Черноморский Флот

Черноморский Флот в Энциклопедическом словаре:
Черноморский Флот - составная часть ВМФ России. Основан в 1783. Участвовалв русско-турецкой, Крымской и 1-й мировой войнах. В 1905 на Черноморскомфлоте произошли восстания на броненосце ''Потемкин'' и крейсере ''Очаков''. ВВеликую Отечественную войну Черноморский флот участвовал в обороне Одессы,Севастополя, Сев. Кавказа, в Новороссийско-Таманской операции,освобождении Крыма, Николаева, Одессы, в Ясско-Кишиневской и другихоперациях. В 1992 между Россией и Украиной начались переговоры о разделеЧерноморского флота.

Значение слова Черноморский Флот по словарю Брокгауза и Ефрона:
Черноморский флот — образован в царствование Екатерины II из азовского флота и судов, построенных в Херсоне, после основания последнего в 1778 г. Для успешного действия в войнах с Турцией, начатых еще Петром Великим, необходимо было стать твердой ногой на берегах Черного моря, путем сильного флота; между тем Азовское море не имело гаваней для глубокосидящих судов, могущих действовать в Черном море. Первым шагом к основанию флота и было основание на лимане "Глубокая пристань" города Херсона, в коем поведано было новороссийскому генерал-губернатору князю Потемкину "завести гавань, верфи и укрепление оных". Для заведования новым флотом и азовской флотилией было учреждено "Черноморское адмиралтейское управление", подчиненное Потемкину. После присоединения Крыма основан был новый порт — Севастополь, который в 1784 г. был сделан главным портом Ч. флота. В 1785 г. был утвержден впервые штат Ч. флота: два 80-пушечных и десять 66-пушечных кораблей, 20 фрегатов, 3 камели и несколько мелких портовых и транспортных судов. Морских чинов полагалось всего 13 1/2 тысяч. Для судостроительных работ было выписано из Петербурга 40 семейств охтенских плотников; судостроительные материалы и принадлежности были доставлены из различных мест России. В 1787 г. Екатерина II произвела в Севастополе первый смотр народившемуся Ч. флоту, который вслед за тем успел выказать себя в войну с Турцией 1787-91 гг. Против турок действовали два отряда: лиманская флотилия контр-адмирала Мордвинова и севастопольская корабельная, под командой графа Войновича. Первая оказала большую помощь при взятии Кинбурна в 1787 г.; на следующий год она была разделена на два отряда — гребную флотилию из 51 судна, под командой принца Нассау-Зигена, и парусную эскадру из 14 судов, под командой Поля Джонса. Турецкий флот в 1788 г. подступал к Очакову, осажденному войсками Потемкина; у входа в лиман он встретил одно из русских судов — дубель-шлюпку, под командой капитана 2 ранга Сакена; окруженный целой эскадрой, Сакен отстреливался от нее до последней возможности и когда убедился в невозможности спасения, сцепился с ближайшим турецким кораблем и вместе с ним взлетел на воздух. Лиманский отряд два раза подвергался атаке турецкой эскадры (17 и 18 июня), но оба раза атака была отбита. Действия Войновича с севастопольской корабельной эскадрой были неудачны. Только в июле 1788 г. корабельной эскадре удалось отвлечь турецкий флот от Очакова к устьям Дуная, близ которых 8 июля у острова Фидониси произошла удачная стычка с турками; в ней особенно отличился капитан Ушаков (впоследствии известный адмирал). Для той же цели — отвлечения флота от русских берегов — производились в Черном море небольшие, но удачные крейсерские операции капитана Сенявина, который со своим отрядом брал в плен небольшие военные и торговые турецкие суда у берегов Румелии и Малой Азии. В 1790 г. Войнович был отозван в Херсон, и командование корабельной эскадрой поручено было более энергичному Ушакову, который одержал две победы над турецким флотом — у Керченского пролива и у Тендры. Это расстроило план турецкого флота произвести большую десантную экспедицию в Крым, при участии малоазийских войск из Синопа и татар из Анапы. Русская лиманская флотилия (адмирала Рибаса) вошла в устья Дуная и помогла сухопутной армии овладеть крепостями Тульчей, Исакчей и Измаилом. Последнее поражение турецкому флоту в эту войну нанесено было Ушаковым при Калиакрии (31 июля 1791 г.). Первый основанный Потемкиным черноморский порт Херсон был еще в 1784 г. заменен Николаевом, основанным на месте слияния рек Буга и Ингула; сюда была переведена вся судостроительная деятельность из Херсона. Во время царствования императора Павла I Ч. флот принимал участие, совместно с англичанами и турками, в действиях в Архипелаге против французов; наша эскадра, под командой адмирала Ушакова, освободила Ионические острова из-под власти французов. В этой экспедиции принимал участие капитан Сенявин, который в царствование императора Александра I, в чине адмирала, отличился удачными действиями против турок (поражение турецкого флота при Афоне в 1807 г.) и помощью, оказанной освобождавшимся на Балканском полуострове славянским народностям. Во время войны 1828-29 гг. Ч. флот, под начальством адмирала Грейга, содействовал взятию крепостей Анапы, Варны и др.; в эту войну совершен был замечательный подвиг капитан-лейтенантом Казарским, который на бриге "Меркурий" подвергся нападению двух турецких линейных кораблей — 110-пушечного и 74-пушечного, — вступил с ними в бой и после упорной перестрелки успел перебить им рангоут и уйти. Наибольшую славу в истории русского флота Ч. флот или, точнее, личный состав его приобрел во время Восточной войны (1853-56) — в Синопском бою и обороне Севастополя. Личный состав Ч. флота к этому времени был подготовлен адмиралом Лазаревым, бывшим с 1833 г. главным командиром Ч. флота и отличавшимся как административными способностями, так и боевыми качествами и уменьем воспитать в подчиненных такой же дух. Из его школы вышли адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин и другие славные деятели Севастопольской обороны. Ч. флот в это время состоял из трех 120-пушечных кораблей, двенадцати 84-пушечных, восьми фрегатов и около шестидесяти мелких судов — бригов, шхун и небольших пароходов. Судовые команды распределялись по 17 экипажам, по 10 0 0 человек в каждом. При превосходном личном составе техническая часть флота сильно отставала от западноевропейских флотовотчасти и от турецкого), где были введены паровые двигатели, более усовершенствованная артиллерия и даже делались попытки броненосного судостроения. Несмотря на это нашему флоту удалось одержать, под начальством Нахимова, блестящую победу при Синопе, где был уничтожен весь находившийся там турецкий флот и срыты береговые укрепления (18 ноября 1853 г.). При появлении в Черном море союзного англо-французского флота, значительно превосходившего наш по численности, Ч. флоту было слишком рискованно вступать с ним в бой, хотя и высказывались мнения, что следовало бы напасть на неприятельский флот при перевозке десанта, который можно было бы при этом уничтожить. Когда союзники уже приближались к Севастополю, решено было заградить им вход в бухту последним средством — потоплением своих кораблей (см. Восточная война). Последствием этой войны был отказ России, по Парижскому трактату, от права иметь в Черном море военные суда, кроме самых незначительных. Поэтому к началу русско-турецкой кампании 1878-79 гг. Ч. флот состоял всего из двух поповок (см.), судов негодных для плавания в море и могущих быть лишь прибрежным оборонительным средством, 4-х старых деревянных корветов, императорской яхты "Ливадия" (построенной по плану поповок, но слегка удлиненной), 7 пароходов и нескольких мелких судов. Запрещение иметь боевой Ч. флот было снято с России в 1871 г., но ко времени русско-турецкой войны не было возможности организовать в Черном море, из-за дальности расстояния до мест добывания материалов и топлива, железное и броненосное судостроение. В начале военных действий Ч. флот распределен был следующим образом: почти все военные суда были оставлены для обороны северных прибрежных местностей (Одессы, Очакова, Севастополя и т. д.), наступательные же решено было производить крейсерскими операциями, взяв для того пароходы Русского общества пароходства и торговли: "Великий Князь Константин", "Владимир", "Веста", "Аргонавт" и "Россия", к которым присоединены были из судов флота "Ливадия" и пароход "Эльборус". Для действия на Дунае были посланы из Ч. флота две роты черноморских экипажей, под командой капитан-лейтенанта Бекитова. Преобладающим оружием в эту компанию была мина, только что введенная во флоте; только ее и можно было противопоставить турецким. броненосцам, с многочисленной артиллерией. Крейсерские операции имели целью нападение на неприятельские берега, на коммерческие пароходы, единичные военные суда и даже отряды, при благоприятных для минной атаки случаях, отвлечь внимание турецкого флота от Дуная и от берегов Кавказа, оставшихся без защиты. Организацией крейсерства занялся главный командир Ч. флота генерал-адъютант Аркас, давший командирам пароходов возможность широко развить личную инициативу и предприимчивость. Главные действия Ч. флота были следующие: 28 июня 1877 г. на Сулинском рейде была атакована турецкая эскадра минными катерами с "Великим Князем Константином" (командир — лейтенант Макаров), причем турецкий броненосец получил серьезные повреждения; 6 июня тот же пароход сжег у Анатолийского берега 4 турецких брига; 11 июля пароход "Веста" (командир — капитан-лейтенант Баранов) выдержал 5-часовой бой с броненосцем "Фехти Буленд", который получил повреждения и перестал преследовать его. У кавказского берега турецкий броненосец "Ассари-Тевкент" был взорван минной атакой катеров с "Великого Князя Константина" в то время, когда угрожал проходу у мыса Адлер, где должен был пройти русский сухопутный отряд. В декабре пароход "Россия" (командир — капитан-лейтенант Баранов) захватил в море транспорт "Мерсина" с войсками. Транспорт был отведен в Севастополь и переименован в "Пендераклию". Кроме того, пароходы наши занимались перевозкой войск, доставкой различных предметов для действующей армии и в конце войны перевезли последнюю обратно в Россию. В 1880-х годах на Черном море устанавливается уже броненосное судостроение, которому сильно помогла разработка донецкого бассейна и близость железоделательных заводов. В настоящее время Ч. флот — второй по величине в России, хотя значение его главным образом местное, в пределах Черного моря, выход из которого разрешается нашим военным судам, даже небольшим, очень редко. Боевые суда Ч. флота — броненосцы, с тяжелой артиллерией и толстой броней, позволяющими им вступать в бой даже с прибрежными крепостями; запас топлива у них сравнительно небольшой. Суда эти в настоящее время (1903) следующие: 1) эскадренные броненосцы: "Екатерина II" (длина 333 1/2 фута, ширина 69 футов, осадка 27 футов 10 дюймов, водоизмещение 11000 тонн, скорость 15 узлов, артиллерия: шесть — 12" орудий, семь — 6" и скорострельн.); "Чесма" и "Синоп" того же типа; "Двенадцать Апостолов" (длина 342 фута, ширина 60 футов, осадка 27 1/2 футов, водоизмещение 8430 тонн, скорость 17 узлов, 4 — 12" пушек, 4 — 6" и скорострельн.), "Георгий Победоносец" (длина 339 1/2 футов, ширина 69 футов, осадка 2872 фута, водоизмещение 11940 тонн, скорость — 17 узлов, 6 — 12" пушек и 7 — 6" и скорострельн.), "Три Святителя" (длина 377 футов 9 дюймов, ширина 73 фута, осадка 28 футов 5 дюймов, водоизмещение 13300 тонн, скорость 17 узлов, 4 — 12" пушек и 8 — 6", 4 — 120 мм и скорострельн.); "Ростислав" (длина 351 фут 10 дюймов, ширина 68 футов, осадка 27 футов, водоизмещение 880 0 тонн, скорость 17 узлов, 4 — 10" орудий, 8 — 6" и скорострельн.); броненосец этот единственный в русском флоте, имеющий исключительно нефтяное отопление; "Князь Потемкин-Таврический" (длина 377 футов 9 дюймов, ширина 73 фута, осадка 27 футов, водоизмещение 12480 тонн, скорость 18 узлов, 4 — 12" орудий, 16 — 6" и скорострельн.). 2) Из броненосцев береговой обороны имеются только две поповки (см.), в настоящее время уже сдаваемые к порту, т. е. разоружаемые навсегда. 3) Крейсера I ранга: строящиеся "Кагул" и "Очаков", типа "Богатырь" (длина 434 фута 2 дюйма, ширина 54 фута, осадка 20 футов 8 дюймов, водоизмещение 6675 тонн, скорость 22 узла, 12 — 6" орудий и скорострельная артиллерия); "Память Меркурия" (длина 295 футов, ширина 40 футов 8 дюймов, осадка 19 футов 7 дюймов, водоизмещение 3000 тонн, скорость 14 узлов, 6 — 6" орудий и скорострельн.). 4) Крейсеров II ранга не имеется; минных крейсеров три — "Капитан Сакен", "Казарский" и "Гридень"; водоизмещение первого 700 тонн, остальных — 400 тонн, скорость хода около 22 узлов; мореходных канонерских лодок шесть — "Запорожец", "Донец", "Черноморец", "Терец", "Кубанец" и "Уралец", в 1200 тонн водоизмещения и 12 узлов скорости (артиллерия у каждого 2 — 8" орудий на носу и 1 — 6" на корме, кроме скорострельных); миноносцев — 26, из них четыре типа "Сокол", со скоростью 26 1/2 узлов, построенных в С.-Петербурге и переведенных через Босфор в Ч. флот; 2 парохода, 8 транспортов, 3 учебных судна, 1 плавучая тюрьма и несколько портовых и мелких судов. Судостроение производится в двух портах — Севастополе и Николаеве, где имеются казенные адмиралтейства и доки (1 сухой, 1 плавучий и 1 док-мост в Севастополе). Кроме того, военные суда строятся на заводе частного общества судостроительных и железоделательных заводов в Николаеве. В административном отношении Ч. флот подчинен главному командиру Ч. флота и портов Черного моря, имеющему пребывание, вместе со своим штабом, в Севастополе. Для управления военными портами — Севастополем, Николаевом и Батумом — имеются в первом капитан над портом, в остальных командиры портов. Гидрографической частью ведает дирекция маяков и лоций Черного и Азовского морей, под начальством особого директора. Во время кампании суда Ч. флота разделяются на 2 отряда: практическую эскадру, под начальством старшего флагмана (вице-адмирала), и учебный минно-артиллерийский отряд, под командой контр-адмирала. Кроме того, посылаются станционерами в Средиземное море мореходные канонерские лодки. Из учебных заведений в Ч. флот существовал морской кадетский корпус, основанный Потемкиным в Херсоне, затем переведенный в Николаев, где был преобразован в юнкерское училище и во второй половине прошлого века уничтожен. Для обучения нижних чинов имеется несколько школ. Судовой состав Ч. флота распределяется по экипажам, от № 28 по № 37 включительно, численностью около 2000 человек каждый. Из наружных отличий Ч. флот имеет: георгиевские ленты на фуражках нижних чинов, данные за крымскую кампанию вместо черных, и летние фуражки у офицерских чинов — совершенно белые, как и у армии в южных округах, надеваемые взамен фуражки с белым чехлом, как это делается в остальном русском флоте. Ср. Русский флот, Судостроение, Корабль, Восточная война. См. Ф. Веселаго, "Материалы для истории русского флота"; А. Долгов, "Военно-морская администрация"; "Судовой список", издаваемый ежегодно морским министерством; "Военные флоты" и "Морская справочная книга", издаваемые каждые 2-3 года великим князем Александром Михайловичем. Р. Л-н.

Определение «Черноморский Флот» по БСЭ:
Черноморский флот - высшее оперативное объединение, составная часть ВМФ СССР на Чёрном море. Основан в 1783 после присоединения к России Крыма. Созданию Ч. ф. предшествовало строительство военных кораблей на Азовском море и в Херсоне (с 1778). 2 мая 1783 в Ахтиарскую (Севастопольскую) бухту вошли 11 кораблей Азовской, а затем 17 кораблей Днепровской флотилии, которые составили ядро нового флота. В 1785 был утвержден первый штат Ч. ф. в составе 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 5 шхун, 23 транспортных судов, личного состава - 13,5 тыс. чел. Для управления флотом в Херсоне было создано Черноморское адмиралтейство.
На протяжении всей своей истории Ч. ф. успешно выполнял стоявшие перед ним задачи. В ходе русско-турецкой войны 1787-91, несмотря на численное превосходство флота противника, русские моряки нанесли ему крупные поражения в сражениях у Фидониси (1788), в Керченском морском сражении 1790, у Тендры (1790) и у мыса Калиакрия (1791). В войне ярко проявилось флотоводческое искусство адмирала Ф. Ф. Ушакова, командовавшего эскадрой, а в 1790-98 - Ч. ф. В 1789 в Николаеве была заложена кораблестроительная верфь и сюда из Херсона переведено Черноморское адмиралтейство. В 1804 главным военным портом Ч. ф. стал Севастополь.
Во время войны с Францией эскадра Ч. ф. под командованием Ушакова вела в 1798-1800 боевые действия в Средиземном море, освободила Ионические острова, штурмом овладев о. Корфу (см. Керкира). В 1806-07 эскадра под командованием вице-адмирала Д. Н. Сенявина (См. Сенявина острова), действуя в Эгейском море, разгромила турецкий флот в Дарданелльском сражении 1807 (См. Дарданелльское сражение) и Афонском сражении 1807. В 1816 главным командиром Ч. ф. и портов стал вице-адмирал А. С. Грейг, деятельность которого привела к повышению боевой мощи флота: совершенствовалось вооружение кораблей, ежегодно проводились манёвры, улучшилось навигационно-гидрографическое обеспечение. Большое внимание уделялось подготовке офицеров, в 1822 в Севастополе была создана Морская библиотека. В русско-турецкой войне 1828-29 Ч. ф. содействовал наступлению войск на Балканском и Кавказском театрах военных действий. Неувядаемой славой покрыл себя бриг
«Меркурий», одержавший победу в бою с 2 турецкими линейными кораблями. В 1831 на Ч. ф. был создан штаб главного командира флота. В 1832 начальником штаба был назначен контр-адмирал М. П. Лазарев, который в 1833 стал главным командиром Ч. ф. (до 1851). Под его руководством обновился корабельный состав, были приняты на вооружение мощные бомбические орудия, в Севастополе были построены адмиралтейство и казематные батареи. К середине 19 в. Ч. ф. был лучшим парусным флотом в мире и включал 14 парусных линейных кораблей, 6 фрегатов, 4 корвета, 12 бригов, 6 пароходофрегатов и др. Во время Крымской войны 1853-56 эскадра под командованием вице-адмирала П. С. Нахимова разгромила турецкую эскадру в Синопском сражении 1853. Во время Севастопольской обороны 1854-55 черноморские моряки под руководством адмирала.
В. А. Корнилова, Нахимова и В. И. Истомина героически сражались на суше. Часть кораблей была затоплена, другие оказывали артиллерийскую поддержку сухопутным войскам. По Парижскому мирному договору 1856 Россия была лишена права иметь военный флот на Чёрном море. Это ограничение суверенных прав России на Чёрном море было отменено лишь в 1871. Возрождение Ч. ф. как парового броненосного флота в конце 19 в. связано с именами Г. И. Бутакова и С. О. Макарова. В 1881 была принята кораблестроительная программа для Чёрного моря. К началу 20 в. в составе Ч. ф. было уже 7 эскадренных броненосцев, 1 крейсер, 3 минных крейсера, 6 канонерских лодок, 22 миноносца и др.
В начале 20 в. с ростом революционного движения в стране начались революционные выступления черноморских моряков. Большую роль в пробуждении политического сознания среди матросов Ч. ф. сыграли ленинская «Искра» и активная деятельность первых социал-демократических организаций, созданных на Ч. ф. в 1901-02. В апреле 1904 в Севастополе был образован Центральный флотский комитет военные организации РСДРП
(«матросская централка»), установивший связь с большевистскими комитетами Севастополя, Николаева, Харькова и др. В июне 1905 на Ч. ф. вспыхнуло восстание на броненосце «Потемкин» (См. Потёмкин), а в ноябре - Севастопольское восстание 1905 на крейсере
«Очаков», которые были жестоко подавлены царским правительством. Имена героев восстаний Г. Н. Вакуленчука, П. П. Шмидта, А. И. Гладкова, С. П. Частника, Н. Г. Антоненко навечно вошли в историю революционной борьбы.
К началу 1-й мировой войны 1914-18 в составе Ч. ф. имелось 6 линейных кораблей (додредноутов), 2 крейсера, 17 эсминцев, 12 миноносцев, 4 подводные лодки. В ходе войны Ч. ф. пополнился 3 линейными кораблями (один из них погиб в 1916), 9 эсминцами, 10 подводными лодками, 2 гидроавиатранспортами и др. Ч. ф. активно участвовал в боевых действиях на Чёрном море против германо-турецких сил, содействовал сухопутным войскам Кавказского фронта на приморских направлениях, нарушал коммуникации противника.
Победу Февральской революции 1917 моряки Ч. ф. встретили с большим подъёмом. Несмотря на засилье соглашательских партий в Советах и матросских комитетах, шёл процесс большевизации флота. ЦК РСДРП (б) направил в Севастополь опытных партийных работников - Ю. П. Гавена, Н. А. Пожарова и др. На флоте, как и в Советах, шла упорная борьба с меньшевиками, эсерами, украинскими буржуазными националистами, анархистами. 16 декабря 1917 в Севастополе был распущен соглашательский Совет и создан Военно-революционный комитет, который взял власть в свои руки. С помощью моряков-черноморцев в январе 1918 Советская власть была установлена в Феодосии, Керчи, Евпатории, Ялте, Одессе, Ростове. В годы Гражданской войны 1918-20 черноморцы сражались в составе Днепровской, Азовской и Волжской флотилий и различных частей Красной Армии. Среди героев Гражданской войны моряки-черноморцы А. В. Мокроусов, А. В. Полупанов, И. А. Назукин и др.
В связи с оккупацией германо-австрийскими войсками Украины и Крыма В. И. Ленин дал указание о перебазировании Ч. ф. в Новороссийск. Революционные корабли Ч. ф. в апреле - мае 1918 выполнили ленинское указание. Однако ввиду угрозы их захвата германскими интервентами, появившимися на Тамани, по призыву Советского правительства 18 июня 1 линейный корабль, 9 эсминцев и другие суда были затоплены в районе Новороссийска и Туапсе. Оставшиеся в Севастополе корабли были захвачены германскими интервентами и украинскими националистами. В мае 1919 Советская власть в Крыму была восстановлена, но вскоре Крым был захвачен белогвардейскими войсками генерала А. И. Деникина, и Ч. ф. оказался в их руках. В мае 1920 по приказу РВСР были созданы Морские силы Чёрного и Азовского морей, которые участвовали в боевых действиях против белогвардейской флотилии. При бегстве войск генерала П. Н. Врангеля из Крыма они увели в Бизерту св. 130 кораблей и судов. Х съезд РКП (б) (1921) принял решение о восстановлении Ч. ф. В 1922 на Ч. ф. были отремонтированы 2 эсминца, 5 канонерских лодок, 2 подводные лодки, несколько тральщиков и минных заградителей. К 1928 восстановление Ч. ф. было в основном закончено и началась его техническая реконструкция. Зимой 1929-30 в Севастополь были переведены из Кронштадта линейный корабль
«Парижская Коммуна» (позже «Севастополь») и крейсер «Профинтерн» (позже «Красный Крым»). В 1936 Морские силы Чёрного и Азовского морей были переименованы в Ч. ф. За 1-ю и 2-ю пятилетки (1929-37) Ч. ф. получил св. 500 новых боевых кораблей. В 1938-39 на Ч. ф. появились новые лидеры
(«Москва», «Харьков»), эсминцы типа «Гневный», достраивались новые крейсера («Ворошилов») и другие корабли, были созданы ВВС, береговая оборона, система ПВО. Начальниками Морских сил Чёрного и Азовского морей (с 1935 командующими Ч. ф.) были: А. В. Домбровский (1920), Э. С. Панцержанский (1920-21, 1925-1926) А. С. Максимов (1921-22), А. К. Векман (1922-24), М. В. Викторов (1924), В. М. Орлов (1926-31), И. К. Кожанов (1931-37), П. И. Смирнов (1937), И. С. Юмашев (1938-39), Ф. С. Октябрьский (с августа 1939).
К началу Великой Отечественной войны 1941-45 на Чёрном море был создан хорошо оснащенный по тому времени флот в составе 1 линейного корабля, 6 крейсеров, 16 лидеров и эсминцев, 47 подводных лодок, 2 бригад торпедных катеров, несколько дивизионов тральщиков, сторожевых и противолодочных катеров, ВВС флота (св. 600 самолётов) и сильной береговой обороны.
Высокая боевая готовность Ч. ф. сорвала попытку врага вывести из строя основные силы флота в первые дни войны. Авиация Ч. ф. нанесла удары по Констанце, Сулине, Плоешти. Ч. ф. активно участвовал в Одесской обороне 1941 и героической Севастопольской обороне 1941-42; командующий Ч. ф. возглавлял Севастопольский оборонительный район. Важное значение имела крупнейшая Керченско-Феодосийская десантная операция 1941-42, проведённая при активном участии Ч. ф. В 1942-43 Ч. ф. участвовал в битве за Кавказ. Подводные лодки из Батуми и Поти совершали 600-мильные переходы для действий на коммуникациях противника, надводные силы, авиация и морская пехота сражались за Новороссийск и в районе Туапсе. Героическими страницами в истории Ч. ф. стали десанты в районе Южной Озерейки и Станички (в районе Мысхако) в феврале 1943, оборона
«Малой земли», Новороссийско-Таманская операция 1943, Керченско-Эльтигенская десантная операция 1943. Азовская военная флотилия, находившаяся в составе Ч. ф., своими действиями по поддержке сухопутных войск участвовала в освобождении портов Азовского моря. Корабли и части Ч. ф. участвовали в освобождении Крыма, Николаева, Одессы, Ясско-Кишинёвской операции 1944. Дунайская военная флотилия, входившая в состав Ч. ф., прошла с боями от низовьев Дуная до Вены. Во время войны гвардейские звания были удостоены 18 кораблей, частей и соединений; 59 кораблей, частей и соединений были награждены орденами СССР. Свыше 200 черноморцев были удостоены звания Героя Советского Союза. За боевые заслуги Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1965 Ч. ф. был награжден орденом Красного Знамени. Командующими Ч. ф. во время войны были Ф. С. Октябрьский (август 1939 - апрель 1943, март 1944 - ноябрь 1948), Л. А. Владимирский (апрель 1943 - март 1944), член Военного совета - Н. М. Кулаков (май 1940 - декабрь 1943), И. И. Азаров (1941 - март 1943, февраль 1944 - май 1947), начальник штаба - И. Д. Елисеев (апрель 1941 - январь 1944) и И. Ф. Голубев-Монаткин (февраль 1944 - декабрь 1945).
В 50-60-х гг. произошли количественные и качественные изменения во всех родах сил Ч. ф. Пополнение флота новыми кораблями, оснащение новейшей боевой техникой, вооружение ракетным оружием, радиоэлектронными средствами различного назначения позволили поставить перед Ч. ф. совершенно новые задачи. Корабли Ч. ф. совершают дальние плавания и походы в Средиземное море и различные районы Мирового океана, во время которых отрабатывают задачи боевой подготовки и обеспечивают защиту государственных интересов СССР на море. Ч. ф. показал высокое воинское мастерство в ходе учений
«Океан» (1970) и «Юг» (1971), десятках походов в различные страны Средиземноморья и Атлантики. Высоких показателей в боевой учёбе добивались экипажи крейсеров «Михаил Кутузов», «Дзержинский», противолодочного крейсера
«Ленинград», ракетного крейсера «Грозный», большого десантного корабля «Воронежский комсомолец», эсминцев «Напористый», «Пламенный», «Находчивый» и др. В послевоенный период Ч. ф. командовали адмиралы Н. Е. Басистый (1948-51), С. Г. Горшков (1951-55), В. А. Касатонов (1955-62), С. Е. Чурсин (1962-67.), В. С. Сысоев (1968-74), Н. И. Ховрин (с 1974).
Лит.: Черноморский флот, М., 1967; История русской армии и флота, т. 5, 8, 9, М., 1911-13; Боевая летопись русского флота. Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г., М., 1948; Вьюненко Н. П., Черноморский флот в Великой Отечественной войне, М., 1957; Гречко А. А., Битва за Кавказ, 2 изд., М., 1969; Боевой путь Советского Военно-морского флота, 3 изд., М., 1974.
Н. И. Ховрин.

Черноморский Заповедник    Черноморский Флот    Черноморское Казачье Войско