Политическая Экономия

Политическая Экономия в Энциклопедическом словаре:
Политическая Экономия - наука, изучающая основы общественного производстваи законы его функционирования и развития, проблемы производства,распределения, обмена и потребления материальных благ на различныхступенях развития человеческого общества. Термин политическая экономиявведен А. Монкретьеном (1615). Как самостоятельная наука политическаяэкономия сформировалась в период становления капитализма (см.Меркантилизм) и получила развитие в трудах представителей классическойбуржуазной политической экономии (У. Петти, Ф. Кенэ, А. Смит, Д. Рикардо идр.). В сер. 19 в. возникла марксистская политическая экономия. Во 2-йпол. 19 - нач. 20 вв. сложилась австрийская, кембриджская, математическаяи другие школы политической экономии. Основные течения современнойэкономической мысли: кейнсианство, неоклассическое направление,институционализм.

Значение слова Политическая Экономия по словарю Брокгауза и Ефрона:
Политическая экономия (предмет и определение науки, место ее среди прочих наук, задачи и методы, исторический очерк экономических школ). — Предметом П. экономии как науки является хозяйственная деятельность человека, т. е. целесообразная деятельность, направленная на создание так наз. хозяйственных благ; одни экономисты относят к этим последним только материальные предметы, другие — также и нематериальные блага. Как одна из общественных наук, П. экономия занимается, впрочем, не самыми хозяйственными действиями людей (подлежащими ведению технических наук), а отношениями, возникающими при хозяйственной деятельности. Итак, П. экономия есть наука, изучающая общественные отношения людей, возникающие на почве их хозяйственной деятельности. Название "П. экономии", впервые употребленное в сочинении Монкретиена в 1615 г., получило наибольшее распространение в Англии, отчасти во Франции и России; в Германии она носит обыкновенно название "науки о народном хозяйстве" (Volkswirtschaftslehre) или "национальной экономии" (National ö konomie). Все эти названия не могут быть признаны вполне удачными. Адольф Вагнер, Дитцель, Шёль, Маршаль и др. предлагают заменить их термином "социальная экономия" или, лучше, "социальная экономика", так как этим отмечается принадлежность к группе общественных наук. Задачи социальной экономики двоякого рода — теоретические и практические. Вообще говоря, теория экономики изучает то, что есть, а практическая ее часть — то, что должно быть. По определению Ад. Вагнера, теоретические задачи сводятся к установлению и выяснению хозяйственных явлений, к выделению среди них типов и к отысканию причинной связи между явлениями (последняя задача — самая главная; первые две служат подготовительной к ней стадией), а практические задачи заключаются в оценке значения хозяйственных явлений, в определении целей хозяйственной деятельности и путей, которые к ним ведут. Таким образом, наука социальной экономики может быть разделена на три части: 1) конкретная экономическая наука, изучающая историю хозяйственного быта разных народов и описывающая современное экономическое состояние их (экономическая история и статистика как изучение конкретных явлений); 2) теория социальной экономики, изучающая типы хозяйственных явлений и законы их причинной связи (теоретическая наука); 3) экономическая политика, которая занимается мерами, всего лучше содействующими целям хозяйственной деятельности народа, т. е., главным образом, развитию народного благосостояния (практическая наука). Так как жизнь человечества не остается неподвижной, а непрерывно изменяется и развивается, то теория социальной экономики не может вырабатывать законов, которые оказывались бы действительными для всех времен и народов. Среди экономических законов существуют более общие, представляющие порядок сосуществования и последовательности хозяйственных отношений в их историческом развитии (законы исторического развития, законы эволюции); другие законы имеют силу лишь в пределах одной эпохи хозяйственной жизни (напр. в пределах ойкосного хозяйства классической древности, феодального строя средних веков, капиталистического строя современного народного хозяйства). Теория социальной экономики разделяется обыкновенно на следующие части: 1) общая часть, где трактуется об общих экономических понятиях, о методологии экономических наук, 2) учение о производстве 3) учение об обмене, 4) учение о распределении и 5) учение о потреблении. Это разделение соответствует тому процессу, который проходят хозяйственные блага с момента их появления и до исчезновения при потреблении. Экономическая политика разделяется на экономику сельского хозяйства, промышленности и торговли. Из методов исследования индукция в области социальной экономии служит, прежде всего, для констатирования хозяйственных явлений и выделения среди них типов: наблюдая отдельные случаи денежного обмена, получения ренты или заработной платы, образования синдикатов и т. д., мы выясняем общие признаки явлений денежного обмена, ренты, синдиката и создаем понятия этих явлений. Далее, индукция дает материал для установления основных посылок, из которых делаются дедуктивные выводы. Путем наблюдения выясняется, какие мотивы представляются в экономической области господствующими, какие принципы служат фундаментом хозяйственной деятельности. В области теории индукция необходима для построения законов эволюции, получаемых путем наблюдения частных проявлений закономерности в смене и развитии хозяйственных явлений, а затем путем их обобщения. Наблюдая, положим, в целом ряде стран образование общинной собственности, разложение ее и появление частного землевладения, мы отвлекаем общие черты развития земельных отношений и выводим закон эволюции. Раскрытие таких законов представляет особые трудности ввиду сложности экономических форм; в настоящее время к нему сделаны только первые шаги. Некоторые называют индуктивный метод, применяемый к политической экономии, "историческим". Такое словоупотребление неправильно; особого "исторического" способа раскрытия законов эволюции экономических явлений не существует, здесь применяется индукция, но лишь исторического характера. Индукция служит также для проверки выводов, полученных дедуктивным путем. Дедукция применяется к построению экономических законов в пределах определенных стадий хозяйственной жизни. Из всей массы встречающихся в жизни воздействий берутся только некоторые, наиболее общие и наиболее распространенные моменты, и затем исследуется зависимость от них изучаемого явления. При выяснении, напр., законов капиталистического строя народного хозяйства в качестве таких основных посылок принимается: 1) что хозяйственными действиями человека управляет исключительно личный интерес, стремление получать наибольшие выгоды при наименьших пожертвованиях (предположение так назыв. "экономического человека"), 2) что люди являются вполне свободными в своих действиях (труд и капитал беспрепятственно переносятся из одной сферы применения в другую) и 3) что каждый правильно понимает свой интерес. Выводы о порядке сосуществования и последовательности хозяйственных явлений делаются в предположении, что они происходят исключительно в среде указанных моментов: игнорируется, напр., влияние обычая и других мотивов, независимых от личного интереса. Получаемые при этом заключения далеко не отражают в себе действительную жизнь во всей ее сложности; необходимо поэтому при дальнейшем изучении включать постепенно усложняющие факторы и исследовать, каким образом при этом будет видоизменяться результат. Принимается в расчет действие других человеческих мотивов, государственного вмешательства, ограничений свободы хозяйственной деятельности — и таким образом постепенно совершается приближение к явлениям действительной жизни. И при таких поправках, однако, дедуктивный метод не может дать в экономической науке закономерностей, вполне совпадающих с наблюдаемым в жизни (с так назыв. эмпирическими законами). Другими словами, дедуктивные выводы всегда носят до известной степени гипотетический характер. Это не может быть иначе, так как дедукция имеет дело не с реальными явлениями и отношениями, а с воображаемыми. Для поверки дедуктивных выводов часто обращаются к сравнению их с реальными явлениями; если в последних проявляется та же общая тенденция, которая установлена дедуктивным исследованием, то научный вывод может считаться экономическим законом. Значение дедуктивного исследования во всяком случае очень велико: только этим путем можно получить какие-либо закономерности по отношению к явлениям, отличающимся сложностью и запутанностью и иначе совсем не поддающимся изучению. Исторический очерк направлений в экономической науке. В древности и в первую половину средних веков экономическая наука не могла развиться вследствие целого ряда обстоятельств. Человеческая мысль, вступив на путь теоретических изысканий, обратилась, прежде всего, к выяснению основных законов физической природы, более простых и доступных для наблюдения. С другой стороны, преобладание натурального хозяйства не давало широкого места явлениями экономического оборота. Промышленная и торговая деятельность в древности была вообще презираема и предоставлялась рабам; естественно, что и изучение происходящего в этой сфере представлялось недостойным для мыслителей. Хозяйственная деятельность оставалась притом на низкой ступени развития вследствие недостаточного знания естественных законов и способов эксплуатации сил природы. В эпоху классической древности мы встречаем главным образом трактаты, посвященные домоводству, домашней экономии (сочинение Ксенофонта: "Oeconomica", труд Аристотеля под таким же названием, работы Катона, Варрона, Колумеллы). Только иногда мы встречаем у древних писателей замечания о явлениях народного хозяйства, напр. о деньгах и частной собственности (у Аристотеля), о разделении труда (у Платона), о проценте, о рабстве и т. д.; но они не приведены в систему и вплетены в изложение других наук (главным образом — политики). В средние века научные изыскания долго были совсем заброшены, так как все силы народов сосредоточились на устранении беспорядка и смут, которые внесло в европейскую жизнь переселение народов. Когда с водворением относительного спокойствия возникает вновь, мало-помалу, интерес к науке, социальная экономика еще не обращает на себя большого внимания: господствующее место в кругу наук принадлежит богословию и философии. Натуральный строй хозяйства феодалов и крепостных крестьян не давал достаточного материала для экономических исследований. Торговля и промышленность как обособленные занятия людей начинают развиваться только со второй половины средних веков и приобретают широкие размеры уже в период новой истории. В средние века мы встречаем экономические теории главным образом в сочинениях отцов церкви и богословов. Здесь восхваляется труд как источник честного заработка, осуждаются недобросовестные и безнравственные способы обогащения (напр. отдача денег взаймы под проценты); торговля получает признание только в том случае, если товары продаются по справедливой цене (justum рrеtium) и при соблюдении добросовестности в отношении покупателей. С XV в. застывшие отношения средних веков начинают приходить в движение. Этому содействуют морские открытия, развитие промышленности и торговли, вытеснение натурального хозяйства денежным. С упадком феодального строя и образованием крупных государств государственные расходы значительно расширяются; постоянные армии требуют крупных затрат; денежные средства нужны и на растущие нужды королевского двора, и на содержание большого штата государственных чиновников, увеличивающегося с расширением сферы государственной деятельности. Серьезной задачей финансового управления становится изыскание источников доходов. В связи с этим положением вещей появляется первая самостоятельная экономическая доктринамеркантилизм (см.). Ее представители не дали систематического изложения экономической науки, но весьма обстоятельно разработали несколько ее отделов, в особенности теорию денежного обращения и торговли. В частном хозяйстве люди видели богатство в обладании большим количеством денег, как товаром, охотно принимаемым всеми и составляющим всеобщее покупательное средство. Неразвитый в научном отношении ум перенес точку зрения частного хозяйства на народное. В историческом развитии меркантильной теории можно различать две стадии. Перваятеория денежного баланса — имела в виду обогащение страны деньгами при помощи целого ряда полицейских мер: запрещения или стеснения вывоза денег из страны, надзора за тем, чтобы каждая продажа товара за границу оплачивалась вполне или частью иностранной монетой, и т. п. С развитием торговых сношений и особенно векселей проведение в жизнь подобных полицейских мероприятий оказалось невозможным, и позднейшие меркантилисты вырабатывают теорию торгового баланса: главное внимание обращается здесь на развитие вывозной торговли, так как лучшим средством увеличить приток денег в страну признается превышение вывоза товаров над ввозом. Теория торгового баланса привела к мысли о необходимости всеми возможными мерами развивать внутри страны обрабатывающую промышленность, создающую товары, более удобные для широкого сбыта и более ценные, чем продукты земледелия. Теоретики меркантилизма предлагали введение высоких таможенных пошлин на ввозимые иностранные фабрикаты, облегчение доставки сырья, приобретение выгодных рынков путем основания собственных колоний или заключения торговых договоров с иностранными государствами, поощрение промышленности премиями, наблюдение чиновников за хорошим качеством товаров, привлечение из-за границы искусных рабочих и т. п. К первой стадии развития меркантилизма относится Бодэн ("De la r é publique", 1576 г., и другие сочинения), который стремится выяснить причины современного ему вздорожания товаров и соотношение между ценностью денег и товаров. В Англии Стаффорд ("Brief examination of certain complains", 1581) считал единственным богатством деньги и излагал в своем сочинении способы их привлечения в страну и удержания в ней. Меркантильные идеи встречаются, далее, в анонимных брошюрах о деньгах, изданных в Германии около половины XVI в., в сочинениях итальянцев Серра ("Breve trattato...", 1613), Даванцати ("Lezzione delle monete", 1588), несколько позднее — Дженовези ("Lezzione di commercio") и в труде французского экономиста Монкретиэна ("Trait é de lé conomie politique", 1615). Систематическое изложение теории меркантилизма в ее более совершенной стадии мы встречаем у Миссельдена ("Free trade or the means to make trade florish", 2 изд., 1622) и у Мэна ("Discourse of trade", 1609, "Englands treasure by foreign trade", 1664). Представителями меркантилизма были также в Англии Чайльд ("Brief observation concerning trade", 1668, "A new discourse of trade", 1668), Темпль, Давенант, Ло, Стюарт, в Италии — Беллони, Галиани, в Германии — Юсти и др. Говорить о каком-либо выработанном методе меркантилистов нельзя; для этого наука еще в слишком зачаточном состоянии. В трудах этих писателей преобладает эмпиризм, т. е. отвлечение от наблюдаемых фактов, число которых было незначительно. Меркантилисты занимались преимущественно изучением истории и статистики, отыскивая в них подкрепление своей системе, и мало сделали для теории науки. С конца XVII в. начинается поворот от меркантильного мировоззрения к идеям экономической свободы, вызванным реакцией против регламентации государственной власти, стеснений, монополий и т. п. Торговля, долго носившая преимущественно местный характер, становится мировой, международной. Группа лиц, сосредоточивающихся исключительно на занятии торговлей, была заинтересована в том, чтобы ее операциям был предоставлен возможно широкий простор, чтобы торговля не стеснялась ни заставами и таможнями, ни полицейскими мероприятиями. С другой стороны, увеличение размеров производства повело к развитию специализации производств и к вытеснению мелких ремесел крупными предприятиями капиталистического характера. Если прежние мелкие производителиремесленники — могли уживаться с мелочной регламентацией процессов и условий производства, размеров его и т. п., то новые предприниматели — капиталисты — чувствовали себя до крайности стесненными всей сетью государственных законоположений; они стремились к промышленной свободе как необходимому условию извлечения из капитала наибольшей прибыли. Меркантилизм, взрастивший под своим покровом туземную промышленность и значительную иностранную торговлю, сыграл свою роль и оказался для развившейся буржуазии уже слишком тесным: она стала требовать экономической свободы. Первыми выразителями новых веяний являются писатели конца XVII в. и первой половины XVIII в.: Вильям Петти, Юм, Текер, Фергюсон, Норт, отчасти Локк — в Англии, Буагильбер и Вобан — во Франции и др. Протест против устаревшей системы экономической политики получает впервые систематический характер в школе физиократов, возникшей во Франции около половины XVIII в. Эта школа выросла на двух основаниях: 1) на учении о естественном праве, получившем во Франции того времени широкое распространение, и 2) на представлении о земледелии как наиболее важной и производительной отрасли народного хозяйства. Это представление создалось отчасти под влиянием особого интереса к сельскому населению, которое было игнорируемо меркантильной политикой и впало под гнетом непосильных налогов в большую бедность, — отчасти под влиянием стремления к простоте, лучше всего проявляющейся в земледельческой жизни (Руссо). Государство, по учению физиократов, не должно вмешиваться в хозяйственные отношения людей, а должно только обеспечивать безопасность их личности и имущества внутри и вне страны. Отсюда требование свободы земледелия, промышленности и торговли. Только земледелие дает чистый доход как излишек валового дохода над издержками производства (produit net); отсюда учение физиократов о едином налоге, взимаемом с землевладельцев. Идеи физиократической школы получили систематическое выражение в сочинениях Кенэ (1756—1758) и Гурнэ; тому же направлению следовали Дюпон-де-Немур, Мирабо-отец; Мерсье-Ларивиер, Летронн, Кондильяк и в особенности Тюрго, давший превосходный для того времени трактат по П. экономии ("R é flexions sur la formation et la distribution des richesses", 1776). Идеи физиократов нашли себе отголосок в Италии, Германии и даже России. Метод, которому они следовали, был по преимуществу дедуктивный: они задавались мыслью, как должны складываться экономические отношения при господстве естественного права, каким научным законам будет подчиняться тогда распределение, обмен и производство продуктов. Этот прием значительно приближался к методу исследования экономистов-классиков. Дальнейшим крупным шагом в развитии экономической науки был труд Адама Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776) — наиболее полная, всесторонняя разработка экономической теории и наиболее совершенное выражение назревших экономических потребностей конца XVIII века. Правда, Смит имел в виду мануфактурную форму промышленности, покоящуюся на началах ручного производства и разделения труда; но и мануфактура, как форма крупного капиталистического производства, работающая на широкий сбыт, нуждалась для своего развития в свободе промышленности и торговли. Смит так талантливо формулировал требования торгово-промышленных классов конца XVIII века, что его труд надолго оставался краеугольным камнем для позднейших теорий. Вся так назыв. классическая школа П. экономии представляет собой дальнейшее развитие и дополнение теорий Адама Смита. К этой школе относятся в Англии — Мальтус, Рикардо, Торренс, Джемс Милль, Мак-Кулох, Лодердэль, Чомерс, Сениор, Скроп, во Франции — Сэй, Сисмонди, Дроз, Гарнье, Курсель-Сенейль, Шевалье, в Германии — Тюнен, Лотц, Соден, Шторх, Небениус, Герман и многие другие. Основные черты классической школы сводятся к следующему: 1) она смотрит на П. экономию как на науку, исследующую законы материального богатства; 2) теоретические ее построения исходят из представления об индивиде, об индивидуальном хозяйстве (индивидуализм классической школы); 3) она выводит научные законы и принципы экономической политики, носящие абсолютный характер, т. е. применимые, по мнению представителей этого направления, ко всем временам и народам ("естественные законы П. экономии"); 4) она посвящает особенное внимание теории производства и вопросам о способах создания и накопления возможно большего богатства; 5) она выставляет основным принципом экономической политики неограниченную свободу от вмешательства государственной власти. Сочинение Смита построено на предположении, что человек руководится в своей экономической деятельности исключительно одним эгоизмом, стремлением к удовлетворению личного интереса. Если это предположение было у Смита только методологическим приемом для облегчения теоретических построений, то у его последователей оно приобретает характер реального факта, что придает всей классической школе материалистический оттенок. Его можно, впрочем, найти и у Смита, напр. в учении о непроизводительном труде, к которому он относит все виды нематериального труда и который он исключает из сферы ведения П. экономии. Классическая школа изучает сначала какое-нибудь экономическое отношение или явление в пределах частного хозяйства (нередко для упрощения берется даже хозяйство первобытного человека или хозяйство Робинзона) — и затем полученные выводы целиком переносит на народное или мировое хозяйство, являющееся простой арифметической суммой единичных хозяйств. Отсюда обычное у классических экономистов и отождествление интересов отдельных лиц и целых народов; Рикардо, напр., прямо утверждал, что индивидуальная польза совпадает с общим благом всей страны: точно так же Смит говорил, что собственная выгода естественно приведет отдельного человека к предпочтению того занятия, которое наиболее выгодно для всего общества. Экономические законы представлялись абсолютными, действующими во все времена и у всех народов. Мысль об относительности этих законов, об изменении хозяйственных явлений в истории была совершенно чужда классической школе. Она стремилась к открытию "естественных законов", не замечая, что ее теории относились исключительно к капиталистическому периоду народного хозяйства. Дедукция была единственным методом, которым пользовались экономисты классической школы. Адам Смит по свойственному ему чувству меры делал еще попытки соединять дедукцию с индукцией и проверять абстрактные выводы фактами истории и статистики; его последователи (особенно Рикардо) пренебрегли его примером и сосредоточили все свои силы на чисто дедуктивных построениях. Все указанные черты классической школы находят объяснение в общем духе и направлении того времени. Так, материалистический характер экономической теории, ее индивидуализм и абсолютность вытекали из склада философских учений второй половины XVIII в. Стремление к экономической свободе было вызвано быстрым прогрессом промышленности и торговли, которые не могли мириться с государственной опекой. Все общество конца XVIII в. было враждебно идее государственной власти, бывшей до того времени слишком часто источником произвола и тирании; в учении о свободе от государственного вмешательства проявилось, как говорит один экономист, "желание умаления власти". — На почве классической школы выросло во вторую четверть XIX в. направление, называемое фритредерством (школа свободной торговли); оставаясь верным теоретическим взглядам классиков и не внося в них ничего нового, оно развило до крайности учение о свободе экономической деятельности и поставило его лозунгом практической политики. Это направление было непосредственно связано с дальнейшим ростом промышленности и торговли в Англии. Оно выразилось впервые в петиции лондонских купцов 1820 г., ходатайствовавших перед парламентом об отмене таможенных пошлин и установлении свободной торговли; дальнейшее развитие оно получило в деятельности Кобдена и Брайта, основавших в 1842 г. "лигу против хлебных законов". Главная цель промышленной буржуазии заключалась в отмене таможенных пошлин на ввозимый из-за границы хлеб, вследствие чего должна была понизиться цена хлеба и заработная плата рабочих. Фритредерская школа поднимает резкий протест против издаваемых со второй четверти XIX в. фабричных законов, кажущихся ей посягательством на неприкосновенность частной собственности и на свободу договора между рабочими и предпринимателями. В Германии и Франции фритредерская школа экономистов также была связана с движением промышленников и торговцев против законодательных ограничений фабричного производства, свободной торговли и проч. К этому направлению принадлежали в Германии Принс-Смит, Бёмерт, Эммингауз, Щульце-Делич, Макс Вирт, Трейтчке, Оппенгейм, во Франции — Бастиа, Леруа-Болье и др. Другую группу составили те последователи классической школы, которые держались ее методологических приемов и основных принципов, но освободились от некоторых ее преувеличений и односторонностей. Сюда можно причислить Джона Стюарта Милля, Кэрнса, Маршалля, Торнтона, Фаусетта, Жида и др. Эти писатели отбрасывают мысль об абсолютном характере экономических законов, справедливо признавая их обобщениями явлений одного лишь современного капиталистического строя народного хозяйства; они различают частнохозяйственную и народнохозяйственную точки зрения и признают возможность коллизий между интересами отдельных лиц и целого общества. Не отрицая, что человек руководится не только личным материальным интересом, но и другими, более высокими мотивами, они тем не менее считают необходимым по методологическим соображениям предполагать при теоретических исследованиях, что на человека действует только один мотив личного интереса. Несколько в стороне от классической школы стоит математическое направление в экономической науке, хотя в его методе много родственного приемам исследования экономистов-классиков. Это направление, одним из первых представителей которого был Курно, пытается строить теории при посредстве математических вычислений. Еще в начале XIX в. попытка подобного рода была сделана Тюненом в его исследовании о "естественной заработной плате", но она тогда не обратила на себя внимания. Из позднейших писателей этого направления выдаются Джевонс в Англии, Вальра во Франции, Госсен в Германии. Они полагают, что, так как П. экономия имеет дело с явлениями количественного характера, то она и должна изучать их при помощи математики; одни распространяют этот прием на все экономич. явления, другие — только на явления обмена и отчасти распределения. Реакцией классической школе являются два новых научных течения, развившихся с половины XIX ст.: социализм и историческая школа. Социалистические учения (см. Социализм) возникли на почве недовольства существующим экономическим строем. Основной принцип социализма заключается в том, что средства производства — земля и капитал — должны перейти в распоряжение всего общества, которое организует производство на общественных началах. В развитии социализма как системы идей можно отметить несколько стадий развития. Сначала социализм не представляет собой научной теории, а носит утопический характер и нередко смешивается с коммунизмом (см.), под которым разумеется система общественного пользования не только средствами производства, но и потребительным фондом. Начиная с классической древности, многие писатели, пораженные отрицательными сторонами жизни — напр. экономическою зависимостью и эксплуатацией, — создавали в своем воображении идеалы общежитий, в которых производство ведется сообща, отсутствует политическое и экономическое неравенство, каждый обеспечен в своем существовании, одним словом — осуществляется общее счастье. Эти фантастические построения носят обыкновенно название утопий. Платон первый дал нам образец утопического государства с коммунистически-социалистической организацией. В позднейшее время подобные утопии были созданы Томасом Мором, Кампанеллой, Морелли, Кабе и др. В более развитом виде социалистические учения появляются в первой половине XIX в., когда ряд писателей начинает разрабатывать их как теоретически, так и в практических предложениях (Сен-Симон, Базар, Фурье, Консидеран, Оуэн и др.). К этому времени фабричная промышленность достигла значительного развития и повела к радикальному перевороту в общественно-экономических отношениях. Крупное фабричное производство уничтожило мелких самостоятельных производителей (ремесленников, кустарей), потому что создавало гораздо более дешевые продукты. Ремесленники и кустари, лишившись своего прежнего заработка, вынуждены были поступать на фабрики в качестве наемных рабочих. Ряды последних наполнялись также массой лиц из среды крестьянского населения, лишавшегося земли вследствие различных неблагоприятных условий. Результатом этого процесса была так назыв. "экспроприация" средств и орудий производства у трудящегося самостоятельного населения и обращение его в фабричных рабочих. Первое время существования фабричной промышленности, когда рабочее и фабричное законодательство почти отсутствовало, характеризуется чрезвычайно тяжелыми условиями труда (чрезмерно продолжительный рабочий день, развитие ночного труда, эксплуатация труда женщин и детей, плохие гигиенические условия труда, расплата с рабочими плохими товарами, жестокое обращение фабричной администрации с рабочими и пр.). Названные выше писатели, пораженные темными сторонами нового строя промышленности, думали найти из них выход осуществлением утопических планов экономической организации на началах общественного хозяйства. Переходной стадией к новому социализму можно считать Луи Блана, Лассаля и их последователей. Эти социалисты смотрят на фабричных рабочих как на особый класс общества, с особыми интересами и требованиями ("пролетариат"). Для устранения всех зол, происходящих от господства индивидуализма и конкуренции, они проектировали преобразование частнохозяйственной системы в общественную на принципе ассоциации рабочих. Как Л. Блан, так и Лассаль были и практическими деятелями в смысле объединения рабочих классов и создания рабочего движения во Франции и Германии. Постепенно среди самих промышленных рабочих начинает расти недовольство существующим порядком, поддерживаемое и указанными выше отрицательными сторонами фабричной промышленности, и случаями понижения заработной платы и увольнения рабочих в эпохи кризисов или промышленного застоя. Скопление массы рабочих в крупных промышленных заведениях ведет к развитию чувства классовой солидарности и общности интересов в противоположность интересам предпринимателей. Выразителями интересов рабочих классов как определенной общественной группы явились Карл Маркс, Энгельс и их школа; в стороне от них стоит Родбертус, который приближается к ним в теоретических построениях, отличаясь в области практических планов. Сущность теории так называемого научного социализма сводится к учению о ценности, определяемой количеством затраченного на производство труда, — к теории прибыли, возникающей из неоплаченного труда наемных рабочих, — и к особому взгляду на процесс исторического развития, основным фактором которого принимается материальный интерес индивида и создаваемая на этой почве классовая борьба. На этих основах воздвигается схема практической политики и экономических идеалов социализма. Процесс экономического развития ведет, по мнению теоретиков научного социализма, к прогрессивной концентрации производства и к господству крупных капиталистов; параллельно этому идет объединение рабочих классов, которые должны стремиться к приобретению политического господства с целью обобществления народного хозяйства. Методы, применяемые в теоретических исследованиях Маркса и Родбертуса, в основании тождественны с методами классической школы, но обогащены представлением об относительности экономических законов и об эволюции экономических форм. Маркс в своих теориях является последователем Рикардо: приняв известные посылки, он делает из них выводы при помощи дедуктивного метода, но в то же время широко пользуется данными статистики и истории для проверки и подтверждения своих заключений. Особое место занимает христианский социализм (см.). Он отрицает историко-философские основания научного социализма и считает возможным создать идеальное общественное хозяйство на почве религиозных и моральных отношений. Христианский социализм имеет множество разветвлений и оттенков в различных странах. В Англии он представлен Морисом, Карлейлем, Кингсли, Ледло, Арнольдом, Маннингом, Рескином, во Франции — так назыв. католическими социалистами (см. Католический социализм), в Германии — католическими социалистами (Кеттелер, Россбах) и вождями протестантского социального движения (более консервативного оттенка — Тодт, Штекер, более либерального — Науманн, Гере). Наряду с теориями социализма возникает и развивается во второй половине XIX в. историческая школа. В противоположность экономистам-классикам, говорившим об абсолютных экономических законах, и представителям утопического социализма, находившим возможным создать идеальный строй экономической жизни, не считаясь с условиями времени и места, новая школа выдвинула на первый план идею об относительности всех экономических отношений и явлений. Первые шаги в этом направлении были сделаны Огюстом Контом и Фридрихом Листом. Конт в своем курсе позитивной философии выяснил важность изучения социальнойдинамики, рассматривающей законы развития человечества, а Лист на примере покровительственных таможенных пошлин показал, что решения одного и того же вопроса зависят от условий исторического развития. Наконец, на историческую школу в П. экономии оказало несомненное влияние историческое направление в юриспруденции, получившее выражение в трудах Пухты, Савиньи и их последователей. С точки зрения исторической школы, в экономической науке нельзя строить законов, которые были бы приложимы ко всем народам и для всех времен (т. е. имели бы абсолютный характер); возможно выводить лишь закономерности, относящиеся к определенным историческим эпохам. Для изучения этих закономерностей необходимо конкретное изучение всей экономической и общественной жизни народов, так как экономические отношения представляют собой только одну часть общественных явлений, неразрывно связанную со всеми другими сторонами жизни. Изучение хозяйственных явлений обособленно от других есть недопустимая абстракция, отнимающая у экономических законов реальный характер. Только после накопления достаточного фактического материала (исторического, статистического и описательного) можно делать из него обобщения при помощи методов индуктивного и дедуктивного и создавать теории, отвечающие реальным отношениям, а не гипотетическим построениям. На первый план представители исторической школы выдвигают изучение законов народного хозяйства как особого целого, существенно отличного от частного хозяйства. Народное хозяйство — не простая арифметическая сумма частных, а органическое их соединение, развивающееся по особым законам; недопустимо поэтому применение выводов, сделанных из наблюдения индивидуальных хозяйств, к целым народам. Совершенно неверен обычный прием классической школы — исходить в теоретических построениях из понятия "экономического человека", руководствующегося исключительно мотивом личного интереса. В действительной жизни такого человека не существует: люди руководятся сложными психологическими мотивами (альтруизма, эгоизма, чувства долга и т. п.); даже личный интерес не есть величина, всегда и везде одинаковая. Первым писателем, провозгласившим указанные принципы, хотя и в несовершенной форме, был Вильгельм Рошер (в 1843 г.). Его дальнейшие работы представляют собою первую, не совсем удачную попытку перестроить экономическую теорию согласно новым требованиям. Все отличие его "Системы народного хозяйства" от произведений классической школы заключается в том, что рядом с изложением различных учений здесь помещены очерки истории того или другого экономического явления, той или иной теории (истории цен, роскоши, заработной платы, процента, воззрений на производительный труд и т. д.). Идеи исторической школы получили дальнейшее развитие в сочинениях Гильдебрандта и особенно Книса, который первый дал им систематическое теоретическое обоснование и разработку (в 1853 г.). Некоторые из писателей этого направления бросились даже в крайность, отрицая вообще возможность экономической теории и сводя всю политическую экономию к философии экономической истории или даже просто к конкретной экономической истории (Кнапп, Шмоллер в своих первых работах, некоторые из их учеников). Несмотря на провозглашенные ими начала, представители исторической школы следовали в построении экономических теорий, по преимуществу, примеру экономистов-классиков. Можно указать только немногие попытки разработки теоретических вопросов в духе исторического направления (работы Бюхера о формах промышленности, Шмоллера — о разделении труда, о формах предприятий и др.). Гораздо большие результаты достигнуты экономистами исторической школы в сфере истории экономической жизни: достаточно назвать сочинения Шмоллера, Нассе, Лампрехта, Шенберга, Брентано, Штейна, Кона, Гельда, Инама-Штернегга, Кнаппа, Бюхера, Шульце-Геверница, Бём-Баверка в Германии, работы Тойнби, Эшли, Гобсона, Роджерса, Кенингэма, Джиббинса, Клифф-Лесли и др. в Англии. Большая часть современных экономистов исторического направления в Германии (отчасти и в Англии) образует особую группу под названием социально-этической школы (см. Катедер-социалисты), придающей особенное значение этическому элементу в народно-хозяйственной жизни и требующей от экономич. политики соображения с требованиями общественной морали и общественного блага как высшего мерила при оценке практических мероприятий. Представители социально-этического направления являются защитниками широкого государственного вмешательства. По их мнению, государство, как представитель интересов всего народа, должно всегда руководствоваться в своей экономической политике идеей общего блага; в частности оно обязано заботиться о защите экономически слабых членов общества от подавления сильными и принимать на себя ведение хозяйств, предприятий, недоступных для частной инициативы по бездоходности или трудности, но необходимых в общественном интересе. Те из экономистов, которые придавали государству первенствующую роль в деле улучшения общественно-экономических отношений, получили название государственных социалистов (Вагнер, Шеффле и др.). Наконец, следует упомянуть еще об австрийской школе экономистов, которая стоит в общем на почве идей исторической школы, но больше пользуется дедуктивным методом, пытаясь при его помощи перестроить теорию меновой ценности на основах принципа предельной полезности (см. Карл Менгер). Литература. О задачах, предмета и методах социальной экономики: Wagne r, "Lehrbuch der politischen Oekonomie"; С. Menger, "Untersuchungen über die Methode der Socialwissenschaften"; Cairnes, "Character and logical method of political economy"; Keynes, "Scope and method of economic science"; Knies, "Die politische Oekonomie vom geschichtlichen Standpunkte"; Sax, "Wesen und Aufgaben der Nationalökonomie"; Schmoller, "Ueber einige Grundfragen des Rechts und der Volkswirtschaft"; Ditzel, "Ueber das Verhä ltniss der Volkswirtschaftslehre zur Socialwissenschaftslehre"; Милль, "Система логики"; Ingram, "Present position and prospects of political economy". По истории экономической науки: Ингрэм, "История П. экономии"; Blanqui, "Histoire de l é conomie politique" (есть русский перевод); Kautz, "Die geschichtliche Entwickelung der Nation al-Oekonomik"; Röscher, "Zur Geschichte der englischen Nationalö konomie"; его же, "Geschichte der National ökonomie in Deutschland"; Price, "Short history of political economy in England"; Eisenhardt, "Geschichte der Nationalökonomie"; Schmoller, "Zur Litteratur der Staats- und Socialwissenschaften". M. Соболев.

Определение «Политическая Экономия» по БСЭ:
Политическая экономия - П. э. - наука, изучающая общественные отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, и экономические законы, управляющие их развитием в исторически сменяющих друг друга общественно-экономических формациях.
Название П. э. происходит от греческих слов politikуs - государственный, общественный и oikonomнa - управление домашним хозяйством (от уikos - дом, домашнее хозяйство и nуmos - закон). Термин «П. э.» был введён французским меркантилистом А. Монкретьеном в его труде
«Трактат политической экономии» (1615).
I. Возникновение и развитие политической экономии
Изучение экономических процессов и явлений зародилось в рамках единой и нерасчленённой науки древности. Формирование П. э. как самостоятельной науки относится к периоду становления Капитализма. Первые попытки осмыслить явления капитализма и обосновать экономическую политику государства были сделаны представителями Меркантилизма, отражавшими интересы зарождавшейся буржуазии, прежде всего торговой. Меркантилизм изучал главным образом внешнюю торговлю (обращение), видя в ней основной источник богатства; им была обоснована политика Протекционизма. Однако лишь перенесение анализа из сферы обращения в сферу производства и изучение его внутренних закономерностей положили начало П. э. как науки.
Своего высшего развития буржуазная П. э. достигла в трудах представителей классической буржуазной политической экономии: У. Петти, А. Смита и Д. Рикардо (Великобритания), П. Буагильбера, Ф. Кенэ (Франция). Они предприняли попытку изучить объективные законы развития капитализма, выяснить экономическое содержание товара, стоимости, денег, заработной платы, прибыли и ренты. Глава школы физиократов Ф. Кенэ в своей
«Экономической таблице» (1758) впервые представил процесс капиталистического воспроизводства в целом (см. Экономическая таблица Кенэ). Заслуга классической буржуазной П. э. в том, что она положила начало трудовой теории стоимости. Наиболее последовательно эта теория была раскрыта Д. Рикардо, показавшим на её основе противоположность прибыли и заработной платы, прибыли и ренты. По характеристике В. И. Ленина, классическая буржуазная П. э. - один из источников марксизма (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 23, с. 40-43). Классическая буржуазная П. э. выражала идеологию буржуазии в период становления капиталистического способа производства и неразвитой классовой борьбы пролетариата (18 в.). Критическое содержание теории было направлено главным образом против отживших, феодальных порядков. Утверждение капиталистического способа производства, обострение его противоречий, растущий антагонизм между наёмным трудом и капиталом, превращение буржуазии из прогрессивного класса в реакционный послужили основой возникновения вульгарной политической экономии (30-е гг. 19 в.).
Вульгарная П. э. берёт начало в работах Т. Р. Мальтуса (Великобритания), Ж. Б. Сея и Ф. Бастиа (Франция). Она отказывается от анализа объективных законов развития капиталистического способа производства. а исследует область лежащих на поверхности экономических явлений. Вульгарная П. э. отрицает теорию трудовой стоимости: источниками стоимости Сей объявил
«три фактора производства»: труд, капитал и землю. Отрицая противоречия капитализма, вульгарная П. э. провозгласила «гармонию» классовых интересов.
Экономические интересы и взгляды мелких товаропроизводителей города и деревни капиталистического общества выражает Мелкобуржуазная политическая экономия. Её возникновение связано с трудами Ж. Ш. Л. С. Сисмонди (Швейцария) и П. Ж. Прудона (Франция), давших критику противоречий капиталистического способа производства. Однако выход из этих противоречий они видели не в движении вперёд, к социализму, а в возврате к отжившим, архаичным формам хозяйственной жизни. С развитием капитализма мелкобуржуазная П. э. становится всё более утопичной и реакционной.
Во 2-й половине 19 - начале 20 вв. в буржуазной П. э. складывается несколько школ. Австрийская школа (К. Менгер, Э. Бём-Баверк, Ф. Визер) выдвинула теорию предельной полезности благ, в соответствии с которой ценность хозяйственных благ определяется той пользой, которую приносит последняя (предельная) единица запаса, а также зависит от их редкости (см. Предельной полезности теория). В Великобритании сложилась Кембриджская школа, родоначальник которой А. Маршалл эклектически соединил вульгарные теории издержек производства, спроса и предложения, производительности и воздержания с теориями предельной полезности и предельной производительности. В США Дж. Б. Кларк сформулировал теорию предельной производительности, вывел
«универсальный закон» убывающей производительности факторов производства (см. Производительности теории), согласно которому с увеличением того или иного фактора его производительность уменьшается. Это служило теоретическим обоснованием снижения заработной платы рабочих и доказательством необходимости безработицы. Вступление капитализма в стадию империализма и развитие общего кризиса капитализма вызвали глубокие изменения в буржуазной П. э. В этот период всё более стали проявляться две главные функции буржуазной П. э.: защита капиталистического строя и доказательство его незыблемости и вечности, в форме ярко выраженной апологетики капитализма, и разработка практических мероприятий по государственно-монополистическому регулированию производства. Начало нового этапа в буржуазной П. э. связано с трудами Дж. М. Кейнса (Великобритания) и прежде всего с появлением его основных соч.
«Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Кейнс показал неспособность механизма свободной конкуренции справиться с производительными силами и положил начало разработке концепции регулируемого капитализма (см. Регулируемого капитализма теории). Кейнсианство стало основным направлением современной буржуазной П. э. В 1913 А. Афтальон (Франция) и в 1919 Дж. М. Кларк (США) выдвинули
«принцип акселерации», согласно которому каждый прирост или сокращение дохода, спроса или предложения вызывает (или требует) больший в относительном (процентном) выражении прирост или сокращение «индуцированных» инвестиций (см. Акселератор). Впоследствии этот принцип был более детально разработан Р. Харродом (Великобритания), Дж. Хиксом, П. Сэмюэлсоном (США) и включен в неокейнсианские модели экономического роста (см. Экономического роста теории). Экономическая концепция левого кейнсианства обоснована в трудах Дж. Робинсон (США). Широкое распространение получили эконометрические концепции. Одной из наиболее распространённых разновидностей современных апологетических буржуазных теорий являются теории
«трансформации капитализма», например концепции «стадий развития общества» У. Ростоу (США), «единого индустриального общества» Р. Арона (Франция), «нового индустриального общества» Дж. Голбрейта (США), теория
«постиндустриального общества» Д. Белла (США).
Современная буржуазная П. э. переживает глубокий кризис. Одно из его проявлений - возникновение конвергенции теории, согласно которой происходит постепенное сближение двух систем: социализма и капитализма. Наиболее видные представители этой теории Дж. Голбрейт, Я. Тинберген (Нидерланды), Р. Арон отказываются от провозглашения капитализма вечным и лучшим общественным строем и призывают взять всё
«хорошее», что имеется в капиталистической и социалистической системах. При этом они обращаются к чисто внешним сходным моментам или процессам, протекающим непосредственно в материально-технической сфере (развитие современной научно-технической революции и рост крупной промышленности, элементы индикативного, т. е. рекомендательного, планирования в капиталистических странах, использование товарно-денежных отношений и свойственных им категорий в социалистических странах и т.д.). Сторонники теории конвергенции игнорируют коренную противоположность социализма и капитализма, господство принципиально отличных отношений собственности на средства производства, коренные различия в социальной структуре общества и в целях развития общественного производства, наличие эксплуатации человека человеком в капиталистическом мире и полную её ликвидацию при социализме.
Кризис современной буржуазной П. э. проявляется также в появлении в капиталистических странах т. н. радикальной П. э., представители которой отказываются от традиционных догм буржуазных учёных и в ряде случаев делают полезные практические исследования. Живучесть мелкобуржуазной П. э. в период общего кризиса капитализма объясняется наличием во многих странах значительных слоев мелкой буржуазии (крестьян, ремесленников, мелких торговцев и т.д.). В развивающихся странах мелкобуржуазная П. э., разоблачающая колониализм и неоколониализм, господство иностранных монополий и поддерживающая независимый путь развития, может играть известную прогрессивную роль.
Созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом пролетарская П. э., будучи подлинно научной, является в то же время последовательно партийной. Она наследует и развивает лучшие достижения предшествующей экономической мысли. К. Маркс и Ф. Энгельс осуществили в развитии П. э. революционный переворот, суть которого заключалась в применении к экономической жизни материалистического понимания истории, в открытии объективных законов общественного развития и создании теории прибавочной стоимости -
«... краеугольного камня экономической теории Маркса» (Ленин В. И., там же, с. 45). К. Маркс впервые научно доказал историческую ограниченность, преходящий характер капиталистического способа производства. Он открыл и всесторонне исследовал законы движения капитализма. Гениальный экономический анализ капиталистического строя позволил К. Марксу сделать открытие, имеющее всемирно-историческое значение, - о неизбежности революционного крушения капитализма и перехода общества от капитализма к коммунизму, об исторической миссии пролетариата как могильщика капитализма и созидателя нового, коммунистического общества.
Первоначально марксистская (пролетарская) П. э. возникла как наука, изучающая производственные отношения капиталистического способа производства (П. э. в узком смысле). Постепенно, по мере накопления знаний о предшествующих капитализму способах производства, сложилась П. э. в широком смысле, изучающая производственные отношения исторически сменяющих друг друга способов производства.
Новый этап в развитии марксистской П. э. связан с трудами В. И. Ленина, который творчески развил общую теорию П. э. на базе нового исторического опыта общественного развития. Ленин создал учение о монополистическом капитализме (империализме), раскрыл его экономическую сущность и основные черты. На основе анализа действия Неравномерности экономического и политического развития капитализма закона в эпоху империализма Ленин сделал вывод о возможности победы социализма первоначально в нескольких или даже в одной, отдельно взятой, стране, развил применительно к новой исторической эпохе марксистскую теорию социалистической революции.
Величайший вклад Ленина в экономическую теорию марксизма заключается в создании им основ П. э. социализма. Он разработал цельную теорию о переходном периоде от капитализма к социализму, о путях построения социалистической экономики, о социалистической индустриализации, о социалистическом переустройстве сельского хозяйства путём производственного кооперирования крестьянских хозяйств (см. Кооперативный план В. И. Ленина), об экономической основе социализма, о формах и методах социалистического хозяйствования. Ленин развил марксистское учение о двух фазах коммунистического общества, о переходе от первой ко второй - высшей фазе, о сущности и путях создания материально-технической базы коммунизма, о формировании коммунистических производственных отношений. Ленин определил основное содержание современной эпохи как эпохи перехода человечества от капитализма к социализму, предвидел образование мировой системы социализма, которая будет оказывать решающее воздействие на всё мировое развитие.
Марксистская П. э. - творческая, постоянно развивающаяся наука. Своё дальнейшее развитие она получила в теоретической деятельности КПСС и братских марксистско-ленинских партий, в документах, совместно выработанных коммунистическими и рабочими партиями на международных совещаниях. Значительный вклад в разработку актуальных проблем П. э. вносят учёные-марксисты Советского Союза и др. стран.
Марксистская П. э. серьёзно обогатилась исследованиями общего кризиса капитализма и его нового, современного этапа, анализом форм и методов государственно-монополистического регулирования экономики, изучением проблем мирового капиталистического хозяйства, валютного кризиса. Созданы значительные труды по экономическим проблемам стран «третьего мира».
Получила дальнейшее развитие теория революционного перехода от капитализма к социализму, углубился анализ системы экономических законов и категорий социализма, выдвинуто и обосновано положение о развитом социалистическом обществе и об особенностях его экономики, разрабатываются научные основы экономической политики социалистического государства, конкретизировано учение о создании материально-технической базы коммунизма, обоснована и успешно развивается теория социалистической экономической интеграции.
II. Предмет и метод марксистской политической экономии
П. э. - одна из составных частей марксизма-ленинизма (вместе с философией и научным коммунизмом). В. И. Ленин писал, что «наиболее глубоким, всесторонним и детальным подтверждением и применением теории Маркса является его экономическое учение»
(там же, т. 26, с. 60).
Предметом изучения марксистской (пролетарской) П. э. являются Производственные отношения, свойственные различным, исторически сменяющим друг друга способам производства. Теоретическим выражением объективно существующих производственных отношений являются экономические категории. Наиболее общие, повторяющиеся, внутренние причинно-следственные связи экономических явлений и процессов выражаются в экономических законах. В системе производственных отношений отношения собственности на средства производства выделяются как основа всех др. экономических отношений. Производственные отношения изучаются П. э. в органическом единстве с обусловливающими их производительными силами и надстройкой соответствующего общества.
С развитием общественного производства и усложнением экономических отношений происходит расширение предмета П. э. В современных условиях П. э. не может ограничиваться изучением производственных отношений лишь в рамках того или иного способа производства. Углубление всемирного разделения труда, развитие экономических и политических отношений между странами различных социально-экономических систем, экономическое соревнование между социализмом и капитализмом, расширяющееся Международное экономическое сотрудничество - всё это делает необходимым разработку экономических проблем всемирного хозяйства. К ним относятся: пути и формы влияния мирового социализма на развитие несоциалистической части мира, характер экономических отношений между странами различных систем и перспективы их развития, характеристика структуры и социальной природы действующих во всемирном хозяйстве экономических отношений и экономических законов. Здесь пролегает одно из главных направлений дальнейшего творческого развития марксистско-ленинской П. э.
Выделение производственных отношений в качестве предмета П. э. - величайшая заслуга марксизма. Буржуазная П. э. не смогла подняться до такого уровня. Она изучала изолированные процессы производства, распределения, обмена и потребления, зачастую подменяя анализ экономических отношений изучением технической стороны общественного производства, правовых институтов и психологических факторов.
Марксизм создал и подлинно научный метод познания - метод материалистической диалектики (см. Диалектический материализм) и применил его к изучению производственных отношений общества. Диалектический материализм видит единственный критерий истины в соответствии полученных наукой выводов объективной действительности. Это обусловливает творческий характер марксистской П. э. В процессе познания П. э. берёт за исходное конкретное экономическое явление и с помощью научной абстракции отсекает всё вторичное, случайное, всё, что характеризует его внешние признаки, и шаг за шагом раскрывает сущность экономических процессов. В процессе дальнейшего движения научной мысли совершается восхождение от абстрактного к конкретному, от простого к сложному, излагается и анализируется система экономических категорий и законов. Метод научной абстракции требует изучения экономических отношений в их наиболее развитом виде, т. е. тогда, когда они достигают наивысшей степени зрелости, и в то же время предполагает, что они рассматриваются в состоянии движения, развития, а не в застывшем виде.
Метод П. э. использует общефилософские приёмы научного познания: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, единство логического и исторического подходов.
Марксистский диалектический метод требует единства качественного и количественного анализа экономических процессов, в котором примат остаётся за качественным, социально-экономическим анализом. Последовательное применение диалектического метода предполагает и обогащение процесса исследования современными научными достижениями (системный анализ, использование экономико-математических моделей и т.д.).
П. э. как наука имеет классовый, партийный характер, ибо она изучает производственные отношения, тесно связанные с экономическими интересами классов (пролетариата, буржуазии, мелкой буржуазии). Совпадение интересов рабочего класса с интересами большинства населения и соответствие их потребностям прогрессивного развития производительных сил позволяют марксистской П. э. сочетать партийность, прямую и открытую защиту интересов пролетариата с научной объективностью. П. э. - идейное оружие в руках рабочего класса в борьбе за свержение капитализма и построение коммунистического общества.
III. Политическая экономия докапиталистических формаций
Исследуя капиталистический способ производства и раскрывая его исторически преходящий характер, Маркс и Энгельс на основе накопленных наукой знаний, в частности трудов Л. Г. Моргана (США), положили начало П. э. докапиталистических формаций. Этим вопросам посвящены работа К. Маркса
«Формы, предшествующие капиталистическому способу производства», входящая в состав его экономических рукописей 1858-59, и в особенности труд Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Важный вклад в П. э. докапиталистических формаций внёс В. И. Ленин (работа «Развитие капитализма в России»).
П. э. докапиталистических формаций включает в себя П. э. первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального строя. Она изучает прежде всего исторический процесс возникновения и развития производства и обмена, частной собственности и классов, необходимого и прибавочного продукта, исследует экономические законы, управляющие развитием производства, распределения обмена и потребления на этих исторических ступенях развития человеческого общества, показывает решающую роль собственности на средства производства (и на работника) в системе производственных отношений. Такой анализ раскрывает исторический характер экономических категорий и законов, в частности исторический характер возникновения и существования частной собственности.
При первобытнообщинном строе на базе примитивного развития производительных сил существовали общественная (родовая, племенная) собственность на средства производства и уравнительное распределение. С совершенствованием орудий труда и накоплением трудовых навыков и опыта у работника, а также с развитием обществ. разделения труда постепенно росла производительность труда, вначале спорадически, а затем регулярно возникал прибавочный продукт. Началось разложение первобытнообщинного строя, появилась частная собственность, общество раскололось на антагонистические классы, возникло Государство как аппарат принуждения, угнетения и насилия в руках господствующего класса.
Основу производственных отношений при рабовладельческом строе образует рабовладельческая форма собственности на средства производства и полная собственность на работника - раба. Соединение средств производства с рабочей силой осуществляется на основе внеэкономического принуждения. Производство прибавочного продукта за счёт эксплуатации раба носит регулярный характер. Весь прибавочный продукт, а также значительная часть необходимого безвозмездно присваивается классом рабовладельцев. Постепенное совершенствование орудий труда всё более вступало в противоречие с рабовладельческой формой собственности, с полной незаинтересованностью работника в результатах своего труда. В период разложения рабовладельческого строя возникают хозяйства переходного типа, в которых работник, оставаясь в собственности своего хозяина, получает самостоятельность в использовании средств производства. На место рабской зависимости приходит феодальная.
При Феодализме основу производственных отношений образует феодальная собственность на средства производства и частичная собственность на работника - крестьянина. Феодальный способ производства также основывается на использовании относительно простой техники. Прибавочный продукт, присваиваемый в результате эксплуатации феодально зависимых крестьян, выступает в форме феодальной ренты (отработочной, продуктовой, денежной). Развитие товарно-денежных отношений и рост цехового производства в городах постепенно разлагали основы феодального способа производства. Развивающимся производительным силам становилось тесно в рамках феодальных производственных отношений.
Период разложения феодального способа производства - это одновременно и период первоначального накопления капитала. В это время создаются главные предпосылки капиталистического способа производства: денежный капитал накапливается в руках немногих лиц и образуется армия наёмного труда - людей, лишённых средств производства и юридически свободных. В силу однотипности феодальной и капиталистической частной собственности последняя складывается первоначально в рамках феодального способа производства.
Политическая экономия докапиталистических способов производства имеет дело не только с историческим материалом. Во многих районах земного шара и в 20 в. сохранились остатки не только феодальных, но даже и более ранних экономических отношений. Это делает весьма актуальной разработку проблем П. э. докапиталистических способов производства.
IV. Политическая экономия капитализма
П. э. капитализма изучает закономерности возникновения, развития и неизбежной гибели капиталистического способа производства.
Система законов и категорий, характеризующих капиталистический способ производства, раскрыта Марксом в «Капитале». Исходным в изучении буржуазных производственных отношений явился анализ Товара, поскольку товар, исторически и логически предшествует Капиталу. Товар обладает двумя свойствами: Стоимостью и потребительной стоимостью, в которых проявляется двойственный характер труда, создающего товар. Раскрытие Марксом двойственного характера труда (как труда абстрактного и конкретного) - основа для понимания П. э. капитализма.
Там, где буржуазные экономисты видели отношение между вещами (обмен товара на товар), Маркс вскрыл отношение между людьми, прикрытое вещной оболочкой. Он показал, что величина стоимости товара определяется общественно необходимыми затратами труда, а полезность товара, его способность удовлетворять те или иные потребности человека, делает его потребительной стоимостью.
Анализ двойственного характера труда позволил Марксу выяснить развитие форм стоимости и раскрыть происхождение денег (См. Деньги), их сущность, как всеобщего эквивалента, дать анализ их функций.
Капитал - особое, исторически определённое производственное отношение. Эксплуатация наёмного труда капиталом служит источником создания прибавочной стоимости. Капиталист покупает на рынке труда в соответствии с его законами специфический товар - рабочую силу, потребление которого (труд) является в то же время процессом создания стоимости. Капитал распадается на две части: постоянный капитал, расходуемый на приобретение средств производства, стоимость которых без изменения переходит на готовый товар, и переменный капитал, расходуемый на покупку рабочей силы. Стоимость переменного капитала изменяется, она возрастает в процессе труда на величину прибавочной стоимости. Отношение прибавочной стоимости к переменному капиталу характеризует степень эксплуатации наёмного труда капиталом.
Марксистская П. э. различает два способа производства прибавочной стоимости: производство абсолютной и относительной прибавочной стоимости. В первом случае рост производства прибавочной стоимости достигается за счёт удлинения рабочего дня, во втором (при неизменной продолжительности рабочего дня) - за счёт сокращения времени, необходимого для воспроизводства рабочей силы, и увеличения прибавочного рабочего времени. Сокращение необходимого рабочего времени достигается путём повышения производительности труда и проходит три исторические ступени: Простая капиталистическая кооперация, Мануфактура, Машинное производство. В процессе перехода от кооперации к мануфактуре, а от последней к капиталистической фабрике формальное подчинение труда капиталу сменяется его реальным подчинением.
Превращение части прибавочной стоимости в капитал представляет собой Накопление капитала. Более быстрый рост постоянного капитала по сравнению с переменным (рост органического строения капитала) ведёт к накоплению на одном полюсе капиталистического общества богатства, на другом - нищеты, порождает резервную армию труда, безработицу. Производство прибавочной стоимости - Основной экономический закон капитализма.
Прибавочная стоимость, созданная трудом наёмных рабочих, распределяется между различными группами капиталистов и принимает форму прибыли (предпринимательского дохода), торговой прибыли и ссудного процента. Специфической формой прибавочной стоимости в сельском хозяйстве является земельная рента, в добывающей промышленности - горная рента.
Капиталистический способ производства ведёт к значительному увеличению производительных сил на основе использования машинной техники, растут размеры предприятий, углубляется общественное разделение труда. Рост обобществления производства и развитие производительных сил - историческая миссия капитализма. Вместе с тем господство частной капиталистической собственности на средства производства на определённом этапе становится тормозом дальнейшего развития производительных сил. Углубляется основное противоречие капитализма - между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения. Объективные закономерности развития требуют разрешения этого противоречия: замены капиталистического способа производства коммунистическим, основанным на общественной собственности на средства производства. Одновременно с этим в рамках буржуазного строя вырастает сила, способная осуществить эту замену - рабочий класс.
На рубеже 19-20 вв. капитализм вступил в новую стадию своего развития - империализм. Анализ экономической сущности и основных признаков империализма (монополистического капитализма) был дан В. И. Лениным в труде «Империализм, как высшая стадия капитализма».
При исследовании закономерностей развития империализма В. И. Ленин опирался на богатый материал, собранный в работах Дж. А. Гобсона (Великобритания) и ряда др. буржуазных учёных. Основными признаками империализма являются: концентрация производства и образование монополий, финансовый капитал и финансовая олигархия, вывоз капитала, экономический раздел мира между союзами монополий, территориальный раздел мира. Историческое место империализма определяется тем, что он является, во-первых, монополистическим капитализмом, во-вторых, паразитическим и загнивающим капитализмом, в-третьих, умирающим капитализмом (кануном социалистической революции). Создав марксистскую теорию империализма, В. И. Ленин одновременно дал критику его буржуазных и реформистских концепций.
Во 2-м десятилетии 20 в. в связи с первой мировой войной 1914-18 и победой Великой Октябрьской социалистической революции возникает общий кризис капитализма, охватывающий капиталистическую систему в целом, её экономику, политику, идеологию. В нём отражается дальнейший рост противоречий капитализма, процесс постепенного отпадения от мировой капиталистической системы всё новых и новых стран, образование и рост мировой системы социализма. В эпоху общего кризиса капитализма происходит распад колониальной системы империализма.
Современный этап в развитии капиталистического способа производства характеризуется ростом государственно-монополистического капитализма, объединяющего силу государства с силой монополий. Развивается государственно-монополистическое регулирование экономики, её прогнозирование и программирование. Государственно-монополистический капитализм, являясь новой ступенью обобществления производства, ещё более обостряет основное противоречие капитализма. Перед учёными-марксистами, разрабатывающими теорию П. э. современного капитализма, стоят задачи, связанные с глубоким анализом новых явлений и процессов в развитии экономики современного капитализма, происходящих, в частности, под воздействием современной научно-технической революции, с изучением механизма воздействия буржуазного государства на процессы общественного воспроизводства и модификацию экономического цикла, движения цен, инфляции и валютных отношений.
V. Политическая экономия социализма
П. э. социализма - часть П. э. коммунистического способа производства в целом. Она изучает производственные отношения многоукладной экономики переходного периода от капитализма к социализму, раскрывает закономерности развития общественного производства, присущие первой фазе коммунистического способа производства (систему социалистических производственных отношений, действие экономических законов, их использование в практике планового управления народным хозяйством), а также изучает особенности их проявления на тех или иных этапах развития самого социализма. Построение в СССР развитого социалистического общества, характеризующегося высокой степенью зрелости материально-технической базы и системы производственных отношений, создаёт условия для наиболее полного и последовательного изучения и использования преимуществ социализма. Зрелость социалистических производственных отношений, достижение ими наиболее высокой ступени развития - важная предпосылка дальнейшего углублённого анализа их сущности и форм проявления.
Главным объектом изучения П. э. социализма являются производственные отношения социализма и прежде всего лежащая в их основе общественная Социалистическая собственность на средства производства, которая характеризует способ присвоения материальных и духовных благ в интересах трудящихся масс. В СССР и др. социалистических странах общественная социалистическая собственность существует в двух формах - государственной и кооперативной.
Господство общественной социалистической собственности и формирование на её основе единых общенародных интересов обусловливают направленность развития социалистического производства - его подчинение интересам всё более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей народа, всестороннего развития всех членов общества. Это находит выражение в основном экономическом законе социализма.
Общественная собственность на средства производства обусловливает также возникновение и действие закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства, который характеризует возможность и необходимость согласованной деятельности общества, предвидение результатов этой деятельности, плановое управление общественным производством, включающее сознательную выработку целей экономического развития и способов их достижения.
П. э. социализма изучает особенности действия в условиях социализма экономических законов, свойственных всем или ряду общественно-экономических формаций: Экономии времени закона, Возвышения потребностей закона, опережающего (преимущественного) роста производства средств производства закона (См. Опережающего роста производства средств производства закон).
Важное место в П. э. социализма занимает изучение товарно-денежных отношений и присущих им экономических законов (закона стоимости, законов денежного обращения и др.). Товарно-денежные отношения в условиях первой фазы коммунизма имеют новое, социалистическое содержание. Они планомерно используются социалистическим государством на всех стадиях и ступенях социалистического расширенного воспроизводства как в рамках национальной экономики каждой страны, так и в экономических взаимоотношениях между странами мировой системы социализма. Планомерное использование категорий товарного производства - основа хозяйственного расчёта.
П. э. социализма изучает категории и законы, присущие общественному воспроизводству в целом, а также его отдельным сферам: производству, распределению, обмену и потреблению. Особое внимание на современном этапе социалистического строительства уделяется анализу взаимосвязи двух подразделений общественного производства, соотношению экстенсивных и интенсивных факторов экономического роста, проблемам повышения эффективности производства и всей экономики в целом на основе ускорения темпов научно-технического прогресса, улучшения организации производства и совершенствования управления и планирования всего хозяйственного механизма. П. э. социализма раскрывает социально-экономические аспекты современной научно-технической революции в условиях социализма.
Плановое управление народным хозяйством при социализме опирается на познание и использование системы объективных экономических законов, что обеспечивает органическое единство теории и практики, разработку научных основ экономической политики партии и государства.
П. э. социализма изучает систему планового управления социалистической экономикой, систему, в которой органически сочетаются директивные задания плановых органов и экономические рычаги воздействия на производство (цена, кредит, заработная плата, прибыль и др.). Комплексное изучение управления общественным производством осуществляется при тесном сотрудничестве представителей экономических и иных наук (права, социологии и др.).
С установлением социалистической собственности государство превращается в орган, планомерно управляющий развитием народного хозяйства. П. э. социализма изучает экономическую роль и функции государства, формы и методы социалистического хозяйствования.
Образование мирового социалистического хозяйства вызывает к жизни новую сферу производственных отношений - международные социалистические экономические отношения. Изучение этих отношений и свойственных им законов, процесса интернационализации производства и социалистической экономической интеграции существенно обогащает П. э. социализма.
Наряду с П. э. развивается разветвленная система экономических наук: общеэкономических (планирование народного хозяйства, теория управления экономикой, статистика и др.), функциональных (финансы и кредит, экономика труда, ценообразование и др.) и отраслевых (экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика транспорта и др.). П. э. образует теоретический и методологический фундамент всей системы экономических наук. Успешное развитие экономических наук возможно лишь тогда, когда они опираются на теоретические основы и выводы марксистско-ленинской П. э. В свою очередь П. э. обогащается фактическим материалом, который накапливается в ходе развития конкретных экономических наук.
Разработка научных основ экономической политики и планового управления народным хозяйством составляет практическую функцию П. э. социализма. Эта разработка является тем более успешной, чем глубже проникает наука в сущность социалистических производственных отношений и законов, полнее раскрывает их систему. Наряду с этим П. э. социализма выполняет важные идеологические функции - она служит одним из главных средств формирования коммунистического мировоззрения, вооружает трудящихся знанием коренных отличий и преимуществ социалистической системы хозяйства перед капиталистической, даёт ясную ориентировку в событиях экономической и политической жизни и вселяет уверенность в неизбежном торжестве коммунизма. Изучение П. э. социализма занимает центральное место в системе экономического образования трудящихся. Практическая и идеологическая функции П. э. находятся в органическом единстве, взаимно дополняя друг друга.
Учитывая важную и всё возрастающую роль П. э. в строительстве социализма и коммунизма, КПСС постоянно заботится о её дальнейшем развитии. Партия сосредоточивает внимание учёных-экономистов на разработке наиболее эффективных форм и методов использования объективных экономических законов в практике планового управления народным хозяйством, на совершенствовании перспективного долгосрочного планирования, проблемах ускорения научно-технического прогресса, интенсификации и всемерного повышения эффективности общественного производства, а также на важнейших вопросах развития социалистической экономической интеграции.
Лит.: Маркс К., К критике политической экономии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13; его же. Капитал, т. 1-3, там же, т. 23, 24, 25; его же, Теории прибавочной стоимости, (IV том «Капитала»), там же, т. 26; его же. Критика Готской программы, там же, т. 191; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., По поводу так называемого вопроса о рынках, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3; его же. Карл Маркс, там же, т. 26; его же. Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; его же. Государство и революция, там же, т. 33; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 36; его же. Великий почин, там же, т. 39; его же. Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же; его же, Об едином хозяйственном плане, там же, т. 42; его же, О продовольственном налоге, там же, т. 43; его же, О значении золота теперь и после полной победы социализма, там же, т. 44; его же, О кооперации, там же, т. 45.
Программа Коммунистической партии Советского Союза, М., 1974; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Политическая экономия. Учебник, М., 1954; Политическая экономия, ч. 1 - Капиталистический способ производства, под ред. А. М. Румянцева, М., 1973; Политическая экономия социализма. Уч. пособие, 2 изд., М., 1971; Политическая экономия современного монополистического капитализма, т. 1-2, М., 1970; Курс политической экономии, 2 изд., под ред. Н. А. Цаголова, т. 1-2, М., 1970; Черковец В. Н., О методологических принципах политической экономии как научной системы, М., 1965; Румянцев А. М., О категориях и законах политической экономии коммунистической формации, 2 изд., М., 1966; Пагиков А. И., Экономические проблемы социализма, М., 1970; Абалкин Л. И., Политическая экономия и экономическая политика, М., 1970; его же, Экономические законы социализма, М., 1971; Островитянов К. В., Избранные произведения, т. 1-Политическая экономия досоциалистических формаций, т. 2-Вопросы политической экономии социализма, М., 1972-73.
Л. И. Абалкин.

Политическая Система Общества    Политическая Экономия    Политически