Лист
Значение слова Лист по Ефремовой:
Лист - 1. Один из основных органов растения, служащий для воздушного питания и газообмена (обычно в виде тонкой зеленой пластинки).
2. Листья некоторых растений, употребляемые в качестве приправы или для настоя и приготовления лекарства (обычно засушенные).
3. То же, что: листва.
1.
Тонкий и
плотный пласт какого-л. материала (обычно бумажного или металлического). // перен. разг.
Противень (1*).
2.
Шестнадцать страниц печатного текста как
единица исчисления объема (в издательском деле).
3. Официальное
свидетельство, удостоверяющее какое-л.
право или содержащие какое-л.
предписание.
Значение слова Лист по Ожегову:
Лист - Тонкий плоский кусок, пласт какого-нибудь материала
Лист Орган воздушного питания и газообмена растений в виде тонкой,
обычно зеленой пластинки
Лист Единица измерения печатного текста Spec
Лист Документ, удостоверяющий какое-нибудь
право или содержащий какие-нибудь предписания,
сведения Spec
Лист в Энциклопедическом словаре:
Лист - орган высших растений, выполняющий функции фотосинтеза,транспирации и газообмена. Состоит из листовой пластинки и основания,представленного листовой подушечкой или расширенным влагалищем. Междупластинкой и основанием часто имеется черешок. Мякоть листа (мезофилл), втолще которой проходят жилки, покрыта эпидермой с кутикулой. Зеленаяокраска обусловлена хлорофиллом. Форма листа - видовой признак. Нередколистья превращаются в усики, колючки, чешуи. Размер листа от нескольких ммдо 20 м. Продолжительность жизни менее 1 года, реже 2-5 лет, очень редко25 и более лет (у ели Шренка).
(List) Вильгельм (1880-1971) -
немецкий генерал-фельдмаршал (1940).Командовал армией в Польской, Французской и Балканской кампаниях. В 1942командовал группой армий ''А'' на советско-германском фронте, снят за провалнаступления на Кавказе. В 1948 приговорен американским военным трибуналомкак
военный преступник к пожизненному заключению, в 1952 освобожден.
(Liszt) Ференц (1811-86) -
венгерский композитор, пианист, дирижер.Создатель нового направления в пианизме. Придал
фортепиано оркестровуюмощь и
красочность звучания, обогатил
фортепианный репертуар (фантазии наоперные темы, обработки и транскрипции для
фортепиано, симфонические и др.произведения.). Возглавлял т. н. веймарскую школу. Композитор-романтик,Лист стремился
раскрыть в своих произведениях внутреннюю
связь музыки споэзией (многие сочинения Листа имеют литературно-сюжетную основу).Оратории, ''Фауст-симфония'' (1857), 13 программных одночастныхсимфоний-поэм (создал
этот жанр, применял в нем
принцип монотематизма); 2концерта для
фортепиано с оркестром (1856, 1861);
соната си-минор (1853),фортепианные циклы, 19 венгерских рапсодий, этюды, вальсы и другиепроизведения для фортепиано;
хоры, песни (ок. 70), культовая
музыка (былаббатом).
Один из основателей (1875) и 1-й
президент Академии музыки вБудапеште (носит имя Листа). Содействовал становлению
ряда национальныхмузыкальных школ,
особенно венгерской.
Франц фон (1851-1919) -
австрийский юрист, один из основателейМеждународного союза криминалистов,
представитель социологической школыуголовного права.
(List)
Фридрих (1789-1846) -
немецкий экономист. Сторонникпротекционизма, выступал за государственное
вмешательство в экономическуюжизнь. Защищал идею господства Германии в Европе. Идеи Листа воспринятыисторической школой политэкономии.
Значение слова Лист по словарю мер:
Лист - Единица объема печатного издания и кол-ва бумаги.
Значение слова Лист по словарю Ушакова:
ЛИСТ, листа, мн. листья, листьев, и листы, листов, м. 1. мн. листья. Один из основных органов растения, служащий ему для дыхания и состоящий из пластинки и черенка (бот.). Дубовый лист. Капустный лист. Дрожать, как осиновый лист. 2. только ед., собир. Листва. Вянет лист, проходит лето. Козьма Прутков. 3. только ед., р. листу. Засушенные листья, употр. в качестве приправы или для настоя. Смородинный лист. Положить в суп лаврового листу. Александрийский лист. (слабительное). 4. мн. листы. Тонкий и плотный кусок, пласт какого-н. материала (преимущ. бумажного или металлического) определенной формы и размера. Лист бумаги. Лист железа. 5. мн. листы. Шестнадцать страниц печатного текста, как единица исчисления размера книги (обычно сложенный в несколько раз лист типографской бумаги). Книга в 10 листов. 6. мн. листы. Официальное свидетельство, удостоверяющее какое-н. право или содержащее какие-н. предписания (офиц., право). Похвальный лист. (свидетельство об отличных успехах ученика за истекший учебный год; школьн. дореволюц.). Исполнительный лист. (удостоверение на право взыскания по суду или приведения в исполнение других постановлений суда или администрации). Окладной лист. (извещение плательщику о размере причитающегося с него налогового обложения). Корректура в листах (тип.) - оттиск сверстанного набора. Опросный лист (офиц.) - то же, что анкета. Авторский лист (спец.) - 40.000 типографских знаков, как единица для исчисления авторского гонорара. С листа (играть, петь) - по нотам, но не разучив предварительно.
Значение слова Лист по словарю Даля:
Лист
м. листик, листок, -точек; листишка; листища; одиночная часть, разного вида и объема, того, что образует зелень растений (кроме стволов и стеблей), ботву овощей, листву лиственных дерев, игольник или хвои хвойных. Листы или листья б. ч. пласти
Определение слова «Лист» по БСЭ:
Лист (List)
Вильгельм (р. 14.5.1880, Оберкирхберг, Вюртемберг), генерал-фельдмаршал фашистской Германии (1940). В армии с 1898. Окончил Военную академию (1912). Участник 1-й мировой войны 1914-18, затем служил в рейхсвере. В 1938 командовал армейской группой при оккупации Судетской области. Во время нападения на Польшу в 1939 - командующий 14-й армией, во время разгрома Франции в 1940 и агрессии против Югославии и Греции в 1941 - командующий 12-й армией; затем командовал оккупационными войсками на Балканах. С июня по сентябрь 1942 командующий группой армий
«А», наступавшей на Кавказ. За разногласия с Гитлером по вопросам стратегического планирования был уволен в отставку. В 1948 приговорён военным трибуналом в Нюрнберге к пожизненному заключению за военные преступления в Югославии и Греции. В 1952 освобожден американскими властями, проживает в ФРГ.
Лист (Liszt)
Ференц
(Франц) (22.10.1811, Доборьян, близ г.
Шопрон, Венгрия, - 31.7.1886,
Байрёйт, Германия),
венгерский композитор, пианист, музыкально-общественный
деятель. Игре на
фортепьяно в детстве учился у отца (музыканта-любителя), концертировал с 9 лет. Совершенствовался у К.
Черни (фортепьяно) и А.
Сальери (композиция) в Вене, у Ф. Паэра и А. Рейхи (композиция) в Париже (с 1823), где в 1825 была поставлена
опера Л.
«Дон
Санчо, или
Замок любви» (жанр, в котором Л.
ничего законченного
больше не создал), написаны его
первые фортепьянные сочинения - 12 этюдов, «Бравурное аллегро», «Бравурное рондо» и др.
Одновременно успешно выступал как пианист.
Увлечение философией просветителей, романтической поэзией и
главным образом
общение с Г. Берлиозом, Н.
Паганини и Ф. Шопеном оказали
влияние на
формирование эстетических принципов Л., которые нашли
отражение в его музыкальном
творчестве, а
также в статьях, написанных совместно с М. дАгу (печаталась под псевдонимом Даниель
Стерн). В своих демократических по духу литературных работах Л. ставил вопросы о
положении художника в буржуазном обществе, о
социальной значимости искусства, о
программности в музыке и др. Л. приветствовал Июльскую революцию 1830; под впечатлением революционных событий написал
«Революционную симфонию» (не окончена),
после восстания лионских ткачей (1834) - пьесу для фортепьяно «Лион». В 1838-47, гастролируя с триумфом во всех странах Европы, прославился как пианист, обладавший мощным артистическим темпераментом, сочетавший блестящую
виртуозность с
поэтичностью и драматизмом, как
великий преобразователь фортепьянной игры и композитор-новатор, не
только расширивший сферу
применения фортепьяно, но и выработавший новые
приёмы трактовки фортепьяно. Он придал оркестровое
звучание фортепьяно, расширил сферу его художественного
воздействия, превратив фортепьяно из салонно-камерного в
инструмент для массовой аудитории, что соответствовало его идее
демократизации искусства.
Реформаторские устремления Л.
особенно ярко проявились в оперных фантазиях, виртуозных переложениях и обработках для фортепьяно -
«Фантастической симфонии» Берлиоза (1833), симфоний Л. Бетховена, увертюры «Вильгельм Телль» Дж.
Россини (1838), «Бравурных этюдов» по каприсам Паганини (1838), многих песен Ф. Шуберта (1838-46); фантазиях на темы опер Ф. Д. Э. Обера, В.
Беллини, Г.
Доницетти, Дж. Мейербера, В. А. Моцарта, К. М.
Вебера, Дж.
Верди и др.
Во время
гастролей в России (1842, 1843, 1847) Л. встречался с М. И. Глинкой, Мих. Ю. Виельгорским, В. Ф. Одоевским; он проникся любовью к русской музыке, сделал транскрипции «Соловья» А. А. Алябьева и «Марша Черномора»
Глинки.
В
конце 1830-х гг. Л. создал ряд прославивших его оригинальных
произведений для фортепьяно: «Альбом путешественника» (3 тетр., 1835-36), 12 больших этюдов (2-я ред. 1838, позднейшая
переработка - «Этюды трансцендентного исполнения», 1851),
«Три сонета Петрарки» (1-я редакция 1839); «Пляску смерти» (с оркестром, 1838-59) и др. Велики
достижения Л. и в симфоническом творчестве,
расцвет которого связан с первым, «веймарским периодом» (1848-61),
когда, отказавшись от карьеры концертирующего виртуоза и приняв
должность придворного капельмейстера в Веймаре, он создал крупнейшие
программные сочинения для оркестра:
«Фауст-симфонию» (1854-57), «Симфонию к «Божественной комедии» Данте» (1855-56), 12 симфонических поэм (13-я - «От
колыбели до могилы» - написана позднее, в 1881-82), в том числе «Тассо.
Жалоба и триумф»
(по Гёте, 1849-54), «Прелюды» (по Отрану и
Ламартину, 1848-54), «Мазепа» (по Гюго, 1851), «Идеалы» (по Шиллеру, 1857); «Два эпизода из
Фауста Ленау» («Ночное шествие» и «Мефисто-вальс»,
около 1860)
и др., а также ряд хоровых произведений. Л. создал
новый музыкальный жанр - программную одночастную симфоническую поэму. Он воплотил в музыке «вечные образы» мирового искусства
(Фауст, Прометей,
Орфей, Гамлет и др.).
Художественной задачей Л. было
приблизить музыкальное искусство к передовым идеям времени; его привлекала
сильная, свободолюбивая
личность, борющаяся за
гуманистические идеалы.
Претворяя в симфонических поэмах поэтически-сюжетный
замысел, Л. стремился
создавать музыку образно-конкретную, действенную и тем самым
более доступную. К программно-симфоническим произведениям примыкают по замыслу крупнейшие фортепьянные сочинения -
соната си-минор (1853), цикл пьес
«Годы странствий» (1-й год - 1836-54, 2-й год - 1838-60, 3-й год - 1867-77),
основанные на впечатлениях от
путешествий по
Швейцарии и Италии и на образах искусства, «Поэтические и религиозные гармонии» (1845-52). В 1840-60-е гг. Л. создал 2 концерта (около 1849-56, 1839-61) и
«Фантазию на венгерские народные темы» (1852) для фортепьяно с оркестром, а также др. сочинения на венгерские темы, свидетельствующие о неразрывных творческих связях Л. с родиной. Л. использовал венгерский музыкальный
фольклор в произведениях различных жанров -
«Венгерских рапсодиях» для фортепьяно (15 рапсодий написаны в 1846-51; 4 последние в 1882-85), «Погребальном шествии» (для фортепьяно, 1849), симфонических поэмах «Венгрия» (1854) и «Плач о героях» (1854),
«Венгерских исторических картинах» и пьесах «Ракоци-марш», «Памяти Петёфи», «Погребенье Мошоньи» (для фортепьяно) и др. В Веймаре, где
вокруг Л. объединились видные музыканты (Х.
Бюлов, И. Рафф и др.), образовавшие т. н. веймарскую школу, Л. реализовал свои
демократические идеи и как
дирижёр -
пропагандист сочинений современных ему композиторов (в т. ч. опер Р.
Вагнера), и как музыкальный
публицист (статьи о сочинениях Берлиоза, Шумана, Вебера и др.;
книга о Шопене). С демократических позиций Л. разработал план
реформы оперного театра, встретивший
сопротивление консервативных аристократических кругов. В 1861в
результате интриг Л. покинул
Веймар, куда затем периодически возвращался, живя то в Риме, то в
Будапеште. Разочаровавшись в
окружающей действительности, охваченный пессимистическими настроениями, Л. в 1865 принял сан аббата. В 1860-80 он создал ряд церковных сочинений - органных и хоровых, а также
многие сочинения для фортепьяно, в том числе 2-й и 3-й
«Мефисто-вальсы»,
знаменитые «Три забытых вальса», транскрипции сцены «Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда» Вагнера, а также полонеза из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского;
многочисленные хоры, романсы и
песни (около 70),
среди которых шедевры
песенной лирики, и др. Одновременно продолжал
содействовать развитию передового искусства, особенно венгерского: участвовал в
учреждении в 1875
Академии музыки в Будапеште (носит его имя), был её первым президентом; способствовал формированию исполнительского и композиторского творчества венгерских музыкантов, а также деятелей
национальной музыкальной культуры др. стран. В Веймаре Л. посещали и пользовались его советами пианисты А. И.
Зилоти, В. В.
Тиманова, Э. дАльбер, А. Рейзенауэр и др.; композиторы А. П.
Бородин, Б.
Сметана, Э. Григ, С.
Франк, К.
Сен-Санс, И.
Альбенис, А. К.
Глазунов и др.
Особенно тесные
связи были у Л. с русскими музыкантами, творчество которых он
высоко ценил.
Не лишённая
противоречий, но в
целом прогрессивная разносторонняя
деятельность Л. имела
огромное значение для развития мировой музыкальной культуры, содействуя
становлению многих национальных композиторских школ, в первую
очередь - венгерской.
Лит.:
Трифонов П. А., Ф. Лист, СПБ, 1887; Зилоти А. И., Мои
воспоминания о Ф. Листе, СПБ, 1911;
Киселев В. А., Франц Лист и его
отношение к русскому искусству, М., 1929;
Мильштейн Я. И., Ф. Лист, [т.] 1-2, 2 изд., М., 1971 (библ.); Сабольчи Б., Последние годы Ф. Листа, пер. с венг., Будапешт, 1959; Ramann L., Franz Liszt als K
ьnstler und Mensch, Bd 1-2 (Abt. 1-2), Lpz., 1880-94; Raabe P., Franz Liszt, Bd 1-2, Stuttg. - B., 1931; Searle H., The music of Liszt, L., 1954; 3 ed., N. Y., 1966; Rehberg P., Franz Liszt. Die Geschichte seines Lebens, Schaffens und Wirkens, Z., 1961.
Я. И. Мильштейн.
Ф. Лист.
Лист (Liszt)
Франц фон (2.3.1851, Вена, - 21.6.1919, Зехейм,
Австрия), австрийский юрист, специалист в области международного
права и уголовного права.
Профессор уголовного права в Гисенском (с 1879),. Марбургском (с 1882), Галле-Виттенбергском (с 1889) и Берлинском университетах. Один из основателей международного союза криминалистов и журнала «Zeitschrift fьr die gesarnte Strafrechtswissenschaft».
Представитель социологической школы уголовного права.
Автор многочисленных трудов по вопросам уголовного права, в том числе 2-томного
курса уголовного права (1891), а также книги
«Международное
право в систематическом изложении» (1898; на русском языке книга выдержала 6 изданий,
наиболее известно издание 1926 под редакцией советского учёного В. Э. Грабаря).
Лист (List)
Фридрих (6.8.1789, Рёйтлинген, - 30.11.1846, Куфштейн), немецкий
экономист, представитель вульгарной политической экономии,
выразитель интересов германской промышленной
буржуазии. С 1817
профессор государственной
практики в Тюбингенском
университете. Один из организаторов «Всеобщей
ассоциации германских промышленников и купцов».
Основная
работа Л. - «Национальная
система политической экономии» (1841), в которой
политическая экономия как
наука была подменена «национальной экономией» - системой
рекомендаций по экономической
политике для развивающейся германской буржуазии. Он развил идею
«воспитательного протекционизма», требующую активного вмешательства государства в экономическую
жизнь. Л. стремился
разработать теорию производительных сил, основной составной
частью которых он считал «умственный капитал» (научные
открытия, успехи в искусстве и т. д.), определяемый им как
главный источник богатства нации. Л. защищал шовинистическую идею
господства Германии в Европе,
рассматривая войну как «благословение нации».
Некоторые идеи Л. были использованы нацистской геополитикой.
Лит.:
Маркс К., Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитала»), ч. 1, гл. 4, Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., т. 26, ч. 1; Смит М. Н.,
Очерки истории буржуазной политической экономии, М., 1961; Roll E., A history of economic thought, L., 1956; Roussakis E. N., Friedrich List, the Zollyerein and the uniting of Europe, Bruges, 1968.
Ю. А. Васильчук.
Лист (folium)
орган высших
растений, выполняющий
функции Фотосинтеза и транспирации, а также обеспечивающий
газообмен с
воздушной средой и
участвующий в др. важнейших процессах
жизнедеятельности растения.
Морфология, анатомия листа и его
происхождение. От других вегетативных органов высших растений - корня и стебля - Л. морфологически отличается
обычно дорзовентральной (а не
радиальной) симметрией, боковым положением и, как
правило, ограниченным базальным ростом. Возникает Л. из наружных слоев клеток
первичной меристемы конуса
нарастания стебля. Л. у большинства растений растет
сначала верхушкой, а затем интеркалярно. Чаще
всего Л. состоит из
расширенной плоской
пластинки, в которой происходят все основные
физиологические процессы, и черешка - суженной стеблевидной части, прикрепляющей пластинку к побегу (рис. 1).
Благодаря черешку Л. способен
занимать определённое положение по отношению к свету. У многих растений (многих норичниковых, губоцветных и др.) Л. не имеет выраженного черешка;
такой Л. назыается сидячим.
Часто на одном и том же растении
одновременно встречаются Л. и сидячие, и черешчатые
(черешковые). Нижняя
часть Л.
нередко расширена в т. н.
Влагалище, более или
менее охватывающее
стебель. Л. с
хорошо выраженными влагалищами особенно характерны для зонтичных и злаков. Близ
основания Л. многих растений развиваются обычно парные
симметрично расположенные придатки -
Прилистники - в виде листочков, щетинок, чешуек и т.п.
Форма Л.
очень разнообразна. Различают Л.
простой - с черешком и одной пластинкой, и Л.
сложный - с главным черешком, или главной осью (рахисом), и черешками (осями) последующих порядков, к которым прикрепляются листочки; части, слагающие
типичный сложный Л., снабжены сочленениями.
Пластинка Л. по форме
(очертанию) бывает округлой, эллиптической, ланцетовидной,
ромбовидной, яйцевидной и т.п. (рис. 2). Л.
может быть также игловидным, шиловидным, щетиновидным, цилиндрическим и иной
формы. Различают,
кроме того, Л. чешуевидной,
щитовидной, воронковидной и др. форм. Для классификации Л.
большое значение имеет
форма основания пластинки (сердцевидная, копьевидная, почковидная и др.),
характер очертания её
верхушки (заострённая, тупая и т.п.) и
особенности её края (зубчатый,
пильчатый, городчатый,
цельный и т.д.). В
зависимости от характера и
глубины расчленения пластинки различают Л.
лопастные, раздельные или рассеченные.
Большое значение (особенно для
исследования ископаемых растений) имеет характер
расположения жилок в пластинке, т. е.
Жилкование (перистое, пальчатое, дланевидное,
дуговидное и др.). Л. может быть голым, опушенным, морщинистым, гладким, а также плёнчатым, кожистым или сочным.
Средняя длина Л. 3-10 см,
однако размеры его варьируют от нескольких мм до 20 м (у
пальмы рафии смолистой). Продолжительность жизни Л., особенно у растений умеренных широт, обычно невелика - около 6 мес; с окончанием вегетационного периода Л. отмирают. Лишь у вечнозелёных растений Л. сменяются не периодически, а могут жить более года (см.
Листопад). Л. одного и того же растения обычно различаются
незначительно, главным образом размерами; однако
иногда наблюдается
разнолистность, или
Гетерофиллия. Л. на стебле располагаются в определённом порядке и развиваются с той или иной
последовательностью. У мн. растений
Листорасположение и
ориентировка Л. способствуют максимальному
использованию света, образуя т. н.
листовую мозаику.
Л., особенно у цветковых растений,
чутко реагируют на
условия обитания и их
колебания. Они
легче др. органов способны к приспособит. видоизменениям,
например к жизни в засушливых областях, а также к
существованию в др. необычных или суровых (экстремальных) условиях (см.
Метаморфоз). Несмотря на сходную в общих чертах схему
строения, разница в особенностях Л. у представителей разных отделов или классов высших растений значительна. Так, Л. хвойных обычно
игольчатой формы,
эпидермис их с
толстой кутикулой, в мякоти Л. проходят смоляные ходы, а проводящие пучки окружены особой, т. н. трансфузионной, тканью. Л. двудольных, как правило, с сетчатым жилкованием, нередко с
расчленённой сложной пластинкой. Л. однодольных чаще всего с параллельным или дуговидным жилкованием, нередко линейные и лишь иногда расчленённые.
Анатомическое строение Л. различается даже в пределах одного вида, однако в общих чертах оно
единообразно и у разных видов (рис. 3).
Обычно пластинка Л. с обеих сторон снабжена однослойной покровной тканью - кожицей, или Эпидермисом.
Между верхним и нижним эпидермисом располагается основная
ткань, или
мякоть, Л.
(мезофилл), чаще дифференцированная на столбчатую, или палисадную, состоящую из удлинённых клеток с хлоропластами и занимающую верхнюю, обращенную к свету часть Л., и губчатую, сложенную из клеток с большими межклетниками и заполняющую нижнюю часть его. Л. пронизан жилками - проводящими пучками, которые
наряду с механическими тканями создают
остов Л.
Механические ткани, придающие Л.
прочность, чаще располагаются у крупных жилок, но иногда развиваются в мякоти Л. Клетки эпидермиса
часто бесцветные, тесно примыкают друг к другу: они живые и, за исключением расположенных в эпидермисе устьичных клеток, лишены хлорофилла.
Снаружи эпидермис обычно покрыт кутикулой, а иногда и восковым
налётом, что определяет защитную функцию эпидермиса.
Возможно, защитную роль играют и
волоски на поверхности Л.
Через многочисленные устьица в эпидермисе Л. осуществляются газообмен и транспирация: в Л. поступает наружный
воздух, проникающий в
межклетники губчатой паренхимы, а из Л. выделяются пары воды и газы.
Возникновение и развитие Л. связано с приспособлением растений к разнообразным условиям наземного образа жизни.
Вероятнее всего, у большинства растений Л. - это результат
дифференцировки, уплощения и
срастания боковых осей ветвящегося тела растения. Лишь у немногих, например у плауновидных, Л.
возник как экзогенный
вырост осевых органов.
Нередко Л. считают не отдельным органом, а лишь частью единого цельного органа растений - побега. Листовидные выросты мохообразных, которые часто называют Л., на самом деле не гомологичны Л. остальных высших растений, т.к. образуются на
гаметофите (а не на
спорофите, как у др. высших растений).
Физиология листа. Л. - активный
орган, определяющий, направляющий и регулирующий
общие процессы жизнедеятельности растения. Меняя под влиянием различных условий количество и качество образуемых в
процессе фотосинтеза продуктов, Л. определяет рост растения и его
продуктивность. Жизнедеятельность Л. тесно связана с
жизнедеятельностью растения как целого: снабжая его ассимилятами, Л. сам снабжается при помощи др. органов
водой, элементами минерального питания, некоторыми физиологически активными веществами (например, кининами). В
соответствии с этим Л. обладает
рядом важных и характерных для выполняемых им функций признаков. Один из них -
приспособленность к интенсивному газообмену с воздушной средой. Так, 1 мІ листовой пластинки может
усваивать за час из окружающего воздуха до 6-8 г (3-4 л) CO
2 и одновременно
выделять в
окружающий воздух
столько же по объёму O
2.
Высокая эффективность обеспечивается его
структурой (толщина листовой пластинки чаще равна 0,1-0,25 мм.) и высокими показателями отношения поверхности (S) к объёму (V) (S/V = 100-200 смІ/смі) или к
сырой и
сухой массе
(соответственно 100 и 500 смІ/г). Высокая
способность Л. к газообмену определяется
большой пористостью, наличием в эпидермисе устьиц (до 30 тыс. на 1 смІ) и пористым строением мезофилла.
Важное
условие высокой фотосинтетической активности -
быстрый отток образуемых ассимилятов в др.
органы, а в связи с этим -
степень развития проводящих систем и
прежде всего флоэмы проводящих
пучков (жилок). В
интенсификации транспорта ассимилятов из Л. в др. органы играет роль у некоторых растений анатомическая
структура и, в
частности, наличие обкладочных клеток проводящих пучков, в которых сосредоточены
хлоропласты и запасаются большие количества крахмала.
Многие растения, Л. которых обладают такой структурой
(кукуруза, сахарный
тростник, сорго и др.), характеризуются особым типом фотосинтеза и его
интенсивностью, а также высокой продуктивностью.
Непременное условие для фотосинтеза - наличие в хлоропластах ассимилирующих клеток Хлорофилла и каротиноидов,
содержание которых варьирует у разных растений. При содержании хлорофилла в расчёте на 1 дмІ листовой пластинки 2-4 мг и более количество хлорофилла уже не лимитирует
фотосинтез. Л. растений поглощают при этом практически всю энергию входящего в них света с длиной
волны от 360 до 720 нм и некоторое количество энергии инфракрасных лучей,
пропуская только около 5% энергии (12-15% обычно отражается).
При этом в солнечный
полдень 1 мІ пластинки Л. может
поглотить до 1,5 Мдж (360 ккал) энергии в час. Но в лучшем случае только 5-10% этой энергии превращается в энергию химических связей, остальная превращается в
тепло и, нагревая Л., частично уходит в окружающую среду в результате
теплоотдачи. При этом не происходит перегрева Л., т.к. около 247 кдж (59 ккал) затрачивается на
испарение каждых 100 г воды, которую Л. испаряет в большом кол-ве (в данном примере 1 мІ листовой поверхности, образуя в час при наивысшей
освещённости около 4-6 г ассимилятов, может
испарять до 500-700 г воды).
Однако часто, например в зонах недостаточного
водоснабжения, у растений формируются Л., строение которых обеспечивает
лучшее снабжение водой, а иногда даже
большее её испарение, что увеличивает так называемую сосущую силу. При временных нарушениях водного баланса в Л. активизируются
регуляторные системы -
движения устьиц,
сокращения водоотдачи клетками и т.д., что одновременно ведёт к
ослаблению интенсивности газообмена, а
следовательно, и фотосинтеза.
Сохранению водно-теплового баланса на оптимальном уровне способствуют также восковой
налёт на Л., опушённость эпидермиса, сокращение
числа устьиц,
утолщение Л. в результате сильного развития хорошо оводнённой ткани,
превращение Л. в
колючки, чешуи и т.п. (функцию фотосинтеза выполняют при этом содержащие
хлорофилл стеблевые органы). Редуцированы Л. и у многих растений-паразитов, которые питаются органическими веществами не за счёт фотосинтеза, а добывая их
через присоски у растений-хозяев.
Однако не отдельный Л. и не
одиночное растение, а их
совокупность в естественных или культурных Фитоценозах как целостных фотосинтезирующих системах обеспечивает наилучшее использование Л. в процессе фотосинтеза потоков приходящей на
поверхность Земли энергии солнечного света, CO
2 из воздуха и факторов почвенного
плодородия, а следовательно, наивысшую продуктивность. При благоприятных условиях фитоценозы большинства растений практически могут
поглощать всю энергию входящего в них света и
давать максимальную
продукцию, образуя оптимальную
площадь Л. - 4-5 мІ на 1 мІ занимаемой ими площади
земли. Т. о.,
получение посевов и
насаждений с оптимальной площадью Л. и динамикой её формирования - важнейшая
задача повышения продуктивности растений. Эта задача решается
по-разному, но на основе общих закономерностей фотосинтетической деятельности Л. растения в фитоценозах. Т. о., через фотосинтез, осуществляемый
преимущественно в Л., реализуется космическая
функция зелёных растений, которые поглощают солнечную энергию, используя её на
биосинтез органического вещества. Через процессы фотосинтеза и дыхания Л. поддерживают
баланс O
2 и CO
2 в воздухе, через транспирацию Л. участвуют в
круговороте воды на Земле.
Использование
листьев в
хозяйственной деятельности человека
разнообразно. Л. многих растений употребляют в пищу
(салат, щавель, укроп, капуста, лук,
петрушка и т.д.), из Л. белены, сенны,
наперстянки и многих др. получают лекарственные вещества. Л. др. растений используют на корм с.-х. животным в виде сена, сенажа, силоса и свежей
травы, Л. шелковицы - на корм для тутового шелкопряда. Из Л. герани, мяты и др. растений получают эфирные
масла, используемые в парфюмерной и кондитерской
промышленности. Из Л. некоторых растений добывают дубильные вещества. Л. чайного куста и
табака служат
сырьём в чайной и табачной промышленности. В тропиках Л. многих растений используют для получения грубого волокна, а Л.
пальм - как кровельный материал.
Лит.:
Тимирязев К. А.,
Жизнь растения
(лекция 5), Избр. соч., т. 1, М., 1957;
Серебряков И. Г., Морфология вегетативных органов высших растений, М., 1952; фотосинтезирующие системы высокой продуктивности, Сб., М., 1966;
Ничипорович А. А., фотосинтез и
теория получения высоких урожаев, М., 1956;
Федоров А. А.,
Кирпичников М. Э., Артюшенко З. Т.,
Атлас по
описательной морфологии высших растений. Лист, М. - Л., 1956;
Тахтаджян А. Л.,
Основы эволюционной морфологии покрытосеменных, М. - Л., 1964;
Ботаника, 7 изд., т. 1, М., 1966; Эсау К., Анатомия растений, М., 1969; фотосинтез и использование
солнечной энергии, Сб., Л., 1971.
М. Э. Кирпичников, А. А. Ничипорович, А. А. Федоров.
Рис. 1. Схематическое
изображение строения полного простого листа: 1 - листовая пластинка; 2 - черешок; 3 - влагалище; 4 - прилистники; 5 - основание листа; 6 -
верхушка листовой пластинки; 7 - край листовой пластинки; 8 -
средняя жилка; 9 - боковые жилки; 10 - основание листовой пластинки.
Рис. 2. Лист: 1 - игловидный; 2 - линейный (видны узел,
влагалище, язычок и пластинка); 3 - продолговатый; 4 - ланцетовидный; 5 - овальный; 6 - эллиптический, дуговидножилковатый, цельнокрайный; 7 - округлый; 8 -
яйцевидный, перистожилковатый, зубчатый; 9 - обратнояйцевидный; 10 - ромбовидный; 11 - лопатчатый; 12 - сердцевиднояйцевидный, городчатый; 13 - почковидный; 14 - стреловидный; 15 - копьевидный; 16 - перистолопастный; 17 - пальчатолопастный, пальчатожилковатый; 18 - пальчатораздельный с пильчатыми долями; 19 - пальчаторассечённый; 20 - лировидный; 21 - тройчатосложный; 22 - пальчатосложный; 23 - парноперистосложный с прилистниками и усиками; 24 - непарноперистосложный с прилистниками; 25 - дваждыперистосложный; 26 - многократноперистосложный; 27 - прерывчатоперистый; 28 - чешуйчатый.
Рис. 3. Схематическое изображение анатомического строения части листа: 1 - кутикула; 2 -
верхний эпидермис; 3 - палисадная ткань; 4 - хлорофилловые зёрна; 5, 6 - воздухоносные межклетники; 7 - губчатая ткань; 8 -
крупный воздухоносный межклетник, или т. н. дыхательная полость; 9 - замыкающая
клетка устьица; 10 -
нижний эпидермис в разрезе; 11 - нижний эпидермис в плане; 12 - кутикулярный
валик.
Лист - в издательском деле и
полиграфии, единица измерения печатной продукции.
Авторский Л. служит для измерения объёма литературного произведения, представленного автором, и
равен в СССР 40 тыс. печатных знаков (см. Авторский лист). Бумажный Л. - единица для расчёта количества
бумаги, потребной или
израсходованной на издание; обозначается в см ширины и длины (например, 60 Ч90 см).
Размер готовой книги, журнала и т. д. составляет Ѕ, ј,
1/
8,
1/
16 и т. д. Л. и зависит от исходного формата бумажного Л. и количества сгибов, на которые складывается Л. в процессе производства (например,
Ин-фолио). Размеры бумажного Л. в
большинстве стран нормализованы или стандартизованы. В СССР ГОСТ 1342-68
«Бумага для
печати. Форматы» содержит 7 форматов листовой бумаги (в см): 60Ч84; 60Ч90; 70Ч90; 70Ч100; 70Ч108; 75Ч90; 84Ч108 и 7 форматов
(ширин) ролевой бумаги от 60 до 120 см; ГОСТ 6445-53 определяет бумагу для газетного производства с шириной рола от 42 до 168 см. Печатный Л. служит для измерения натурального (фактического) объёма издания; это
оттиск на одной стороне бумажного Л. формата 60
Ч90 см.
Оттиск на бумаге стандартных размеров других форматов (например, 70Ч90 см) называется физическим печатным Л. данного формата; при планировании и учёте издательской продукции
объём, исчисленный в физических печатных Л., обычно пересчитывается в так
называемые условные Л. формата 60
Ч90 см (через
коэффициент, равный отношению площади применяемого Л. к площади Л. 60Ч90 см, принятого за единицу). Учётно-издательский Л. служит для подсчёта объёма печатного издания и равен, так же как и
авторский Л., 40 тыс. знакам, или 700 строкам стихотворного текста, или 3000 смІ графического материала.
Объём печатного издания, исчисленный в учётно-издательских Л., включает: объём собственно литературного произведения плюс объём всего прочего текстового и графического материала (редакционное
предисловие, колонцифры, колонтитулы и т. д.), помещенного в издании. Учётно-издательский Л. применяется для издательского планирования и учёта, измерения труда редакторов, технических редакторов, корректоров и т. п.
Лиссагаре
Лист
Лист-Оттиск