Разоружение

Значение слова Разоружение по Ефремовой:
Разоружение - Процесс действия по знач. глаг.: разоружить, разоружать, разоружиться, разоружаться.

Разоружение в Энциклопедическом словаре:
Разоружение - система международных мероприятий, цель которых - полноеуничтожение или существенное сокращение средств ведения войны и созданиепредпосылок для устранения угрозы ее возникновения.

Значение слова Разоружение по словарю синонимов:
Разоружение - демилитаризация

Значение слова Разоружение по словарю Ушакова:
РАЗОРУЖЕНИЕ
разоружения, мн. нет, ср. Действие по глаг. разоружить-разоружать. Разоружение пленных. || Действие по глаг. разоружиться-разоружаться. Конференция по разоружению. Советское правительство предложило всеобщее разоружение.

Значение слова Разоружение по словарю Брокгауза и Ефрона:
Разоружение — 16 августа 1898 г. в "Правительственном Вестнике" опубликовано "сообщение" русского министра иностранных дел, врученное им 12 августа всем пребывающим в С.-Петербург представителям иностранных государств. По словам сообщения, охранение всеобшего мира и возможное сокращение тяготеющих над всеми народами чрезмерных вооружений являются при настоящем положении вещей целью, к которой должны бы стремиться усилия всех правительств. Взгляд этот вполне отвечает человеколюбивым и великодушным намерениям его императорского величества. В убеждении, что столь возвышенная цель соответствует существеннейшим потребностям и законным вожделениям всех держав, императ. правительство полагает, что настоящее время весьма благоприятно для изыскания путем международного обсуждения наиболее действительных средств обеспечить всем народам истинный и прочный мир и прежде всего положить предел все увеличивающемуся развитию современных вооружений. В течение последних двадцати лет миролюбивые стремления особенно твердо укрепились в сознании просвещенных народов. Сохранение мира поставлено было целью международной политики. Во имя мира великие державы сплотились в могучие союзы. Для лучшего ограждения мира они увеличили в небывалых доселе размерах свои военные силы и продолжают их развивать, не останавливаясь ни перед какими жертвами. Однако усилия эти не могли пока привести к благодетельным последствиям желаемого умиротворения. Все возрастающее бремя финансовых тягостей расшатывает общественное благосостояние. Духовные и физические силы народов, труд и капитал отвлечены в большей своей части от естественного назначения и расточаются непроизводительно. Сотни миллионов расходуются на приобретение страшных средств истребления, которые, сегодня представляясь последним словом науки, завтра должны потерять всякую цену ввиду новых изобретений. Просвещение народа и развитие его благосостояния и богатства пресекаются или направляются на ложные пути. Таким образом, по мере того как растут вооружения каждого государства, они менее и менее отвечают предпоставленной правительствами цели. Нарушения экономического строя, вызываемые в значительной степени чрезмерностью вооружений, и постоянная опасность, которая заключается в огромном накоплении боевых средств, обращают вооруженный мир наших дней в подавляющее бремя, которое народы выносят все с большим трудом. Очевидным поэтому представляется, что если бы такое положение продолжалось, оно роковым образом привело бы к тому именно бедствию, которого стремятся избегнуть и перед ужасами которого заранее содрогается мысль человека. Положить предел непрерывным вооружениям и изыскать средства предупредить угрожающие всему миpy несчастиятаков ныне высший долг для всех государств. Преисполненный этим чувством, государь император повелел министру иностр. дел обратиться к правительствам государств, представители коих аккредитованы при Высоч. Дворе, с предложением о созвании конференции в видах обсуждения этой важной задачи. В приведенном документе проводятся две идеи: общая — "обеспечить всем народам истинный и прочный мир" и частная — "положить предел все увеличивающемуся развитию современных вооружений". Первая только намечается, как конечная, отдаленная цель; вторая ставится определенно и связывается с первой, как одно из средств "предупредить угрожающие всему миpy несчастия". Обоснованию второй идеи служит и вся мотивировка, при чем весьма характерно оттеняется внутреннее противорчие и внутренняя несостоятельность системы вооруженного мира. Мысль о вечном мире давно уже занимает лучшие умы человечества. Еще Платон останавливался на ней; затем можно назвать Сюлли, аббата С.-Пьера, Лейбница, Руссо, Бентама, Канта, из современников — Партнера, гр. Камаровского (см. Мир вечный). Но от возможности практического осуществления она еще очень далека. Единственное предлагаемое для того средство — международный суд — вряд ли может вовсе устранить войну. Вечный мир возможен только внутри правовой организации, т. е. такого общения людей, где регулятором отношений служит право с его необходимыми атрибутами — единством источника и авторитета. Союз международный не есть союз правовой; он не объединяет составляющие его государства в одно органически связанное целое, и во главе его нет общего авторитета власти. Напротив, во главе каждого отдельного государства стоит авторитет верховной власти, всегда могущий внести разъединение в междугосуд. союз. Такой союз имеет поэтому исключительно нравственное обоснование, единственным регулятором междугосударственных отношений является свободное и добровольное соглашение-договор. Но одного нравственного обоснования, по свойству человеческой природы, недостаточно: в сознании человеческом нравственные принципы, даже самое понятие справедливости, не имеют абсолютного характера. Как соглашение свободное и добровольное договор может и не состояться; если же он не состоялся, а возникшее столкновение интересов требует разрешения, остается одно неизбежное средство — война. Г. Блиох. в своем сочинении "Будущая война" (СПб., 18[Цифра отсутствует в издании 1890 г. — Ред.]8 г., т. VI), изображает заседание фантастической конференции представителей европ. государств, созванной для мирного разрешения главных вопросов, угрожающих войной (эльзас-лотарингского, восточного и др.) и рядом доводов доказывает необходимость и возможность такого разрешения. Нельзя забывать, однако, что все эти вопросы имеют за собой многолетнюю давность и в значительной мере утратили свою жгучесть — а война всего опасна в самый момент столкновения интересов. Рассчитывать в этот момент на объективность спорящих, а также тех государств, с которыми та или другая из спорящих сторон наиболее близка, решительно невозможно. В ином виде представляется идея об ограничении вооружений. Соперничество великих европейских держав в увеличении своих военных сил и в техническом усовершенствовании средств войны имеет ныне только один предел — предел фактической возможности, поскольку он обусловливается численностью населения и экономическим богатством страны. Если этот предел еще не везде достигнут, то, во всяком случае, его достижение весьма близко: все государства испытывают самое крайнее напряжение и личных, и материальных сил и средств. Между тем, каждому государству важна не абсолютная численность его войск и не абсолютное совершенство боевых кораблей, ружей и пушек, а относительные; ему важно в случае войны оказаться не слабее противника. Если бы все европейские державы сразу сократили численность войск, положим, наполовину и приняли взамен нынешних дальнобойных ружей ружья какого-либо старого типа, взаимное соотношение их сил не изменилось бы нисколько, а выгоды получились бы громадные: возрастание бремени налогов и отвлечение от производительного труда цвета населения сократились бы наполовину; бесплодные траты на средства истребления, "которые, сегодня представляясь последним словом науки, завтра должны потерять всякую цену", отошли бы в область прошлого. Радикальной мерой для ограничения все увеличивающегося развития вооружений был бы отказ континентальных государств от системы натурального отправления воинской повинности в мирное время с заменой ее образованием в военное время милиционных apмий и с применением системы найма к постоянным кадрам. Большое значение имело бы также установление предельных для каждого государства военных бюджетов. Практика международных отношений знает уже ряд ограничений фактической возможности причинения вреда противнику на войне: отказ от употребления разрывных пуль, признание неприкосновенной частную собственность в сухопутной войне и т. п. (см.). Крупным шагом по тому же пути будет и установление предела в развитии вооружений. См. Война, Милитаризм, Международное право, Право войны. К.-К.

Определение слова «Разоружение» по БСЭ:
Разоружение - система мероприятий, осуществление которых должно привести к полному уничтожению или существенному сокращению средств ведения войны и созданию условий для устранения угрозы её возникновения. В современных условиях в связи с наличием в мире ядерного и др. видов оружия гигантской разрушительной силы Р. стало важнейшей международной проблемой, требующей безотлагательного решения.
Идея Р. как действенного средства против вооружённых конфликтов и войн существует издавна. Однако в обществе, разделённом на антагонистические классы, эта идея использовалась правящими классами для политического маневрирования, военного ослабления противников и сокрытия мер по наращиванию собственного военного потенциала. Отдельные двусторонние или многосторонние соглашения об ограничении использования вооружённых сил (подобные соглашения заключались ещё в древнейшие времена) не могли остановить рост Милитаризма, который как сложившаяся система экономики, политики и идеологии достигает наивысшего развития после перерастания домонополистического капитализма в империализм. Призывы к ограничению вооружений, содержавшиеся в некоторых выступлениях буржуазных государственных деятелей, международных актах и постановлениях (Гаагские конференции мира в 1899 и 1907, «14 пунктов» президента США Т. В. Вильсона, Устав Лиги Наций),
приводили лишь к распространению пацифистских иллюзий.
Только после возникновения Советского социалистического государства, а в дальнейшем - др. социалистических государств, в основе внешнеполитической деятельности которых лежит борьба за мир между народами, стали создаваться реальные предпосылки для решения проблемы Р.
«Разоружение, - по определению В. И. Ленина, - есть идеал социализма» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 30, с. 152). Уже на Генуэзской конференции 1922 советская делегация предложила провести всеобщее сокращение вооружений. В последующие годы Советское правительство неоднократно выдвигало предложения как о всеобщем, так и о частичном Р. в ходе двусторонних и многосторонних переговоров, в различных комитетах Лиги Наций, на сессиях подготовительной комиссии Лиги Наций к конференции по Р. в 1927 и 1928, на Женевской конференции по разоружению 1932-35. После 2-й мировой войны 1939-45 в Устав ООН в значительной мере благодаря усилиям Советского Союза были включены положения о разрешении разногласий между государствами - членами ООН мирным путём, об отказе членов ООН от угрозы использования или использования силы в международных отношениях, а также специальные положения, касающиеся Р. (статьи 11, 26, 47). Т. о., Р. стало общепризнанным принципом международного права. Однако империалистические силы сразу же по окончании войны приступили к форсированию гонки вооружений (её опасность многократно возросла с созданием ядерного и термоядерного оружия, сверхзвуковых реактивных самолётов, баллистических ракет и др. новых видов боевой техники), к развязыванию
«холодной войны».
В этих условиях Советское правительство, поддерживая на должном уровне обороноспособность СССР, одновременно настойчиво добивалось совместно с правительствами др. стран, входящих в сложившуюся в послевоенные годы мировую систему социализма, ограничения гонки вооружений и создания предпосылок для осуществления частичного, а затем и полного Р.
Проблема Р. рассматривалась на всех сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, в Комиссии ООН по атомной энергии (создана в 1946 в составе всех членов Совета Безопасности и Канады), в Комиссии по вооружениям обычного типа (создана в 1947 в составе всех членов Совета Безопасности), в Комиссии ООН по Р. (создана в 1952 вместо двух вышеназванных в составе всех членов Совета Безопасности и Канады, а с 1958 - в составе всех членов ООН), в Комитете 10-ти [начал работу в 1959 по договорённости между СССР, США, Великобританией и Францией в составе представителей 5 социалистических государств (СССР, Болгария, Польша, Румыния, Чехословакия) и 5 капиталистических государств (США, Великобритания, Франция, Италия и Канада)], в Комитете 18-ти [учрежден в 1961 вместо Комитета 10-ти в составе представителей названных 10 государств, а также 8 неприсоединившихся стран (Бирма, Бразилия, Индия, Мексика, Нигерия, Египет, Швеция, Эфиопия)], в Комитете по Р. (название комитета, принятое в 1969, после того как состав Комитета 18-ти был пополнен представителями Венгрии, МНР, Аргентины, Марокко, Нидерландов, Пакистана, Югославии и Японии; в январе 1975 в комитет вошли представители ГДР, ФРГ, Заира, Ирана и Перу), на Женевском совещании глав правительств четырёх держав 1955 и ряде других совещаний, проходивших на разных уровнях.
19 июня 1946 Советское правительство представило в Комиссию ООН по атомной энергии проект международной конвенции о принятии государствами обязательств не применять атомного оружия, запретить его производство и хранение и уничтожить в 3-месячный срок его запасы. США и Великобритания, отказавшись поддержать советское предложение, противопоставили ему так называемый план Баруха о контроле над атомной энергией, который не предусматривал на деле запрещения атомного оружия, а лишь обеспечивал США монополию в вопросах дальнейшего использования атомной энергии под видом создания не подчинённого Совету Безопасности ООН
«международного органа» для «контроля» над атомной энергией. 14 декабря 1946 1-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла составленную на основе советских предложений резолюцию «О принципах всеобщего регулирования и сокращения вооружений».
Однако западные державы саботировали выполнение этой резолюции, за которую они сами голосовали, и отклонили ряд др. советских предложений, увязывавших вопрос о всеобщем сокращении вооружений и вооружённых сил с решением важнейшей задачи - запрещением и уничтожением атомного оружия.
Оправдывая саботаж Р. под предлогом отсутствия международной безопасности, западные державы одновременно нагнетали международную напряжённость путём создания агрессивных военно-политических блоков (НАТО, СЕАТО, СЕНТО и др.) и заключения двусторонних агрессивных военно-политических соглашений. Линия западных держав в вопросе о Р. свидетельствовала об их упорном нежелании отказаться от политики атомного шантажа. Создание в СССР атомного оружия в 1949, водородного оружия в 1953, а в последующем межконтинентальных ракет выявило полную несостоятельность этой политики.
Советское правительство неизменно продолжало направлять свои усилия на создание предпосылок к решению проблемы Р. В то время как СССР, стремясь добиться прогресса в решении этой проблемы, шёл, насколько было возможно, навстречу западным державам, последние выдвигали неприемлемые требования, рассчитанные на получение ими односторонних преимуществ или замену Р. сбором разведывательных данных под видом
«контроля» над Р. Вносившиеся неоднократно в 50-х гг. Советским правительством предложения о частичных мерах в области Р., и в частности предложения о пропорциональном сокращении вооружённых сил 5 великих держав, а также предложения о поэтапном сокращении вооружений неизменно отклонялись странами Запада.
В 1955-58 СССР сократил численность своих Вооружённых Сил на 2 млн. 140 тыс. чел., а в январе 1960 Верховный Совет СССР принял закон об их сокращении ещё на 1 млн. 200 тыс. чел. Советское правительство ликвидировало свою военную базу на иностранной территории (Порккала-Удд), односторонне прекратило испытания атомного и водородного оружия и заявило о своей готовности не возобновлять их, если западные державы последуют его примеру (в конце октября 1958 Советское правительство возобновило испытания в связи с тем, что США и Великобритания не только не последовали примеру СССР, но даже увеличили число ядерных взрывов). Вооружённые силы др. социалистических стран в Европе были сокращены в 1955-58 на 456,5 тыс. чел. Западные державы ответили на инициативу социалистических стран дальнейшим усилением гонки вооружений.
Выдающейся мирной инициативой Советского государства была внесённая им 18 сентября 1959 на рассмотрение 14-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Декларация о всеобщем и полном Р. Сессия Генеральной Ассамблеи единодушно поддержала идею всеобщего и полного Р. В 1962 Советское правительство внесло в Комитет 18-ти проект договора о всеобщем и полном Р. под строгим международным контролем; проект содержал детально разработанную программу Р., осуществляемую тремя этапами в течение четырёх лет под наблюдением специального контрольного органа. В то же время западные державы в ходе переговоров о практических мерах в области Р. отстаивали лишь такое ограничение вооружённых сил и вооружений, которое всецело отвечало их военно-стратегическим и политическим интересам, и отклоняли компромиссные предложения, вносившиеся Советским Союзом. Однако вопреки стараниям проводников политики
«холодной войны» сорвать практическое осуществление любых предложений, направленных на ограничение и сокращение вооружений, изменение соотношения сил на мировой арене в пользу социализма и мира создавало реальные возможности для постепенного решения проблемы Р. Экономическое развитие и рост оборонной мощи социалистической стран убедительно выявляли бесперспективность гонки вооружений, против которой всё более решительно и энергично выступала прогрессивная международная общественность. Ширились антиимпериалистические выступления в национальных рамках и международном масштабе. Вопросы Р. постоянно находились в центре внимания Движения сторонников мира. Проблема Р. ставилась на Совещаниях коммунистических и рабочих партий, а требование о Р. было включено в разработанные этими Совещаниями документы в качестве одного из важнейших требований. Движение за Р. не могло не оказывать давления на правящие круги капиталистических стран. Начиная с 60-х гг. по инициативе СССР был подписан ряд соглашений, в известной мере ограничивавших гонку вооружений.
Летом 1963 на совещании в Москве представители США, СССР и Великобритании рассмотрели возможность ограничения испытаний ядерного оружия. В результате 5 августа был заключён Договор о запрещении испытаний ядерного оружия 1963 в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, вступивший в силу 10 октября 1963.
27 января 1967 был подписан Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и др. небесные тела, запрещающий использовать космическое пространство в военных целях и размещать на околоземных орбитах ядерное оружие или др. виды оружия массового уничтожения (см. Договор о космосе 1967); договор вступил в силу 10 октября 1967.
В 60-х гг. в Комитете 18-ти, а с 1969 - в Комитете по Р. разрабатывались новые договоры, направленные на дальнейшее ограничение гонки вооружений. 5 марта 1970 вступил в силу Договор о нераспространении ядерного оружия, а 11 февраля 1971 был открыт для подписания Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и др. видов оружия массового уничтожения (см. Договор о морском дне), вступивший в силу 18 мая 1972.
Борьба за Р. - один из важнейших принципов социалистической внешней политики, составная часть Программы мира, принятой 24-м съездом КПСС. В соответствии с этой программой Советское правительство ввиду невозможности осуществить сразу всеобщее и полное Р. направляет свои усилия на безотлагательное решение хотя бы отдельных, частных вопросов. Вместе с др. социалистическими государствами, участвующими в работе Комитета по Р., оно внесло на рассмотрение Комитета проект Конвенции о бактериологическом оружии (конвенция была принята и открыта для подписания 10 апреля 1972; вступила в силу 26 марта 1975). В марте 1972 социалистические страны внесли на рассмотрение Комитета проект Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов химического оружия и его уничтожении.
23 нюня 1971 правительство СССР предложило созвать конференцию 5 ядерных держав (СССР, США, Франции, Великобритании и Китая) для рассмотрения проблемы ядерного Р. Против этого предложения открыто выступило правительство Китая. На 26-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1971) СССР внёс предложение о созыве Всемирной конференции по Р. Вопреки сопротивлению Китая и некоторых других государств, эта идея была одобрена Генеральной Ассамблеей. 27-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН (1972) приняла резолюцию, призывающую все государства приложить
«усилия в целях создания соответствующих условий» для созыва Всемирной конференции, и учредила специальный комитет для рассмотрения всех вопросов, возникающих в этой связи. На этой же сессии по предложению СССР была принята резолюция, которая содержит торжественное заявление об отказе государств - членов ООН
«от применения силы или угрозы ее применения во всех её формах и проявлениях и о запрещении навечно применения ядерного оружия»; резолюция содержит также рекомендацию Совету Безопасности принять «как можно скорее соответствующие меры для полного осуществления настоящего заявления Генеральной Ассамблеи».
28-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН (1973) по предложению СССР приняла резолюцию «О сокращении военных бюджетов государств - постоянных членов Совета Безопасности на 10 процентов и об использовании части сэкономленных средств на оказание помощи развивающимся странам».
Её практическое осуществление явилось бы вкладом в дело Р. и помощью государствам Азии, Африки и Латинской Америки в подъёме их экономики. 29-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН (1974) одобрила предложение СССР о запрещении воздействия на природную среду и климат в военных и иных целях, не совместимых с интересами международной безопасности, благосостояния и здоровья людей. В октябре 1973 в Вене по инициативе Советского Союза и др. социалистических стран начались переговоры о взаимном сокращении вооружённых сил и вооружений в Центральной Европе.
Особое место в борьбе за Р. заняли двусторонние советско-американские переговоры об ограничении стратегических вооружений, начатые в 1969, и ряд соглашений по отдельным аспектам проблемы Р., которые были заключены между СССР и США в 1971-74. Важнейшие из них: Договор об ограничении систем противоракетной обороны и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (подписаны в мае 1972); Соглашение о предотвращении ядерной войны и зафиксированная особым документом договорённость об основных принципах переговоров о дальнейшем ограничении стратегических наступательных вооружений (подписаны в июне 1973); протокол к Договору об ограничении систем противоракетной обороны и Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия (подписаны в июле 1974); достигнутая в ноябре 1974 договорённость о заключении нового соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений.
Соглашения между СССР и США и общее улучшение советско-американских отношений, заключение в начале 70-х гг. ряда договоров и соглашений, нормализующих обстановку в Европе (значительный вклад в её дальнейшее улучшение внесло успешное завершение Совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе (См. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе)), перевод ряда международных конфликтов в русло политического урегулирования и улучшение международной обстановки в целом создают условия для сотрудничества между государствами, принадлежащими к различным общественным системам, и открывают перспективу продвижения вперёд по пути решения проблемы Р., жизненно важной для всех народов. В основе этой перспективы - укрепление политического и технико-экономического могущества социалистического содружества и активизация демократических и социалистических сил во всём мире. Решению проблемы Р. противодействуют, однако, представители военно-промышленного комплекса в капиталистических странах, стремящиеся повернуть развитие международной жизни вспять, к «холодной войне».
Поэтому борьба за Р. требует настойчивых и длительных усилий. Её успеху будет содействовать дальнейшее развитие и закрепление обозначившихся в начале 70-х гг. позитивных изменений в международной обстановке.
Публ.: 50 лет борьбы СССР за разоружение. 1917-1967. Сб. документов, М., 1967.
Лит.: Брежнев Л. И., Отчетный доклад ЦК КПСС XXIV съезду КПСС, М. , 1972; Борьба Советского Союза за разоружение 1946-1960 гг., М., 1961; ООН: итоги, тенденции, перспективы, М., 1970; Современные проблемы разоружения, М., 1970; Хайцман В. М., СССР и проблема разоружения (Между первой и второй мировыми войнами), М., 1959; его же, СССР и проблема разоружения. 1945-1969, М., 1970; Стратегия империализма и борьба СССР за мир и разоружение, М.,1974.
Д. Асанов.

Разоружаться    Разоружение    Разоружить