Пища

Значение слова Пища по Ефремовой:
Пища - 1. То, что служит питанием, что едят и пьют. // То, что питает организм, обеспечивает его жизнедеятельность.
2. перен. То, что обеспечивает духовную деятельность.

Значение слова Пища по Ожегову:
Пища - То, что является материалом для какой-нибудь деятельности, источником для чего-нибудь Lib


Пища То, что едят, чем питаются

Пища в Энциклопедическом словаре:
Пища - совокупность неорганических и органических веществ, получаемыхживотными и человеком из окружающей среды и используемых ими дляпостроения и возобновления тканей, поддержания жизнедеятельности ивосполнения расходуемой энергии. В зависимости от характера потребляемойпищи животные могут быть растительноядными, плотоядными и всеядными.Однако у животных с чередующимися фазами жизненного цикла каждой стадиисвойствен определенный вид пищи. Напр., личинки лягушек - головастики -растительноядны, взрослые особи обычно плотоядны. Строение и функциипищеварительной системы строго приспособлены к поглощаемой пище.

Значение слова Пища по словарю медицинских терминов:
пища (alimentum) - совокупность пищевых продуктов (натуральных или подвергнутых промышленной и кулинарной обработке), пригодных для непосредственного употребления. Синонимы к слову пища: Пища, кушанье, снедь, еда, брашно, яства (множ. ч.), стол, харчи (харч), хлеб, хлеба, продовольствие, провизия, провиант, съедобное, съестные припасы, пищевое вещество, продукт потребления; лакомство, сласть, амврозия (пища богов). Заработать на хлеб. Тут тебе разносолов не приготовлено. См. еда || сидеть на пище Святого Антония

Значение слова Пища по словарю Символизма:
Пища - Все символы еды ассоциируются с Богиней-Матерью, например, это - сосуд, кувшин, чаша, кубок, котел, чан, рог изобилия и т. п. Животные, дающие пищу, - это корова, свинья, коза и т. п. Кроме того, пища - это все воды, реки, фонтаны, родники, а также деревья и плоды. На духовном уровне это символы знания, питающие душу и дающие жизнь и бессмертие.

Значение слова Пища по словарю синонимов:
Пища - еда
снедь
съестное
харчи
жратва
шамовка

Значение слова Пища по словарю Ушакова:
ПИЩА
пищи, мн. нет, ж. (книжн.). 1. То, что едят и пьют с целью насыщения, что служит для питания. Здоровая пища. Сытная пища. Легкая пища. (легко перевариваемая). Жмыхи идут в пищу скоту. Грибки, оказалось, были сносною пищей. Пришвин. || Еда, в отличие от питья. Пища и питье. || Вещества, питающие организм. Главная пища растений - вода. 2. перен. То, что является материалом для усвоения, изучения, запоминания и т. п. (устар. или шутл.). В этой книге мало пищи для ума. Здесь пищи он искал уму. Некрасов. Давать пищу чему (книжн.) - способствовать возникновению, распространению чего-н. Давать пищу слухам, сплетням. На пище святого Антония (книжн. шутл.) - голодая, недоедая.

Значение слова Пища по словарю Даля:
Пища
ж. все, что служит для питанья, что питает; снедь, яство, еда, все съедомое, брашно, харч, харчи, корм, сыть, выть, все питательное. Пища хищного зверя: кровь и мясо; пища травоядного: растенья, плоды. Пища растений: вода и частицы орудног

Значение слова Пища по словарю Брокгауза и Ефрона:
Пища — см . Диета.


Пища (в антропологическом отношении) По строению своих зубов человек более приспособлен к растительной пище, чем к животной; его зубы сходны как по числу, так и по форме, с зубами обезьян (особенно Старого Света), а обезьяны питаются преимущественно растительною П. (плодами, кореньями и т. д.). Хотя у некоторых антропоморфных обезьян — павианов и др. — клыки и достигают значительного развития, однако они пользуются ими не для разрывания других животных, а для раскусывания толстокожих плодов, больших орехов и т. п. Впрочем, до некоторой степени обезьяны также чувствуют потребность в животной П.; многие из них едят насекомых, их личинки, червей, птичьи яйца, даже маленьких птичек. Хотя у человека клыки относительно слабее, чем у обезьян, однако потребность в мясной П. проявилась у него уже на ранних ступенях культурного развития. В числе древнейших человеческих орудий есть много видов оружия (наконечники копий, стрелы, гарпуны, кинжалы и т. д.), употреблявшегося, очевидно, для охоты, как то доказывают и находимые во множестве на местах древнейших поселений и стоянок (палеолитического периода) расколотые кости оленей, диких лошадей, кабанов, птиц, рыб, створки раковин и т. п. Можно предполагать, что изменение условий жизни, особенно охлаждение климата (в Европе и вообще в умеренном поясе), лишившее человека возможности питаться только дикими плодами и кореньями, заставило его изощряться в изыскании средств к добыванию мясной П. (т. е. в охоте и рыбной ловле) и в изобретении новых орудий для этой цели. Древнейшие обозначения П. и хлеба сводятся, как показал Гейгер, к словам, выражающим представление о мясе, и именно о мясе животных, разрываемом зубами. Едва ли, однако, какой-нибудь народ питается исключительно мясом; даже эскимосы, самоеды, чукчи и другие засельники полярных стран, вынужденные питаться, по преимуществу, мясом оленей, рыб, жиром моржей, китов и т. п., пользуются всяким случаем к добыванию растительной П., собирают летом ягоды, луковицы, охотно едят, наконец, растительное содержимое кишок свежеубитых оленей. В странах умеренной зоны племена звероловов еще более стараются добывать растительную П., собирают коренья, плоды, семена растений. Так это было, несомненно, и в течение древнейших фазисов культуры, когда постепенно вырабатывалось представление о возможности искусственного посева. Последовательное приручение различных видов животных, давшее возможность заменить и дополнить добычу охоты продуктами скотоводства, также не заставило человека забыть о растительной П.; номады не только охотно собирают дикие плоды и коренья, но часто занимаются, в небольших размерах, земледелием или по крайней мере выменивают себе муку на скот и кожи. С развитием оседлости и земледелия растительное питание получило еще большее значение для народных масс, как это мы видим, напр., в Индии, Китае, Японии, вообще во всех земледельческих странах, не исключая и Западной Европы, хотя здесь, как и в европейских колониях других частей света, больший достаток населения способствовал и большему распространению питания мясом. Любопытно, однако, что в различные эпохи и среди культурных народов возникает тенденция против мясного питания — тенденция, вызываемая то религиозными мотивами (у буддистов, отчасти у христиан и др.), то исключительно этическими (у нынешних вегетарианцев). Сообразно с условиями жизни вырабатывались и пищевые вкусы и потребности. Одни народы отличаются крайнею умеренностью в питании, другие истребляют громадные массы сала, мяса, молока (кумыса) и т. д.; одни не гнушаются падали, сырья, насекомых, человеческого мяса, другие не едят ничего сырого и питают отвращение даже к вареному и жареному мясу. Почти всюду, кроме целей непосредственного питания, человек преследует и удовлетворение своих вкусовых потребностей, а также известное нервное возбуждение; последнее обратило его внимание на разные растительные продукты (чай, кофе, кока, кава и т. п.), а также на получаемые путем брожения крепкие напитки, принесшие и приносящие человечеству много вреда и даже способствовавшие гибели целых народностей. Д. А.

Определение слова «Пища» по БСЭ:
Пища - совокупность неорганических и органических веществ, получаемых организмами из окружающей среды и используемых ими для питания. П. необходима организму для построения растущих тканей тела и восстановления разрушающихся в процессе жизнедеятельности, для поддержания этого процесса и восполнения расходуемой энергии. Неорганические составные - CO2, H2O и др.- служат основной П. для автотрофных организмов (большинство растений), которые синтезируют из них (см. Фотосинтез, Хемосинтез) органические вещества - белки, жиры и углеводы, - составляющие П. гетеротрофных организмов (ряд растений, все животные и человек). П. человека - натуральные или получаемые промышленным путём (в том числе и так называемая искусственная и синтетическая П.) продукты питания, подвергнутые соответственно кулинарной (преимущественно тепловой) обработке. См. также Питание, Питание растений.
П.- одна из наиболее существенных составных частей материальной культуры человека. Состав П., способы её приготовления зависят от уровня развития производительных сил, направления хозяйственной деятельности людей, географических условий и др. В процессе становления человека важную роль играло то обстоятельство, что его предки употребляли как растительную, так и животную П. Такое разнообразие П. оказало существенное влияние на развитие всего организма предка человека и особенно его мозга. Рыболовство, получившее особое развитие с конца палеолита, также доставило древнему человеку новую П., содержащую вещества, важные для его физического развития. Особенно большое значение для приготовления П. имело овладение огнем: человек стал жарить и печь мясную и растительную П. на костре, на углях, в горячей золе, на раскалённых камнях, в ямах, обложенных камнями.
Употребление жареной и печёной П. облегчало её усвоение организмом. С изобретением каменной зернотёрки и деревянной ступки (ранний неолит) началось изготовление лепёшек - первого печёного хлеба (квашеное тесто и кислый хлеб появились значительно позже, вероятно, в странах Древнего Востока). В раннем неолите, в связи с изобретением глиняной посуды, появилась возможность варить П. Помимо приготовления П. на огне, издавна применялись различные способы консервирования пищевых продуктов: сушка, вяление, замораживание и пр. Ещё до перехода к земледелию люди научились обрабатывать и некоторые растительные продукты, в сыром виде несъедобные или ядовитые (яме, маниок и др.), обезвреживая их и удаляя горький вкус. С древнейших времён широко известными приправами были мёд, соль; в некоторых местах - пряности (гвоздика, перец и пр.), которые позже, в эпоху Великих географических открытий, распространились в Европе. С глубокой древности известны и многие напитки: пиво, квас, мёд, вино.
Состав П., способы её приготовления и потребления, определяемые главным образом хозяйственной деятельностью людей, постепенно сложились в устойчивую традицию. Например, у скотоводов преобладали разнообразные мясные и молочные кушанья, у земледельческих народов - блюда из разных видов растительных продуктов. Такое одностороннее развитие пищевого рациона у некоторых народов приводило к тому, что отдельные виды продуктов никогда не употреблялись в П., что во многих случаях объяснялось и религиозными запретами (например, неупотребление в П. молока и молочных продуктов в Китае, свиного мяса у кочевых народов Азии и Африки; запрет свиного мяса был закреплен иудейской и мусульманскими религиями). С П. связаны разнообразные народные обычаи и поверья. Совместная еда - форма общения людей начиная от древних охотничьих пиршеств, употребления особой
«обрядовой» П., приготовляемой к праздникам, свадьбам, похоронам и т.п., до обычаев угощения по разным поводам посетителей, друзей и пр.; часто совместная еда - символ родства, примирения, дружбы. Вместе с тем обычаи некоторых народов запрещали совместную еду чужеродцев, мужчин и женщин, людей разных каст, разных религий.
Заимствование разных видов П. одним народом у других имело место в процессе взаимного культурного общения начиная с далёкой древности: злаковые растения и изготовляемый из них хлеб распространились ещё в неолите по всей Европе из стран Передней Азии. После открытия Америки у её индейского населения европейцы заимствовали кукурузу, картофель, помидоры, какао и др.
Каждый народ или группа народов имеют свой характерный набор кушаний. Вместе с тем благодаря развивающемуся хозяйству и культурному общению различных современных народов быстро идёт процесс взаимного заимствования национальных блюд и напитков.
Процесс приготовления П. складывается из первичной (механической) обработки сырья и приготовления полуфабрикатов, а также тепловой обработки. Первые два приёма обычно называют холодной обработкой. При этом с поверхности продуктов удаляются малосъедобные части, грязь и микроорганизмы. Изменения, происходящие в продуктах при тепловой обработке, способствуют лучшему усвоению П. вследствие снижения механической прочности (например, при варке картофеля - в 10-12 раз), большей доступности её действию пищеварительных ферментов, разрушению или переходу в отвар некоторых ядовитых веществ (например, гельвелловой кислоты, содержащейся в сморчках и строчках). При нагреве погибает большинство микроорганизмов, однако разрушаются и некоторые пищевые вещества, особенно витамин С.
Способы тепловой обработки условно делят на основные (варка, жарка и их комбинации) и вспомогательные (Бланширование и пассерование). Варка производится в воде, молоке или атмосфере насыщенного пара; повышение давления ускоряет процесс. Если продукт не покрыт водой, варка называется припусканием; тушение - припускание с пряностями и приправами. Жарка обычно производится с небольшим количеством жира на открытой поверхности плиты или в жарочном шкафу (запекание или выпекание). Можно жарить под действием источников лучистой теплоты - углей, электроспирали. Обжаривание овощей - моркови, лука, а также муки перед окончательной тепловой обработкой (пассерование) сохраняет в овощах эфирные масла и каротин, в муке увеличивается количество растворимых веществ.
При тепловой обработке в пищевых продуктах происходят различные физико-химические изменения. Основной источник белка при питании - мясо, рыба, яйца и молочные продукты. Белки, содержащиеся в них, при нагреве коагулируют, денатурируют, теряют способность набухать и растворяться, снижают устойчивость против ферментов. С водой в окружающую среду переходят минеральные соли и экстрактивные вещества. При жарке вода испаряется с поверхности и образующаяся корочка препятствует потерям питательных веществ. Мягкость готового мяса или рыбы связана с переходом белка соединительной ткани - коллагена в глютин, наиболее полно этот процесс происходит при обработке рыбы. Другой белок соединительной ткани - эластин меняется мало. Альбумин молока, находящийся в продукте в виде золя, при кипячении денатурирует и образует хлопья на стенках посуды, свёртывание происходит и в поверхностной плёнке.
Различные превращения при повышенной температуре происходят и с углеводами. Во время варки крахмал клейстеризуется за счёт низкомолекулярных фракций амилозы, амилопектин превращается в студень. При нагреве овощей и фруктов, приготовлении киселей происходит гидролиз дисахаридов и крахмала с образованием декстринов и простых сахаров. Крахмал декстринизируется и при жарке картофеля: образующаяся корочка придаёт продукту характерные вкус и цвет. Пектиновые вещества клеточных стенок при нагреве переходят в растворимый пектин.
Жиры мало меняются при тепловой обработке. Только при продолжительном кипячении они гидролизуются, придавая бульону неприятный вкус и запах; при длительной жарке непредельные кислоты жиров окисляются. Витамин А и каротин хорошо выдерживают нагрев. Водорастворимые витамины группы В (B1, B2, PP и др.) сохраняются в готовой пище на 70-80%, частично переходя в отвар, который целесообразно использовать. Чтобы препятствовать потерям витамина С, овощи и фрукты закладывают в кипящую воду, это приводит к разрушению содержащихся в них окислительных ферментов. В щелочных средах аскорбиновая кислота самопроизвольно окисляется, в кислых - более устойчива. Жир предохраняет витамин С от разрушения.
При нагреве изменяется и цвет продуктов. Образующиеся меланоидины окрашивают бульон, топлёное молоко и переваренное варенье. Хлорофилл овощей в кислой среде переходит в буро-зелёный феофитин, в щелочной - в ярко-зелёный хлорофиллин. Антоцианы свёклы распадаются на моно- и дигликозиды.
Развитие и совершенствование приготовления П. идёт по пути поиска новых пищевых продуктов и веществ, улучшающих её, а также интенсификации процессов тепловой обработки. См. также Общественное питание.
Лит.: Гигиена питания, под ред. К. С. Петровского, т. 1-2, М., 1971.

Пишущий Телеграфный Аппарат    Пища    Пища Искусственная