Союз
Значение слова Союз по Ефремовой:
Союз - 1. Тесное единение, связь. // Совместная жизнь, супружество.
2. Объединение организаций, государств для каких-л. совместных целей, действий.
3. Государственное объединение, состоящее из нескольких меньших государств, земель, племен, родов и т.п. с общей верховной властью.
4. Общественная организация, общество.
Служебная
часть речи,
служащая для
соединения слов и предложений (в лингвистике).
Значение слова Союз по Ожегову:
Союз - Тесное единение, связь классов, групп, отдельных лиц
Союз Государственное объединение
Союз Общественное
объединение, организация
Союз Объединение, соглашение для каких-нибудь совместных целей
Союз Служебное
слово, соединяющее предложения и
слова внутри предложен ия
Союз в Энциклопедическом словаре:
Союз - магистральный газопровод. Построен в 1975-79 совместно СССР,Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Чехословакией (начало - Оренбургскоегазоконденсатное месторождение).
название многоместных космических кораблей для полетов пооколоземной орбите. Созданы в
СССР, в 1967-81 на орбиты выведены 40''Союзов'', в т. ч. 2 беспилотных. На базе ''Союза'' разработаны космическиекорабли
''Союз Т'' и
''Союз ТМ'' для доставки экипажей
соответственно наорбитальные станции
''Салют'' и ''Мир'' и возвращения космонавтов на Землю.Корабли
''Союз Т'' запускались в 1979-86, корабли
''Союз ТМ'' запускаются с 1986.
часть речи - служебное
слово, выполняющее синтаксическую функциюсоединения слов, предложений или их частей и указывающее на характеротношений
между ними, напр.
соединительный (''и''),
противительный (''но''),разделительный (''или'')
союз.
Значение слова Союз по словарю Символизма:
Союз - Символы союза - все парные оппозиции, совершенный круг, пересекающиеся круги, двойной треугольник, андрогин, деревья с перевившимися ветвями, рог единорога, инь-ян, лингам и йони.
Значение слова Союз по словарю синонимов:
Союз - альянс
Значение слова Союз по словарю Ушакова:
СОЮЗ, союза, м. 1. Тесное единение, связь двух или нескольких лиц, групп, обществ, классов. - Капитал есть сила международная. Чтобы ее победить, нужен международный союз рабочих, международное братство их. Ленин. Уходя от нас, товарищ Ленин защал нам укреплять всеми силами союз рабочих и крестьян. Сталин. Родственный союз. Брачный союз (брак). 2. Дружественное соглашение, объединение организаций, государств для каких-н. совместных действий. Военный союз. Оборонительный союз. Англо-французский союз. Дипломатический союз. Торговый верховной властью (полит.). союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян. Конституция СССР. || (С прописное). То же, что СССР (нов.). Стахановское движение распространилось по всему Союзу. 4. Организация, объединение, общество (часто в названиях обществ, партий). Петербургский "Союз борьбы за освобождение рабочего класса" явился первым зачатком революционной пролетарской парии в России. История ВКП(б). Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодежи. союз общественного спасения (название общества декабристов). союз предпринимателей. профессиональный союз. 5. То же, что профессиональный союз (нов. разг.). Платить членские взносы в союз. Состоять в союзе. Принять в члены союза. 6. Неизменяемая часть речи, слово, служащее для соединения предложений и их частей (грам.). Условный союз. Сравнительный союз. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. 7. только мн. То же, что союзки (см. союзка в 1 знач.; сапож.).
Значение слова Союз по словарю Даля:
Союз
м. соуз, стар. взаимные узы, связь, скрепа, соединенье, смык, сцепленье; | союзы мн. у сапожников, кожаная нашивка вкруг передов сапожных, коли они пробиты, для прочности. | Союз, в знач. тесной связи меж людей, дружба, товарищество, условн
Значение слова Союз по словарю Брокгауза и Ефрона:
Союз (грамм.). — Под именем С. (σύνδεσμος) греческие грамматики разумели часть речи, которая поддерживает связь и порядок речи и заполняет в ней пустые промежутки. Таким образом этот термин у греков охватывал все то, что мы разумеем под общим термином частиц (см.). В настоящее время под именем С. conjuctio разумеются только такие частицы, которые служат для соединения двух или нескольких слов в предложении или для соединения предложений между собой. В грамматическом смысле под именем соединения мы разумеем всякое сопоставление двух или нескольких слов или предложений, так что под термин С. подходят не только соединительные частицы (как и, да), но и разделительные (как или, либо), противительные (как a, но) и сравнительные (как, чем). История происхождения С. в индоевропейских языках очень темна. Только С. позднейшего образования поддаются этимологическому объяснению. Так, например, чем есть — несомненно творительный падеж относительного местоимения, что, хотя — деепричастие настоящего времени глагола хотеть и т. д. Множество союзов образовалось из сложения нескольких частиц, происхождение которых точно неизвестно; так, союз нежели сложен из частиц не-же-ли, или — из и-ли и т. д. Гораздо яснее синтаксическое развитие функции С., соединяющих предложения придаточные с главными. В санскритском языке главную массу придаточных предложений составляют предложения относительные, т. е. присоединяемые к главному при помощи относительного местоимения yas — "который". Рядом с этими предложениями существуют и такие, которые соединены с главным С., но большинство этих С. образовано от корня того же относительного местоимения. Во многих случаях мы еще ясно чувствуем и значение такого С.: это еще не С. в собственном смысле, а наречие, образованное от корня относительного местоимения. Это наречие становится С. лишь тогда, когда утрачивает свое наречное значение и превращается в частицу, служащую исключительно для выражения отношения между двумя предложениями. Так, например, санскритское yath ā первоначально обозначает "как"; если придаточное предложение выражает волю или желание говорящего (это выражается сослагательным или желательным наклонением), то yath ā , стоящее в таком предложении, уже получает несколько иной оттенок, оттенок цели, который мы можем выразить русским "как бы". И в таких предложениях первоначально заметна еще связь значения С. с наречным его значением, так как в главном предложении мы часто встречаем соответствующее указательное наречие tath ā "так". Наречие yath ā окончательно становится С. тогда, когда оно начинает употребляться в соединении с такими главными предложениями, где уже невозможно употребление указательного наречия tath ā "так". Тогда С. yath ā получает значение "чтобы", и функция его сводится к соединению главного предложения с придаточным предложением цели. Совершенно аналогичные процессы возникновения С. происходят и в других языках, причем замечается то же явление, что и в санскритском языке, т. е. что большинство С. возникает из падежей относительного местоимения или из наречий одного с ним корня. Таково же возникновение и церковно-славянских С. и др. и русских — что, чем, чтобы и др. Функция С. до такой степени может расшириться, что определение его значения оказывается почти невозможным. Он становится в таком случае как бы универсальным С., утрачивая вполне свое первоначальное значение и становясь частицей, служащей исключительно для соединения весьма разнообразных придаточных предложений с главными. Так, например, русский С. что может вводить так называемое дополнительное придаточное предложение, служащее развитием какого-либо члена предложения (например, "видит, что съели мыши его живописный портрет", Жуковский), может вводить предложение причины ("потому, что"), предложение следствия ("злые духи... пугали прохожих так, что не смели и близко к нему (лесу) подходить", Жуковский), предложение цели (чтобы = что с сослагательным наклонением; частица бы слилась с С. что в одно слово). Если прибавить к этому обычное народное употребление что в смысле литературного который (например, "тот, что побольше") и в смысле сравнительного С. ("людская молва, что морская волна"), то получается настолько широкая и разнообразная сфера употребления этого С., что от первоначального его значения (именительный или винительный падеж местоимения) не остается уже ничего, кроме функции соединения предложений. Почти такое же универсальное значение приобрёл и готский С. ei (произносится ī): он вводит предложения дополнительные, причины, цели и др. Некоторые С. возникают, кроме того, из таких частиц, которые первоначально не имели функции С. Так греч. μή и латин. ne — первоначально простые отрицания, употребляясь обыкновенно с сослагательным и желательным наклонениями, превратились в С. цели со значением "чтобы не" (ср. выше развитие С. yath ā ). В С. могут превратиться не только слова, вводящие придаточное предложение, но и некоторые слова главного предложения, указывающие на следующее придаточное предложение. Таким образом возникают такие сложные С., как русское потому что, так что и т. п. (первоначально потому, что; так, что). Вообще, возникновение и развитие функций отдельных С. настолько своеобразны и различны в различных языках, что их историю часто невозможно подвести под общую схему. Ср. В. Delbr ü ck, "Vergleichende Syntax der indogermanischen Sprachen" (т. I, 1893, стр. 5; II, 1897, стр. 497—560; III, 1900, стр. 228—295; 319—359; 428—437; там же указаны и монографии по отдельным вопросам). См. Буслаев, "Историческая грамматика русского языка". Д. Кудрявский.
Определение слова «Союз» по БСЭ:
Союз - служебное слово, назначение которого состоит в соединении (связывании) слов, членов и частей предложения, а также целых предложений на основе сочинения и подчинения. Сочинительные С. по значению делятся на соединительные
(«и» «ни...ни», «как... так»), разделительные («или», «то...то», «либо») и противительные («а», «но», «однако»). Подчинительные С. большей частью многозначны, их значение можно определить лишь в контексте, По морфологическому составу различаются С. простые
(«а», «и», «но», «если») и составные («потому что», «так как»), Многие подчинительные С. по форме совпадают с местоимениями, наречиями и частицами; в роли С. могут выступать устойчивые предложно-именные сочетания
(«в силу того что», «по мере того как»), С. не является членом предложения, чем отличается от союзного слова.
«Союз»,
наименование серии советских многоместных космических
кораблей для полётов по орбите
вокруг Земли;
программа их
разработки и запусков
начиная с 1967. «С.» предназначен для
решения широкого круга задач в околоземном космическом пространстве:
отработки процессов
автономной навигации,
управления, сближения, стыковки и
проверки принципов
создания и
обслуживания околоземных орбитальных станций;
изучения воздействии условии длительного космического полета на
организм человека; проверки принципов
использования пилотируемых космических кораблей для
исследования Земли в интересах народного хозяйства
проведения научно-технических и научных экспериментов в космическом пространстве.
Основные
характеристики. Масса корабля (максимальная) - 6,8 т,
длина (максимальная) - 7,5 м,
диаметр (максимальный) - 2,72 м, диаметр жилых отсеков - 2,2 м,
размах панелей с солнечными батареями - 8,37 м, суммарный
объем жилых отсеков - 10 мі.
Космический корабль
«С.» состоит из 3 основных отсеков (рис. 1), которые
механически соединяются с помощью пиротехнических узлов. В
состав корабля «С.» входят:
система ориентации и управления движением в полете и при спуске; система двигателей
причаливания и ориентации; сближающе-корректирующая двигательная установка; системы
радиосвязи, электропитания, стыковки, радионаведения и
обеспечения сближения и причаливания с помощью оптических средств; система
приземления и мягкой посадки;
комплекс систем обеспечения жизнедеятельности; система управления бортовым комплексом аппаратуры и оборудования.
Основные
отсеки. Спускаемый
аппарат (СА) служит для
размещения экипажа на участке
выведения «С.» на орбиту, при управлении кораблём в полёте по орбите, во
время управляемого спуска в
атмосфере, парашютирования, приземления. СА - герметичный
отсек, оснащенный двумя боковыми обзорными иллюминаторами и
одним иллюминатором с оптическим визиром-ориентатором.
Корпус снаружи покрыт теплозащитой, а
внутри - теплоизоляцией в
сочетании с
декоративной обшивкой. В СА размещены
пульт космонавтов,
ручки управления кораблём, приборы и
оборудование основных и вспомогательных систем, контейнеры для возвращаемой научной аппаратуры и резервный
запас (продукты, снаряжение, медикаменты и др.) для экипажа. Для обеспечения полёта по
программе ЭПАС предусмотрен пульт управления совместимыми (работающими на одинаковых частотах) радиостанциями и внешними огнями. Для
передачи цветного телевизионного
изображения на Землю установлены специальные
светильники и дополнительные узлы
крепления телекамер.
Орбитальный
модуль (ОМ) используется в качестве рабочего отсека при проведении научных экспериментов, для отдыха экипажа и перехода его в др.
космический корабль. ОМ выполнен из 2 оболочек - полусфер, соединённых цилиндрической вставкой, имеет 3 обзорных иллюминатора, один из которых расположен на крышке люка-лаза стыковочного устройства. В нижней части отсека имеется люк, соединяющий ОМ с СА, а также
боковой люк для
посадки экипажа в корабль на стартовой
площадке. В ОМ расположены пульт управления, приборы и оборудование основных и вспомогательных систем, научная аппаратура.
Приборно-агрегатный отсек (ПАО) предназначен для размещения основной аппаратуры, оборудования и систем, обеспечивающих
орбитальный полёт. Он состоит из переходной, приборной и агрегатной секций. В переходной секции, выполненной в виде
форменной конструкции, соединяющей С А с приборной секцией,
установлено 10 двигателей причаливания и ориентации с тягой 100 н (10 кгс)
каждый, топливные баки и система подачи однокомпонентного топлива. В
герметичной приборной секции, имеющей форму цилиндра с двумя днищами, размещены приборы системы ориентации и управления движением, управления бортовым комплексом аппаратуры и оборудования корабля, радиосвязи с Землёй и программно-временного устройства, радио-телеметрии, единого электропитания.
Агрегатная
секция выполнена в виде цилиндрической
оболочки, соединённой с конической оболочкой, заканчивающейся базовым шпангоутом, предназначенным для
установки корабля на ракету-носитель.
Снаружи агрегатной секции расположен
большой радиатор-излучатель системы терморегулирования, 4 двигателя причаливания и ориентации с тягой 100 н (10 кгс) каждый, 8 двигателей ориентации с тягой 10 н (1 кгс) каждый, нижние узлы крепления солнечных батарей. В агрегатной секции размещена сближающе-корректирующая двигательная
установка, состоящая из основного и дублирующего двигателей с тягой по 4 кн (400 кгс), топливных баков и системы подачи двухкомпонентного топлива. В районе базового шпангоута установлены
антенны радиосвязи и телеметрии, ионные датчики системы ориентации и
часть батарей системы единого электропитания корабля. Солнечные батареи выполнены в виде 2
«крыльев» из 3 створок каждое. На концевых створках батарей размещены антенны радиосвязи, телеметрии и цветные бортовые огни ориентации. Все отсеки корабля снаружи закрыты экранно-вакуумной теплоизоляцией зелёного
цвета. При выведении на орбиту искусственного спутника Земли (ИСЗ) на участке полёта в плотных слоях атмосферы корабль закрыт сбрасываемым головным обтекателем, оснащенным двигательной установкой аварийного
спасения системы.
Стыковочное
устройство (устанавливается в случаях использования «С.» в качестве транспортного корабля одноразового
применения) выполняет
следующие функции:
поглощение (демпфирование) энергии
соударения кораблей; первичную сцепку;
выравнивание и
стягивание кораблей; жёсткое соединение конструкций кораблей и создание герметичного стыка; расстыковку и
разделение кораблей. Конструктивно состоит из 2 частей, размещенных на соединяемых объектах: активного стыковочного агрегата, устанавливаемого на транспортном корабле и снабженного механизмом для
осуществления всех
действий по стыковке, и пассивного стыковочного агрегата, устанавливаемого на орбитальной станции или др. корабле.
Каждая часть стыковочного устройства выполнена в виде 2 автономных узлов - стыковочного механизма (на активном
агрегате) и его ответной части (на пассивном агрегате); стыковочного шпангоута с расположенными на нём дополнительными механизмами. Стыковочный
механизм на активном агрегате выполняет основные
функции по соединению объектов до
соприкосновения стыковочных шпангоутов. Ответная, пассивная часть представляет
собой приёмный конус, в
который при стыковке входит
штырь стыковочного механизма (рис. 2). В
эксперименте по программе ЭПАС было
испытано принципиально
новое, технически
более совершенное стыковочное устройство (андрогинный
периферийный агрегат стыковки, см.
рис. 1),
качественно отличающееся от всех предшествующих, выполненных по схеме
«штырь - конус», с помощью которых
ранее осуществлялись стыковки как сов., так и амер. космических кораблей (см. в ст. Стыковка).
Основные системы.
Система ориентации и управления движением корабля предназначена для управления его положением в пространстве:
построения различных видов ориентации; длительного
сохранения ориентированного
положения, т. е.
поддержания ориентации;
стабилизации корабля при выдаче реактивного импульса сближающей корректирующей двигательной установки; управления процессом сближения с др. космическим кораблём. Система
может работать как в автоматическом режиме, так и в режиме ручного управления. Бортовая
аппаратура получает энергию от централизованной системы электропитания с солнечными батареями (полезная
площадь 14 мІ).
После стыковки корабля с орбитальной станцией батареи используются в общей системе электропитания.
Комплекс систем
жизнеобеспечения включает систему регенерации атмосферы СА и ОМ,
запасы пищи и воды, ассенизационно-санитарное устройство. Регенерация обеспечивается веществами, поглощающими углекислый газ с одновременным выделением кислорода. Специальные фильтры поглощают вредные примеси.
Экипаж работает в Скафандрах на участках выведения корабля на орбиту, стыковки и расстыковки кораблей, спуска с орбиты. На остальных участках скафандры хранятся в ОМ, уложенные в
полётные сумки. При работе
условия для
жизнедеятельности создаются вентиляцией скафандров кабинным воздухом от вентиляционных установок СА.
Комплекс радиотехнических средств предназначен для
определения параметров орбиты корабля, приёма команд с Земли, двухсторонней телефонной и
телеграфной связи с Землёй в различных диапазонах длин волн, передачи на Землю телевизионных изображений
обстановки в отсеках и внешней обстановки, наблюдаемой
через иллюминаторы.
Система терморегулирования поддерживает температуру воздуха в жилых отсеках в пределах 15-25°C и относит.
влажность в пределах 20-70%; температуру воздуха в приборном отсеке - 0-40°C.
Сведения о запусках. За 1967-75 было
выведено на орбиту ИСЗ 18 пилотируемых кораблей «С.» (см. табл.).
Полёты советских космических кораблей «Союз» (1967-76)
Наименование корабля | Дата запуска и возвра- щения на Землю | Продолжи- тельность полёта, сут | Экипаж | Начальные параметры орбиты |
высота в перигее, км | высота в апогее, км | накло- нение, град | период обращения, мин |
«Союз-1» | 23.4 - 24.4.67 | свыше 1 | Комаров В. М. | 201 | 224 | 51,7 | 88,6 |
«Союз-2» | 25.10-28.10.68 | около 3 | беспилотный | 185 | 224 | 51,7 | 88,5 |
«Союз-3» | 26.10-30.10.68 | около 4 | Береговой Г.Т. | 205 | 225 | 51,7 | 88,6 |
«Союз-4» | 14.1-17.1.69 | около 3 | Шаталов В.А. | 173 | 225 | 51,7 | 88,25 |
«Союз-5» | 15.1-18.1.69 | свыше 3 | Волынов Б.В., Елисеев А.С., Хрунов Е.В. | 200 | 230 | 51,7 | 88,7 |
«Союз-6» | 11.10-16.10.69 | около 5 | Шонин Г. С., Кубасов В.Н. | 186 | 223 | 51,7 | 88,36 |
«Союз-7» | 12.10-17.10.69 | около 5 | Филипченко А.В., Волков В.Н., Горбатко В.В. | 207 | 226 | 51,7 | 88,6 |
«Союз-8» | 13.10-18.10.69 | около 5 | Шаталов В.А., Елисеев А.С. | 205 | 223 | 51,7 | 88,6 |
«Союз-9» | 1.6-19.6.70 | около 18 | Николаев А.Г., Севастьянов В.И. | 207 | 220 | 51,7 | 88,59 |
«Союз-10» | 23.4-25.4.71 | около 2 | Шаталов В. А., Елисеев А. С., Рукавишников Н.Н. | 208 | 246 | 51,6 | 89,0 |
«Союз-11» | 6.6-30.6.71 | около 24 | Добровольский Г.Т., Волков В.Н., Пацаев В.И. | 185 | 217 | 51,6 | 88,3 |
«Союз-12» | 27.9-29.9.73 | свыше 2 | Лазарев В.Г., Макаров О.Г. | 194 | 249 | 51,6 | 88,6 |
«Союз-13» | 18.12-26.12.73 | около 8 | Климук П.И., Лебедев В.В. | 225 | 272 | 51,6 | 89,22 |
«Союз-14» | 3.7-19.7.74 | около 16 | Попович П. Р., Артюхин Ю.П. | 255 | 277 | 51,6 | 89,7 |
«Союз-15» | 26.8-28.8.74 | свыше 2 | Сарафанов Г.В., Демин Л.С. | 254 | 275 | 51,6 | 89,6 |
«Союз-16» | 2.12-8.12.74 | около 6 | Филипченко А.В., Рукавишников Н.Н. | 177 | 223 | 51,6 | 88,4 |
«Союз-17» | 11.1-9.2.75 | около 30 | Губарев А. А., Гречко Г. М. | 293 | 354 | 51,8 | 90,7 |
«Союз-18» | 24.5-26.7.75 | около 63 | Климук П.И., Севастьянов В.И. | 193 | 247 | 51,6 | 88,6 |
«Союз-19» | 15.7-21.7.75 | около 6 | Леонов А. А., Кубасов В. Н. | 186 | 221,2 | 51,8 | 88,5 |
«Союз-20»* | 17.11.75-16.2.76 | около 92 | беспилотный | 343 | 367 | 51,6 | 91,4 |
Примечание. 5 апреля 1975 произведён
запуск космического корабля типа «С.»
(экипаж В. Г.
Лазарев и О. Г. Макаров), который не вышел на расчётную орбиту, совершил мягкую посадку на Землю.
* Для «Союза-20» параметры даны
после стыковки его с орбитальной станцией «Салют-4».
На кораблях «С.-4» и «С.-5» проводились автоматическое сближение, ручное причаливание и
стыковка 2 пилотируемых космических кораблей с образованием на орбите ИСЗ
первой экспериментальной космической станции общей
массой 12 924 кг. Во время полёта (после стыковки) А. С. Елисеев и Е. В. Хрунов в скафандрах вышли в космическое пространство и осуществили
переход из одного корабля в
другой. На кораблях
«С.-6», «С.-7», «С.-8» проведён
групповой полёт и выполнена программа научно-технических экспериментов,
включая испытания способов сварки металлов в условиях глубокого вакуума и
невесомости, проведены навигационные
наблюдения, взаимное маневрирование, осуществлено взаимодействие кораблей
между собой и с наземными командно-измерительными пунктами,
одновременное управление полётом 3 кораблей. На корабле
« С.-9» совершен полёт (424 ч), который положил
начало разработке и проверке в космосе средств, необходимых для длительных полётов без создания на борту корабля
искусственной тяжести. На корабле «С.-13» с помощью установленной на борту системы телескопов
«Орион-2» проведены
астрофизические наблюдения и спектрографирование в УФ
диапазоне участков звёздного неба. На кораблях «С.-1», «С.-3», «С.-10», «С.-11», «С.-12», «С.-14»,
«С.-15» проводились
отработка режимов
работы бортовой аппаратуры и испытания новых и усовершенствованных систем как в одиночных полётах, так и совместно со станциями типа «Салют». Для отработки конструкции и бортовых систем «С.» было
запущено несколько беспилотных кораблей «С.».
В
соответствии с сов. программой
подготовки к совместному полёту «Союз» - «Аполлон» проведены 2 полёта беспилотных кораблей типа «С.» («Космос-638» 3 апреля 1974 и «Космос-672» 12
августа 1974).
2-8 декабря 1974 осуществлен полёт «С.-16» (А. В.
Филипченко и Н. Н. Рукавишников), аналогичного кораблю «С.-19», на котором был совершен полёт по программе ЭПАС. Проводились испытания бортовых систем, модернизированных в соответствии с требованиями совместного полёта: нового стыковочного агрегата, системы ориентации и управления движением, комплекса систем жизнеобеспечения. Отработаны также режимы работы бортовой аппаратуры и действия экипажа при решении задач, идентичных задачам совместного полёта.
Осуществлены 2 экспедиции на кораблях «С.-17» и «С.-18» на орбитальную станцию «Салют-4». В ходе длительных космических полётов
(около 30 и 63 сут) проведён большой комплекс исследований Солнца,
планет и звёзд в широком диапазоне спектра электромагнитных
излучений. Впервые
(«С.-18») выполнено
комплексное фото- и спектрографическое исследование полярных сияний, а также редкого явления природы - серебристых облаков. Проведены комплексные исследования реакций организма человека на действия факторов длительного космического полёта. Испытаны
различные средства профилактики неблагоприятного действия невесомости.
Самостоятельной частью программы полёта
(«С.-18») явились
технические эксперименты по отработке новых систем и приборов перспективных космических кораблей и долговременных орбитальных станций. Осуществлен полёт корабля «С.-19» по программе ЭПАС, в ходе которого
дважды была осуществлена стыковка кораблей (17 и 19 июля 1975) и проведены 5 совместных научно-технических экспериментов: искусственное
солнечное затмение, УФ-поглощение, зонообразующие грибки, микробный
обмен, универсальная печь.
Осуществление совместного сов.-амер. эксперимента явилось важным
шагом в
развитии международного сотрудничества в исследовании и
освоении космического пространства в мирных целях.
Лит.:
Освоение космического пространства в СССР, [т. 1-7], М., 1971-76.
Г. А.
Назаров, Е. Ф. Рязанов.
Рис. 1.
Общий вид космического корабля «Союз-19»: а - вид сбоку; б - вид в плане; 1 - андрогинный периферийный стыковочный агрегат; 2 - антенны УКВ-радиостанции (121,75 Мгц); 3 - антенны радиотелевизионной системы; 4 - орбитальный модуль; 5 - спускаемый аппарат; 6 - бортовые огни ориентации; 7 - двигатели причаливания и ориентации; 8 -
проблесковые световые маяки; 9 -
датчик солнечной ориентации; 10 - приборно-агрегатный отсек; 11 - двигатели ориентации; 12 - антенны радиотелеметрии; 13 - антенны связи с Землёй; 14 - сближающе-корректирующий двигатель; 15 - датчик ионной ориентации; 16 - панели солнечных батарей; 17 - антенны командной
радиолинии и траекторных измерений; 18 - визир-ориентатор; 19 - иллюминаторы; 20 - люк для посадки экипажа в корабль; 21 - антенны УКВ-радиостанции
«Аполлон» (259,7 Мгц и 296,8 Мгц).
Рис. 2. Общий вид космического корабля «Союз-4» с активным стыковочным узлом: 1 -
штанга (штырь); 2 - антенны радиотехнической системы сближения; 3 - рабочие
места космонавтов; 4 - антенны радиотелеметрических систем; 5 - панели солнечных батарей; 6 - приборно-агрегатный отсек; 7 - спускаемый аппарат; 8 - орбитальный модуль.
Сощуриваться
Союз
Союз 17 Октября