Блок

Значение слова Блок по Ефремовой:
Блок - 1. Приспособление в виде колеса с желобом по окружности, через который перекинута веревка, канат, цепь и т.п., предназначенное для подъема тяжестей. // Такое приспособление, предназначенное для подъема и опускания занавесей, абажуров и т.п.
2. Приспособление, обычно снабженное пружиной и служащее для плотного закрывания входной двери.


1. Объединение государств, партий, организаций и т.п. для совместных действий.
2. Механизм, конструкция, комплект чего-л. и т.п., состоящие из нескольких однородных частей.
3. Конструктивный элемент здания, используемый в современном индустриальном строительстве как готовая часть сооружения. // Помещение или строение, а также ряд помещений или строений какого-л. назначения, являющиеся частью бытового, производственного и т.п. комплекса.
4. Плита из естественного или искусственного камня определенных размеров и формы (в строительстве).
5. Часть какого-л. технического устройства, прибора и т.п., состоящая из множества элементов и предназначенная для выполнения определенной технической задачи.
Защитный прием в спортивных играх с мячом, заключающийся в преграждении пути мячу противника или игроку команды противника.

Значение слова Блок по Ожегову:
Блок - Деталь, обычно сложная, используемая как готовая часть сооружения, механизма, изделия


Блок Приспособление для подъема тяжестей, состоящее из колеса с закрепленной осью, с желобом по окружности и перекинутого через него каната или другой гибкой тяги
Блок Часть сооружения, механизма, изделия, представляющая собой группу отдельных функционально объединенных элементов, частей
Блок Блокирование спортсмена в момент завершающего удара
Блок Соглашение, объединение государств, партий, организаций, группировок для тех или иных совместных действий

Блок в Энциклопедическом словаре:
Блок - (нем. Block - голл. blok), 1) часть устройства, механизма, прибора ит. п., представляющая собой совокупность функционально объединенных, часто однотипных элементов, частей (напр., блок цилиндров, блок питания телевизора)...2) Конструктивный сборный элемент или изделие, обычно заводского изготовления, применяемые в современном индустриальном строительстве (напр., блок объемный, стеновой, оконный).


деталь в виде колеса с желобом по окружности для нити, цепи,каната. Применяют в машинах и механизмах для изменения направления действия силы (неподвижный блок), для получения выигрыша в силе или пути(подвижный блок).
книжный - листы книги, подобранные по порядку, сшитые или склеенные и подготовленные к вставке в переплетную крышку или обложку.
Александр Александрович (1880-1921) - русский поэт. Начинал в духе символизма ("Стихи о Прекрасной Даме", 1904), ощущение кризиса которого провозгласил в драме "Балаганчик" (1906). Лирика Блока, по своей "стихийности" близкая музыке, формировалась под воздействием романса.Через углубление социальных тенденций (цикл "Город", 1904-08), осмысление"страшного мира" (одноименный цикл 1908-16), осознание трагедии современного человека (пьеса "Роза и крест", 1912-13) пришел к идее неизбежности "возмездия" (одноименный цикл 1907-13; цикл "Ямбы", 1907-14;поэма "Возмездие", 1910-1921). Главные темы поэзии нашли разрешение вцикле "Родина" (1907-16). Октябрьскую революцию пытался осмыслить в поэме"Двенадцать" (1918), публицистике. Переосмысление революционных событий и судьбы России сопровождалось глубоким творческим кризисом и депрессией. Александр Александрович (Bloch) Жан Ришар (1884-1947)- французский писатель и общественный деятель. Участник "Кларте". В книгах "... и компания" (1917), "Сибилла" (1932) утверждал историческую обреченность класса собственников. Книга очерков "Испания! Испания!"(1936) о Гражданской войне в Испании. Драма "Тулон" (1943, опубликована в 1944).

Читать избранные стихи, поэмы Блока:


Марк (1886-1944) - французский историк. Труды по западно-европейскому феодализму, аграрным отношениям во Франции, общим проблемам методологии истории. Совместно с Л. Февром основал журнал "Анналь..." (1929). Участник Движения Сопротивления, расстрелян гестапо.

Значение слова Блок по Бизнес словарю:
Блок - от англ. block

А. Крупный пакет ценных бумаг, в котором не менее десяти тысяч акций.

Б. Союз, договор государств, партий, общественных организаций для совместных действий.

Значение слова Блок по словарю Ушакова:
БЛОК
а, м. (фр. bloc). 1. Соглашение политических партий и группировок для борьбы с общим противником (полит.). Предвыборный блок. 2. Объединение, группа чего-н. (спец.). Преобладающим типом застроек является блок из двухквартирных домов. 3. Скрепленные вместе листы бумаги, напр. стопка отрывного календаря, все листы книги в отличие от обложки или переплета и т. п.


БЛОК
блока, м. (англ. block) (мех.). Простая машина для подъема тяжестей с помощью веревки (цепи, ремня), перекинутой через укрепленное на высоте колесико с желобком по окружности. Поднимать что-н. блоком.

Значение слова Блок по словарю Даля:
Блок
м. морск. калитка, векша, векошка; колодка с проемом и каточком; две деревянные щеки, между коими вставлен на оси (нагель) кружок, каточек, аюшка (шкив) с пазом (кип) по ребру, для тяги через него снасти, веревки. | В нашем быту также з

Определение слова «Блок» по БСЭ:
Блок - Александр Александрович [16(28).11.1880, Петербург, - 7.8.1921, Петроград], русский поэт. Отец - профессор права Варшавского университета, мать - М. А. Бекетова, писательница и переводчица. Детство Б. прошло в Петербурге и в подмосковном имении Шахматове. Окончил славяно-русское отделение филологического факультета Петербургского университета (1906). В 1903 женился на Л. Д. Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева. К тому же времени относится знакомство Б. с Андреем Белым и В. Брюсовым. Стихи начал писать с детства, печататься - с 1903. В 1904 опубликовал сборник
«Стихи о Прекрасной Даме», где предстал как лирик-символист, испытавший (с 1901) влияние мистической поэзии Вл. Соловьева. С 1903 в отвлечённую романтическую поэзию Б. вошла социальная тема: античеловеческий город с его рабским трудом, нищетой (раздел «Распутья», 1902-04).
Революция 1905-07 открыла поэту, по его словам, «лицо проснувшейся жизни». Отныне тема Родины постоянно присутствует в поэзии Б. Его творчество становится трагедийным и глубоким, пронизанным ощущением катастрофичности эпохи, предчувствием назревающей очистительной бури (цикл «На поле Куликовом», 1908, разделы цикла «Вольные мысли», 1907, «Ямбы», 1907-1914).
Исполнена революционных предчувствий неоконченная поэма «Возмездие» (1910-21). Настойчиво и сильно выражена в творчестве Б. ненависть к миру
«сытых», к уродливым, бесчеловечным чертам жизни (раздел «Город», 1904-08, «Страшный мир», 1909-16). Любовная лирика Б. романтична, она несёт в себе наряду с восторгом и упоением роковое и трагическое начало (разделы цикла «Снежная Маска», 1907, «Фаина», 1907-08, «Возмездие», 1908-13, «Кармен», 1914).
Зрелая поэзия Б. освобождается от отвлечённых мистико-романтических символов и обретает жизненность, конкретность, черты пластического живописания
(«Итальянские стихи», 1909, поэма «Соловьиный Сад», 1915, и др.). Многие идеи поэзии Б. развиты в его драматургии: пьесы «Незнакомка» «Балаганчик», «Король на площади» (все в 1906), «Песня Судьбы»
(1907-08), «Роза и Крест» (1912-13). Поэтическая слава Б. упрочилась после выхода сборников «Нечаянная Радость» (1906), «Снежная Маска» (1907), «Земля в снегу» (1908), «Лирические драмы» (1908),
«Ночные Часы» (1911) и собрание стихотворений (издательство «Мусагет», т. 1-3, 1911-12).
С начала 1900-х гг. Б. выступал с критическими и публицистическими статьями, очерками, речами. Проза Б. остро проблемна, социально и эстетически значима; будучи по сути лирической, она трактует общие вопросы культуры, литературы, искусства
(«Краски и слова», 1906, «Безвременье», 1906, «О лирике», 1907, «О театре», «Письма о поэзии», «Народ и интеллигенция», «Стихия и культура», 1908, «Молнии искусства», 1909, «О современном состоянии русского символизма», 1910, «Судьба Аполлона Григорьева», 1916; рецензии на стихи А. Белого, В. Брюсова, К. Бальмонта, Э. Верхарна).
Восторженно встретив свержение царизма в феврале 1917, Б. был одним из редакторов стенографического отчёта Чрезвычайной следственной комиссии по делам бывших царских министров; из этого труда родилась его книга «Последние дни императорской власти»
(1921). Великая Октябрьская социалистическая революция пробудила у Б. подъём творческих сил. В статье «Интеллигенция и Революция» (январь 1918) он писал: «Мы, русские, переживаем эпоху, имеющую не много равных себе по величию... Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию»
(Соч., т. 2, 1955, с. 220, 228). В 1918 Б. написал поэму «Двенадцать» - о крушении старого мира и столкновении его с новым; поэма построена на смысловых антитезах, резких контрастах. Стихотворение «Скифы» (того же года) посвящено исторической миссии революционной России. В последние годы жизни Б. вёл большую литературную и общественную работу: в Государственной комиссии по изданию классиков, в Театральном отделе Наркомпроса, в Союзе деятелей художественной литературы, в издательстве
«Всемирная литература», в Союзе поэтов. В апреле 1919 был назначен председателем Режиссёрского управления Большого драматического театра (Петроград). Выступал с докладами, статьями, речами («Катилина», 1918, «Крушение гуманизма», 1919, «Гейне в России», 1919, «О назначении поэта», 1921, «Без божества, без вдохновенья», 1921, опубл. 1925).
Творчество Б. связано с традициями поэзии В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, Н. А. Некрасова. Б. - романтик, содержанием поэзии которого стала российская действительность и реальный человек. Характерны многомерность, мятежность, эмоциональная напряжённость его лирического героя, многокрасочность и новаторство художественных средств: максимальное слияние движения ритма с тончайшими оттенками смысла, использование неточных рифм, обращение к свободному стиху, работа над тоническим стихом (главным образом дольником).
Поэтические произведения Б. переведены на многие языки мира.
Соч.: Собр. соч., т. 1-12, Л., [1932-36]; Собр. соч., т. 1-8, М.- Л., 1960-63; Записные книжки. 1901-1920, М., 1965; Письма Александра Блока к родным. [Предисл. В. А. Десницкого, примеч. М. А. Бекетовой], т. 1-2, М.-Л., 1927-32; Александр Блок и Андрей Белый. Переписка, М., 1940.
Лит.: Жирмунский В. М., Поэзия А. Блока, П., 1922; Чуковский К., Александр Блок как человек и поэт, П., 1924; его же, Александр Блок, в его кн.: Из воспоминаний, М., 1959; Бекетова М., Александр Блок, Л., 1930; Немеровская О. и Вольпе Ц., Судьба Блока, Л., 1930; Мясников А. С., А. А. Блок, М., 1949; Орлов Вл., Александр Блок, М., 1956; его же. Поэма Александра Блока
«Двенадцать», 2 изд., М., 1967; Тимофеев Л. И., Александр Блок, М., 1957; его же, Творчество Александра Блока, М., 1963; Ременик Г., Поэмы Александра Блока, М., 1959; Венгров Н., Путь Александра Блока, М., 1963; Турков А., Александр Блок, М., 1969; Ашукин Н., Александр Блок, Синхронистич. таблицы жизни и творчества. 1880 - 1921. Библиография 1903-1923, [М.], 1923; Колпакова Е., Куприяневский П. и Максимов Д., Материалы к библиографии Александра Блока за 1928-1957 годы,
«Уч. зап. Вильнюсского педагогического института», 1959, т. 6.
А. А. Саакянц.
А. А. Блок.


Блок (Bloch)
Жан Ришар (25.5.1884, Париж, - 15.3.1947, там же), французский писатель и общественный деятель. Член Французской компартии (1921). В 1910 написал пьесу «Мятущаяся» (пост. 1911), в 1912 - сборник рассказов «Леви». Революционное мировоззрение Б. сформировалось в годы 1-й мировой войны, проведённые им на фронте. Он приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию и стал другом Советской России. В 1917 опубликовал роман
«... и компания» (рус. пер. 1935, 1957) из жизни трёх поколений французских фабрикантов. С 1923 Б. совместно с Р. Ролланом руководил журналом «Эроп» («Europe»). Результатом путешествий в Африку и на Ближний Восток явились документальные повести из жизни лоцманов, кочевников, крестьян:
«На грузовом пароходе» (1924, рус. пер. 1926), «Курдская ночь» (1925), «Земляные орехи и бананы» (1929, рус. пер. 1934). В публицистике (сборники «Карнавал умер», 1920, «Судьба века», 1931) и в романе
«Сибилла» (1932, рус. пер. 1935) Б. исследовал отношения искусства и общества. Впечатления от поездки в Испанию изложены в антифашистской книге «Испания! Испания!» (1936, рус. пер. 1937). После захвата Франции гитлеровской армией Б. участвовал в прессе Сопротивления. Весной 1941 приехал в СССР. Его выступления по московскому радио опубликованы в книге
«От Франции оккупированной к Франции вооруженной» (изд. 1949, Золотая медаль Мира, 1950). После войны Б. был членом Совета французской республики. Редактировал «Эроп» и газету «Се суар» («Се soir»).
Соч.: Les plus belles pages de Jean-Richard Bloch..., P., [1948]; в рус. пер.- Тулон. Избр. публицистика, М., 1949.
Лит.: Песис Б., Путь Жан-Ришар Блока, в его кн.: французская прогрессивная литература в борьбе за мир и демократию, М., 1952; Арагон Л., Ж.-Р. Блок, Собр. соч., т. 10, М., 1961; Антокольский П., Ж.- Р. Блок (К 80-летию со дня рождения), «Иностранная литература»,
1964, № 5; Мотылёва Т., Завещание Р. Роллана, «Новый мир», 1966, № 1: Gamarra P., Jean-Richard Bloch, «France Nouvelle», 1967, № 1117.
М. Н. Ваксмахер.
Ж. Р. Блок.
Блок (Bloch)
Марк (6.7.1886, Лион, - 16.6.1944, около Лиона), французский историк. Учился в Высшей нормальной школе, дополнил своё образование (в 1908-09) в Лейпцигском и Берлинском университетах. Профессор Страсбурского университета (1919-36), затем Сорбонны. В период немецкой оккупации Франции активный участник Движения Сопротивления; расстрелян гестапо. В конкретно-исторических работах Б. на основе обобщения большого фактического материала дана наиболее глубокая в буржуазной науке трактовка западноевропейского феодализма как целостной социальной системы. В 1929 совместно с Л. Февром основал и возглавил журнал
«Annales dhistoire йconomique et sociale» (ныне «Annales. Economies, Sociйtйs, Civilisations»), способствовавший усилению изучения во Франции социально-экономической истории, а также более широкому использованию в исторических исследованиях материалов смежных наук (психологии, географии, экономики, статистики и др.). Научная школа, сложившаяся вокруг Б. в 30-е гг., сохраняет своё влияние и в современной историографии (особенно в области изучения средних веков и нового времени).
Соч.: Les caractиres originaux de lhistoire rurale franзaise, t. 1-2, Oslo - P., 1931-56 (в рус. пер.- Характерные черты французской аграрной истории, т. 1, М., 1997); Apologie pour lhistoire..., P., 1949; La sociйt
й fйodale, [P., 1968]; Mйlanges historiques, t. 1-2, P., 1963 (т. 2, с. 1031-1104 библ. соч. Б.).
Лит.: Кон И. С., Люблинская А. Д., Труды франц. историка М. Блока, «Вопросы истории», 1955, № 8.
Ю. Л. Бессмертный.
Блок (нем. Block, голл. blok, франц. bloc, англ. block)
(техн.),
1) простой механизм в форме колеса с желобом по окружности, через который перекинут канат или цепь. Служит для изменения направления силы тяги и для получения выигрыша в силе или скорости, реже - для передачи крутящего момента. По назначению Б. различают: направляющий, уравнительный, подвижный (рис.) и приводной (для сообщения валу вращательного движения). Для получения большого выигрыша в силе или в скорости применяют грузоподъёмный механизм из комбинации Б. - Полиспаст.
2) Узел машины, состоящий из нескольких одинаковых частей, например Б. цилиндров в двигателе внутреннего сгорания, шпиндельный Б. в многошпиндельных станках.
3) Камень (бетонный, керамический) большого размера (значительно больше кирпича), применяемый в строительстве зданий и для дорожного покрытия. О Б. в строительстве см. в статьях Блок объёмный. Блок стеновой.
Н. Я. Ниберг.
Схемы блоков различного назначения: а - направляющий; б - уравнительный; в - подвижный для выигрыша в силе; г - подвижный для выигрыша в пути.

Блицтурнир    Блок    Блок Валютный