Жалоба

Значение слова Жалоба по Ефремовой:
Жалоба - 1. Выражение неудовольствия чем-л., сетование на что-л.
2. Официальное заявление, указывающее на незаконное или неправильное действие какого-л. лица или учреждения.

Значение слова Жалоба по Ожегову:
Жалоба - Выражение неудовольствия по поводу чего-н, неприятного, страдания, боли


Жалоба Официальное заявление с просьбой об устранении какого-нибудь непорядка, несправедливости

Значение слова Жалоба по Бизнес словарю:
Жалоба - обращение в государственный орган или к должностному лицу по поводу нарушения прав или охраняемых законом интересов гражданина, компании, общественной организации.

Значение слова Жалоба по словарю синонимов:
Жалоба - сетование
иеремиада
пеня
ламентация

Значение слова Жалоба по словарю Ушакова:
ЖАЛОБА
жалобы, ж. 1. Выражение неудовольствия (в словах), сетование по поводу неприятностей, боли, страдания. Горькие жалобы. Слезливые жалобы. Постоянные жалобы на недостаток денег. 2. Официальное заявление о неудовольствии с просьбой об удовлетворении или устранении причин, вызвавших неудовольствие. Подать жалобу на неправильное решение. Кассационная жалоба осталась без всяких последствий. Бюро жалоб (нов. офиц.) - учреждение при Народном комиссариате рабоче - крестьянской инспекции для принятия жалоб на неправильные действия должностных лиц.

Значение слова Жалоба по словарю Брокгауза и Ефрона:
Жалоба — Так называется всякое заявление неудовольствия на действия частных или должностных лиц, сделанное перед публичной властью, с целью достигнуть отмены этих действий и восстановления нарушенного ими права или интереса или привлечения виновного к надлежащей ответственности. За подаваемые Ж., хотя бы и неосновательные, жалобщики, по общему закону, не подвергаются никаким взысканиям, лишь бы в Ж. не содержалось ничего прямо оскорбительного для мест и лиц, на которые они приносятся (ст. 284 Уложения о наказаниях). Только в дореформенном судопроизводстве, гражданском и торговом, сохранился еще штраф за неправую апелляцию. По общему правилу, Ж. подаются в то место или тому лицу, на действия которого они приносятся. Все Ж. могут быть подразделены на Ж. административные и судебные; особую группу составляют жалобы на Высочайшее имя (см. Всеподданнейшие прошения и жалобы). Под административной жалобой разумеется всякое заявление, сделанное высшей административной власти на действия низшей, по предмету нарушения последней каких-либо личных или имущественных прав или интересов, или неудовлетворения какого-либо ходатайства, которое по закону могло или должно быть удовлетворено. Жалобой вчиняются у нас все дела так называемой административной юстиции (см. Административный суд и Распоряжение), главным средоточием которой служит первый департамент правительствующего сената. В одних случаях Ж. на постановления местных властей поступают непосредственно в сенат, в других сенат рассматривает дела в третьей или даже четвертой инстанции. К Ж. первого рода относятся жалобы на губернское правление, по делам административным: они приносятся в первый департамент сената не позже как по прошествии 6 месяцев со времени приведения в действие или, если к этому не было приступлено, 3 месяца со времени объявления постановления. О Ж. по делам о воинской повинности — см. Воинские присутствия. По делам о нарушениях уставов казенного управления постановления местных властей (там, где не введены Судебные Уставы) должны быть сначала обжалованы в центральное установление (департамент неокладных сборов), а решение последнего подлежит уже обжалованию в сенат. По некоторым делам таможенным постановление таможни может быть последовательно обжаловано в департаменте таможенных сборов, затем в совет министра финансов, и только решение последнего подлежит обжалованию в сенат. Контрагенты казны по договорам подряда, поставки и арендного содержания оброчных статей, до истечения срока договора, могут подавать лишь жалобы по начальству, а на распоряжения, медленность или бездействие главного начальства (министра) — сенату; по окончании же договора и по выдаче им окончательного расчета, они в шестимесячный срок могут или предъявить иск к казне судебным порядком, или же принести Ж. начальству того места, которое выдало окончательный расчет, а затем в сенат. Особыми постановлениями определяется порядок обжалования тех распоряжений органов общественного самоуправления, городского и земского, в которых органы эти выступают с характером установлений правительственных (в спорах о праве гражданском они подсудны судебным местам на общем основании). Вступившие в силу постановления городской думы могут быть обжалованы сенату. Жалобы на распоряжения городских управ приносятся, по усмотрению жалующегося, думе или губернатору; последний, признав Ж. основательной, предлагает управе удовлетворить жалобщика, а если последняя останется при своем мнении и дума с нею согласится, дело передается на разрешение местного по городским или по земским и городским делам присутствия. На решение присутствия дума может принести Ж. в сенат; то же могут сделать в 3-месячный срок и частные лица, общества и установления, интересы которых нарушены постановлением присутствия. Аналогичный порядок установлен и для обжалования постановлений земских собраний и управ. В случае наложения на город не установленных законом податей, тягостей или служб, а равно других неправильных, относящихся до города распоряжений правительственных, земских и сословных установлений, дума обращается к губернатору или градоначальнику с ходатайством о восстановлении законного порядка; на оставление ходатайства этого без последствий и вообще на неправильные действия губернатора, градоначальника или высших административных властей дума может в трехмесячный срок принести Ж. в сенат. В Положении о земских учреждениях аналогичного правила не имеется. Ж. судебная. В уголовном процессе Ж. является, прежде всего, одним из законных поводов к возбуждению уголовного преследования. По германскому законодательству, если прокуратура не возбуждает по делу уголовного преследования, заинтересованное частное лицо может обратиться в суд с Ж. на ее бездействие, последствием чего может быть судебное понуждение прокуратуры к начатию преследования. В объеме еще более широком признается это право за частными лицами в Австрии. В нашем Уставе уголовного судопроизводства (ст. 301; см. также ст. 42-46, о Ж., подаваемых мировым судьям) Ж. определяется как объявление лица, потерпевшего от преступления или проступка. По ст. 303 ни судебный следователь, ни прокурор не могут отказать в начатии следствия лицу, подавшему Ж.; но на практике постановление это потеряло силу, после того как в 1875 г. министром юстиции издан был циркуляр, обязавший судебных следователей давать ход Ж. лишь по предварительном исследовании о том, имеется ли налицо состав преступного деяния и подтверждается ли Ж. какими-либо фактическими данными. До закона 3 мая 1883 г. по делам, не требующим обряда предания суду (см.), лицо, потерпевшее от преступления, не имело судебных средств к обжалованию постановлений окружного суда о прекращении следствия; ныне оно может обжаловать такое постановление в судебную палату, в течение одного месяца со дня объявления его, порядком, установленным для частных жалоб (см.). В. Ж., подаваемой с целью возбуждения уголовного преследования, означаются: время и место совершения преступления; причины, по которым возводится на кого-либо подозрение; понесенные вред и убытки; приблизительное исчисление вознаграждения, если оно требуется. Ж. может быть и словесная; в таком случае она заносится в протокол. Ж. эти принимаются во всякое время полицейскими чинами, судебными следователями, прокурорами и их товарищами. Потерпевшими от преступления, объявления которых считаются Ж., признаются все лица, которые понесли от преступления какой-либо вред, материальный или не материальный, наличный или только юридически возможный (например, страховые общества — при поджоге), выражающийся в нарушении прав их самих или лиц близких им по родству или опеке. Существует целый ряд преступлений и проступков, по которым уголовное преследование возбуждается лишь при наличности Ж. Они могут быть подразделены на три группы: a) некоторые преступления и проступки лишь слабо затрагивают интересы государства и касаются преимущественно интересов частных лиц (обиды, клевета); b) бывают случаи, когда оглашение преступления, помимо воли потерпевшего, только усугубляло бы вред, ему нанесенный (изнасилование, прелюбодеяние); c) иногда господствующее значение приобретают особые отношения между правонарушителем и потерпевшим (отношения между супругами, между родителями и детьми). Германское законодательство в подобных случаях (к числу которых оно относит еще неприязненные действия против дружественных государств, их глав и дипломатических агентов) устанавливает существенное ограничение: если деяние нарушает общественный интерес, то частное лицо утрачивает свое исключительное право уголовного преследования и разделяет его с прокуратурой. Из деяний, подсудных мировым и городским судьям и земским начальникам, подлежат наказанию не иначе как по Ж. потерпевшего: кража, мошенничество и присвоение чуждого имущества между супругами, родителями и детьми (ст. 19); неявка и самовольный уход сельского рабочего, обязавшегося срочным договором (ст. 51 2 по прод. 1886); притеснение судовщиков (ст. 84); сообщение заразительной болезни, обусловленной непотребством (ст. 84); обиды на словах, на письме и действием (ст. 130-135); клевета (ст. 136); разглашение тайн (ст. 137); угрозы, самоуправство и насилие (ст. 139-142 1); отказ в доставлении нуждающимся родителям необходимых для жизни пособий (ст. 143) и, наконец, самовольное пользование чужим имуществом и повреждение его (ст. 145-153 1). Из преступлений и проступков, подсудных окружными судам, подлежат преследованию лишь по Ж.: нарушение ремесленником своих обязанностей по отношению к заказчикам (ст. 1364-1367 Уложения о наказаниях по изд. 1885 г.) и подмастерьям (ст. 1381 и 1382); принятие подмастерьем работы без ведома мастера (ст. 1375); самовольные отлучки малолетних ремесленников, их шалость, леность и неуважение к мастеру и его семейству (ст. 1377); умышленные подрыв приказчиком кредита хозяина (ст. 1187) и причинение убытков (ст. 1188); непочтительность его к хозяину и семейству последнего (ст. 1185); нанесение легких ран и увечий и причинение ран и увечья по неосторожности, если то или другое не имело место при эксплуатации железных дорог или пароходных сообщений (прим. I к ст. 1496); причинение тяжких ран и увечья между супругами, если последствием их не была смерть, лишение рассудка, зрения, слуха, языка или одного из членов (прим. II к ст. 1496); изнасилование, растление, обольщение и похищение девиц и женщин, если последствием преступления не была смерть изнасилованной или растленной (прим. к ст. 1532, ст. 1549, 1580-1582); личные обиды, сопряженные с тяжкими побоями (примечание к ст. 1534); клевета и распространение оскорбительных сочинений (прим. к ст. 1539), угрозы (прим. к ст. 1548); склонение к браку угрозами, насилием и обманом (ст. 1550 и 1551); вступление в брак против воли родителей (ст. 1566) и опекунов (ст. 1567); прелюбодеяние (ст. 1585); некоторые преступления детей против родителей (ст. 1591 и 1592); кража и мошенничество между супругами, родителями и детьми (прим. к ст. 1664 и ст. 1675); истребление и повреждение чужого имущества, не подвергавшие никого опасности, и захват его без насилия (прим. к ст. 1625 и ст. 1605); присвоение ученой и художественной собственности (ст. 1683-1685). Дела, в которых уголовное преследование возбуждается лишь по жалобе потерпевшего, подразделяются на такие, которые могут быть прекращены примирением сторон — это так называемые дела частного обвинения (см.), — и на такие, в которых оно не может иметь места. В течение предварительного следствия Ж. могут поступать: от свидетелей, сведущих людей, поручителей, понятых и других призываемых к следствию лиц — лишь на притеснения и неправильные взыскания, которыми они сами подверглись при следствии; от участвующих же в деле лиц — на всякое следственное действие. Ж. на действия полиции приносятся прокурору, на действия следователя, предпринятые им собственной властью или по требованию прокурора, — окружному суду; но Ж. на то, что прокурор или его товарищ, находящийся с обвиняемым или потерпевшим от преступления в тех отношениях, которые служат поводом к отводу судей, сам себя не устранил от следствия, могут быть подаваемы только прокурору судебной палаты. Принесение Ж., впредь до ее разрешения, не останавливает ни производства следствия, ни исполнения обжалованных действий; но она имеет весьма важное значение, так как необжалование стороной следственных действий лишает ее права указывать на неправильность предварительного следствия в кассационной Ж. Словесные Ж. вносятся в протокол. Поданная Ж., с надлежащим по ней объяснением, должна быть отправлена по принадлежности в течение трех дней со времени ее подачи, а в случае, когда Ж. приносится на лишение свободы, — в течение суток. В первый же присутственный день по получении Ж. окружный суд приступает к рассмотрению ее в распорядительном заседании, причем жалобщик, находящийся налицо, допускается к словесным объяснениям; истребование следственных актов допускается только в крайних случаях; выслушивание заключения прокурора обязательно. Определение суда по этим Ж. объявляется жалобщику и исполняется безотлагательно. На это определение в известных случаях, а равно на некоторые постановления суда, состоявшиеся по заключении предварительного следствия, могут быть, до постановления приговора, приносимы в судебную палату частные жалобы (см.), которые называются частными протестами, если они исходят от чинов прокурорского надзора. Неокончательные приговоры могут быть обжалованы в апелляционном порядке, причем Ж., приносимые частными лицами, называются апелляционными отзывами, а жалобы, исходящие от лиц прокурорского надзора, именуются апелляционными протестами (см. Апелляция). Окончательные приговоры подлежат обжалованию в кассационном порядке, причем также различаются кассационные жалобы и кассационные протесты (см. Кассация). См. также Земские начальники и Волость. По законам, действующим в местностях, где Судебные Уставы еще не введены (Свод Законов, т. XVI, ч. II, изд. 1892 г.), кроме Ж. потерпевшего от преступления и частных Ж., есть еще отзывы или жалобы на судебные приговоры. Не все эти Ж. вызывают апелляционное производство. Дела о мещанах и сельских обывателях, даже приговоренных к лишению всех прав состояния, заканчиваются в первой инстанции и не подлежат внесению в сенат ни в ревизионном, ни в апелляционном порядке; но осужденным дозволяется приносить Ж. в сенат, как до приведения приговора в исполнение, так и по исполнении его. Подача такой Ж. не останавливает исполнения приговора. Если подобная Ж. найдена будет основательной, то сенат определяет меру вознаграждения понесшему невинное наказание и меру взыскания с лиц, постановивших несправедливый приговор. Ж., вызывающие апелляционное производство, должны быть поданы в месячный срок. Наряду с отзывами подсудимых возможны и протесты прокуроров. О порядке инстанций — см. Судоустройство. О Ж. в гражданском процессе — см. Частные, Апелляционные и Кассационные жалобы. А. Я.

Определение слова «Жалоба» по БСЭ:
Жалоба - в СССР обращение гражданина (группы граждан) в государственную или общественную организацию по поводу нарушения его права или охраняемого законом интереса либо по поводу нарушений прав коллектива трудящихся. По дисциплинарному уставу Вооружённых Сил СССР под Ж. понимается личное заявление военнослужащего по поводу нарушения его прав. Ж. вместе с тем - одно из средств устранения нарушений законодательства, основание для возбуждения вопроса об ответственности лиц, допустивших эти нарушения, бюрократизм и волокиту.
Советское законодательство о порядке разрешения Ж. и других обращений граждан в государственные и общественные органы требует своевременного, внимательного рассмотрения каждой Ж. и правильного её разрешения. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968
«О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» определены основные положения о порядке рассмотрения и разрешения Ж. Как правило, Ж. подаётся в тот орган или тому должностному лицу, которому непосредственно подчинён орган (должностное лицо), совершивший обжалуемое действие. В случаях, предусмотренных законом, Ж. может быть подана в народный суд (например, Ж. на незаконное наложение штрафа). Категорически запрещено направлять Ж. граждан на рассмотрение тем должностным лицам, действия которых обжалуются. Закон требует, чтобы при разрешении Ж. были приняты все необходимые меры для её рассмотрения по существу, собраны документы и другие материалы, вынесено обоснованное решение и обеспечено своевременное и правильное его исполнение. О принятом решении сообщается заявителю, в случае отклонения Ж. ему сообщаются мотивы отказа.
Законом сроки рассмотрения Ж. установлены в пределах до 1 месяца; Ж., не требующие дополнительного изучения и проверки, должны быть рассмотрены безотлагательно или во всяком случае не позднее 15 дней со дня поступления Ж. в компетентный орган. Сокращённые сроки установлены для рассмотрения Ж. военнослужащих и членов их семей.
Установлена дисциплинарная ответственность должностных лиц за нарушение предусмотренного законодательством порядка рассмотрения Ж. граждан; в случаях, когда причинён существенный вред государственным или общественным интересам, а также ущемлены права граждан либо налицо преследование гражданина в связи с подачей Ж., виновные в этом должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Н. Г. Салищева.

Жало    Жалоба    Жалобнёхонький