четырехклассные (VI, V, IV и III а), 2) шестиклассовые (VI, V, IV, III a, III b и II a) и 3) семиклассные, без одного только первого класса. Недельное распределение уроков по плану 1882 г. A — Общее число.
ПРЕДМЕТЫ Классы A
VI V IV IIIa IIIb IIa IIb Ia Ib
Закон Божий 3 2 2 2 2 2 2 2 2 19
Немецкий язык 3 2 2 2 2 2 2 3 3 21
Латинский яз. 9 9 9 9 9 8 8 8 8 77
Греческий яз. 7 7 7 7 6 6 40
Французский яз. 4 5 2 2 2 2 2 2 21
История и география 3 3 4 3 3 3 3 3 3 28
Математика 4 4 4 3 3 4 4 4 4 34
Естеств. ист. 2 2 2 2 2 10
Физика 2 2 2 2 8
Чистописание 2 2 4
Рисование 2 2 2 6
Итого 28 30 30 30 30 30 30 30 30 268
В 1859 году рядом с гимназиями возникли реальные училища I разряда, с одним латинским яз.; окончившим в них курс доступ в унив. был закрыт до 1870 г., когда им разрешено было поступать на факультеты естественный и математический. В 1882 г. эти училища названы реальными гимназиями (см. Реальные училища). К 1 янв. 1892 г. Г. в Пруссии — 270, прогимназий — 45. Учащихся в гимназиях — 75529, в прогимназиях — 4922. В других германских государствах почти всюду господствует прусская система гимназий. Несколько иной характер носят Г. вюртембергские состоящие из 10 классов, причем I класс соответствует нашему приготовительному. В 1890 году для этих гимназий изданы новые планы, внесшие следующие особенности: 1) латинский яз. начинается не с I кл., а со II, и имеет всего 82 урока, менее против прежней программы на 20 ур.; 2) греческий яз. начинается с V кл., всего 40 ур. (вм. 42); 3) отечественный яз. — 28 ур. (вм. 26); 4) французский — 1 8 (вм. 10); 5) математика — 39 (вм. 27); 6) естественная история — 16 (вм. 10). Всего Г. классических в остальных германских государствах, кроме Пруссии — 158, прогимназий класс. — 12. Литература: Neigebauer, "Die preussischen Gymnasien und höheren Bürgerschulen" (1835); Wiese, "Verordnungen und Gesetze fü r die hoheren Schulen im Preussen" (B., 1875); Wohlrab, "Gymnasien und Gegenwart" (Лпц., 1874); Weck, "Das deutsche Gymnasium" (Б., 1875); "Statistisches Jahrbuch der h öheren Schulen Deutschlands, 1892—93"; Schmid, "Erziehungs-Encyclopädie". Гимназии (ginnasi) в Италии по последнему уставу 1876 г., похожи на наши прогимн. и готовят к поступлению в лицеи, откуда переходят уже в университет. Г. состоят из 5 классов, а лицеи из 3. Предметы обучения в Г. — языки: итальянский, латинский и греческий, математика, история, география и краткие сведения из греческих и римских древностей. Все эти предметы продолжаются и в лицеях, где прибавляются физика и химия, естественная история и философия. Недельное распределение уроков. Учебный год продолжается от 15 окт. до 15 авг. Учителя назыв. titolari и reggenti (с жалованьем в 2000—1600 фр.); во главе Г. и лицея — директор, с жалованьем от 2000 до 2600 фр. По статистике 1889 г., Г. было 735, лицеев — 326, учащихся в них — 58000. Россия. Гимназии в XVIII веке. Древнейшей русской Г. была Академическая, основанная в 1726 г. Первый ее инспектор Байер разделил ее на два отдела: немецкую школу, или приготовительную, подразделенную на три класса, и латинскую, состоявшую из двух классов. Он же написал и положение о ней ("Gegenw ä rtige Einrichtung des Gymnasiums", 1731). В 1733 г. для нее был составлен Фишером устав, поднимавший ее до значения гуманистической германской шкоды и вводивший в ее курс, кроме латинского яз., греческий яз., чтение римских поэтов, правила ораторского искусства и логику. Так как число учащихся в ней постоянно уменьшалось, то были допущены в Г. дети среднего сословия и даже солдатские, которые потом составляли главный контингент учащихся в Г. Для увеличения числа учеников были учреждены в 1735 г. стипендии; несмотря на это, в 1737 г. было только 18 учеников. Штат 1747 г. определяет более подробно число учителей и их обязанности, обязывает всех учителей преподавать на русском яз., что, впрочем, оказалось невозможным, и освобождает учащихся от платы. Трудно было отыскать порядочных учителей; прибегали к помощи недоучившихся студентов или случайно заехавших иностранцев, благодаря которым вводились и новые предметы, как, напр., итальянский яз., преподававшийся до конца столетия, и фортификация (1751—55). Гр. Разумовский поручил управление Гимназией М. В. Ломоносову (1758), который завел в ней пансион на 40 казеннокоштных воспитанников и устроил низшие русские классы. Затем, чтобы иметь воспитанников в Г., устроили при ней отделение для малолетних (1765), вверив его особой надзирательнице. При инспекторе Бакмейстере (1768—1777) заведено было в старшем классе университетское преподавание, на латинском или немецком яз., основ математики и естественных наук. При кн. Дашковой был куплен для Г. особый дом и улучшено содержание казеннокоштных воспитанников. В 1805 г. Г. была закрыта. Причины неудовлетворительности состояния Г. заключались в недостатке учителей, многочисленности гимназического начальства (ректор, инспектор, конректор, главный инспектор, а иногда два ректора и два инспектора) и отсутствии подробного устава. Второй по времени русской Г. была Г., основанная в 1755 г. при Моск. унив., под именем Университетской или также Академической. Целью ее было подготовлять к слушанию университетских лекций. По составу учащихся, она делилась на два отделения: одно для разночинцев, другое для дворян. Курс учения был одинаков в обоих отделениях. Каждое из них подразделялось на 4 школы, которые, в свою очередь, делились на классы. В первой (российской) были след. классы: 1) грамматика, 2) стихотворство и 3) красноречие; во второй (латинской) — 1) грамматика и 2) синтаксис латан. языка; в третьей (научной) — 1) арифметика, 2) геометрия и география и 3) философия, и в четвертой — языки европейские и греческий (для желающих — восточные). Во главе Г. стоял инспектор — один из профессоров унив. Преподавателями ее были, большей частью, студенты университета. По штату ежегодный расход Г. определен в 6250 р., но на самом деле унив. тратил на нее более 35000. Учащиеся делились на казеннокоштных, пансионеров (с платой в 150 р.), сверхкомплектных и приходящих. Число всех учащихся в начале XIX ст. доходило до 900. В 1812 г. Г. погорела и с тех пор не возобновлялась. Несмотря на недостаточность и неспособность многих учителей, отсутствие сносных учебников и точных программ, Г., за свое полувековое существование, немало подготовила будущих университетских деятелей и дала России образованных, по своему времени, людей. В 1758 г., по образцу московской, была основана Г. в Казани, которая существует и теперь под именем 1-й казанской Г. Ввиду соседства Казани с инородцами, в Казанской Г., в течение всего XVIII в., было обращено особенное внимание на преподавание восточных язык.: татарского, калмыцкого и др. Число учеников колебалось между 60—150. Содержание Г. обходилось средним числом около 3000 р. В 1765 г. она была преобразована по плану фон Каница. До 1786 г. находилась в ведении Моск. унив., а с этого года — местного Приказа общественного призрения. В 1788 г., с открытием в Казани главного народного училища, Г., за неимением средств, была закрыта, а в 1798 г. возобновлена, по новому уставу, возлагавшему на нее цель "образования молодых людей для воинской службы, а не для ученого состояния". Сообразно этой цели установлены и учебные предметы: катехизис, логика, практическая философия, история, география, математика, механика, гражданская архитектура, фортификация, артиллерия, тактика, физика, химия, гидравлика, натуральная философия, земледелие, законоведение, языки — русский, славянский, латинский, немецкий и татарский; танцы, фехтование и музыка. В 1804 г. Г. была преобразована по общему для Г. уставу и подчинена мин. ародн. просвещения. Кроме этих Г. существовало еще в XVIII ст. гимназическое отделение в Кадетском корпусе, для подготовления дворян к гражданской службе (см. Кадетские корпуса). Гимназии в XIX ст. — В начале XIX в. образовалось министерство народного просвещения, возникли учебные округа и стали открываться Г. по всей России. I период (1803—28). 24 января 1803 г. Александр I утвердил "предварительные правила народного просвещения", по которым Г. или губернские училища, образованные из главных народных училищ (см.), открывались в каждом губернском городе и вверялись управлению губернского директора училищ. 5 ноября 1804 г. вышел "Устав учебных заведений", подведомых университету и попечителям округов. Он объявил Г. всесословными учебными заведениями, подразделенными на 4 годичных курса. Цель их учреждения в "Уставе" определялась так: 1) приготовить к слушанию университетских наук; 2) преподать сведения, необходимые для благовоспитанного человека и 3) приготовить желающих к учительскому званию в уездных, приходских и других низших училищ. Согласно этой цели и план ученья в Г. заключал в себе начальные основания всех наук. План этот, составленный Фусом по образцу франц. лицеев, был следующий. — А. Математика — один старший учитель, 18 ур. (I кл. — алгебра, геометрия и плоская тригонометрия; II кл. — окончание чистой математики и начало прикладной, и III кл. — прикладная матем. и опытная физика). Б. История, география и статистика — один старший учитель, 18 ур. (I кл. — древняя история и география, мифология и древности; II кл. — история и география новые и в частности история и география отечественные; III кл. — общая статистика и IV кл. — статистика Российской империи). В. Философия, изящные науки и политическая экономия — один старший учитель, 20 ур. (I кл. — логика и всеобщая грамматика, II кл. — психология и нравоучение; III кл. — эстетика и риторика, и IV кл. — право естественное, право народное и политическая экономия). Г. Естественная история, технология и коммерческие науки — один старший учитель, 16 ур. (III кл. — естественная история, приноровленная к сельскому и лесному хозяйству, и IV кл. — естественная история в более широких размерах, технология и наука о торговле). Д. Латинский язык — 16 ур. (I кл. — грамматика, II кл. — чтение более легких прозаических писателей и III кл. — поэтов; во II кл. 1 час посвящался на переводы с русского яз. на латинский, а в III кл. — на обучение "в составлении лат. стихов"). Е. Языки: немецкий и французский — по 16 ур. во всех 4-х кл. (I кл. — грамматика, II кл. — переводы с языков, III кл. — объяснение прозаических писателей и переводы на отечественный яз. и IV кл. — чтение поэтов и стихотворство). Ж. Рисование — 4 ур. Обязательных уроков в каждом классе было 32. Г. могли также, если позволяли средства, "иметь учителей танцования, музыки и гимнастики", и "с позволения высшего начальства умножить число учебных предметов и учителей". Из сравнения курса Г. с курсом главных народных уч. оказывается, что в первых усилено преподавание чистой и прикладной математики, физики и ест. наук, введены вновь статистика, философия, изящные и политические науки, но исключены гражданская архитектура, закон Божий и русский яз. Два последних предмета преподавались в уездных училищах, из которых поступали в г. Учителя делились на старших и младших. Директор Г. должен быть "сведущ в науках, деятелен и благонамерен". Его роль — наблюдательная, как за учениками, так и за учителями. Жалованье директора — от 1000 до 1000 р.; учителя наук — 550—750, учителя языков — 400 и учителя рисования — 300 р. Расход Г. (5650—6650 р.) пополнялся из средств приказов общественного призрения и взносов из казны. В виленском учебном окр. Г., по уставу 18 мая 1803 г., состояли из 6 кл. и имели 6 (вместо 4-х) старших учителей: 1) физических знаний, 2) математики, 3) нравственных наук, 4) словесности и латинского яз., 5 и 6) для первых двух классов по одному учителю лат. и польской грамм., основ. арифметики, географии и нравоучения; кроме них — 4 младших учителя: рисования, российского, франц. и нем. яз., в следующем году прибавлен 7-й старший учитель. После организации гимназий и их основания существенным был вопрос об "учебных пособиях". Для составления списка учебных пособий в 1803 г. при главном правлении училищ был учрежден комитет, самыми деятельными членами которого были Фус, Румовский и Озерецковский. В марте 1805 г. были одобрены и опубликованы в газетах программы Г., с поименованием книг, удобных для перевода на русский яз., и также таких, которые следовало вновь составить. В этой же публикации вызывались желающие заняться такой работой. 15 книг предполагалось перевести с немецкого. Руководства по политическим наукам, русской статистике и зоологии были обещаны русскими учеными. Но как переводы, так и оригинальные труды поступали медленно; по некоторым предметам не было учебников и в 1814 г. С 1805 г. стали открываться при Г. пансионы для дворянских детей; самые Г. были доступны для всех сословий. В 1811 г. СПб. Г. подверглась изменению по плану гр. С. С. Уварова, ограничившего цель Г. приготовлением к слушанию университетских курсов. Гр. Уваров находил несовместными между собой и даже вредными для воспитанников многие предметы гимназического курса. Он ввел в программу закон Божий и отечественный яз., а классические языки ставил "одним из главных способов образования". Согласно этому плану делались изменения в программах и других гимназий, главным образом по введению греческого яз. и исключению права естественного и народного, политической экономии, мифологии и др. Г. времен Александра I далеко не удовлетворяли своей цели, вследствие многопредметности курса, недостатка в учебниках, плохого состава преподавателей, неудобства подчинения по хозяйственной части университетам и других причин. II период (1828—1849). Организованный в 1826 г. "Комитет устройства учебных заведений" выработал новый устав для Г., утвержденный 8 дек. 1828 г. Удерживая для Г. двоякую цель: 1) приготовить к слушанию университетских лекций и 2) "доставить способы приличного воспитания", он вводил изменения в самой системе Г., в управлении их, в распределении уроков и т. п. Г. состояла из семи классов; из них первые три имели во всех Г. одни и те же предметы и одинаковое распределение их, а начиная с 4-го кл. Г. разделялись на Г. с греческим яз. и Г. без греческого яз. Во главе Г. стоял по-прежнему директор; но теперь в помощь к нему назначается инспектор, избираемый из старших учителей, для наблюдения за порядком в классах и ведения хозяйства в пансионах. Учреждается также звание почетного попечителя, для общего с директором надзора за Г. и пансионом. Кроме того, были образованы педагогические советы, в которых обсуждалось состояние Г. и меры к их улучшению. В изменение курса легли следующие начала: устранение лишних предметов, "применение учения к потребностям учащихся", основательность знаний и национальность. Главными предметами признаны древние языки и математика: первые — "как надежнейшее основание учености и как лучший способ к возвышению и укреплению душевных сил юношей; последняя — как служащая в особенности к изощрению ясности в мыслях, их образованию, проницательности и силе размышления". Увеличивалось число уроков по закону Божию и отечественному яз. Из остальных предметов оставались: география и статистика, история, физика, новые языки, чистописание и рисование. Недельное распределение уроков по плану 1828 г. [Показаны часы, урок продолжался 1 1/2 часа.] Другие, более крупные, изменения в Уставе 1828 г.: введение "телесных наказаний", замененных потом "розгами", "как пристойнее", увеличение платы за учение (3—20 р., а потом 7—40 р. в разных гимназиях), увеличение в 2 1/2 раза окладов содержания, расширение прав и преимуществ учеников, которые могли определяться на места канцелярских служителей высшего разряда и ранее других получать первый классный чин, а окончившие Г. с греческим яз. — утверждаться в нем сейчас же по вступлении в должность и др. — В общем расходы на содержание Г. увеличились более чем в 5 раз против определенных уставом 1804 г.: в 1828 г. — 1276870 р., а в 1804 г. — 259450 р. (разница объясняется, главным образом, большим количеством Г. в 1828 г., чем в 1804 г.). Устав 1828 г. окончательно вошел в силу во всех Г. только в 1837 г., но некоторые изменения и дополнения к нему делались и раньше и особенно умножились в министерство гр. С. С. Уварова (с 1833 г.). Важнейшей мерой, введенной при нем, была система испытаний и аттестатов (1837 г.). На основании окончательно утвержденных в 1846 г. правил этих испытаний степень успехов обозначалась цифрами (по пятибалльной системе). Теми же цифрами означались прилежание, способности и поведение учеников в ежемесячных ведомостях учителей и комнатных надзирателей. При переводе из класса в класс поведение не принималось в расчет. Получившие в среднем выводе за успехи 5 или не менее 4 награждались книгами или похвальными листами. Переводный балл, кроме греч. яз. — 3. Много и часто подвергались изменению учебные планы предметов: в 1844 г. исключена была статистика, а через три года и логика, как "недоступная", по словам министра, "ни возрасту, ни степени развития гимназистов"; в 1845 г. отменено преподавание начертательной и аналитической геометрии и вообще изменен весь план преподавания математики. В 1843 г. ослаблено преподавание латинского яз.: допускалось оканчивать Г. и без него, если кто не хочет получить аттестата об окончании полного курса Г. С 1835 г. были введены в некоторых Г. восточные языки, а с 184 5 г. — законоведение. По уставу учебных округов (1835) главными хозяевами Г. сделались, вместо членов училищного комитета из профессоров университета, попечители с их помощниками и инспекторами, специально назначенными для наблюдения за учебными заведениями. III период (1849—1871) ознаменован упадком классицизма в Г. (почти из всех Г. изгнан греческий яз.) и колебанием между системами классической и реальной. Сам же гр. Уваров, создатель нашей гуманистическое Г., под конец своего управления министерством вынужден был допустить ее упадок. Причина этого крутого поворота заключалась в революционных событиях 1848 г. Предполагалось, что изучение писателей республиканской древности могло дурно повлиять на благонадежность учеников (та же самая мысль лежала в основании реформы франц. среднеучебных заведений, предпринятой, почти в тоже самое время, правительством Наполеона III). В 1849 г. был издан указ об изменениях и дополнениях к уставу Г. 1828 г. Гимназический курс делился на общее и специальное обучение. Последнее начинается с четвертого класса. В первых трех классах (общих для всех) постановлено обучать: закону Божию (по 2 ур. в каждом кл.), русскому и славянскому языку (по 4 ур.), математике (по 4 ур.), географии (в I и II кл. по 3 ур. и III — 5 ур.), немецкому яз. (по 3 ур.), французскому (по 3 ур.), чистописанию (в I и II кл. по 4 и III — 2) и черчению и рисованию (по 1 ур.). В специальных классах общие предметы для всех Г.: закон Б. (IV — 2 ур., в остальных — по 1 ур.), русский и славянский яз. (по 8 ур.), математика (по 3 ур.), физика и математическая география (по 2 ур., начиная с V кл.), история всеобщая и русская (IV кл. — 4 ур., в остальных кл. по 3 ур.), немецкий и франц. яз. (по 3 ур.) и черчение и рисование для желающих. Кроме этих общих предметов, для готовившихся на службу преподавались еще: русский и славянский яз. (2 ур. в IV кл.), математика (2 ур. в IV кл.), русское законоведение (по 4 ур., начиная с V кл.), а для готовившихся в университет: латинский яз. (по 4 ур. в каждом кл.) и греческий яз. для желающих (по 2 ур. в каждом кл.). Законоведение преподавалось по программе, составленной проф. Неволиным, так: V кл. 1) основные законы; 2) учреждения, вместе с уставами о службе гражданской, и 3) законы о состояниях. VI кл. — законы гражданские, с включением судопроизводства гражданского. VII кл. — законы уголовные и полицейские, с уголовным судопроизводством. Читая смету по мин. нар. просв. на 1852 г., Николай I нашел расход на жалованье преподавателям греческого яз. лишним и потребовал от мин. нар. просв. Норова мнения об изъятии греческого яз. из программы Г., за исключением 2 или 3 южных Г. Так как министр держался противоположных воззрений, то изданные в 1854 г. новые учебные планы были несколько мягче к греч. яз.: он оставался в 9 гимназиях. На основании этих планов гимназии разделялись: 1) на такие, где препод. естественная история и законоведение, 2) или одно законоведение, 3) или латинский яз. в большем объеме и яз. греческий. Классическими Г. могли назваться только Г. третьей категории; почти в каждой из них обучение шло по особой программе, хотя и для них был общий план. Латинский язык, по этому плану, начинался со второго кл., греческий — с IV кл. По латинскому яз. в 4 старших классах читались творения св. отцов: Климента Римского (Constitutiones Apostolicae), Киприана, Августина, Тертуллиана и Лактанция. При составлении программы греческого яз. имелось в виду "основательное изучение творений эллинских писателей и в особенности св. отцов Восточной церкви": Юстиниана философа, Иринея, Игнатия Богоносца, Евсевия, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В таком виде Г., с своей суровой дисциплиной, с чисто механическим способом преподавания, страдая в то же время от неустановленности учебных предметов, отменявшихся и вновь вводимых, просуществовали до 1864 г. По уставу этого года среднеучебными заведениями являются Г. классические и реальные и прогимназии. Г. состоят из 7 кл., а прогимназии из 4 (низших гимназич.). Урок — 1 1/4, а с 27 сент. 1865 г. — 1 ч. Недельное распределение уроков по планам 1864 г. см. на стр. 702-ой. Особенности новых учебных планов: увеличение числа уроков по закону Божию, математике и древним яз., введение в число необходимых предметов гимнастики и пения, отмена преподавания законоведения и полная свобода преподавателей и педагогического совета в составлении программ и в выборе учебников. Уставом 1864 г. допускался еще третий род Г., в которых отсутствовал яз. греческий, а латинский преподавался в количестве 39 ур. (на 5 более, нежели в Г. с двумя др. языками). Окончившие курс в Г. могли поступать в университет, а свидетельства об окончании реальных Г. "принимались в соображение" при поступлении в высшие специальные училища. IV период (1871—1893). Гр. Д. А. Толстой, с первого же года назначения министром нар. просвещ. (1866), составил комиссию для выработки нового устава Г., который был утвержден 30 июля 1871 г. Он признает только классические Г. с двумя древними языками и прогимназии; реальные гимназии переименованы в реальные училища, доступ из них в университет закрыт. Целью Г. признано общее образование и подготовление к университету. Г. состоят из 7 классов, но седьмой — с двумя годичными отделениями (с 1875 г. Г. восьмиклассные). Прогимназии могут быть и шестиклассные. При каждой Г. — приготовительный класс. Особенности нового учебного плана: 1) Признание главного значения за древними языками: число уроков по лат. яз. доведено до 49, а по греч. — до 37. 2) Прекращение преподавания естественной истории, сначала в низших классах, а потом и вовсе. 3) Замена космографии — математич. географией. 4) Введение логики, 5) Уменьшение числа уроков чистописания, рисования и черчения. 6) Уменьшение числа уроков по истории (с 14 на 12) и по закону Божию (с 14 на 12), и 7) Введение географии в VII и VIII кл. (повторение). Затем новостью в уставе было: 1) предоставление преподавателям права давать уроки по нескольким различным предметам (преим. в младших классах); 2) соединение для преподавателя обязанностей учебной и воспитательной; 3) вменение в обязанность директору и инспектору давать уроки (не более 12); 4) введение системы классных наставников, по одному на каждый класс (немецкие ординариусы), которые должны наблюдать за успехами, развитием и нравственностью учеников и быть как бы ближайшими посредниками между школой и семьей, и 5) точное установление платы за учение (от 15—60 р.), от которой разрешалось освобождать до 10% успешно учащихся. Из распоряжений последующих годов, дополняющих устав 1871 г., укажем "правила для учеников" и "правила о взысканиях" 1873 и 1874 гг.; правила 1872 г. об испытаниях при поступлении, переходе и окончании курса; предоставление гимназистам, не ниже 6 класса, при поступлении в военную службу прав вольноопределяющегося второго разряда (1874), а потом первого (1886); затруднение доступа в Г. детям низшего сословия (1887); возвышение платы до 40—70 р., и прекращение казенной субсидии для приготовительного класса (сущ. на взносимые за ученье, деньги с 1887 г.). С 1872 по 1893 г. учебные планы дважды подверглись изменениям. Первое состоялось в 1877 г., когда главные перемены коснулись преподавания истории (отдельное препод. систематического курса всеобщей и русской истории и расширение курса средней истории введением фактов из славянской и византийской истории), русского яз. (самостоятельное преподавание литературы и теории словесности, а не при изучении образцовых произведений, как было раньше) и логики (в VII кл.). Во второй раз, в 1890 году, главные перемены коснулись: древних языков (уменьшение числа уроков на 11 час., сокращение грамматического материала, уменьшение в старших классах значения переводов с русского языка на древние, сосредоточение внимания на чтении авторов, с объяснением их содержания); географии (отмена повторения ее в VII и VIII кл.); гимнастики (обязательный предмет для всех классов) и русск. яз. (увеличение числа уроков в низших классах). Недельное распределение уроков по плану 1864 года. A — Часов. B — Уроков.
ПРЕДМЕТЫ Классы Всего
  I II III IV V VI VII A B
Закон Божий 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 17,5 14
Русский яз. с церковнослав. и словесность 5 5 3 3/4 5 3 3/4 3 3/4 3 3/4 30 24
Латинский яз. 5 6 1/4 6 1/4 6 1/4 6 1/4 6 1/4 6 1/4 42 1/2 34
Греческий " 3 3/4 3 3/4 7 1/2 7 1/2 7 1/2 30 24
Французский или немецкий яз. 3 3/4 3 3/4 2 1/2 3 3/4 3 3/4 3 3/4 2 1/2 23 3/4 19
Математика 3 3/4 3 3/4 3 3/4 3 3/4 3 3/4 3 3/4 5 27 1/2 22
История 2 1/2 3 3/4 3 3/4 3 3/4 3 3/4 17 1/2 14
География 2 1/2 2 1/2 2 1/2 2 1/2 10 8
Естественная история 2 1/2 2 1/2 2 1/2 7 1/2 6
Чистописание, рисование и черчение 5 5 3 3/4 2 1/2 16 1/4 13
Итого 30 31 1/4 33 3/4 33 3/4 33 3/4 33 3/4 33 3/4 230 184
Современное состояние гимназий. Учебный год продолжается с 16 августа по 1 июня, около 240 дней. Прием учеников в первый класс в мае, а во все прочие — в августе. Обязательное число учебных часов для обучающихся обоим новым языкам (нем. и франц.) — 225 (в 1828—240, 1849—210, 1852—203 3/4, 1865 г. — 230). При некоторых Г. и прогимназиях существуют пансионы для детей, большею частью иногородних родителей. Учебники допускаются только одобренные ученым комитетом. Менять учебники можно только по истечении двух лет и по заявлении педагогическому совету до наступления летних каникул (1884). Экзамены — устные и письменные. Выдержавшие с успехом экзамены награждаются похвальными листами и книгами. Окончившие курс в Г. получают аттестаты зрелости, открывающие доступ во все высшие учебные заведения и дающие права на вступление в государственную службу, предпочтительно пред не бывшими в Г., с производством в первый классный чин по выслуге определенных сроков. Лучшие ученики, кроме того, награждаются медалью, золотой или серебряной, и производятся в чин сейчас же по вступлении на службу. Окончившие курс в прогимназии получают свидетельства. Во главе Г. стоят директор и инспектор, избираемые попечителем учебного округа. Директор получает 2000 р., инспектор — 1500 р.; для того и другого — казенная квартира и особая плата за уроки. Учителя получают по 60 р. за годовой урок, а через пять лет служения при одной Г. — 75 (за 12 ур., а за остальные по 60). Классные наставники получают еще 160 р. в год, а учителя древних языков в Г. за поправку письменных работ по 100 р., а в прогимназиях — по 60 руб. Пенсии — через 25 лет; директорам 900—700, инспекторам 850—650 и учителям 800—600 p., за исключением С.-Петербурга и Москвы (1000 р., 850 р. и 750 р.). Все учителя, надзиратели и инспектор, под председательством директора, собираются, по крайней мере, раз в месяц, для обсуждения вопросов по учебной и воспитательной части (педагогический совет). Обсуждение хозяйственных вопросов происходит в особом хозяйственном комитете, из инспектора и трех учителей, выбираемых на три года, тоже под председательством директора. С 1856 г. стали основываться частные гимназии. Те из них, которые пользуются правами правительственных Г., обязаны подчиняться уставу 1871 г., следовать в преподавании программам, утвержденным министерством просвещения, должностных лиц иметь по назначению правительства и находиться под наблюдением начальства округа. Недельн. распредел. уроков по плану 1890 г. A — Приготовительн. кл. B — Общее число в 8 класс.
ПРЕДМЕТЫ A Классы B
I II III IV V VI VII VIII
Закон Божий 4 2 2 2 2 2 2 2 2 16
Русский яз. с церковнослав. и логика 6 5 4 4 3 3 3 3 4 29
Латинский яз. 6 6 5 5 5 5 5 5 42
Греческий " 4 5 6 6 6 6 33
Математика 6 4 4 3 4 4 4 3 3 29
Физика 2 3 2 7
История 2 2 3 2 2 2 13
География 2 2 2 2 8
Французский яз. 3 2 3 3 2 3 3 19
Немецкий " 3 3 3 3 3 2 2 19
Чистописание и рисование и черчение 6 4 4 2 10
Итого для обучающихся обоим новым языкам 22 23 28 29 29 29 29 29 29 225
Для обучающихся одному:
Французскому 22 23 25 26 26 26 26 27 27 206
Немецкому 22 23 25 27 26 26 27 26 26 206
I. Число гимназий, прогимназий и учеников по округам. Таблица II (1887) 1 — Православн. 2 — Римско-Катол. 3 — Прот. и реформ. 4 — Иудейского. 5 — Проч. исповеданий. 6 — Двор. 7 — Духов. 8 — Город. 9 — Сельск. 10 — Иностр. 11 — Порч. сослов.
ОКРУГА Число учеников по вероисоведаниям Число учеников по сословиям
1 2 3 4 35 6 7 8 9 10 11
1. С. Петербургский 5201 304 452 290 32 3860 229 1797 319 74
2. Московский 7265 270 223 445 57 4466 432 2876 381 105
3. Казанский 2789 73 150 82 65 1590 147 1096 294 32
4. Харьковский 4970 169 123 337 42 2757 340 1925 515 104
5. Одесский 3137 272 116 1622 240 2096 160 2729 182 200 20
6. Киевский 4910 1567 138 885 14 4183 543 2149 395 162 82
7. Виленский 1610 1584 160 750 30 2462 129 1206 286 51
8. Варшавский 1462 5538 352 937 11 4413 241 2794 813 29
9. Дерптский 445 455 2877 417 4 1461 218 1772 563 184
10. Оренбургский 1352 47 40 27 93 753 79 395 140 21 171
11. Кавказский 2242 180 64 113 830 2173 175 939 95 47
12. Зап.-Сибирский 611 50 11 46 36 385 37 239 23 4 66
13. Вост. Сибирь 652 20 6 97 39 280 19 342 83 1 89
14. Туркестан. край
Итого *) 36646 10519 4712 6048 1493 30880 2749 20259 4088 1014 428
*) Всего 59418, к которым следует прибавить еще 280 учащихся Туркестанского края. Статистика. Всего в России Г. к 1 января 1892 г. было 180; в том числе 5 Г. при церквях иностранных вероисповеданий, 5 частных Г., Александровский дворянский институт в Н. Новгороде, Лазаревский институт восточных языков и лицей Цесаревича Николая в Москве (гимназические классы) и коллегия Павла Галагана в Киеве. 59 прогимназий; из них 20 шестиклассных и 39 четырехклассных. Всего учащихся 61079, учащих — 4942 (вместе с помощн. классн. наставников). Средним числом 1 гимназист на 1870 жит. (принимая число жит. в 114 м), и одно учебное заведение на 475000 жителей. Во всех правительственных гимназиях и прогимназиях основных классов 1627, параллельных — 384 и приготовительных — 188. Из общего числа учеников (59418) пансионеров — 3511. В частных Г. учеников — 707; из них православного исповедания — 301, католического — 16, лютеранского и реформ. — 359, еврейского — 30, прочих исповеданий — 1. Дворян — 418, духов. сосл. — 34, городского — 210, сельского 15 и иностранцев 30. В церковных Г. учеников — 1347; из них православного исповед. — 366, катол. — 40, лютер.-реформ. — 826, еврейск. — 84 и прочих исповед. — 31. Дворян — 463, духовн. сосл. — 23, городского — 567, сельского 22 и иностранцев — 272. Содержание правительств. Г. и прогимн. обошлось в 1887 г. в 9914741 р. Кроме классических Г. мужских существует с 1876 г. еще Женская классическая Г. г-жи Фишер (в Москве), устроенная совершенно по образцу мужских Г. Г. коммерческие. Всего их было только две, в Одессе и Таганроге; первая была основана в 1804 г. (упразднена 1817), вторая — в 1806 г. (преобразована в классическую 1837). Они состояли: 1) из приходского училища, 2) уездного училища и 3) собственно Г. В уездном училище проходились, между прочим, "физические и технологические замечания, полезные для местной промышленности", в гимназическом отделении — новогреческий и итальянский яз., алгебра и арифметика, "приспособленные к коммерции", основания естественного права, всеобщая грамматика, коммерч. география и бухгалтерия, наука коммерции, познание фабрик и товаров, история коммерции, коммерческие и морские права. Г. военные преобразованы, по инициативе Д. А. Милютина, из кадетских корпусов, в 1863 г., и существовали до 1882 г., когда на место их опять возникли кадетские корпуса. Они имели целью, избегая "солдатства и недостаточности в образовании", дать общее образование и воспитание и подготовить к поступлению в специальные военные школы. Воспитателями и учителями могли быть лица гражданского звания. Курс учения — 6-летний. Предметы преподавания и их курс были почти те же, что в класс. гимназиях: не было только древних языков, да в меньшем объеме проходились математика и история. Из военных предметов кадетских корпусов были удержаны гимнастика и обучение фронту. Ежегодное число воспитанников в Г. доходило до 5360 чел. — Наряду с Г. были основаны и военные прогимназии — 3-х классные. В 1880 г. гимназий военных было 18, прогимназий — 8. Гимназии реальные. Первые из них учреждены в варшавском округе, с 1840 г., но реальные отделения при классических Г. существовали с 1836 по 1864 г., когда возникли самостоятельные реальные училища, названные реальными гимназиями и состоявшие, как и классические, из семи классов. В 1872 г. они переименованы в реальные училища (см. Реальные училища). Гимназия учительская — см. Главный педагогический институт. Гимназии женские ведомства Императрицы Марии. Идея устройства женских Г., как открытых и всесословных общеобразовательных заведений, принадлежит Н. А. Вышнеградсксму (см.). Общий их устав утвержден в 1862 г. В 1872 г. для управления гимназиями назначен особый начальник женских учебных заведений; в 1879 г. ему дан помощник. Учебные планы были изменены в 1879 г., с целью приближения гимназического курса к институтскому. Недельное расписание уроков. A — Всего
ПРЕДМЕТЫ Классы A
VII VI V IV III II I
1. Закон Божий 2 2 2 2 2 2 2 14
2. Русский язык и словесность 4 4 3 3 3 3 3 23
3. Французский яз. 6 5 4 4 4 4 4 31  
4. Немецкий " 3 4 6 6 5 3 3 30
5. История 2 2 4 4 12
6. География 2 2 2 2 2 2— 12  
7. Математика 3 3 3 3 3 3 3 21
8. Естествоведение и физика 2 2 2 2 2 3 3 16
9. Педагогика 2 2
10. Рукоделие и гимнастика 2 2 2 2 2 2 2 14
11. Чистописание 2 2 2 6
12. Рисование 2 2 2 2 2 2 2 14
13. Пение 1 1 1 1 2 2 2 10
Итого 29 29 29 29 29 30 30 205
Окончившим полный курс дается аттестат на звание домашней учительницы, а получившим награды (медаль или книгу) — домашней наставницы и право без экзамена поступить на педагогические курсы. Система баллов 12-бальная. Плата за ученье различна: от 30 до 100 р. Всего Г. в ведомстве Имп. Марии — 29 и 1 прогимназия (в С.-Петербурге). Гимназии женские министерства народного просвещения стали открываться вслед за гимназиями ведомства Императрицы Марии. Первоначально и для них существовал устав 1862 г., но в 1870 г. выработан новый, действующий и поныне. Они назначены для приходящих учениц всех сословий и исповеданий; состоят из семи классов, восьмого педагогического и девятого приготовительного. Первые три класса, а иногда больше, составляют прогимназию. При каждой гимназии — советы: а) педагогический (под председательством директора мужской Г. или смотрителя училищ) — для обсуждения вопросов по учебной и воспитательной части, и б) попечительный (под председ. одного из членов, выбираемого на 3 года) — "для ближайшего содействия успешному со стороны общества развитию Г.". Непосредственное управление Г. — в руках начальницы, утверждаемой министром просвещения (начальница прогимназии — попечителем округа). Преподаватели и преподавательницы выбираются председателем педагогического совета (первые для старших классов, последние для 3-х младших) и утверждаются попечителем округа. Преподаватели — с высшим образованием и с правами мужских Г. Предметы обязательные в прогимназиях, обыкновенно 3-х классных: закон Божий, русский язык, русская история и география (кратк.), арифметика, чистописание и рукоделье; а в гимназиях, кроме того, — всеобщая география и история, естественная история, физика и гимнастика. Необязательные в Г. и прогимн.: немецкий, французский яз., рисование, музыка, пение и танцы. В педагогическом кл. — обязательные: закон Божий, методика русского яз., арифметика и упражнения в преподавании; необязательные: история, или математика, или словесность, или новые языки (по желанию). Недельное распределение уроков. A — Всего
ПРЕДМЕТЫ Классы A
I II III IV V VI VII
А. Обязательные
Закон Божий 2 2 2 2 2 2 2 14
Русский яз. и словесность 4 4 3 3 3 3 3 23
Математика 3 3 3 3 3 4 4 23
География 2 2 2 2 2 10
История 2 2 3 3 2 12
Естественная история и физика 2 2 3 3 10
Чистописание 2 2 1 1 6
Рукоделие 2 2 2 2 1 9
Итого 13 13 15 17 15 17 17 107
Б. Необязательные
или а)
Немецкий яз. 5 5 4 3 4 3 2 26
Французский яз. 5 5 4 3 4 3 2 26
Рисование 2 2 2 2 2 2 2 14
Педагогика 2 2
Итого 25 25 25 25 25 25 25 175
или б)
Один из иностр. языков 5 5 4 3 4 3 2 26
Латинский 6 6 6 5 5 5 5 38
Греческий 5 5 6 5 6 27
Итого 24 24 30 30 30 30 30 198
Учебные планы приближаются к планам мужских Г., а по некоторым предметам тождественны, напр. закону Божию, русскому яз., истории (за исключением древней), физике и географии (несколько в другом порядке). Особенности: 1) перенесение основных понятий логики в V кл., и 2) отсутствие тригонометрии и более краткие курсы алгебры и геометрии. Окончившим 7 классов выдается аттестат на звание учительницы начальных школ, окончившим 8 классов — домашней учительницы, а получившим притом медаль — домашней наставницы. Окончание 8-го класса открывает без экзамена доступ на высшие женские курсы. Система баллов пятибалльная. Плата за учение различна: 10—30 р. в Г. и 5—10 в прогимназиях. По последнему отчету министра народного просвещения, сообщающему данные за 1887 г., женских гимназий правительственных — 106, прогимназий правительственных — 180, гимназических отделений при церквях иностранных исповеданий — 8, частных Г. — 17 и прогимназий — 4. Всего Г. — 136 (более на 44, чем в 1881 г., и на 56, чем в 1877 г.) и прогимназий — 184 (более на 6, чем в 1881 г.). В них классов 2277: нормальных — 1689, параллельных — 194, приготовительных — 293 и педагогических — 9 1. Учащих всего — 6027, учащихся — 61303. Самый многолюдный — Московский округ: 10466 уч., в 19 гимназиях и 37 прогимназиях; затем Харьковский — 10337, в 18 Г. и 40 прогимназиях; Одесский — 6451, в 17 Г. и 18 прогимназиях; СПб. — 5962, в 20 гимназиях и 19 прогимназиях. Меньше всего учащихся в Туркестанском крае, где одна Г. с 267 учен. По сословиям: городское — 26462, дворянское — 24831, сельское — 4889, духовное — 4044, иностранок — 1078. По списку учебных заведений мин. народн. просв. 1892 г., к 1 января 1 890 г. число Г. и прогимназий по округам было следующее:
Округа Гимн. Прогимн.
СПб. 20 18
Московский 22 36
Казанский 9 15
Оренбургский 5 10
Харьковский 19 40
Одесский 17 18
Киевский 13 10
Виленский 2 1
Варшавский 15 4
Дерптский 2
Кавказский 9 7
Туркест. край 1
Запад.-Сибирский 3 12
Восточ.-Сиб. 3 6
Приамурский край 2 3
Всего 142 180
Из 142 Г. правительственных — 114, церковных и общинных — 5, частных — 23; из 180 прогимназий: правительственных — 175 и частных — 5. Гимназии женские частные, с правами правительственных, возникшие из пансионов в последние два десятилетия, обязаны, как и мужские частные Г., держаться правил и программ, установленных министерством народного просвещения, и подчиняться распоряжениям местного учебного округа. Плата — от 100 до 200 р. Число учениц колеблется между 100—200. В СПб. частных Г. — 7, Харькове — 5, Москве — 4 и по одной в городах: Орле, Воронеже, Одессе, Киеве, Тифлисе, Омске и Иркутске. Литература: "Периодическое сочинение о успехах нар. пр." (44 нум., с 1803 по 1817); "Сборн. постан. по М. Н. Пр." (т. I — VIII, 1864—83); "Дополнение" к нему (СПб., 1867); "Сборн. расп. по М. Н. Пр." (т. I — V, 1802—73); "Алфав. сборн. постан. и распор. по СПб. учебному округу за 1858—76 г.", сост. Крюковским (СПб., 187 7); Родевич, "Сборн. расп. и постан. по жен. гимн. и училищам" (СПб., 1884); Marthe, "Zur Geschichte der russischen Gymnasien, Program der Dorotheenst ä dtischen Realschule in Berlin" (1859); Сухомлинов, "Материалы для ист. просвещения на Руси в царствование Алексанра I" (СПб., 1866); Феоктистов, "Материалы для ист. просвещения в России" (СПб., 1865); А. С. Воронов, "Историко-статистическое обозрение учебн. зав. СПб. округа" (СПб., 1849—1854); Владимиров, "История Первой казанской гимн." (Казань, 1868); Д. А. Толстой, "Акад. гимн.", в прилож. к 51 тому "Записок Акад. Наук"; Шульгин, "Историческое обозр. учебн. зав. в юго-зап. России с конца XVIII в. до открытия Унив. в Киеве" ("Русск. Слово", 1859 г., № 9); Робер, "Организация учебн. части в гимн. " ("Русск. Вестн.", 1860); Николаи, "О назначении гимн. в системе народного образования" ("Морской Сборн.", 1860, № 3); "Отзывы иностр. печати о нашей учебн. реф. 1871 г." ("Ж. М. Н. Пр.", 1872, № 11); "Сведения о числе учивш. в гимн. с 1857 по 1866 г." ("Ж. М. Н. Пр.", 1868 г., №№ 8 и 10, и 1869 г., № 5); E. Шмид, "История среднеучебн. зав. в России" (СПб., 1878); его же, статьи в "Encyclop ä die" Шмида (т. VII, изд. 1875 г., под загл. Russland); Овцын, "Развитие женск. образов. в России" (СПб., 1887); Осинин, "Историч. заметки о полож. и образов. жен." ("Женское Образов.", 1876); "Двадцатипятилетие жен. гимн." ("Жен. Образов.", 1883); "Сборн. постановл. по гимн. и прогимн. мин. нар. пр." (СПб., 1888); Аристов, "Образование в России при Александре 1" ("Известия Истор.-филолог. института в Нежине", 1879): "Список высш. и средн. учебн. зав. мин. нар. пр. до 1866 г. и после, до 1876 г." ("Ж. М. Н. Пр.", 1876, № 5); "Временник центр. статист. комитета" (№ 1, 1888); К. Шмидт, "История педагогики" (пер. Циммермана, СПб., 1878); его же, "Gymnasische Padagogik" (1857); Негельсбах, "Гимназич. педагог." (пер. Кораблев, Ревель, 1889); Шрадер, "Гимн. и реал. учил." (пер. под ред. Янчевецкого, Ревель, 1892). В. Рудаков.


Гимназия (дополнение к статье) — см. Среднее образование (доп.).

Определение слова «Гимназия» по БСЭ:
Гимназия - среднее общеобразовательное учебное заведение. Термин «Г.» заимствован из Древних Афин (см. Гимнасий). Впервые Г. была названа средняя школа, открытая в Страсбурге в 1538. В 16-18 вв. Г. стали возникать во многих городах Германии. В 19 в. Г. назывались средние школы для мальчиков в Австро-Венгрии, Болгарии, Германии, Голландии, Греции, Дании, Сербии и немецких кантонах Швейцарии.
С развитием капитализма в различных странах возникла потребность в появлении таких учебных заведений, в которых учащиеся получали бы практически полезные знания; усилился протест против классицизма Г. В результате возникли реальные училища, а затем в середине 19 в. наряду с классической Г. - реальные, без преподавания греческого языка. В классической Г. в конце 19 - начале 20 вв. преподаванию древних языков стало уделяться меньше внимания, но эти Г. оставались господствующим типом среднего учебного заведения.
В России первые Г. были созданы в Петербурге -Академическая гимназия (в 1726), в Москве - при университете (в 1755) и в Казани (в 1758), но они не имели единого учебного плана. Особое значение для истории Г. имел введённый в 1804 «Устав учебных заведений, подведомственных университетам»,
согласно которому в Г. принималась молодёжь по окончании уездных училищ без экзаменов, независимо от сословия. Г. имела 4-летний курс обучения. По Уставу 1828 вновь были введены сословные ограничения: Г. предназначались для детей дворян и чиновников: из учебного плана были исключены философия, политэкономия, право как
«вольнодумные науки», введены греческий язык, закон божий; установлена казарменная дисциплина, широко применялись телесные наказания; усилился шпионаж за учащимися и т.д. В 1852 были утверждены 3 типа Г.: 1) с естественной историей и законоведением с 5-го класса, в зависимости от подготовки к университету или к службе с добавлением для первых латинского языка; 2) с законоведением (для готовящихся к службе); 3) с латинским и греческим языками в большем объёме.
«Устав гимназий и прогимназий» 1864 установил следующие типы Г.: 1) классические Г. с греческим и латинским языками, с незначительным количеством часов на естествознание и физику; 2) классические Г. с латинским языком; 3) реальная Г. без древних языков, с естествознанием и физикой в большем объёме. Были учреждены также прогимназии. В 60-х гг. возникают Женские гимназии.
В 60-е гг. 19 в., в условиях подъёма общественно-педагогического движения, борьба вокруг Г. приняла острый характер. Резко выступали против «классического кошмара», формального характера гимназического образования революционные демократы, хотя они и признавали положительное значение подлинного гуманизма и классицизма. Они требовали, чтобы Г. давала такие знания, которые имели бы практическое значение и были бы нужны в первую очередь для развития русской культуры и экономики. Кажущуюся связь между понятиями
«классицизм» и «гуманизм» разоблачал К. Д. Ушинский. Он считал, что классицизм в том виде, в каком он существует в русской Г., противоречит подлинному гуманизму, что нет никаких оснований преувеличивать значение древних языков в истории человеческой культуры и в развитии мышления учащихся. В 1871 был принят
«Устав гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения», по которому единственным типом Г. признавалась 7-классная классическая Г. с 8-летним курсом обучения (7-й класс делился на 2 года) и с преподаванием латинского и греческого языков (на них отводился 41% учебного времени).
В конце 19 и начале 20 вв. под влиянием усилившегося в России общественного движения и дальнейшего развития промышленности министерство просвещения предпринимало ряд попыток перестроить классическую Г., приспособить её к требованиям жизни. В 1914 был принят новый учебный план Г., который свидетельствовал о значительном ослаблении классицизма, формализма и усилении реальных знаний.
Окончившие Г. с золотой и серебряной медалями принимались в университет в первую очередь и без экзаменов, остальные также без экзаменов, но по конкурсу аттестатов. На 1 января 1913 в России было 434 Г. и прогимназии с 142935 учащимися. После Октябрьской революции Г. как тип учебного заведения была ликвидирована. См. также ст. Классическое образование.
Лит.: Алешинцев И. А., История гимназического образования в России (XVIII и XIX в.), СПБ, 1912; Ганелин Ш. И., Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в., 2 изд., М., 1954; Смирнов В. З., Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX в., М., 1954; Das Schulwesen sozialistischer L
дnder in Europa, B., 1962.
Ш. И. Ганелин.

Гимназический    Гимназия    Гимнасий