Шопенгауэр

Шопенгауэр в Энциклопедическом словаре:
Шопенгауэр - (Schopenhauer) Артур (1788-1860) - немецкий философ,представитель волюнтаризма. В главном сочинении ''Мир как воля ипредставление'' сущность мира (''вещь в себе'' И. Канта) предстает уШопенгауэра как неразумная воля, слепое бесцельное влечение к жизни.''Освобождение'' от мира - через сострадание, бескорыстное эстетическоесозерцание, аскетизм - достигается в состоянии, близком буддийскойнирване. Пессимистическая философия Шопенгауэра получила распространение вЕвропе со 2-й пол. 19 в.


(Schopenhauer) Артур (22 февраля 1788 - Данциг, ныне Гданьск -21 сентября 1860, Франкфурт-на-Майне), немецкий философ-иррационалист (см.Иррационализм). В его основном произведении ''Мир как воля и представление''(1819-44) сущность мира и человека предстает как бессознательная ''воля кжизни''.Детство и юностьАртур Шопенгауэр происходил из состоятельнойкупеческой семьи. Отец философа, Генрих Флорис Шопенгауэр (1747-1805),хотя и бывал неуравновешен (вспыльчив и склонен к депрессии), имелрепутацию доброго, открытого, независимого в своих суждениях человека ичестного коммерсанта. Его мать, Иоганна Генриетта Шопенгауэр (1766-1823),дочь сенатора Трозинера, обладала склонностью к изящным искусствам изанималась литературным творчеством (собрание ее сочинений составило 24тома, 1830-31). В детстве будущий философ не получил систематическогообразования. Его отец, желая видеть в нем продолжателя своего дела,отправляет девятилетнего сына в Гавр, где Артур прожил два года в семьеотцовского друга и партнера. После непродолжительного пребывания вгамбургской частной школе мальчика берут в путешествие по Европе вобразовательных целях. Это путешествие убедило его не только вбесполезности изучения ''одних только слов'', но и в благотворностизнакомства ''с самими вещами''. В 1805 Артур был отдан в крупную гамбургскуюфирму для обучения торговому делу, к чему он вовсе не испытывал влечения.Однако после смерти отца (к нему Шопенгауэр-младший до конца своих днейпитал чувство любви и благодарности за редкое счастье быть независимым иобеспеченным), мать позволяет сыну получить университетское образование. В1809 он становится студентом-медиком Геттингенского университета, а черезполгода, не оставляя изучения медицины, переводится на философскийфакультет, где с особым усердием штудирует Платона и Канта. С 1811 вБерлинском университете слушает лекции Ф. А. Вольфа по истории греческой илатинской литературы, Шлейермахера - по истории философии, Фихте - пофилософии; докторскую диссертацию ''О четверояком корне закона достаточногооcнования'' защитил в Йенском университете в 1813.Зрелость. Главный трудВ1814, после разрыва с матерью, которой он так и не простил холодности кбольному отцу, Шопенгауэр поселяется в Дрездене. Здесь он пишет трактат ''Озрении и цвете'' (1816) (по следам бесед с Гете, с которым он встречался в1813-14 в Веймаре в литературном салоне своей матери), а в марте 1818завершает работу над первым томом своего основного произведения ''Мир какволя и представление''. Судьба его первого издания (большая часть тиражапошла в макулатуру) глубоко разочаровала его. Вслед за этим Шопенгауэртерпит фиаско в преподавательской деятельности в Берлине (1820), егопробная лекция вызвала отрицательное отношение Гегеля.С 1831 философобосновывается во Франкфурте-на-Майне. Все написанное им в дальнейшем былолишь дополнением к первому тому основного произведения или егопопуляризацией. Несмотря на успех его последней работы (''Парерга ипаралипомена'', 1851) и все возрастающую известность, Шопенгауэра непокидает чувство духовного одиночества. Тем не менее, он уверен ввыдающемся значении и новизне своего труда.''Мир как воля ипредставление''Считая себя учеником Канта, Шопенгауэр исходит из того, чтоопыт, ''мир явлений'', дан человеку как его ''представление'', его априорныеформы - пространство, время, причинность. Субъект и объект - этосоотносительные моменты мира как ''представление''. Мир как ''вещь в себе''предстает у Шопенгауэра как безосновная ''воля'', которая обнаруживается и вслепо действующей силе природы, и в обдуманной деятельности человека;разум - лишь инструмент этой ''воли''. Как ''вещь в себе'' воля едина инаходится по ту сторону причин и следствий, однако в мире как''представлении'' она проявляется в бесконечном множестве ''объективаций''.Ступени этой объективации (неорганическая природа, растение, животное,человек) образуют иерархическую целостность, отражающую иерархию идей(понимаемых в платоновском смысле) - ''адекватных объективаций воли''.Каждой объективации свойственно стремление к абсолютному господству. Вживой природе и обществе воля проявляется в качестве ''воли к жизни'' -источника животных инстинктов и бесконечного эгоизма человека; всякий''осознает себя всей волей к жизни'', тогда как все прочие индивидысуществуют в его представлении как нечто от него зависящее, что выражаетсяв непрерывной ''войне всех против всех''; государство не уничтожает эгоизма,будучи лишь системой сбалансированных частных воль.В противовес ЛейбницуШопенгауэр называл существующий мир ''наихудшим из возможных'', а своеучение - ''пессимизмом''. Мировая история не имеет смысла. Страдание -''наказание'' за ''первородный грех'', вину обособленного существования.Преодоление эгоистических импульсов и обусловленного ими страданияпроисходит в сфере искусства и морали. В основе искусства-''незаинтересованное созерцание'' идей, освобождающее субъект от властипространства и времени и служение ''воли к жизни''. Высшее из искусств -музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, анепосредственное отражение самой воли. Однако полное освобождениепроисходит только в сфере морали, на путях аскезы, умервщления желаний истрастей (здесь Шопенгауэр близок к буддизму и его концепции нирваны). Вуникальном личном опыте со-страдания преодолевается иллюзорная границамежду я и не-я и тем самым происходит ''обращение'' воли, переворот в самомбытии.Критикуя язык современной ему школьной философии, Шопенгауэрстремился к простоте слога, образной наглядности и афористической четкостив изложении собственной философии (совершенству его стиля отдавали должноеЖан Поль, Ф. Кафка, Т. Манн). Пессимистические и волюнтаристические мотивыего философии, его интуитивизм и моралистическая критика культуры получилиотклик в философии жизни второй половины 19 - начала 20 вв. Влияние егоиспытали в Германии Р. Вагнер, Э. Гартман, Ф. Ницше, Т. Манн и др., вРоссии - Л. Толстой, А. Фет и др.Сочинения:Полн. собр. соч. М., 1900-10.Т. 1-5.Собр. соч. М., 1992. Т. 1.Соч. М., 1993. Т. 1-2.Samtliche Werke. 3.Aufl. Wiesbaden, 1972. Bd. 1-7.Der handschriftliche Nachlass. Frankfurt amMain, 1966-75. Bd. 1-5.Литература:Фишер К. Артур Шопенгауэр: Пер. с нем.М., 1896.Фолькельт И. Артур Шопенгауэр, его личность и учение: Пер. с нем.СПб., 1902.Грузенберг С. О. Артур Шопенгауэр. Личность, мышление имиропонимание. СПб., 1912.Быховский Б. Э. Шопенгауэр. М., 1975.Чанышев А.А. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра. М., 1990.Ницше Ф.Шопенгауэр как воспитатель: Пер. с нем. // Избр. произведения. М.,1993.Simmel G. Schopenhauer und Nietzsche. Leipzig, 1907.Mann Th.Schopenhauer. Stockholm, 1938.Abendroth W. Arthur Schopenhauer inSelbstzeugnissen und Bilddokumenten. Leck; Schleswig, 1967.Hubscher A.Denker gegen der Strom. Schopenhauer: gestern - heute - morgen. Bonn,1973.Pisa K. Schopenhauer. Kronzeuge der unheilen Welt. Wien; Berlin,1977.Weimer W. Schopenhauer. Darmstadt, 1982.Schirmacher W. Schopenhauerbei neuren Philosophen. Frankfurt am Main, 1988.А. А. ЧанышевШОПОВ Ацо (1923-82) - македонский поэт. Сборники стихов оНародно-освободительной войне 1941-45 (''Стихи'', 1944) и о современности(''Золотой круг времени'', 1969; ''Смотрящий в пепел'', 1970; ''Песнь чернойженщины'', 1976).

Определение слова «Шопенгауэр» по БСЭ:
Шопенгауэр (Schopenhauer)
Артур (22.2.1788, Данциг, ныне Гданьск, - 21.9. 1860, Франкфурт-на-Майне), немецкий философ-идеалист. С 1820 приват-доцент Берлинского университета, с 1831 жил во Франкфурте-на-Майне. Основные сочинения - «Мир как воля и представление»
(т. 1-2, 1819- 1844). Кантовские априорные формы - время, пространство, категории рассудка - сводятся Ш. к единой основе - «закону достаточного основания». Субъект и объект рассматриваются в качестве соотносит. моментов, из которых складывается мир как
«представление» субъекта. С др. стороны, мир, взятый как «вещь в себе», предстаёт у Ш. как слепая, безосновная «воля к жизни», которая дробится в бесконечном множестве «объективаций». Каждой объективации свойственно стремление к абсолютному господству, что выражается в непрекращающейся «войне всех против всех».
В то же время множество объективаций воли существует и как иерархическая целостность, отражающая иерархию идей (понимаемых в платоновском смысле) - адекватных объективаций воли. Высшая ступень в ряду объективаций воли - человек, существо, наделённое разумным познанием. Каждый познающий индивид сознаёт себя всей волей к жизни, все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто зависящее от его существа, что служит источником беспредельного эгоизма человека. Социальная организация (государство) не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль. Преодоление эгоистических импульсов осуществляется, по Ш., в сфере искусства и морали. искусство - создание гения, основывающееся на способности
«незаинтересованного созерцания», в котором субъект выступает как «чистый безвольный» субъект, а объект - как идея. Высшее из искусств - музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение самой воли. Подчёркивая иллюзорность счастья и неотвратимость страдания, коренящегося в самой
«воле к жизни» с её бессмысленностью и вечной неудовлетворённостью, Ш. - в противовес Лейбницу - называл существующий мир «наихудшим из возможных», а своё учение - «пессимизмом». Подлинным основанием морали Ш. считал чувство сострадания, благодаря которому обманчивая видимость индивидуальности растворяется в сознании единства всего сущего.
Иррационалистическая и пессимистическая философия Ш., не пользовавшаяся популярностью при его жизни, получила распространение со 2-й пол. 19 в., явившись одним из источников философии жизни и предшественником ряда концепций глубинной психологии (учение о бессознательном); влияние Ш. испытали Р. Вагнер, Э. фон Гартман, Ф. Ницше, Т. Манн и др. В 1911 во Франкфурте-на-Майне основано Шопенгауэровское общество.
Соч.: Sдmtliche Werke, Bd 1-7, Wiesbaden, 1946-59; Der handschriftliche NachlaЯ, Bd 1-5, Fr./M., 1966-75; в рус. пер.- Полн. собр. соч., т. 1-4, М., 1900―10.
Лит.: Фишер К., А. Шопенгауэр, пер. с нем., М., 1896; Ницше Ф., Шопенгауэр как воспитатель, Полн. собр. соч., т. 2, М., 1909; Фолькельт И., А. Шопенгауэр, его личность и учение, пер. с нем., СПБ, 1902; Грузенберг С. О., А. Шопенгауэр. Личность, мышление и миропонимание, СПБ, 1912; Асмус В. Ф., Проблема интуиции в философии и математике, М., 1953, гл. 4; Быховский Б. Э., Шопенгауэр, М., 1975; Simmel G., Schopenhauer und Nietzsche, 3 Aufl.,
Mьnch.- Lpz., 1923; Pfeiffer K., Schopenhauer, [B.], 1943; Zint H., Schopenhauer als Erlebnis, Mьnch.- Basel, 1954; Von der Aktualitдt Schopenhauers, Fr./M., 1972; Hьbscher A., Denker gegen den Strom. Schopenhauer: Gestern - Heute - Morgen, Bonn, 1973.
А. А. Чанышев.

Шопен    Шопенгауэр    Шопоков