Соль

Значение слова Соль по Ефремовой:
Соль - 1. Вещество белого цвета, представляющее собою кристаллы хлористого натрия с острым характерным вкусом и употребляемое как приправа к пище; поваренная соль.
2. перен. То, что составляет особый смысл, значение чего-л. // Лучшие представители кого-л.
3. перен. разг. То, что составляет яркость и остроту речи. // Слова, выражения, характеризующие такую речь.
4. Химическое соединение, вещество, представляющее собою продукт полного или частичного замещения водорода кислоты металлом.


1. Один из музыкальных звуков, пятая ступень основного диатонического звукоряда, начинающегося с ""до"".
2. Название ноты, обозначающей такой звук.

Значение слова Соль по Ожегову:
Соль - То, что придает особенный интерес, остроту чему-нибудь


Соль Белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяющееся в воде
Соль О лучших представителях какого-нибудь общества, общественной группы
Соль Соединение, в котором водород кислоты замещен металлом
Соль Такое вещество, употр. как приправа к пище

Соль в Энциклопедическом словаре:
Соль - (лат. sol - солнце), в римской мифологии солнечное божество.Император Аврелиан ввел в Риме в 277 культ бога Солнца Непобедимого (SolInvictus), праздник которого отмечался 25 декабря...2) (др.-исл. солнце) ,в скандинавской мифологии богиня солнца, объезжающая небо на колеснице,запряженной двумя конями, сестра месяца Мани.


один из музыкальных звуков, V ступень основного диатоническогодо-мажорного звукоряда. Буквальное обозначение - латинская G.

Значение слова Соль по словарю нумизмата:
Соль - Древняя французская денежно-счетная ед. Название монеты, которая чеканилась в Перу с 1863 г.

Значение слова Соль по Религиозному словарю:
Соль - В римской мифологии бог Солнца. В греческой мифологии ему соответствует Гелиос.

Значение слова Соль по словарю Символизма:
Соль - Означает жизнь, бессмертие, нетленность, постоянство, верность, дружбу, мудрость и знание (sal sapientiae - соль премудрости), душу. Позже стала ассоциироваться также с ценностью, остротой и остроумием. Алхимия: очистка, прояснение, нечто фиксированное, кубический камень, земная природа, тело, соединяющее активное и пассивное начало, дух и душу. Где есть металл, есть сера, и ртуть, и соль; эти три суть Дух, Душа и Тело - природа металла и человека. Соль статична и потому - природный элемент троицы, соль - это не только физическое, но и астральное тело. Сера производит горение, ртуть - испарение, соль помогает фиксировать летучий дух (Валентин). Это принцип негорючести и фиксированности, а в мистическом смысле - тело человека. Кельты: нетленный дух, тогда как земля - тленное тело. Христианство: избранные, божественная мудрость, нечто ценное, чистота, неподверженность порче, предосторожность, превосходство, сила (Матфей, 5:13; Марк, 9:50) Греко-римская традиция: литературное остроумие. Играла важную роль в жертвоприношениях и считалась отвращающей зло: ее клали на губы восьмидневных римских младенцев, чтобы защитить их от злых духов. Вероятно, отсюда пошел христианский обычай давать соль новообращенному перед крещением. В некоторых обрядах освящения соль добавляли в святую воду. Еврейская традиция: духовное различение.

Значение слова Соль по словарю Ушакова:
СОЛЬ
нескл., ср. (ит. sol) (муз.). Одна из нот музыкальной гаммы. Верхнее, нижнее соль. Взять соль.


СОЛЬ
соли, ж. (от латин. solea - подошва) (зоол.). Съедобная морская рыба, широкая и плоская.
СОЛЬ
соли, мн. и, солей, ж. 1. Химическое соединение, вещество, представляющее собою продукт полного или частичного замещения водорода кислоты металлом (хим.). Основные соли. Двойные соли. Отложение солей в суставах (при подагре). Английская соль (вид слабительного). Бертолетовая соль (хлорноватокислое кали) (ошибочно вм. бертолетова, по имени фр. химика Berthollet). Поваренная соль. 2. только ед. То же, что поваренная соль, хлористый натрий в крупицах, употр. как острая, со специфическим вкусом, приправа к пище. Хлеб-соль ешь, да правду режь. Поговорка. Столовая соль. Кухонная соль (более крупная). Положить соли в Суп. Не могу есть без соли. Суп варился без соли. 3. перен., только ед. То, что придает особенный смысл, интерес, остроту чему-н. (разг.). - В чем состоит соль лозунга Ленина? Соль лозунга Ленина состоит в том, что он замечательно метко схватывает триединую задачу партийной работы в деревне: Сталин. 4. перен., только ед. Насмешливость, остроумие (устар.). Крупной солью светской злости стал оживляться разговор. Пушкин. Сколько тут злости, смеха и соли. Гоголь. Аттическая соль (книжн.) - тонкое, изящное остроумие. (По имени др.-греч. области Аттика, славившейся своей богатой и тонкой культурой.) Соль земли (ритор.) - основная творческая сила какого-н. народа. Доказали бы, что они ядро России, соль земли русской. Писемский (о русской интеллигенции).

Значение слова Соль по словарю Даля:
Соль
ж. составное вещество, соединение щелочи и кислоты в одно, по химическому сродству; в сем знач. селитра и купоросы соли, также гипс, известь, мел и пр. | Соль, поваренная, кухонная, солнокислый натр, или хлоровый натрий, известная приправа наш


Соль
ср. муз. пятая нота в порядке, ге.

Значение слова Соль по словарю Брокгауза и Ефрона:
Соль (монета) — перуанская золотая монета и основная монетная единица = 5 франкам.


Соль (растение) — см. Майник.
Соль (рыб.) (Solea vulgaris) — см. Камбаловые.
Соль (хим.) — С. называется огромное количество химических соединений, имеющих определенную химическую функцию, отличающую их от других классов соединений, напр. кислот, оснований, спиртов и пр. С. в настоящее время определяется как кислота (см.), в которой водород замещен металлом; при этом, когда весь водород кислоты подвергается замене, получается средняя С.; если же замещается металлом только часть водорода, получается кислая С. Основной С. наз. такая С., в которой металл соединен частью с галоидной группой кислоты, частью с водным остатком; таким образом, основная С. представляет основание, не вполне насыщенное кислотой. Кислые и основные С. способны при нагревании выделять воду и дают ангидро- или пиросоли, напр. кислая серно-натриевая С. NaHSO 4 дает Na 2S2O7 —пиросерно-натриевую С. Двойными С. наз. С., образованные двумя металлами с одной и той же кислотой или двумя кислотами с одним и тем же металлом, напр. обыкн. квасцы KAl(SO 4)2. Понятие о С. явилось одним из первых обобщений зарождающейся химии, одной из первых попыток классификации накопившихся химических знаний вместе с понятиями об элементах, металлах, щелочах и кислотах. Понятия о С., тесно связанное впоследствии с представлением о кислотах и щелочах (основаниях), более древнего происхождения, чем эти последние. Постепенно развиваясь по мере увеличения запаса химических знаний, учение о С. прошло очень сложный путь, прежде чем вылиться в ту форму, в которой оно принимается теперь, и в развитии его отражались все крупные моменты в истории химии. Название С. появилось от сходства веществ, которым оно давалось, с обыкновенной поваренной С. Сходство это в глазах греков и римлян определялось кристаллическим видом, вкусом и, самое главное, способностью растворяться в воде, подобно поваренной С., и вновь выделяться из воды выпариванием растворов. Количество С., известных древним, было невелико; кроме поваренной С., к солям относили щелочи, соду, поташ, квасцы, нашатырь и нек. др. Характеристика С., как веществ, обладающих известным вкусом и растворимостью, держалась почти до конца XVIII стол.; так, напр. еще Бергман, принимая во внимание вкус, предлагал относить к С. только те вещества, которые растворяются не более, как в 500 ч. кипящей воды, а Кирван предложил сузить этот предел до 200 ч. Благодаря такой характеристике, в средние века к С. относили такие вещества, которые ничего общего с С. не имеют, напр. сахар, и Ньютон даже воду поместил в разряд С. Открытие органических кислот таких, как бензойная, твердых при обыкновенных условиях, имеющих кристаллическое сложение и растворяющихся в воде, следовательно, похожих на С., дало толчок к более широкому толкованию понятия о С.; кислоты эти были отнесены к разряду С., а затем название С. было постепенно перенесено и на минеральные кислоты и щелочи. Еще в 1793 г: Фуркруа, в своем учебнике естественной истории и химии, причисляет к С. кислоты, щелочи и щелочные земли. Придавая названию С. такое общее значение, для указания частных случаев вводят новые обозначения: кислые С., щелочные С., средние С. (просто С. или составные С.), для указания кислот, щелочей и настоящих С. Несмотря на такое широкое толкование, которое дается определению С., любопытным является то обстоятельство, что известные тогда С. тяжелых металлов, напр. железный и медный купоросы, свинцовый сахар и пр., долгое время не причислялись к С.; их соединяли в особую группу под именем "vitreolum" и считали полуметаллами, т. е. чем-то средним между металлическими телами и неметаллическими. Название "vitreolum" появляется в конце XII стол. и обязано своим происхождением, вероятно, стеклянному блеску, который имеют кристаллизованные С. Признаком "vitreolum" было происхождение от металлов (известных тогда), и у Парацельса встречается по этому поводу длинное рассуждение, что квасцы есть настоящая С., а медный купорос, заключая металлическое вещество, не С., а "vitreolum". В 1728 г. Жоффруа (Geoffroy) показал, что вещества, которые называются "v i treolum", чаще всего содержат в своем составе серную кислоту и по своей натуре принадлежат к С.; с тех пор название его (купорос) стали употреблять для обозначения серно-кислых С. и С. тяжелых металлов мало-помалу перестают выделять в особую группу. Наряду с понятием о С., как о классе веществ, обладающих известными признаками, в XVI и XVII стол. ему придают особое значение. Basilius Valentinus в числе элементов, из которых составлены металлы, ставит и С. (именно ртуть, сера и соль); по мнению Парацельса, С. являлась принципом нелетучести, несгораемости металлов в противоположность сере и ртути, и существование этих элементов он признавал не только в металлах, но и во всех других телах. Мемери (1675) причиной веса тел считает элемент С. — sel principe. Среди элементов помещает С. и Бекер (1671), считая ее принципом негорючести и минерального характера тел. Против такого понятия о С. восставал Бойль. По мере изучения свойств кислот и щелочей устанавливалась связь между ними и С. Ван-Гельмонт был первый, который указывал, что кислоты, соединяясь со щелочами, образуют С. Глаубер этим путем приготовил несколько новых С. и, между прочим, серно-натровую С., названную по его имени глауберовой С. Соли, образованные соединением кислот со щелочами (основаниями), называли средними, или нейтральными, солями, так как в них не замечалось ни свойств кислоты, ни свойств щелочи. Лемери называл их "sel sal é " и определял как смесь щелочи и кислоты или как щелочь, загрязненную или наполненную кислотой. Очень смутные воззрения на С. имел Сталь; хотя средние С. он считал образованными из кислоты и основания, но считал С., кислоты, щелочи и земли за вещества аналогичные, способные переходить одно в другое. С., по его мнению, составляют переход между щелочами и кислотами и состоят из всеобщей кислоты (Universals ä ure), земли и воды; эти же элементы входят в состав кислот и щелочей, но в разных пропорциях; подобные взгляды на состав С. высказываются и во времена Лавуазье. Макер в своем учебнике химии 1756 г. отводит С. особую главу "Des substances salines en general": сюда входят кислоты, щелочи и собственно С. — sels neutres, образованные соединением щелочей с кислотами. Признавая существование 4-х элементов (земля, вода, воздух, огонь), из которых образованы все тела, он принимает, что С. вообще состоят из соединения земли и воды и потому имеют с ними много сходства, напр. при накаливании они летучи, как вода, хотя гораздо труднее ее, что зависит от присутствия нелетучей земли. С. могут быть обращены в воду и в землю растворением или прокаливанием. Различные С. отличаются между собой количеством земли или качеством ее, а также примесью других элементов и пр. Установлением правильных взглядов на С. химия много обязана Руэлю (Rouelle) в середине XVIII в.: С., по Руэлю, есть соединение кислоты с каким-либо веществом, которое является для нее основанием и дает ей твердый вид; только такой способ образования определяет принадлежность к С.; другие признаки, как растворимость в воде и вкус, которые прежде играли важную роль в определении С., не принимаются во внимание, и Руэль в число С. включает каломель и хлористый свинец. Руэль указал (1754), что С. (как тогда называли средние С.) могут быть образованы из соединения основания и кислоты в разных пропорциях; в одних С. кислоты больше, чем требуется для образования средней, нейтральной С.; такие С. имеют кислую реакцию на лакмус, легко растворимы в воде; другие (настоящие средние С.) содержат кислоты, сколько нужно для насыщения основания, и третьи содержат кислот меньше, чем требуется; они труднее растворимы в воде или даже совсем не растворяются. Руэль отмечает, что в первых С. (теперь кислые С.) кислота не является простой примесью, а находится в химическом соединении. Бомэ отвергал существование солей с избытком основания или кислоты и считал подобные соединения смесями, указывая, напр., что избыток кислоты можно удалить промыванием и пр. По мере того, как устанавливается взгляд на С., как на соединение кислоты с основанием, начинают появляться исследования, в каких весовых количествах образуются эти соединения. Это были первые попытки установки стехиометрических законов, управляющих химическими соединениями. Резкая разница между свойствами кислот и оснований, в сравнении со свойствами получающихся из их соединения С., давала возможность производить подобные определения, несмотря на несовершенство экспериментальных средств и неясность теоретических понятий. Гомберг (Homberg) в 1633 г. произвел ряд опытов, чтобы выяснить, сколько требуется уксусной, соляной, азотной и серной кислот для насыщения одного и того же количества поташа; результата получился такой, что количества кислот примерно одинаковы. Подобными наблюдениями после него занимались Бергман, Кирван в 1775—85 гг., Венцель, Рихтер и др. Бергман поставил себе задачу выразить численно сродство между основаниями и кислотами. Он предполагал, что одно и то же количество основания тем больше требует кислоты для своего насыщения, чем больше у них сродства друг к другу; то же, предполагал он, происходит и при насыщении одной и той же кислоты различными основаниями. Он нашел, что для насыщения 100 ч. едкого кали требуется 78,5 серной кисл., 64 ч. азотной, 51,5 ч. соляной; для насыщения же 100 ч. едкого натра 177 ч. серной кисл., 135,5 ч. азотной кисл., 125 ч. соляной кисл. В том и другом случае порядок кислот остается один и тот же. Дальнейшие опыты показали неточность чисел Бергмана и вместе с тем ошибочность его выводов. С подобной же целью определял и Кирван состав различных солей (калия, натрия, аммония, стронция, бария и кальция с кислотами серной, азотной, соляной и угольной). Идеи его о сродстве разнились от идей Бергмана в том, что, по Кирвану, сродство между кислотой и основанием тем меньше, чем больше требуется кислоты для насыщения основания. Совершенно другой путь в своих исследованиях С. избрал Венцель. Он обратил внимание на следующее явление, бывшее известным также Бергману и др. химикам: если две нейтральные С. вступают в обменное разложение, то продукты разложения получаются тоже нейтральными, напр. при взаимодействии нейтрального азотно-кислого кальция и серно-кислого калия получаются нейтральные гипс и селитра. Для объяснения этого явлении Венцель положил, что когда известные количества разных оснований насыщают одно и то же количество какой-нибудь кислоты, то те же количества оснований будут насыщать одно и то же количество и всякой другой кислоты; другими словами, отношение между весовыми количествами оснований, потребных для насыщения одного и того же количества какой-либо кислоты, сохраняется и для всех других кислот. Допустим, говорит Венцель, что мы растворяем в воде 363 ч. азотно-кислого кальция (по анализу Венцеля, они содержат 123 ч. извести и 240 ч. серной кислоты) и смешиваем с раствором серно-кислого калия (по Венцелю, на 240 ч. серной кисл. в нем находится 290,4 едкого кали). Венцель предварительно нашел, что 240 ч. серной кисл. нейтрализуют 162,5 ч. извести, поэтому для нейтрализации 123 ч. извести, находящейся в растворе в 363 ч. азотно-кислого кальция, нужно 181,5 ч. серной кисл. Отсюда легко высчитать, что серно-кислого калии нужно взять 401,5 ч., чтобы иметь требуемое количество серной кисл. для насыщении взятой извести. При смешивании 363 ч. азотно-кислого кальция с 401,5 ч. серно-кислого кальция, следовательно, известь будет нейтрализована и выделится в виде гипса, а в растворе останутся 240 ч. азотной кисл., бывшей в азотно-кислом кальции, и 220 ч. едкого кали, бывшем в серно-калиевой С. (401,5—181,5). По опытам Венцеля, как раз примерно такое количество (222,35 ч.) едкого кали и нужно для нейтрализации азотной кислоты. Результат опыта, таким образом, подтверждает вышеуказанное положение Венцеля, именно, когда различные количества извести и едкого кали (123 ч. и 220 ч.) насыщают одно и то же количество серной кислоты (181,5 ч.), те же количества (123 и 222) насыщают одно и то же количество азотной кислоты (240 ч.). Свои результаты Венцель проверил на многих опытах. Делая дальнейшие заключения из своих исследований, Венцель пришел к выводу, что нейтральность С. при обменных разложениях не меняется, т. е. что количества оснований и кислот, соединяющихся между собой для образования нейтральной (на лакмус) С., не изменяются, так что состав нейтральных С. постоянен. Венцель указал, что, зная состав двух нейтральных С., вступающих между собой в обменное разложение, и одной из вновь получающихся С., можно простым вычислением найти состав второй новообразованной С. Подобные расчеты были критерием для точности его анализов и являлись для него руководящей нитью в его работах; когда получались разногласия между его теорией и практикой, Венцель старался отыскать ошибку анализа и делал соответственные поправки. Основой для своих заключений он ставил вес веществ, которые брались им для реакции; таким образом, Венцель руководился принципом, который впоследствии проповедовал и поставил в основу всего естествознания Лавуазье. Воззрения Венцеля мало обратили на себя внимание современников и объяснялись ошибками анализов, так как они противоречили идеям Бергмана и Кирзана, анализы которых считались более точными; неуспех Венцеля объясняется еще и тем обстоятельством, что все взгляды ученых того времени были обращены на Лавуазье, идеи которого волновали весь ученый мир. Такая же участь постигла и исследовании другого немецкого ученого — Рихтера. Деятельность Рихтера замечательна стремлением всюду в химии ввести математику, о чем он трактует в своей первой диссертации на ученую степень (1789 г.) "De usu matheseos in chymia";ему же химия обязана введением термина "стехиометрия" (от греч. слова στοιχειον). Подобно Бергману, Кирвану, Венцелю и др., Рихтер отыскивал закономерность в количествах, в которых кислоты соединяются с основаниями для образования нейтральных С. Он расположил в ряд веса оснований, необходимых для нейтрализации определенного веса каждой кислоты, то же самое он сделал и с кислотами. Подобно Венцелю, Рихтер нашел, что отношение однозначных членов, напр. в ряде оснований, одно и то же для двух разных рядов; таким образом можно вычислением определять состав недостающих членов ряда. Стремясь, во чтобы то ни стало, найти закономерность в величине членов одного и того же ряда, Рихтер пришел к неверному заключению, которое он настойчиво проводил в своих исследованиях; именно, что в рядах оснований члены образуют арифметическую прогрессию, а в рядах кислот — геометрическую. Он думал, что количества трех известных щелочей, насыщающих одно и то же количество какой-нибудь кислоты, образуют ряд а, а + b, а + 5b; прочие основания дают ряд а, а + b, a + 3b, a + 9b, а + 19b. Минеральные кислоты (плавиковая, соляная, серная, азотная) при насыщении одного и того же основания образуют ряд с, cd3, cd5, cd7, остальные кислоты (исключая фосфорной) ряд с, сd 3, cd4, cd8, cd11, cd14, cd15, cd16 и пр.; недостающие члены в этих рядах он приписывал еще не открытым основаниям и кислотам. Рихтер делал множество анализов С., хотя результаты его уступают в точности определениям Венцеля; кроме того, стремясь всю химию выразить одной таблицей, составленной на основании нескольких математических формул, и действуя под влиянием предвзятых идей о рядах, он исправлял свои анализы, если встречал противоречие между своими теоретическими соображениями и опытом, и тем вызывал недоверие к своим выводам. Напр., Тромстдорф, анализируя апатит, думал найти в нем особую землю (основание), которому он дал свое название. Рихтер указал, что новооткрытая земля как раз подходит к недостающим членам его рядов; однако, вскоре затем было выяснено, что новая земля есть не что иное, как фосфорно-кислый кальций! Существует еще один важный вопрос для теории С., над решением которого работал Рихтер — это вытеснение одних металлов другими из раствора С. Еще Парацельс знал, что ртуть вытесняет золото из растворов его соединений, железо — медь из медного купороса и пр., некоторые из металлических кристаллических осадков назывались деревьями, напр. дианино дерево (серебро), сатурново дерево (свинец) и пр. В 1782 г. Бергман написал трактат о составе металлов, о количестве флогистона, находящегося в них. Он обратил внимание на факт, что при вытеснении одного металла другим из нейтральной С., нейтральность раствора не изменяется; таким образом, нового металла переходит в раствор столько, сколько требуется для образования нейтральной С. с оставшейся кислотой. В дальнейшем получался следующий вывод. С. состоят из основания — земли металла (элемент) и кислоты. Металл есть соединение земли с флогистоном. При вытеснении одного металла другим, очевидно, флогистон взятого металла соединяется с землей выделенного; таким образом, количество флогистона в первом и во втором металле должно быть одинаково. Если перевести это на настоящей язык, заменивши понятие о флогистоне понятием о кислороде (который должна выделить земля, чтобы восстановиться в металл), то мысль Бергмана примет следующую форму: металл, вытесняющий другой металл из нейтральной С., требует для своего окисления до того, чтобы превратиться в основание, нейтрализующее один и тот же вес кислоты, столько кислорода, сколько и вытесненный металл. К тем же выводам пришел и Рихтер. Рихтер принадлежал к последователям Лавуазье, но в своих сочинениях придерживался выражений приверженцев флогистона. Рихтер знал, что в различных основаниях, насыщающих одно и то же количество кислоты, находится одинаковое количество кислорода, он определял отношение этого кислорода к весу кислоты и пр. Этим вопросом впоследствии занимался много и Берцелиус. Лавуазье, производя реформу химических понятий, дал определения для кислот (см.) и оснований (см.); С. он определил как соединения кислот и оснований. Определение состава галоидоводородных кислот, цианисто-водородной кислоты, сероводорода и т. п., а также аммиака, не содержащих в своем составе кислорода, показало, что не один только кислород служит носителем и агентом, вызывающим кислотные свойства, а такую же роль могут играть галоиды, сера, группа циана и пр. Определяя кислоты как соединение водорода с подобными группами (см. Кислоты), Дюлонг предложил смотреть на С., как на кислоты, в которых водород замещен металлом. Берцелиус делил С. на два класса: 1) галоидные С., которые образованы прямым соединением металла с солеродом (галоидом) — хлором, бромом, йодом, фтором, цианом, сернистым цианом CNS и некоторыми другими, и 2) амфидные С., образованные соединением окислов, сернистых, селенистых, теллуристых металлов с соответственными кислородными, сернистыми и др. кислотами. Связь между металлами и галоидными группами или между основаниями и кислотами, по Берцелиусу, обуславливалась действием электрических сил; частицы металлов или оснований представлялись заряженными положительным электричеством, частицы галоидов или кислот — отрицательным; в С. эти электричества представлялись нейтрализующими одно другое. Подобные воззрения на связь между составными частями С. развились под влиянием открытых в конце XVIII и в начале XIX стол. фактов разложения С. электрическим током; с С. они были перенесены и на другие тела (см. Электрохимическая теория). Смена электрохимической теории унитарной теорией (см.) Жерара и Лорана внесла новые взгляды на взаимную связь между составными частями солей. Для получения С. имеется множество способов. Они образуются прямым соединением металла с галоидами, напр. натрий и хлор дают поваренную соль Na + Cl = NaCl; растворением металла в кислоте, напр. железо с серной кислотой дает железный купорос и водород Fе + Н 24 = Н 2 + FеSО 4; соединением основания с кислотой, причем выделяется вода, напр. известь и серная кислота дают гипс: СаО + Н 2 О 4 = CaSO4 + H2O; обменным разложением, напр. азотно-кислое серебро и поваренная соль дают хлористое серебро и селитру: AgNO3 + NaCl = AgCl + NaNO3 причем сюда можно отнести случаи вытеснения одного основания другим из его соединения с кислотой, вытеснение одной кислоты другой из С. и даже вытеснение одного металла другим из С. Получаются С. также соединением двух С. — так образуются по большей части двойные С. — напр. хлористый калий и хлорная платина дают двойную С. 2КCl + PtCl 4 = K2PtCl6; разложением С., напр. селитра, при накаливании обращается в азотисто-калиевую С. и кислород: KNO3 = KNO2 + O окислением С. и пр. Изучение физических и химических свойств С. играло важную роль в развитии теоретических воззрений химии, напр. исследование кристаллической формы С. породило учение об полиморфизме, изоморфизме и пр.; тепловой эффект, получающийся при образовании С., дал обильный материал для установки законов термохимии; разложение С. под влиянием электрического тока вызвало ряд электрохимических учений; исследование растворимости С., удельного веса их растворов, упругости пара растворов и температуры замерзания их и пр. расширило первоначальное понятие о химическом соединении, выработанное на основании закона кратных отношений, дало новые методы для определения частичных весов и т. п. Чтобы изложить все это, пришлось бы коснуться всех областей теоретической химии. Оставляя в стороне различные свойства С. (см. соответственные статьи "Словаря"), можно только несколько остановиться на одном характерном явлении — способности С. вступать в обменное разложение. Две С. Мх и Ny, реагируя между собой, дают место образованию двух новых С. Mx + Ny = My + Nx которые получаются таким образом, что металл одной С. становится на место металла другой. При соответственных количествах С. Мх и Ny указанная реакция в одних случаях идет до конца, т. е. после взаимодействия вместо взятых С. появятся С. My и Nx; в других же случаях реакция неполная, и остается часть солей Мх и Ny. Бертоллет показал, что второй случай наиболее общий; что при взаимодействии двух С. m Мх и n Ny устанавливается система подвижного равновесии из четырех солей Мх, Ny, My, Nx; количества образовавшихся С. My или Nx будут зависеть от отношения реагирующих масс т Мх и n Ny. Бертоллет показал, что реакция между С. Мх и Ny идет до конца только в том случае, когда одна из образующихся С. My или Nx удаляется из круга реакции вследствие нерастворимости, летучести или других каких-либо причин, лежащих в свойствах возникающих тел. Изучение явлений химического равновесия при обменном разложении С. видоизменило представление о химическом сродстве, определило роль масс реагирующих тел, влияние физических условий и пр. С. Л. Вуколов. Δ.
Соль (этнограф.) Многие народы живут без С.; одни из них, напр. полинезийцы, макают мясо в морскую воду, которую держат наготове в ореховой скорлупе; другие пользуются приправой из острых трав или золой их. Где много С., там она скоро становится необходимой приправой к пище, и разные племена стараются завладеть такими местами. С. уже в глубокой древности, как приправа к кушаньям, вошла в жертвоприношения и в зависимости от этого получила священное, мистическое значение. Кусочки С., лежавшие на жертвенном животном, стали сберегаться. Плиний говорит, что у римлян "ни одно жертвоприношение не обходилось без С.". Овидий в "Фастах" замечает, что блестящие кусочки чистой С. (lucida mica puri salis) употреблялись при жертвоприношении. В римской церкви С., как талисман, употребляется при крещении ребенка, и ныне в Италии еще очень дорожат амулетами из кусков соли. С. в значении амулета встречается во всей Западной Европе, в России, в Египте, в Японии. Солью обрызгивают новорожденных, молодых, дойных и тельных коров; кусочки С. бросают в печь от сглаза. Много обрядов этого рода указано в "Melusine", 1893, № 10, стр. 235—236. В Сенегамбии верование, что С. — лучший оберег, так велико, что для устранения порчи считают достаточным сказать: "Мы едим С.". И. Сумцов.

Определение слова «Соль» по БСЭ:
Соль - см. Соли, Соли природные, Натрия хлорид.


Соль - один из музыкальных звуков, V ступень основного до-мажорного диатонического звукоряда (см. Ступень, Сольмизация). Буквенное обозначение звука соль - лат. G.
Соль (исп. sol, буквально - солнце)
денежная единица Перу. Введена в феврале 1930 вместо перуанского фунта. 1 С. равен 100 Сентаво.

Солфорд    Соль    Соль-Илецк Сольмизация