Санкхья

Санкхья в Энциклопедическом словаре:
Санкхья - (санскр.) - одна из шести ортодоксальных (принимающих авторитетвед) систем индийской философии. Основана Капилой (ок. 7 в. до н. э.).Время расцвета (т. н. классическая санкхья) с 3-4 до 8-9 вв. В основедуалистической концепции санкхьи - противопоставление двух вечных начал:пракрити (первоматерии) как основы всего существующего и пуруши (духа),выводящего пракрити из первоначального бездеятельного равновесия и темпобуждающего ее к созданию всего психического и материального мира. Цельбытия - разъединение пуруши и пракрити, ''освобождение'' пуруши (в формеиндивидуальных духовных начал).

Значение слова Санкхья по Религиозному словарю:
Санкхья - Санкхья (санскр. - число, перечисление, расчет), одна из шести древне-индийских ортодоксальных (брахманских) философских школ, признающих авторитет Вед. Вместе с тем санкхья основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении

Значение слова Санкхья по словарю Брокгауза и Ефрона:
Санкхья (санскр. S â nkhya = относящийся к числу, численный, "перечисляющий", затем перечисление, исследование, различениe, размышление) — древнейшая и главнейшая из шести философских школ Древней Индии, более близкая к школе Иога (см.); время и место ее возникновения (в Сев. Индии) еще не поддаются определению. Можно только утверждать, что школа С. существовала еще в добуддийскую эпоху, как это доказывает ряд общих черт у буддизма и С., подтверждающий туземное предание о происхождении буддизма из основных учений С. (см. Якоби, "Der Ursprung d. Buddhismus aus dem S â nkhya-Yoga", в "Nachr. d. Gott. Gesellsch. d. Wissenschaften", 1896, стр. 43 и сл). Так как, с другой стороны, очевидно, что философия С. — позднее древнейших упанишад, то не лишено вероятия мнение Рих. Гарбе, что С. возникла в виде реакции пантеизму упанишад. Другого, малоправдоподобного, мнения держатся Нилакантха Шастри Гор, Гауг (Gough) и Макс Мюллер, утверждающие, что С. первоначально представляла собой "перечисление" основных понятий веданты (см.), излагаемой в упанишадах, при котором были употреблены особые выражения; подлинное значение этих терминов со временем забылось, и с ними связаны были новые понятия, составившие основы философии С., позднейшим развитием которых является учение С. в тесном смысле слова. Если в древнейших упанишадах учение С. еще не встречается, то, напротив, позднейшие упанишады нередко содержат в себе те или другие его идеи, хотя нигде они еще не приведены в систему. Основателем учения С. считается во всей индийской литературе мифический мудрец Капила (см.), о котором ничего не известно, кроме легендарных данных, находимых в Магабхарате, Рамаяне и Пуранах. Более веса можно придать буддийским свидетельствам о нем, приводящим его в связь с городом Капилавасту. Эти известия довольно правдоподобны ввиду указанных уже связей С. с буддизмом, в истории которого город Капилавасту играет видную роль. Во всяком случае, если Капила действительно существовал, то время жизни его ввиду зависимости буддизма от С. должно быть отнесено ко времени до половины VI в. до Р. Х. Непосредственным учеником Капилы предание называет Асури (Asuri), о котором также ничего достоверного неизвестно. Более определенной является личность второго из главных авторитетов школы С., философа Панчашикха (см.). Индийские источники перечисляют еще ряд других философов, в том числе Виндхьявасину или Виндхьявасаку, жившего, вероятно, в I в. по Р. Х. и упоминаемого китайскими источниками; от прочих сохранились только одни имена, да и те не всегда внушают доверие к своей подлинности. Время расцвета школы С. относится к первым векам нашей эры, когда она оказала заметное влияние на образование гностических и неоплатонических учений, объясняющееся частыми сношениями между Индией и Александрией. Влияние С. на гностицизм сказалось особенно в учении об антагонизме между духом и материей, в отождествлении духа со светом, в делении людей на три класса (πνευματικοί, ψυχικοί, ύλικοί = три гуны в учении С.), в учении о личном существовании разума, воли и т. д. Зависимость неоплатонизма от С. еще сильнее и сказывается нередко в полном тождестве некоторых учений. Из С. заимствовано учение Плотина, что душа свободна от страданий и изменений, присущих только миpy материальному, что человек должен отказаться от чувственного миpa и стремиться к истине путем созерцания. Обещание философии Плотина избавить людей от их страданий также имеет прототип в аналогичном обещании философии С. Как и гностики, Плотин заимствовал из школы С. учение о тождестве духа и света; у него повторяется также (при объяснении сознательного познания) сравнение души с зеркалом, в котором появляются образы предметов. Еще теснее зависел от С. ученик Плотина, Порфирий. В самой Индии учение С. оказало широкое влияние на всю ее философскую и религиозную жизнь, начиная с начала нашей эры и кончая новейшей эпохой. Об этом свидетельствуют все главнейшие памятники санскритской литературы: законы Ману и другие юридические сборники, Магабхарата, представляющая древнейшее связное изложение доктрины С., Грхьясутры, Пураны, Тантры и т. д. Влияние С. сказывается и на позднейших философских системах Вайшешика и Ньяя (см.). Древнейшие трактаты школы С. — сочинения Панчашикхи и трактат Шаштитантра ("система 60 понятий") — не дошли до нас. Последний памятник упоминается в позднейших трактатах, причем из него приводятся и цитаты. Древнейшим из сохранившихся систематических изложений является трактат Санкхьякарика (S âmkhyakârikâ), возникший не позже V в. по Р. Х. и вызвавший два комментария (Гаудапады, между 700 и 750 гг. по Р.Хр., и Вачаспатимишры, в первой трети XII в.). К началу XI в. относится так называемая Раджаварттика (R âjavâ rttika). К первой половине этого же века относится известное сочинение об Индии арабского писателя Альберуни, дающее обстоятельные сведения об учении санкхья. До половины XVI в. возник небольшой (как и все вышеназванные) трактат Таттвасамаса, вызвавший несколько комментариев (один издан Баллантайном в его "Lecture on the S â nkhya Philosophy", Мирзапур, 1850). Древнейшими источниками С. долго считались С.-сутры, хотя уже Кольбрук указывал на ошибочность приписывания их Капиле. На самом деле это — довольно поздние тексты, возникшие между концом XIV и серединой XV в. К этим сутрам примыкает ряд комментариев (древнейший — Анируддхи, относящийся к самому началу XVI в.), доходящих до XVIII в. Имя С. рассматриваемое учение получило в сравнительно позднее время (оно встречается впервые только в поздних упанишадах и в Магабхарате). Первоначальное его значение, по правдоподобному мнению Гарбе, было "перечисление" ввиду пристрастия С. к числам и особенно "перечислению" 25 принципов, имевшего большой вес в глазах ее последователей. Только впоследствии оно получило более широкое значение "различения, размышления". С. выходит из вполне определенного пессимистического взгляда на мир. Всякая сознательная жизнь есть страдание; кажущиеся радости бытия перемешаны с страданиями и влекут их за собой. Самое величайшее зло этого миpa — необходимое возвращение смерти в каждом новом существовании. Высшей целью человеческих стремлений может быть поэтому только полное устранение страданий, которого не дают ни мирские средства, ни жертвоприношения, не устраняющие вполне смерти (уже убиение жертвенного животного есть грех, требующий возмездия; сложный и дорогой жертвенный ритуал доступен только богатым, да и достижение высшего божественного достоинства не избавляет от переселения душ, которому подлежат даже боги). Надежда на прекращение всякой сознательной жизни при разрушения мира тщетна, ибо за этим разрушением последует новый период созидания, в котором снова начнется странствование душ из одной формы в другую. Только с помощью философии человек (без различия касты или состояния) может достигнуть спасительного познания, заключающегося в признании абсолютного различия духа от всего материального мира. Чтобы дойти до этого познания, учение С. развивает свою мировую теорию, пытаясь установить причинную связь явлений материального мира, а также и душевных процессов. В доктрину С. входит и несколько общих учений, выработанных индийской философией, вроде учения о возмездии, круговращении жизни (сансара, см.) и переселении душ, встречаемого во всех религиозно-философских системах Индии. Главная характеристическая черта школы С. — атеизм, отрицание вечного верховного существа, создавшего и поддерживающего мир. Эта черта резко отличает систему С. от школы Иога (см.). Атеизм С. вытекает из учения, что бессознательной материи природы присуще стремление развиваться для пользы чисто рецептивных душ, а также из связанного с этим учением общеиндийского представления о последствиях деятельности всех живых существ — последствиях, которыми вышеназванное стремление природы возбуждается и определяется. Последователи С. поддерживают свое атеистическое учение указанием на то, что при теистическом миpoвоззрении возникновение зла является неразрешимой загадкой и неизбежно влечет за собой упрек верховному существу в жестокости и пристрастии. Кроме того, система С. развивает ряд оригинальных космологических, физиологических и психологических учений. По ее учению, в мире существует два вечных, исконных начала, различных в самом своем основании и потому не возводимых ни к какому высшему единому началу: материя и души. Описание сущности этих начал и их взаимных отношений и составляет собственное содержание системы С. Подробное исследование философии С. дал Рих. Гарбе: "Die S.-Philosophie, eine Darstellung d. indisch Rationalismus" (Лпц. 1894); его же позднейшее, исправленное, но сокращенное изложение: "S. und Yoga", в "Grundriss d. indo-arischen Philologie" Бюлера (т. III, вып. 4, Страсб. 1896). В первом из назв. трудов приведена и вся библиография вопроса. См . еще Barth élémy St-Hilaire, "Mémoire s ur le Sankhya" (П., 1852). Davies, "Hindu philosophy. The S. Karika of Iswara Krishna. An exposition of the System of Kapila" (Л. 1881); Martinetti, "Il sistema S. Studio sulla filosofia indiana" (Турин, 1897). Издания и переводы туземных источников: "S.- Pravacana-Bhâshya or Commentary on the exposition of the S. philosophy by Vijnâ nabhikshu" (Кембр. и Лпц., 1895); англ. перев. Ballantyne (Кальк., 1865); "Sankhyasara; a treatise of Sankya philosophy" (Кальк., 1862); "Vacaspatimi çra. Samkhya-tattva-Kaumudî, der Mondschein der Samkhya-Wahrheit, nebst Einleitung ü ber das Alter u. die Herkunft d. S. Philosophie v. R. Garbe" (Мюнх., 1892); англ. перевод и подл. текст, изд. Ganganatha Iha (Бомбей, 1896). С. Б—ч.

Определение слова «Санкхья» по БСЭ:
Санкхья (санскр., буквально - число, перечисление, расчёт)
одна из шести древнеиндийских ортодоксальных (брахманских) философских школ, признающих авторитет Вед. Вместе с тем С. основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении. В этом она объединяется с ньяей, вайшешикой и йогой и противостоит веданте и мимансе. Основателем С. по традиции считается Капила (7 в. до н. э.); сочинения его и его учеников до нас не дошли. Сохранившиеся источники С. относятся к 1-му тыс. н. э.; древнейший из них -
«С.-карика» Ишваракришны, из других текстов наиболее авторитетны «С.-карика-бхашья» Гаудапады, «Таттвакаумуди» Вачаспати и «С.-сара» Виджнянабхикшу. Исходный пункт метафизики С. - учение о наличии следствия в причине; следствие и причина понимаются как два состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же субстанции. Это приводит С. к поиску первопричины, не связанной непременно с богом-демиургом, и к теории эволюции-инволюции в объяснении мира. Философия С. в целом носит дуалистический характер. С. признаёт две изначальные реальности - пракрити (материальная первопричина) и пуруша
(«я», дух, сознание). Пракрити вечна, вездесуща, независима, активна, но лишена сознания; она - единство противоположностей, основа существования любых объектов; состоит из трёх гун (субстанций-сил), находящихся в равновесии. Пуруша пассивен, но обладает сознанием. При соприкосновении пуруши с пракрити исконное равновесие гун нарушается; в недрах пракрити начинается волнение, гуны дифференцируются с тем, чтобы, соединяясь в разных комбинациях и пропорциях, образовать весь мир объектов. Первый продукт эволюции - махат,
«великое единство», основа всего материального, он же - буддхи, тонкая субстанция всех умственных процессов, интеллект, сознающий различие объекта и субъекта. Из махата возникает второй продукт эволюции - аханкара («моё», «я»),
принцип индивидуального, самосознающего. В зависимости от преобладания той или иной гуны из аханкары возникают 5 органов восприятия, 5 органов действия, манас (ум как орган познания и действия), 5 тонких элементов (потенции звука, осязания, цвета, вкуса и запаха), из которых, в свою очередь, возникают 5 материальных элементов - акаша (эфир), воздух, огонь, вода, земля.
Близко Буддизму учение о страдании как сущности всякого телесного бытия и об освобождении от страдания путём возврата к собственному «я» через познание различий между «я» и «не-я» (тело, чувства, ум), между пурушей (познающим) и пракрити (познаваемым); разъединение их приводит к прекращению эволюции (свёртыванию, инволюции), к выходу из круговорота рождений и смертей (сансара). С. оказала влияние на другие системы индийской мысли и явилась философской основой йоги.
Источн.: Лунный вет санкхья - истины, пер. с санскр., М., 1900; Samkhya-pravacana-bhasya, ed. R. (Mass.), 1895.
Garbe, Camb.
Лит.: Чаттерджи С., Датта Д., Древняя индийская философия, пер. с англ., М., 1954; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Garbe R., Die Samkhya-Philosophie, 2 Aufl., Lpz., 1917; Keith A. B., The Samkhya System, Calc., 1918; Dasgupta S., A history of Indian philosophy, v. 1, Camb., 1922; Johnston Е. H., Early Samkhya, L., 1937; Frauwallneг Е., Zur Erkenntnislehre des klassischen Samkhya-Systems,
«Wiener Zeitschrift fьr die Kunde Sьd-Ostasiens», 1958, Bd 2; Buitenen J. A. B., Studies in Samkhya, I-III, «Journal of American Oriental society», 1956-57, v. 76-77.
В. Н. Топоров.

Санкуру    Санкхья    Санкции Договорные