Индейцы

Значение слова Индейцы по Ефремовой:
Индейцы - 1. Общее название народов, составляющих коренное население Америки (кроме алеутов и эскимосов).
2. Представители этого населения.

Значение слова Индейцы по Ожегову:
Индейцы - Коренных племен и народностей древнего происхождения (за исключением эскимосов и алеутов), населявших до появления европейцев Южную и Северную ую Америку и сохранившихся там лишь в некоторых районах

Индейцы в Энциклопедическом словаре:
Индейцы - коренное население Америки (кроме эскимосов и алеутов). 35 млн.человек (1992). Крупнейшие народы - кечуа, аймара, ацтеки, майя, гуарани,арауканы и др. В результате европейской колонизации Америки многие племенацеликом или частично истреблены, оттеснены в другие районы. В США и Канадеживут преимущественно в резервациях. В Боливии и Гватемале составляютбольщую часть населения. Сильно метисированы. Говорят на индейских языках,значительная часть - также на испанском (Латинская Америка) и английском(Сев. Америка) языках. Верующие - католики, протестанты, есть приверженцысинкретических культов и традиционных верований.

Значение слова Индейцы по словарю Ушакова:
ИНДЕЙЦЫ
индейцев, ед. индеец, индейца, м. Общее название народностей (за исключением алеутов и эскимосов), являющихся туземным, первоначальным населением Америки. (Названы так в эпоху открытия Америки, к-рую принимали за Индию.)

Значение слова Индейцы по словарю Брокгауза и Ефрона:
Индейцы (краснокожие) — I. Общая характеристика, антропологические особенности, разделение на племена и древний период истории И. см. Американская раса и Американские древности. II. История И. С первого же появления европейцев история И. представляет ряд истребительных войн и беспримерно жестокого гнета. В первые годы открытий, когда в Новом Свете испанские и иные авантюристы были предоставлены исключительно самим себе, И. были обречены почти на истребление. Более гуманные течения второй половины XVI в. имели результатом несколько ограничений, которые должны были оградить жизнь и собственность туземцев; но по ту сторону океана эти ограничения не находили исполнителей. Рабство И. впервые узаконено было в 1504 г. по отношению к караибам за их содомитство, идолопоклонство и каннибализм. В то же время для других И. учреждены были изнурительные барщины, прежде всего на о-ве Испаньоле. В 1513 г. Фердинанд Католический узаконил рабство И. и сделал выговор доминиканцам за их противодействие обращению И. в рабов. Тем не менее усилиями чиапского епископа Бартоломео Лас-Казас удалось добиться уничтожения этого рабства, правда, пожертвовав свободой негров. С этого времени (1517 г.) на И. перестали смотреть как на рабов, но зато ряд тягостных для них привилегий (Encomiendas) вскоре заменил рабство и привел их в состояние крепостных, с которыми обходились еще хуже, чем с невольниками-неграми, несмотря на то, что и Карл V, и Филипп II особыми указами снова запретили рабство. Чем гуманнее были эдикты европейского правительства, тем более в Америке изощрялись обходить их изобретением новых обязательных барщин (наз. Mita) и повинностей. Духовенство, где могло, заступалось за И. и часто из-за них миссионеры, особенно иезуиты, боролись с колонистами; но это не приводило к серьезным результатам. Революция в испанских колониях с самого же начала провозгласила равноправность белых и краснокожих, и с этого времени худший период притеснений прошел для подвластных испанским выходцам И. — В настоящее время в Южной Америке и Мексике расовые отличия уступили место социальным. В португальских владениях (в Бразилии) положение И. было чуть ли не еще хуже; креолы (потомки европейцев) открыто занимались здесь набегами на туземцев, уводом в рабство и торговлей невольниками. Англичане и французы, начавшие массами переселяться со второй половины XVII в. в Сев. Америку, были, в общем, гораздо человечнее испанцев и португальцев, но здесь водворение европейцев повело за собой ряд междоусобных войн, во время которых то те, то другие племена И. попеременно выступали союзниками англичан, голландцев, французов. Французы особенно умели ладить с И.: они селились среди них, вели с ними дружбу, вступали в браки с ними; вследствие этого в нынешних канадских владениях Англии и не замечается прямого антагонизма между белыми и краснокожими, и смешение рас здесь идет несравненно быстрее, чем в Соед. Штатах. В союзной республике в сношениях с И. пользовались системой трактатов, причем за известное вознаграждение деньгами или произведениями (ружья, одежда, амуниция) И. уступали постепенно свои прежние территории и уходили все дальше и дальше на З.; таким образом уже в начале текущего столетия они оказались загнанными за Миссисипи. Нарушения то той, то другой стороной трактатов вызывали частые войны — в последние десятилетия особенно в пределах Скалистых гор, — что еще более способствовало уменьшению численности этой и так очень неплодовитой расы. Общее количество индейского населения за время 1880-90 г. упало с 334 тысяч до 328. В Британской Америке число И. в 1881 г. равнялось 109 тыс. III. История отдельных индейских сев.-американских племен, прославленных романами Купера, Эмара, Марриэта и др., представляет ряд трактатов с белыми, вынужденных перемещений с места на место и кровопролитных войн, закончившихся где оседлостью и принятием цивилизации, где — медленным вымиранием. Делавары (см.), первоначально жившие на реке того же названия, в 1866 г. в числе едва 1000 душ — успокоились в территории И.; теперь они полезные и достаточные граждане. Ирокезы (см.), или "шесть наций", некогда могущественнейшая конфедерация И., в конце концов оказались разбросанными по различным штатам и в канадских владениях, это одно из немногих племен, которое за последние сто лет немного увеличилось. Вейандоты (Wyandots), или гуроны (см.), до конца прошлого века терпевшие от враждебных соседей — "шести наций" — и сиу, в 1855 г. сделались гражданами Канзаса, между тем как часть их переселена была в территорию И. Чипевэсы, некогда владыки Мичигана, Висконсина и Миннесоты, во время революции стоявшие на стороне англичан, в настоящее время достаточно цивилизовались и живут в особых уделах (reservations) тринадцати штатов. Также союзники англичан, оттавы, в едва заметном количестве доживают свой век в территории И. Туда же удалены в 1842 г. и семинолы, первоначальное население Флориды, после ожесточенной войны с белыми, продолжавшейся семь лет. Дакота, или сиy (см. Дакота), племя храброе и искусное в бою, теперь в числе 30-35 тыс. душ расселены двадцатью одной независимыми общинами, в 1862 г. это племя в Миннесоте устроило громадную резню белых, закончившуюся водворением его в нынешних владениях. В 1875 и 1876 гг. глава их, Сидящий Бык (Sitting Bull), во главе большой армии успешно сражался с правительственными войсками и наконец ускользнул с отрядом сторонников в британские владения. Шони, или шаваносы, во время революции сражавшиеся под английскими знаменами, поселены были потом в территории И. и в 1854 г., оставив родовые начала, стали жить по-европейски. Виннебеги (Winnebagoes) в англо-французской войне помогали французам, во время революции и войны 1812 г. — англичанам; после ряда трактатов они поселились в Омаге, где теперь достигли большого благосостояния. Воинственное племя панисов (Pawnees), постоянно воевавшее с дакотами, в 1874 г. поселилось в территории И. — Шошоны, или Змеи, в числе 6000 живущие в Вайоминге, Идаго и Сев. Неваде, почти постоянно жили в мире с белыми, зато до самого последнего времени принуждены были вести войну со своими соседями Воронами, черноногими, чейеннами и арапахосами. Племя юте (утах), обыкновенно мирное, в 1879 г. приняло участие в восстании против белых; быстрое заселение штата лишило их лучшей части их владений. Воинственные апачи, с начала европейских поселений отстаивавшие свою независимость, теперь частью разделены по уделам Новой Мексики и Аризоны, частью кочуют без определенного пристанища, в числе более 10000 душ. Навахосы, атлетического телосложения, прекрасные всадники, числом немного более апачей, занимаются земледелием и скотоводством в Сев. Аризоне и Нов. Мексике. Племя Nez Perc é s, одно из самых развитых в умственном и физическом отношениях, долго жило в мире с белыми. В 1875 г., когда у них отняли часть их удела, начались распри, два года спустя приведшие к войне. Недовольная часть племени, числом не более 4 или 5 сот, в течение нескольких месяцев выдерживала нападения правительственных войск, пока наконец не удалось их взять в плен; они были поселены в особом уделе территории И. Так же несчастно закончилась и война модоков в Орегоне 1872 и 1873 г., зачинщики которой были повешены за убийство парламентеров. Знаменитые своими войнами арапахосы и союзники их чейенны на pp. Арканзас и Чейен-ривер теперь поселены в уделах территории И.; они оказались маловосприимчивыми к европейской культуре. Особый тип И. представляет пуэбло, под именем которых объединяют ряд племен Новой Мексики. Это И., живущие городами и издавна действующие сообща. В 1540 г. их покорил Коронадо; через два года они возмутились и сбросили с себя иго, но с 1586 г. снова подчинились испанцам; возмущение их в 1680 г. также было подавлено. Когда область эта присоединена была к Соединенным Штатам в 1848 г., пуэбло были признаны гражданами, каковыми остаются до сих пор. Их дома устроены общежитиями, обыкновенно один дом на целое селение; строения, эти, часто каменные, интересны тем, что в них и теперь еще в некоторых случаях живут прямые потомки людей, живших в них во времена завоевания Америки испанцами, и первобытные обычаи сохранились до настоящего времени с очень незначительными изменениями. Сходство с пуэбло имеют мокисы в Аризоне, в 1680 г. успешно восставшие и освободившиеся от испанцев; теперь их ок. полутора тысяч. IV. Образ жизни и общественный быт И. Внешний облик И., кроме одежды, определяется некоторыми то религиозными, то социального характера обычаями, к которым относятся: 1) особые процедуры с волосами: косы у обоего пола (иногда в сетках), бритье всех волос на голове, кроме так наз. скальпового локона, иногда отпускание и свободный рост волос; 2) фантастические головные уборы, особенно у племенных главарей, достигающие порой высоты в 1 1/2 м, изукрашенные массой красных и синих перьев и разноцветных лент; иногда уборы из перьев (часто в виде гребня) служат отличительными признаками отдельных партий воинов или охотников; 3) татуировка, первоначально господствовавшая на всем протяжении материка, теперь постепенно прекращается, часто ограничивается разрисовкой лица, особенно у женщин, немногими точками и линиями в обозначение принадлежности к данному роду (так в Калифорнии); в Южной Америке татуировка (обыкновенно шипами растений) служит для обозначения достижения девушками зрелости, иногда означает и знатное происхождение. Путешественники часто смешивают татуировку с рубцами от общепринятых у И. кровопусканий и частых, считающихся в известных случаях целебными, надрезов на руках и ногах; 4) раскрашивание тела красками, во многих случаях заменившее татуировку, употребляется И. чаще всего перед плясками и войной; мужчины некоторых племен не предпринимают путешествий, не дав себя первоначально разрисовать желтой охрой или красным соком растения уруку (виха); часто при этом все тело намазывается салом; 5) калеченье черепа было распространено во всей Америке; теперь постепенно прекращается; оно производилось постепенным сдавливанием черепа меж двух досок вскоре после рождения ребенка и имело целью придать черепу желаемую форму, иногда более круглую, иногда с более откинутой назад лобной костью; часто это калеченье сопровождалось спиливанием зубов до самых десен. Украшения среди И. очень часты, но представляют мало своеобразного; к ним принадлежат серьги, палочки, продеваемые сквозь губы и ноздри, бусы и т. п. Одежда южно-американских И. иногда ограничивается поясом или футлярообразной плетенкой; совершенно голыми часто ходят племена эквадорских Анд, каяпа и телемби; другие, как, напр., матако, отправляются голыми на войну. У северн. племен женщины одеты более мужчин, у матако и тоба — наоборот. У большинства И. одежда довольно сложная и состоит из хлопчатобумажных тканей, лыка, кож, мехов и перьев. Благодаря правительственным раздачам шерстяные одеяла (blankets) сделались одной из необходимейших принадлежностей костюма сев.-американских И. Брюки, переходящие в сапоги-мокасины, распространены среди многих племен и представляют сходство с одеянием гиперборейской расы — эскимосов. Женское одеяние, первоначально ограничивавшееся грубой рубахой, у цивилизованных племен, особенно Испанской Америки, часто заменяется костюмом креолки. Оружие отличается преобладанием камня в виде острий стрел и копий, топоров и ножей; в доевропейский период весьма часты были и деревянные орудия, палицы, копья и даже ножи. Чаще всего встречаются копья с наконечниками из дерева же или из кости и камня, часто похожими на ножи, и лук со стрелами, любимое оружие американцев, особенно в Южн. Америке. Стрелы, нередко отравленные, часто посылаются и из полого снаряда в виде длинной палки, посредством дутья. В Сев. Америке, начиная с прошлого столетия, среди И. распространились ружья, с которыми они справляются не хуже европейцев. В Южной Америке часто еще можно встретить старинное оружие вместе со знаменитым лассо, или петлей для кидания, и бола — шаром, кидаемым на веревке. Орудия хозяйственные приготовлены из тех же материалов: каменные топоры, ступы, буравы из птичьих костей и т. п. Медь, ценившуюся некоторыми из атлантических племен выше золота, индейцы употребляли чаще для украшений, чем для полезных изделий; металлы вообще у первобытных И. никогда не заменяли камня, дерева и кости. Распространены были уже рано изделия из глины; из западных племен, кроме перуанцев, особенно манданы были хорошими гончарами, и по настоящее время гаучосы (см.) изготовляют горшки по индейскому способу. Ткачество во многих местностях среди И. издавна находилось на высокой ступени развития; перуанское искусство в этом отношении простиралось до Чили, мексиканское процветало еще в Нов. Мексике и Аризоне. Северо-западные И. пряли и ткали лыко одной из сосновых пород, коноплю, шерсть лисицы и рыси и т. п.; в новейшее время это искусство погибло безвозвратно вследствие наплыва европейских товаров и частых войн. Искусство плетения и уменье приготовлять кожи у И. были весьма своеобразны; и эти искусства их и до сих пор еще сохранились. И. не лишены и художественного чутья, выражающегося в замысловатой орнаментации плетений и тканей, а также в произведениях разного искусства; особенно верно изображаются на камне и глине животные. Занятия И. в настоящее время: рыболовство — у многих племен почти исключительное занятие; охота, на которую часто смотрят как на дело всего племени, совершаемое по предписаниям племенного главы; земледелие, главным образом обработка маиса, в доевропейское время производившаяся всеми племенами И. к Ю. от р. Св. Лаврентия. Из домашних животных И. ценят, главным образом, лошадей; в Южной Америке так назыв. льянеро составляют целый народ всадников. В Южной Америке культивируется И. большое количество растений, но дело ведется не особенно старательно. Табак сеется всевозможных сортов. Садоводству и разведению плодовых деревьев И. научились лишь от европейцев. Определенные места жительства имеют далеко не все племена, некоторые же, как ботокуды Южн. Америки, вовсе не имеют даже хижин. У других южно-американских племен хижины составляются из 4 кольев, четырех (иногда трех) бамбуковых стен и крыши из древесных листьев. Помещения сев. племен более совершенны. Иногда они представляют собой палатки с отверстием для дыма и небольшим входом, крытые циновками или кожами, иногда — землянки или сколоченные из бревен дома. Наиболее совершенны — если не считать строений мексиканцев, перуанцев, пуэбло и т. п. — были "вигвамы" или коммунальные дома ирокезов, известные под названием "длинных домов", в кот. иногда могло поместиться до 200 чел. Государственное начало у И. основано на системе родов или кланов, которые отличаются друг от друга символическими названиями, почерпнутыми из животного или растительного мира (так назыв. тотемы, вроде гербов); взаимные отношения вроде права наследования и родственные наименования в этих родах часто дают право предполагать прежнее существование у них гинекократии (см.). Власть племенного главы наследственна, хотя революции и захваты власти энергическими лицами бывали нередко. Кроме главы (сахем), управление сосредоточивается в родовом совете и союзе охотников данного племени. Помимо известных древних культурных стран, И. нигде не являются соединенными в одно государство, хотя федерации с военными целями бывали нередко. Войны сопровождались многочисленными формальностями и религиозными обрядами; трофеем считалась содранная с черепа противника кожа с клоком волос (скальп)обычай, сходный с почитанием черепов у других варварских племен. Многочисленны церемонии и при мирных сношениях; для гостей часто даются празднества с плясками, масками, торжественным курением табака из "трубки мира" и т. п. Религии И. разнообразны, но, не представляя следов монотеизма, сильно затрудняли миссионерам перевод христианского понятия "Бог". Идея божества у них не успела определиться и принять точное значение; трудно определить также, каковы их идеи о сотворении миpa. Во многих случаях мы имеем дело с обожанием светил, солнца и луны, на которых смотрят как на мужа и жену; иногда главы племен обязаны приносить им жертвы. Явления природы вызвали также олицетворения — воды, грозы, грома и молнии: сохранился перуанский гимн к грому. Цифра четыре у многих племен имеет магическое значение; признаются также многочисленные приматы. Космогонических и других мифологических рассказов собрано большое количество среди И.; все они представляют громадное сходство с полинезийскими. Есть у них и свое сказание о потопе. Животные, особенно птицы, играют большую роль во всех сказаниях, точно так же как они наиболее часто встречаются в тотемах (см.). В связи с этим стоит почитание медведей, волков, змей и т. п. Повсеместна вера в загробную жизнь. Жизнь за гробом то представляется вечным счастьем, то картиной, полной скорби и уныния. Идолы у И. редки, так что религия их не столько политеизм, сколько пандемонизм; жертвы приносились прежде в виде маиса и единственного домашнего животного — собаки. О более разработанной религии перуанцев и мексиканцев — см. Перу и Мексика. Каннибализм, замеченный во многих местах, везде имел религиозные основы. Место жрецов заступают особые колдуны, которые в то же время и врачи. Погребальные церемонии, одинаковые в общем у всех И., сопровождаются воем, вырыванием волос, разрушением хижины, где произошла смерть; труп хоронят в сидячем положении, что достигается особым обвязыванием покойника. В древнем Перу была употребительна особая мумификация трупов, завертывавшихся в массу различных одеяний. Литературу см. в соотв. статье. Из более новых трудов: Моrgan, "Houses and Houselife of the American Aborigenes" (1881); Emerson, "Indian Myths" (1884; о том же масса статей в недавно основанном "Journal of American Folk-Lore); Fi. Ratzel, "V ö lkerkunde" (1890, II, 525-710); Дж. Фиске, "Открытие Америки" (перев. с кратким очерком древней Америки и испанского завоевания, М. 1892).

Определение слова «Индейцы» по БСЭ:
Индейцы - общее название коренного населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов). Название возникло от ошибочного представления первых европейских мореплавателей (Христофора Колумба и др., конца 15 в.), считавших открытые ими заатлантические земли Индией. По антропологическому типу И. принадлежат к американской расе. Общая приблизительная численность И. в Америке свыше 30 млн. чел. (оценка на середину 1960-х гг.). Языковая дробность И. очень велика (см. этнографические карты при статьях Северная Америка и Южная Америка). Языки И. изучены неравномерно. Религиозные верования И. в прошлом - различные родоплеменные культы (шаманизм, культ личных духов-покровителей, пережитки тотемизма и др.). У современных И. эти культы сохранились лишь у племён, живущих в отдалённых и малодоступных районах Америки (бассейн р. Амазонка и др.), большинство же И. восприняло христианство: в Южной Америке главным образом католицизм, а в Северной Америке преимущественно различные направления протестантизма.
Полагают, что предки И. и эскимосов переселились в Америку 30-20 тыс. лет назад, из Северо-Восточной Азии через область Берингова моря и пролива. Уровень культуры первых переселенцев соответствовал позднепалеолитической и мезолитической культурам Старого Света. Расселение И. по обоим континентам и освоение ими новых земель тянулось многие тысячелетия.
До европейской колонизации (началась в 16 в.) большинство племён Северной и Южной Америки находилось на различных стадиях общиннородового строя: у одних господствовал материнский род (Ирокезы, Мускоги, хопи, многие племена бассейна р. Амазонка и др.), у других формировался отцовский род (племена С.-З. и Ю.-З. Северной Америки, многие племена Южной Америки). Часть народов стояла на различных стадиях перехода от родового к классовому обществу. И. Центральной и Южной Америки (ацтеки, майя, инки) жили уже классовыми обществами.
К началу европейской колонизации в Америке сложилось несколько культурно-исторических областей: 1) Арктическая область морской охоты (эскимосы и алеуты). 2) Северо-западное побережье Северной Америки - область специализированного рыболовства и морской охоты (хайда, Тлинкиты, вакаши, селиши и др.). 3) В Калифорнии - область собирателей желудей, охотников и рыболовов. 4) Север Канады и внутренняя часть Аляски - область расселения алгонкинских и атапаскских племён, основной источник существования которых - охота на оленя-карибу и рыболовство. 5) В восточной части нынешней территории США жили племена оседлых земледельцев (восточные Алгонкины, ирокезы, мускоги).
6) После открытия Америки в степной зоне сложилась культура конных охотников на бизонов (Сиу, Дакота, оседжи, манданы, Арапахо, Чейенны, Пауни, кэддо, вичита). 7) Юго-запад Северной Америки (современные штаты Нью-Мексико, Аризона, Юта, Колорадо) - область развитого земледельческого хозяйства с применением искусственного орошения (И. - Пуэбло, Пима); здесь же после колонизации возникла скотоводческая культура навахов, заимствовавших многое у соседних земледельческих племён. 8) Наиболее значительного развития в доколумбовой Америке достигли И. Центральной Америки и Анд.
В этих районах преобладало земледельческое хозяйство с различными системами земледелия от подсечно-огневой (майя) и до сложной оросительной (ацтеки) и террасовой (Древнее Перу); издревле выращивались маис, бобовые, тыква, подсолнечник, какао, агава, табак, хлопчатник, в Андах - картофель. Здесь начали развиваться скотоводство (лама и альпака в Андах) и металлургия. Сложились очаги высокой культуры, возникли крупные рабовладельческие города-государства. 9) В тропических частях Южной Америки (бассейны Амазонки и Ориноко и Бразильское плоскогорье) обитали племена, занимавшиеся мотыжным земледелием (культивировали преимущественно маниок и маис), а также И., жившие охотой и собирательством (Араваки, Карибы, Тупи-гуарани, Же). 10) Много общего с культурой И. североамериканских степей имели охотничьи племена аргентинской Пампы и Патагонского плоскогорья, ставшие в 17-18 вв. конными охотниками на гуанако (с помощью лассо и бола). 11) На крайнем юге Южной Америки и на островах Огненной Земли местные И. (она, ямана, алакалуфы) вели полукочевую жизнь примитивных рыболовов, охотников, собирателей морских моллюсков.
Европейская колонизация прервала естественный ход развития И. Большое число И. Северной Америки было истреблено колонизаторами, оставшиеся племена поселены в Резервации США и Канады. Только на крайнем С. материка местные И. продолжают вести полукочевую жизнь: они занимаются звероловством и всецело зависят от скупщиков пушнины, нещадно их эксплуатирующих. Значительная часть И. США ассимилируется американцами, пополняя ряды американского городского и сельского пролетариата и беднейшего фермерства. В Латинской Америке многие племена И. также были уничтожены (И. Вест-Индии, Уругвая, Аргентины). Лишь незначительная часть И. сохранила свой культурно-бытовой укладглухих районах бассейна р. Амазонка). В целом ряде латиноамериканских стран И. явились важным компонентом сложения современных наций (Мексиканцы, Гватемальцы, Парагвайцы, Перуанцы и др.). В некоторых странах языки И. бытуют наряду с испанским (кечуа - в Перу, Боливии, Экуадоре, гуарани - в Парагвае, где он является вторым официальным языком). Индейские народы отстаивают своё право на развитие самобытной культуры и борются за равноправие вместе со всеми другими народами Америки.
Вклад И. в мировую культуру весьма значителен: народы мира восприняли от них возделывание маиса, картофеля, подсолнечника, маниока, какао, хлопчатника, табака и др. И. создали замечательные памятники архитектуры, изобразительного искусства, народного поэтического творчества.
И. А. Золотаревская.
Искусство И. В Центральной Америке и в области Анд ко времени европейской колонизации существовала высокоразвитая художественная культура, уничтоженная завоевателями (см. Мексика, Гватемала, Гондурас, Панама, Колумбия, Перу, Боливия, Ацтеки, Инки, Майя, Миштеки, Ольмекская культура, Сапотеки, Тольтеки).
Искусство многочисленных племён, находившихся на стадии первобытнообщинного строя, было тесно связано с бытом и материальным производством; оно отразило острые наблюдения охотников, рыболовов и земледельцев, воплотило их мифологические представления и богатство орнаментальной фантазии. Многообразны типы индейских жилищ: навесы, заслоны, куполообразные шалаши (Вигвамы лесных охотников Канады), конические палатки (Типи И прерий Канады и США) из жердей, крытых ветками, листьями, циновками, шкурами и т. д.; глиняные или каменные хижины в горных районах Южной Америки; общинные жилища - дощатые дома на северо-западе Северной Америки; крытые корой каркасные
«длинные дома» в районе Великих озёр; каменные или сырцовые дома-селения (пуэбло) на юго-западе Северной Америки. Резьба по дереву, особенно богатая на северо-западном побережье Северной Америки (полихромные тотемные и намогильные столбы с переплетением реальных и фантастических изображений), встречается и у ряда южноамериканских племён. Широко были распространены плетение, ткачество, вышивка, изготовление украшений из перьев, керамической и деревянной утвари и фигурок. В росписях известны и фантастические изображения, и богатый геометрический орнамент, и военные и охотничьи сцены (рисунки И. прерий на типи, бубнах, щитах, шкурах бизонов). Яркое, самобытное искусство И. в ряде стран (США, Канада, Уругвай, Аргентина и др.) было уничтожено или обречено на угасание; в других странах (Мексика, Боливия, Гватемала, Перу, Экуадор и др.) оно стало основой народного искусства колониального периода и нового времени.
Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Народы Америки, т. 1-2, М., 1959-60 (библ.); Индейцы Америки, М., 1955 (Тр. института этнографии АН СССР. Новая серия, т. 25); Американский этнографический сборник, М., 1960 (Труды института этнографии АН СССР. Новая серия, т. 58); Морган Л. Г., Дома и домашняя жизнь американских туземцев, пер. с англ., Л., 1934; Фостер У., Очерк политической истории Америки, пер. с англ., М., 1953; Wiss1er Cl., The American Indian, 3 ed., N. Y., 1950; Appleton le Roy H., Indian art of the Americas, L., 1950; Covarrubias М., The eagle, the jaguar and the serpent..., N. Y., 1954; Dockstader F. J., Indian art in America, Greenwich (Connecticut), 1961.
Амулет для ловли лососей. Дерево. Индейцы тлинкиты (Аляска). Музей естественной истории. Чикаго.

Типи индейцев прерий (север США).

Плащ вождя (фрагмент). Шкура бизона, расписанная военными сценами. Индейцы дакота (север США).

Керамическая расписная ваза. Индейцы суньи (юго-запад США). Музей этнографии. Берлин-Далем.

Фигурка духа-«качина». Дерево. Индейцы хопи (юго-запад США). Музей антропологии и этнографии АН СССР. Ленинград.

Кожаный расписной передник шамана. Индейцы чилкаты (Аляска). Музей антропологии и этнографии АН СССР. Ленинград.

Боевая палица. Дерево. Бразилия. Музей естественной истории. Чикаго.

Кукла. Керамика, хлопок, воск. Индейцы каража (Бразилия). Музей Паулиста. Сан-Паулу.

Керамическая расписная чаша. Индейцы пано (Перу). Музей американских индейцев. Нью-Йорк.

Вязаная сумка. Индейцы гуайми (Панама). Музей американских индейцев. Нью-Йорк.

Нагрудное украшение. Серебро. Индейцы арауканы (Чили). Музей американских индейцев. Нью-Йорк.

Индейский    Индейцы    Индекс