Локк

Локк в Энциклопедическом словаре:
Локк - (Locke) Джон (1632-1704) - английский философ, основательлиберализма. В ''Опыте о человеческом разумении'' (1689) разработалэмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей,утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта. Развил учение опервичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей(абстракций). Социально-политическая концепция Локка опирается наестественное право и теорию общественного договора. В педагогике исходилиз решающего влияния среды на воспитание. Основоположник ассоциативнойпсихологии.


(Locke) Джон (29 августа 1632 - Рингтон - 28 октября 1704, Отс),английский философ. Вехи жизни и творчества Происходил из семьи мелкогосудейского чиновника. Получил философское и медицинское образование вОксфордском университете. В 60-е годы занимался экспериментированием влаборатории знаменитого химика Роберта Бойля, позднее - воспитатель и врачв семье первого графа Шефтсбери, одно время занимавшего должностьлорда-канцлера Англии. Опыт воспитательной деятельности лег в основупедагогической теории Локка, изложенной впоследствии в трактате ''Мысли овоспитании'' (1693). Вместе с Шефтсбери он находился в эмиграции во Франции(где обстоятельно познакомился с картезианской философией) и в Голландии(где сблизился с Вильгельмом Оранским, который в 1688 в результате''славной революции'' стал английским монархом). Вернувшись в 1689 народину, Локк пользовался большим почетом и занимал ряд государственныхдолжностей, но основное время уделял философскому творчеству. Умер в домеледи Мешем, дочери кембриджского платоника Ралфа Кедворта. Основноепроизведение - ''Опыт о человеческом разумении'' - начал писать в 1671,опубликовал его лишь в 1689. Кроме этого, им написаны ''Послание оверотерпимости'' (1689), ''Два трактата о правлении'' (1690), ''Разумностьхристианства'' (1695) и др. Социально-политические воззрения Локк считаетсяотцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии иразделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) ифедеративную (внешних сношений), которые находятся в состояниидинамического равновесия в правильно устроенном государстве. В отличие отТомаса Гоббса, трактовавшего ''естественное состояние'' общества как ''войнувсех против всех'', Локк считал таковым состояние свободы и равенствалюдей, живущих своим трудом. Однако он полагал, что главное естественноеправо людей - право на собственность - должно быть закреплено с помощьюразумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого,согласно Локку, путем общественного договора создается политическоеобщество, формирующее правительство, ответственное перед народом. Локк былрешительным противником теорий божественного происхождения королевскойвласти. Элементы его политической философии легли в основу идеологии ипрактики американской и Великой французской революций. Истоки и содержаниепознания Локк отвергает теорию врожденных идей, в частности факты историии географии, учение врожденности фундаментальных принципов морали ирелигии (включая идею Бога). Локк показывает, что всеобщего согласия людейпо поводу ''первых принципов'' (даже основных законов логики) никогда небывает, самоочевидность же некоторых истин (например, истин арифметики)еще не свидетельствует об их врожденности. В основе всякого знания, поЛокку, лежат два вида чувственного опыта: внешний и внутренний. Внешниепредметы, воздействуя на органы чувств, порождают ''простые идеи''; душа приэтом пассивна, это ''чистая доска'', на которой опыт пишет свои письмена ввиде ощущений или чувственных образов вещей и их качеств. Внутренний жеопыт основан на рефлексии над собственной деятельностью души. Допущениерефлексии в качестве особого источника познания рассматривалось некоторымипродолжателями Локка в 18 в. (например, Э. Кондильяком) как главнаянепоследовательность его сенсуалистической теории. Вслед за Р. Бойлем Локкразвивает теорию первичных и вторичных качеств. Под ''качеством'' онпонимает силу (или способность) предмета вызывать в уме свою идею.Первичные качества - плотность, протяженность, форма, движение, покой,объем, число - это ''реальные сущности'', объективно присущие вещамсвойства; они изучаются точными науками. Вторичные качества - цвета,вкусы, запахи, звуки, температурные качества - это ''номинальные сущности'';вызываемые ими идеи не имеют прямого сходства с телами. Эти качествазависят от первичных и реализуются при наличии ряда условий (например, длявосприятия цвета некоторого предмета необходимы сам этот предмет сопределенными первичными качествами, достаточная освещенность помещения инормальное функционирование зрительного аппарата человека). Усложнениеопыта. Роль языка и проблема субстанции Посредством ассоциаций ''простыеидеи'' внутреннего и внешнего опыта сочетаются в сложные. Так возникают тритипа сложных идей: идеи субстанций, модусов и отношений (временных,причинных, тождества и различия). При образовании сложных идей душа,согласно Локку, активна. Любая ''определенная'' идея должна быть связана сознаком. Слова - это чувственные знаки идей, необходимые для общения ипередачи мыслей; в философии языка Локка идеи функционируют как значенияслов. Будучи умеренным номиналистом, он считал, что общие термины(понятия) - это знаки общих идей, ''у которых отделены обстоятельства местаи времени''. Локковская теория образования абстракций получила название''традиционной'' и в дальнейшем неоднократно критиковалась. Локк одним изпервых ученых в западноевропейской философии поставил проблему личноготождества, различая при этом ''тождество человека'' (тождество непрерывносменяющихся частиц, соединяющихся с одним и тем же организмом) и''тождество личности'' как разумного существа, наделенного самосознанием(последнее сближается у Локка с памятью); в этом смысле личность можетсохраняться и при перемене телесной субстанции. Виды знания и степенидостоверности Локк различал три вида знания по степени их достоверности:чувственное познание отдельных вещей; демонстративное (доказательное), т.е. знание соответствия или несоответствия идей друг другу, достигаемоеопосредствованным путем (т. е. путем рассуждений, в т. ч. исиллогистических умозаключений); интуитивное, наиболее достоверное знание- непосредственное восприятие умом соответствия или несоответствиянескольких идей. Трактовка интуиции, однако, носит у Локка упрощенныйхарактер; ее результатом оказываются тривиальные суждения типа ''белое неесть черное'', ''три больше двух'', ''целое больше части'' и т. п. ФилософияЛокка оказала сильное воздействие на все последующее развитиеанглосаксонской философской традиции (включая развитие аналитическойфилософии в 20 в.), на становление идей западноевропейского Просвещения, вчастности, деизма.

Значение слова Локк по словарю медицинских терминов:
Локк - см. Рингера-Локка...

Определение слова «Локк» по БСЭ:
Локк (Locke)
Джон (29.8.1632, Рингтон, - 28.10.1704, Отс), английский философ-просветитель и политический мыслитель. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма. Родился в пуританской семье мелкого землевладельца. Окончил Вестминстерскую школу и колледж в Оксфорде, где затем был преподавателем; занимался экспериментальной химией, метеорологией и медициной. В 1668 избран в Лондонское королевское общество. Став в 1667 домашним врачом, а затем секретарём лорда Эшли (графа Шефтсбери) - видного общественного деятеля времён Реставрации, Л. приобщается к активной политической жизни. Вслед за Шефтсбери, спасаясь от преследования английского правительства, в 1683 эмигрировал в Голландию, где сблизился с кругом Вильгельма Оранского и после провозглашения его королём Англии возвратился в 1689 на родину. С 1691 жил в Отсе в поместье Мэшем, занимаясь в основном литературной работой.
В центре философии Л. стоит его теория познания, которую он строил в традиции английского эмпиризма и материализма Ф. Бэкона, противостоя картезианству, кембриджским платоникам и университетской схоластической философии. На взгляды Л. оказали также влияние идеи П. Гассенди, Р. Бойля, Т. Сиденхема и И. Ньютона. Главное сочинение -
«Опыт о человеческом разуме» (1690), над которым Л. работал около 20 лет, посвящено рассмотрению происхождения, видов и возможностей человеческого познания. Согласно Л., не существует врождённых идей и принципов - ни теоретических, ни практических (нравственных), включая и идею бога, а всё человеческое знание проистекает из опыта. Все идеи возникают из двух основных источников - опыта внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). В основе знания лежат простые идеи, например, возбуждаемые в уме различными качествами тел - первичными, с которыми эти идеи сходны (протяжённость, фигура, плотность, движение), или вторичными, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус).
Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Л. различает идеи ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. Он считает, что познание реально лишь постольку, поскольку его идеи сообразны с действительностью, и определяет истину как соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначаемых ими вещей. В вопросе о значении общих терминов Л. склоняется к Концептуализму, отмечая, что реальная сущность вещей остаётся неизвестной и что ум имеет дело с номинальными сущностями. Познание Л. делит на интуитивное (самоочевидных истин, нашего собственного существования), демонстративное (положений математики, этики, бытия бога) и сенситивное (существования единичных вещей). Последнее оценивается им как наименее ясное и достоверное, что вносит в концепцию Л. явный рационалистический элемент. К
«Опыту...» примыкают сочинения Л. «О пользовании разумом» (опубликовано 1706), «Исследование мнения отца Мальбранша о видении всех вещей в боге» (1694), а также его ответы критикам-богословам Норрису и Стиллингфлиту. В письмах к последнему (1697-1698) особый интерес представляют мысли Л. о способности материальной субстанции к мышлению, о критериях достоверного знания.
Выступая против религиозного фанатизма различных сект, Л. настойчиво призывал к веротерпимости. Защите религиозной свободы он посвятил четыре письма о веротерпимости (изданы в 1689, 1690, 1692 и 1706). В сочинении «Разумность христианства»
(1695) Л. в духе протестантизма старался отделить «подлинное» учение Христа от последующих видоизменений. Позиция Л. близка Деизму и унитариям, однако он считает, что, поскольку человеческий разум ограничен, христианство, даже разумное, нуждается в откровении, в приобщении к божественному опыту
«через его дух», без чего всякая религия пуста.
Хотя Л. полагал, что этика может быть наукой наподобие математики, и практиковал приёмы точного анализа этических терминов и положений, он не создал последовательной этической теории. Свои утилитарные максимы о том, что добро есть то, что причиняет или увеличивает удовольствие и уменьшает страдания, что в достижении этого и заключается счастье, стремление к которому есть основание всякой свободы, Л. корректировал определением морального добра как подчинения человеческих волевых акций закону, коренящемуся в божественной воле - «истинной основе морали».
В благоразумном и благочестивом сознании в конечном счёте достигается гармония между личными и общественными интересами.
Классическим трактатом по педагогике стали «Некоторые мысли о воспитании» (1693), где Л. исходит из идей о решающем влиянии среды на воспитание, необходимости учёта естественной склонностей ребёнка, формирования у него здорового тела и духа. Вначале ребёнок всецело находится под влиянием родителей и воспитателей, которые должны быть для него примером; по мере того как он взрослеет, он получает свободу. Относя
«пользование разумом», а следовательно, и плодотворное обучение к зрелому возрасту, Л. считал, что к учению следует приступать лишь после того, как сформирован характер ребёнка (притом в семье, а не в школе) и ему привиты основы морали. Задачам, содержанию и методам схоластического обучения Л. противопоставлял программу образования, исходящую из потребностей делового буржуазного общества. Оно должно основываться на развитии у детей интереса к учению и любознательности. Обучение древним языкам сводится к минимуму; подчёркивается важность изучения родного языка. Наряду с новыми языками и математикой, особенно способствующей развитию мышления, должно быть введено изучение географии, истории, основ права и «естественной философии».
Социально-политическая концепция Л. содержится в «Двух трактатах о государственном правлении» (1690). Первый трактат посвящен опровержению феодально-патриархальных взглядов Р. Филмера на божественное право абсолютной королевской власти, второй - содержит теорию конституционной парламентарной монархии, по существу являясь оправданием и обоснованием социально-политического строя, утвердившегося в Англии после переворота 1688-89. Неизбежность института государственной власти Л. рисует с позиций теории естественного права и общественного договора. В отличие от абсолютистской теории государства Т. Гоббса, по Л., правительству передаётся только некоторая часть
«естественных прав» (отправление правосудия, внешних сношений и т. п.) ради эффективной защиты всех остальных - свободы слова, веры и прежде всего собственности. Чтобы предотвратить злоупотребления, законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и
«федеративной» (внешних сношений), причём само правительство должно подчиняться закону (см. «Разделение властей» (См. Разделения властей теория)). Народ остаётся безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергнуть безответственное правительство. В экономической теории Л. придерживался принципов меркантилизма и трудовой теории стоимости.
Идеи Л. сыграли огромную роль в истории философской и общественно-политической мысли европейского Просвещения. Они оказали большое влияние на английских деистов Дж. Толанда и Дж. Пристли, на Вольтера, Кондильяка (Франция) и в особенности на французских материалистов 18 в. - Ламетри, К. Гельвеция и Д. Дидро, а также на английского идеалиста Дж. Беркли и агностика Д. Юма. Идеи Л. положили начало разработке Ассоцианизма в психологии, на теорию воспитания Л. опирались передовая педагогика 18 в. и утопический социализм начала 19 в. Политическая философия Л., являющегося, по словам К. Маркса,
«...классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 371), развивалась Ш. Монтескьё и нашла отражение в политических теориях французских и американских буржуазных революций.
Соч.: Works, 10ed., v. 1-10, L., 1801; Anessay concerning human understanding, ed. by A. C. Fraser, v. 1-р2, Oxf., 1894; Second treatise of civil government, ed. by J. W. Gough, L., 1946; Lockes educational writings, ed. by J. W. Adamson, Camb., 1922; Essays on the law of nature, ed. by W. von Leyden, L., 1954; в рус пер. - Педагогические сочинения, М., 1939; Избранные философские произведения, т. 1-2, М., 1960.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 139-47; там же, т. 23 (см. Указатель); Серебренников В., Учение Локка о прирождённых началах знания и деятельности, СПБ, 1892; С убб отин А. Л., Принципы гносеологии Локка, «Вопросы философии»,
1955, № 2; Зайченко Г. А., философия Дж. Локка, М., 1959; Нарский И. С., Философия Дж. Локка, М., 1960; Fox Bourne Н. R., The life of John Locke, v. 1-2, L., 1876; Gibson J., Lockes theory of knowledge and its historical relation, Camb. - N. Y., 1917; Gough J. W., John Lockes political philosophy, L., 1950; Bonno G., Les relations intellectuelles de Locke avec la France, Berk. - Los Ang., 1955; Aaron R., John Locke, 2 ed., L., 1955; Yolton J. W., John Locke and the way of ideas, Oxf., 1956; Cronston М. W., John Locke; a biography, N. Y., 1957.
А. Л. Субботин.
Дж. Локк.

Локи    Локк    Локк Дж. Отрывки