Скрипка

Значение слова Скрипка по Ефремовой:
Скрипка - Струнный смычковый музыкальный инструмент.

Значение слова Скрипка по Ожегову:
Скрипка - Четырехструнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра

Скрипка в Энциклопедическом словаре:
Скрипка - 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий порегистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфоническогооркестра классического состава и струнного квартета. Классический типсоздали крупнейшие североитальянские скрипичные мастера 16-18 вв.брешанской (Гаспаро да Сало, Дж. Маджини,) и кремонской (А. и Н. Амати,Дж. Гварнери, А. Страдивари) школ. В 18-20 вв. один из главных сольныхинструментов.

Значение слова Скрипка по словарю Ушакова:
СКРИПКА
(скрыпка обл.), скрипки, ж. Самый высокий по тембру и диапазону четырехструнный музыкальный инструмент. Настроить скрипку. играть на скрипке. Первая, вторая крипка (см. первый в 10 знач.). играть первую скрипку - см. играть. Первая скрипка (разг.) - перен. человек, к-рому принадлежит руководящая, ведущая, влиятельная роль в чем-н. Он у нас в учреждении первая скрипка.

Значение слова Скрипка по словарю Брокгауза и Ефрона:
Скрипка (violino — итал., violon — франц., Violine, Geige — нем.) — смычковый струнный инструмент, самый высокий в группе оркестровых смычковых инструментов. С. — это сопрано старинного семейства виол, уменьшенная виола, т. е. violino. Прототипами С. были арабский ребаб и германская рота, слияние которых и образовало виолу. Формы С. установились к XVI в.; к этому веку и началу XVII относятся известные изготовители скрипок — семейство Амати. Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Вообще Италия славилась производством С., среди которых С. Страдивария и Гварнериа в настоящее время ценятся чрезвычайно высоко. Из скрипичных мастеров других стран особенно известен Якоб Стейнер (в Тироле), ученик Амати. Хотя современные фабриканты С. разных стран стараются подражать старинным мастерам, но С. их производства не стоят на уровне со С. вышеупомянутых мастеров; современные выдающиеся виртуозы почти все имеют для концертов С. старинных мастеров. С. состоит из плоского ящика, приблизительно овальной формы, с двумя выемками по бокам. Две выпуклые деки составляют существенную часть С. Верхняя делается из более мягкого дерева и имеет два небольших отверстия в форме франц. буквы S, для резонанса; нижняя приготовляется из твердого дерева, для отражения звука. Вдоль верхней деки и грифа помещаются четыре кишечные струны, которых верхние концы наматываются на колки, воткнутые в отверстия головки, а нижние концы прикреплены к подгрифку, на нижней части деки. Подставка, или кобылка, поддерживает натянутые струны, находясь между двумя отверстиями, сделанными в деке. Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки на грифе (большой палец исключен). По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего. Строится С. по квинтам. Верхняя, или первая, струна строится в ми во второй октаве и называется струною е, или квинтою. Хотя С. имеет четыре струны, но струна е называется квинтою, потому что С. произошла от старинного альта, имевшего квинту. Вторая струна строится в а в первой октаве, третья — в d, четвертая, или басок (кишечная струна, обмотанная тонкой серебряной проволокой), — в g. Многие знаменитые скрипачи вследствие чисто технических требований настраивали С. иначе. Например От прижима пальцем струна укорачивается и получает более высокий звук. Струны, не прижатые пальцем, называются пустыми и обозначаются нулем. Партия С. пишется в скрипичном ключе (см. Ключ). Объем С. — от g в малой октаве до с в четвертой октаве. Более высокие ноты трудны. От полуприжима струны получаются флажолеты (см.). Некоторые флажолетные ноты по своей высоте идут дальше обозначенного выше объема С. Прикладывание пальцев левой руки называется аппликатурой. Указательный палец руки называется первым, средний — вторым, четвертый — третьим, мизинец — четвертым. Позицией называется аппликатура четырех соседних пальцев, отстоящих один от другого на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. Чем выше позиция, тем она труднее. На каждой струне, исключая квинты, идут преимущественно только до пятой позиции включительно; но на квинте или первой струне, а иногда и на второй, пользуются более высокими позициями — от шестой до двенадцатой. Способы ведения смычка (см. Смычок) имеют большое влияние на характер и силу звука и вообще на фразировку. На С. можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные струны), а не одновременно, но очень быстро — три (тройные струны) и четыре. Такое сочетание, преимущественно гармоническое, легче при пустых струнах и труднее без них. Кроме игры смычком, пользуются задеванием струн одним из пальцев правой руки (pizzicato, см.). Для ослабления звука С. пользуются сурдиной (см.) — металлической, костяной или деревянной пластинкой с выемками в нижней части для струн, которая приставляется к верхней части подставки или кобылки. На С. легче играть в тех тональностях, которые допускают наибольшее применение пустых струн. С. доступны всевозможные, самые быстрые пассажи. Самые удобные пассажи — те, которые составлены из гамм или их частей. С. составляет существенную часть оркестра в смысле выразительности, разнообразия оттенков и технической свободы. Качества С.: обширный объем, сила, легкость, певучесть, изящество. Уменьшенная С. фабрикуется для первоначального обучения игры на С. детей. С. еще меньших размеров или карманная называется pochette (см.). С. является сольным инструментом в XVII в. Первыми произведениями для С. считаются: "Romanesca per violino solo е basso" Марини из Брешии (1620) и "Capriccio stravagante" его современника Фарина. Основателем художественной игры на С. считается А. Корелли; затем следуют Торелли, Тартини, Пьетро Локателли (1693—1764), ученик Корелли, развивший бравурную технику скрипичной игры. Из немецких скрипачей известны Бибер, Штрунк (во второй половине XVII стол.), Штамитц, Каннабих. К знаменитым скрипачам позднейшего времени относятся Виотти, Паганини, Крейцер, Шпор, Массар, Венявский, Вьетан, Оль-Буль, Сивори, Саразате, Иоахим, Ондричек, Томсон, Ауэр, Исайе, Вильгельми. Скрипичная литература весьма обширна. Для С. много писали И. С. Бах, классики конца XVIII и начала XIX стол. (особенно Бетховен), позднее Шпор, Мендельсон, Вьетан, Венявский, Саразате, Иоахим, Брамс, Брух, Эрнст и мн. др. Из русских — Рубинштейн, Чайковский, Кюи, Римский-Корсаков и др. Н. С.

Определение слова «Скрипка» по БСЭ:
Скрипка (от скрипеть; итал. violino, уменьшительное от viola, франц. violon, англ. violin, нем. Geige)
струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру инструмент скрипичного семейства (С., альт, виолончель, контрабас). 4 струны С. настроены по квинтам. При игре держится на плече (а браччо). Диапазон: от соль малой октавы до доі. Общая длина 600 мм (в педагогической практике применяются С. и меньшего размера). Основной приём извлечения звука - ведение смычком по струнам, используется способ игры Флажолетами, иногда звук извлекается щипком - Пиццикато. Наряду с фортепьяно С. наиболее распространённый сольный концертный инструмент. Существуют различные теории происхождения С.: от смычковых инструментов, занесённых арабами в 8 в. в западно-европейские страны, от средневековых кроты, виелы (эти инструменты, в отличие от С., не держались на плече). Многочисленные факты, однако, устанавливают связь С. с народным музыкальным инструментом славян. В польских землях ещё в 15 в. (когда в странах Западной Европы господствовали виолы с терцово-квартовой настройкой) бытовал 3-струнный смычковый инструмент типа С., с настройкой струн по квинтам.
Эта народная С. не имела ещё строго установленных пропорций, не была покрыта лаком, обладала острым, резким звуком (отсюда и название С. - польское skzypce), высоким регистром (о польской С. писал немецкий музыковед М. Агрикола в 1528). Классический тип С. вырабатывался на протяжении 15-16 вв. одновременно в Польше, Италии, Франции. На основе усовершенствования народный С. и использования опыта, накопленного мастерами в построении музыкальных смычковых инструментов, был создан классический тип С., сочетавший высокую тесситуру с певучестью и технической подвижностью. В 16-18 вв. в Северной Италии сложились крупнейшие школы скрипичных мастеров - в Бреше (Г. да Сало, Дж. Маджини), Кремоне (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, Л. Страдивари) и др. Мастерами кремонской школы была окончательно установлена конструкция С., выработан специфически скрипичный тембр. Итальянская С. применяются в современной исполнительской практике, многие из них считаются непревзойденными. Утверждение С. как ведущего сольного концертного инструмента сыграло большую роль в истории музыкального искусства. Новые жанры инструментальной музыки 17-18 вв. - сольная соната и концерт - возникли первоначально как жанры скрипичной музыки. Инструменты скрипичного семейства во главе со С. составили основу определившихся к середине 18 в. классического состава симфонического оркестра и струнного квартета.
В 17-18 вв. интенсивно развивается искусство сольной игры на С, создаётся скрипичная музыка (А. Вивальди, Дж. Тартини - Италия; Ф. Бенда, Я. Стамиц -Чехия; Ж. М. Леклер, П. Гавинье - Франция, и др.). В 19 в. большую роль в развитии скрипичного искусства сыграл итальянский скрипач и композитор Н. Паганини. Среди скрипачей - исполнителей и композиторов 19-20 вв.: Дж. Б. Виотти, П. Роде, Р. Крейцер (Франция), А. Вьётан, Э. Изаи (Бельгия), К. Липиньский, Г. Венявский (Польша), Я. Кубелик (Чехия), И. Иоахим, Е. Хубаи (Венгрия), Ф. Крейслер (Австрия), Дж. Энеску (Румыния). Крупных скрипачей выдвинула русская скрипичная школа: И. Е. Хандошкин (2-я половина 18 в.), А. Ф. Львов, Н. Я. Афанасьев (19 в.) и др. В начале 20 в. скрипичный класс Петербургской консерватории, возглавлявшийся Л. С. Ауэром, приобрёл значение мирового центра скрипичного искусства (ученики Луэра: Я. Хейфец, Е. Цимбалист, М. Эльман, М. Полякин). Выдающиеся скрипачи современности - Д. Ф. Ойстрах и Л. Б. Коган (СССР), И. Менухин и И. Стерн (США), Г. Шеринг (Мексика) и др. См. илл.
Лит.: Витачек Е., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, под ред. Б. В. Доброхотова, 2 изд., М., 1964; Ямпольский И., Русское скрипичное искусство, т. 1, М. - Л., 1951, гл. 1-2.
И. М. Ямпольский.
Музыкальные инструменты (рис.1).

Скрипичный    Скрипка    Скрипко